Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

Гражданская правоспособность лица - это его способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом.
Правоспособность присуща любому человеку как биосоциальному индивиду и не зависит от его умственных способностей или состояния здоровья.

Файлы: 1 файл

Конт.6 .docx

— 43.43 Кб (Скачать)
  1. Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.

Гражданская правоспособность лица - это его способность иметь  гражданские права и нести  обязанности, возникающая с момента  рождения и устанавливаемая законом.

Правоспособность присуща  любому человеку как биосоциальному индивиду и не зависит от его умственных способностей или состояния здоровья. Она возникает с момента рождения конкретного физического лица и  прекращается с его смертью или  после объявления в установленное  порядке данного человека умершим  на основании презумпции безвестного  отсутствия в течение определенного  законом срока.

Как устанавливается Гражданским  кодексом, гражданская правоспособность физического лица определяется его  личным законом. При этом иностранные  граждане и лица без гражданства  пользуются в Российской Федерации  гражданской правоспособностью  наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Иностранцы, в силу предоставляемого им национального режима, вправе заниматься на территории Российской Федерации  предпринимательской, благотворительной  и иной деятельностью; самостоятельно или совместно другими субъектами создавать в установленном порядке  юридические лица; иметь имущество  на праве собственности; наследовать  и завещать имущество; совершать  не противоречащие закону сделки и  участвовать в обязательствах; иметь  иные имущественные и личные неимущественные  права.

В отличие от граждан РФ, для иностранных граждан установлены  ограничения в области труда, связанные с их принадлежностью  к другому государству. Например, они не пользуются избирательным  правом и, следовательно, не избираются в органы государственной власти; они не участвуют во всенародном  голосовании (референдуме); не могут  назначаться на отдельные должности  или занятие такой деятельностью  связаны с принадлежностью к  гражданам РФ.

При соблюдении установленных  правил проживания в РФ иностранные  граждане имеют право передвижения по территории РФ. Ограничения в  передвижении и выборе места жительства допускаются для обеспечения  государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья, защиты прав и законных интересов граждан  РФ.1

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, обязаны соблюдать  законы, уважать Конституцию РФ, традиции и обычаи народов России.

Предоставление национального  режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских  правах россиянами, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из гражданского законодательства РФ (например, обязанности по возмещению в соответствующих случаях морального и имущественного вреда). Предусмотрено  разделение всех иностранцев на две  категории: постоянно проживающих  и временно пребывающих на территории нашей страны. Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране существенным образом определяет его правовое положение. Поэтому в таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспечение жилищем, предоставление медицинской помощи, образование, иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, полностью приравниваются в правах к гражданам России.

 Несмотря на то, что  в нашей стране правовое положение  иностранцев в целом приравнивается  к правовому положению российских  граждан, статус первых и вторых  не может совпадать полностью.  Поэтому федеральное законодательство  Российской Федерации устанавливает  определенные изъятия прав иностранных граждан.

Так, иностранные граждане не могут занимать высшие государственные  должности, избирать и быть избранными в представительные органы власти, нести воинскую повинность, быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами  экипажей речных, морских и воздушных судов, машинистами железнодорожных локомотивов и т. д.

В ряде российских законов  для иностранцев содержатся ограничения  для осуществления права на занятие  определенными видами деятельности. Так, например, в области предпринимательской  деятельности к иностранцам предъявляются  дополнительные требования: иностранцам  предоставляется право заниматься предпринимательской деятельностью в России при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства.

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Федеральным Законом. Иностранцы пользуются в Российской Федерации, как правило, такой же гражданской правоспособностью, как и российские граждане.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Правоспособность иностранного лица неразрывно связана с его правовым статусом и определяется следующими условиями: иностранец пользуется правами и выполняет обязанности, вытекающие из его гражданства лишь в той мере, в какой это допускается государством пребывания, не противоречит его суверенитету и безопасности.

В соответствии со ст. 38 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации иностранные граждане имеют право обращаться в суды Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Термин «безгражданство» в теории права определяет такое правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-нибудь государства. «Безгражданство» может быть абсолютным (без гражданства с момента рождения) и относительным (безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства).

Необходимо отметить тенденцию  большинства правовых государств бороться с правовой аномалией «безгражданство» Результатом стало создание таких необходимых международно-правовых документов как Всеобщая декларация прав человека 1948г. и Европейская конвенция о гражданстве, где провозглашено право на гражданство. Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными.

В России статус лиц без  гражданства приравнивается к статусу  иностранных граждан. Однако необходимо определить важный момент: иностранное  дипломатическое представительство  не вправе оказывать лицам без  гражданства в Российской Федерации  защиту. Как и иностранные граждане, лица без гражданства не несут  воинской обязанности, не обладают таким  конституционным правом на территории Российской Федерации как избирательное, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев. Россия не принимает участие ни в  одном международном договоре, специально посвящённым лицам без гражданства  и ограничивается внутренними мерами.

Обеспечивая защиту лицам  без гражданства и используя  концепцию защиты прав человека, Россия ориентируется на европейские стандарты. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами в Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Одной из характеристик  правового государства является тот факт, что оно, подчиняясь международному контролю и взятым на себя обязательствам, предоставляет всем лицам без  гражданства, находящимся на его  территории, определённые права на участие в социальной, экономической, общественной жизни общества, пока они не приобрели статус гражданства.

Следовательно, лица без  гражданства, в том числе беженцы, могут участвовать и в гражданско-правовых отношениях, которые являются неотъемлемой частью экономико-социальной жизни  российского общества. Такое участие  обеспечивает лицам без гражданства  правоспособность и дееспособность, определяемая российским законодательством.2

Ст. 2 Гражданского кодекса  РФ предусматривает, что правила, установленные  гражданским законодательством, применяются  к отношениям с участием лиц без  гражданства.

Приобретение лицами без  гражданства гражданства Российской Федерации – самостоятельный  факт, характеризующий правоспособность иностранных граждан и лиц  без гражданства.

Вопрос приобретения лицами без гражданства регламентирован  в Законе «О гражданстве Российской Федерации».

Содержание правоспособности граждан  образует те имущественные и личные неимущественные права и обязанности, которыми гражданин согласно закону может обладать. Перечень, которых  дан в ст. 18 ГК, в соответствии с ней, гражданин может:

-  иметь имущество на праве собственности;

-  наследовать и завещать имущество;

-  заниматься предпринимательской и любой другой не запрещенной законом деятельностью;

-  создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими или юридическими лицами;

  • совершать любые не противоречившие закону сделки и участвовать в обязательствах;

-  избирать место жительства;

  • иметь права авторов приведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
  • иметь иные имущественные и личные неимущественные права;

Между тем в п. 1 ст. 17 ГК указывается  и на способность граждан “нести обязанности”. В данном случае законодатель уделяет внимание главному в содержании правоспособности – правам.

Но косвенное указание на обязанности в законе присутствует. Например, с несением обязанностей связанно и право иметь имущество  собственности. Ст. 210 ГК предусматривает, что собственник несет бремя  содержания принадлежащего ему имущества, т. е. определенные обязанности.

Таким образом, в содержании правоспособности, безусловно, входит и упомянутая в  п. 1 ст. 17 ГК способность нести обязанность (исполнить обязательство, возместить причиненный вред и т. п.)

В ст. 18 ГК перечислены наиболее важные (с точки зрения законодателя) права, которые могут быть у гражданина. Это наиболее существенное из перечисленных  прав и они носят конституционный  характер.

Как и для любого субъективного  права, так и для правоспособности характерны некоторые пределы и  границы.3

Для характеристики гражданской правоспособности принципиальное значение имеет закрепленное законом равноправие граждан. Равноправие  граждан, означает нечто иное, как  равенство правоспособности граждан.

Следовательно, согласно букве закона все граждане обладают равной по содержанию правоспособностью, никто не имеет ни каких привилегий и преимуществ способности обладать правами. Российские граждане признаются полностью равноправными независимо от пола, расы, национальности, языка.

Отклонения от этого принципа нельзя видеть в том, что некоторые граждане фактически или по прямому указанию закона не могут (неспособны) обладать отдельными правами и обязанностями (несовершеннолетние, психически больные). Некоторые авторы полагают, что, правоспособность некоторых граждан может иметь специальный характер. Мне думается, что, в отличие от юридического лица, граждане не могут иметь общий и специальный правоспособности. Она для них одна.

Правоспособность признается за гражданином  законом. При этом согласно закону гражданин  не вправе отказаться от правоспособности или ограничить ее. Следовательно, для  правоспособности характерна не отчуждаемость. Это непременный признак правоспособности физических лиц. От правоспособности нельзя отказаться, ее нельзя передать другому и, наконец, нельзя даже в судебном порядке лишить правоспособности.

Однако ГК РФ предусматривает ограничение  правоспособности, приравнивая ее в этом смысле к дееспособности. Но если рассматривать правоспособность физического лица как неотчуждаемое свойство, неотчуждаемое в целом, а потому не делимое, напрашивается вывод: правоспособность гражданина ограничить невозможно даже на время или навсегда как в уголовном, так и в гражданском порядке. Я думаю, что ограничить можно лишь право, а не правоспособность. Поэтому все требования, которые предъявляются к ограничению дееспособности, здесь не применимы.

Гражданин вправе с соблюдением  установленных законом требований распоряжаться субъективными правами (продать или подарить принадлежащую  ему вещь и так далее), но не может  уменьшить свою правоспособность.

Интересным обстоятельством, на мой  взгляд, является, то, что гражданин, имея право отказаться от конкретного  субъективного права, передать его  другому лицу (например, право собственности  на конкретную вещь), не может отказаться от правоспособности полностью или  от какой-либо ее части.

Государство гарантирует правоспособность граждан, “недопустимость лишения и ограничения правоспособности гражданина”:

  1. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законах.
  2. Не соблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет не действительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.

Информация о работе Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства