Международные кредитные и расчётные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:46, реферат

Краткое описание

Появление и дальнейшие изменения в международных расчетах связаны с развитием и интернационализацией товарного производства и обращения. В них отражается относительно обособленная форма движения стоимостей в международном обороте в силу несовпадения периодов производства и реализации товаров, удаленности рынков сбыта. Международные расчеты охватывают расчеты по внешней торговле товарами и услугами, а также некоммерческим операциям, в том числе связаны со строительством объекта за границей и оказанием помощи развивающимся странам.
Международный кредит - это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений.
Целью данной работы является рассмотреть международно-кредитные отношения, а также законодательство РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ 4
2. ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЁТОВ 6
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ 11
3.1 Государственное регулирование международных кредитных отношений 11
3.2 Формы межгосударственного регулирования международного кредита 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Библиография 18

Файлы: 1 файл

МЧП.docx

— 45.21 Кб (Скачать)

     «В международных расчетах используются также чеки, впервые появившиеся в XVI в. в виде квитанции кассиров, которые за хранение денег взимали проценты с вкладчиков. Если платеж осуществляется с помощью чека, то должник (покупатель) либо самостоятельно выставляет чек (чек клиента), либо поручает его выписку банку (чек банка). Формы и реквизиты чека регулируются национальным и международным законодательством (Чековой конвенцией 1931 г.). Чек подлежит оплате по предъявлении»2.

     Вмешательство государства в сферу международных  расчетов проявляется в периодическом  использовании валютных клирингов -соглашений между правительством двух и более стран об обязательном взаимном зачете международных требований и обязательств.

 

3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ  КРЕДИТ

 

     Международных кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношении, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента, В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения. правительства, международные и региональные валютно-кредитные и Финансовые организации. Международный кредит участвует в кругообороте капитала на всех его стадиях. Международный кредит осуществляется на следующих принципах:

     1) возвратность: если полученные средства не возвращаются, то имеет место безвозвратная передача денежного капитала, т.е. финансирование: ,

     2) срочность, обеспечивающая возвратность в установленные кредитным соглашением сроки:

     3) плотность, отражающая действие закона стоимости и способ осуществления дифференцированных условия кредита:

     4) материальная обеспеченность, проявляющаяся в гарантии его погашения:

     5) целевой характер - определение конкретных объектов ссуды (например, "связанные" кредиты), его применение прежде всего в целях стимулирования экспорта страны-кредитора.

3.1 Государственное  регулирование международных кредитных  отношений

 

     Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования  в стране. Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы, Государство является активным участником международных кредитных отношении, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика,

     В Западном Европе традиционно государство выступало как гарант международных кредитов. В настоящее время это характерно для США и Японии, т.к. формы участия государства в кредитовании и финансировании экспорта теперь унифицированы. Государство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятии с помощью субсидия, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок, т.е. бонификации (возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам).

     Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных  и некоторых прямых налогов, способствует снижению иен вывозимых товаров. повышая их конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ запрещает субсидирование экспорта, государство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных3.

     Для поощрения экспансии монополии  на внешних рынках созданы государственные  или полугосударственные экспортно-импортные (внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеторговых операций, гарантируют экспортные кредиты  частных банков.

     Экспортно-импортный  банк (ЭИБ) США создан в Феврале 1934 г. для кредитования торговли с СССР. Однако стремление США использовать этот банк для давления на СССР, требования выплаты долгов царского и Временного правительства привели к прекращению его деятельности. На его базе в марте 1934 г. был учрежден второй ЭИБ для обслуживания торговли с Кубой, а в мае 1936 г. оба банка были объединены. До второй мировой воины ЭИБ не играл существенной роли. После войны его полномочия были расширены, В 1945 г. ему было предоставлено право совершать банковские операции: кредитные. гарантийные (кроме эмиссии ценных бумаг и инвестиций в капитал акционерных компаний) с целью стимулирования экспорта американских товаров и услуг. ЭИБ выступает от имени американского правительства. Поэтому кредитные соглашения подписываются и гарантируются правительством страны-заемщика. В соответствии с уставом ЭИБ не конкурирует с частным капиталом, а дополняет его делая ставку на совместное стимулирование экспорта.

3.2 Формы  межгосударственного регулирования  международного кредита

 

     Противоречие  между уровнем интернационализации  хозяйственной жизни и ограниченностью  национальных форм регулирования привело  к развитию межгосударственного  регулирования международного кредита. Оно преследует следующие основные цели:

     1) регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;

     2) совместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлении:

     3) согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам - в основном к развивающимся странам, а также странам Восточной Европы и бывшего СССР,

     Межгосударственное  регулирование международного кредита  осуществляется в различных формах:

     - координация условий экспортных кредитов и гарантий:

     - согласование размера помощи развивающимся странам:

     - регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций; - рециклирование нефтедолларов и др.

     Межгосударственное  регулирование международного кредита  имеет краткую историю, но роль его  возрастает. Государство стремится  встроить рыночные силы, конкуренцию  в сфере международного кредита  в механизм государственного регулированияя придать ему гибкость.

     «Попытки координации условий экспортных кредитов впервые были предприняты в 1934 г. когда был организован Союз страховщиков международных кредитов - «Юньон д*ассюранс де кредиэнтернасьональ» со штаб-квартирой в Берне. Бернский союз, объединяющий страховые компании более 20 стран, предназначен для обмена информацией и составления рекомендации относительно условии государственного страхования экспортных кредитов. Этот совещательный консультационный орган не выносит решении, обязательных для его членов. Бернский союз не является межправительственной организацией, т.к. входящие в него государственные учреждения официально не представляют свои правительства. Но, несмотря на "джентельменские соглашения" (1953 г.) членов Бернского союза не предоставлять гарантии по экспортным кредитам на срок свыше 5 лет, на практике крупные экспортеры добились государственных гарантии по кредитам на более длительные сроки».

     С Формированием ЕС регулирование  международного кредита поднялось  на межгосударственный уровень и  осуществляется через региональные организации. Страны - члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных процентных ставках и максимальных сроках кредитов.4

     С целью ограничения государственного стимулирования экспорта товаров в  условиях обострения конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР. В начале 60-х годов достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов, В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства конкурентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено "джентельменское соглашение" о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством, между США. Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой. Великобританией вначале сроком на год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено почти на все страны - члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой, называется консенсусом. Главные элементы консенсуса: единый размер авансового платежа - обычно 15% от суммы контракта: дифференцированные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные), определяемые исходя из ВНП на душу населения: максимальный срок погашения: минимальные процентные ставки. В консенсусе косвенно подтверждено право страны выходить за его рамки при условии предварительной информации участников соглашения (например, при снижении стоимости кредита).

     «С середины 70-х годов до 1982 г. активно практиковалось межгосударственное регулирование движения ссудного капитала путем рециклирования нефтедолларовяиз нефтедобывающих стран. Региональное рециклирование осуществляли страны - члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальною экономики, помощи другим развивающимся странам, прибыльных инвестиций в промышленно развитые страны. Промышленно развитые страны производили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для: 1),покрытия дефицита платежных балансов; 2) перераспределения нефтедолларов через банки в пользу развивающихся стран - импортеров нефти в целях расширения национального экспорта в эти страны: 3) аккумуляции указанных средств в международных валютно-кредитных и Финансовых организациях для последующего их использования в собственных интересах). С этой целью были созданы специальные фонды, в частности нефтяною Фонд МВФ»5.

     Важной  формой межгосударственного регулирования  международного кредита являются международные  совещания в верхах, на которых  делаются попытки выработать совместные мероприятия по этим проблемам. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, передачи технологии, торговли зерном приобрели политическое значение в свете отношении Восток-Запад.

     С конца 60-х годов сложилась своеобразная Форма сотрудничества банков на многостороннею основе - международные банковские клубы - с целью координации их деятельности. Например, Форекс клаб объединяет 1600 банкиров, представляющих мировые Финансовые центры, и ежегодно проводит совещания по актуальным проблемам международных валютно-кредитных и финансовых отношении,

     Межгосударственное  регулирование кредита испытывает влияние противоречивых тенденций - партнерство и разногласия - во взаимоотношениях трех основных мировых финансовых центров - США, Западной Европы, Японии. Каждый центр силы стремится перенести последствия нестабильности национальной экономики на своих партнеров.

     Ведущие корпорации и банки активно используют государственное регулирование  международного кредита, когда им это  выгод но. Иначе они конфликтуют  с ним и бесконтрольно осуществляют международные кредитно-финансовые операции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Международные расчеты и международные кредиты  играют большую роль в развитии внешнеэкономическою деятельности фирм, предприятий и государства в целом. Именно поэтому важно существование международных нормативных актов, которые регулируют данные отношения. Регулирование международных расчетов и международных кредитных отношении осуществляется посредством) национального и международного законодательства. Довольно распространено здесь существование т.н. "джентельменских соглашений", которые не являются обязательными в правовом отношении, но соблюдение которых является делом чести для их участников.

     Что касается России, то здесь следует  отметить, что ее национальное законодательство по валютному регулированию и  валютному контролю основано на сложившихся  традициях, а также совершенствуется в соответствии с потребностями  сегодняшнего дня.

 

Библиография:

  1. Демин А.А., Акулов В.Б. Фирма: испытание рынком.— СПб.: Петрополис, 2009.
  2. Международная торговля валютой: Межбанк. операции на рынке развитых стран, виды сделок, курсы, методы расчетов / Под ред. А.Д. Голубовича.—- М.: Арго,2011.
  3. Международные расчеты по коммерческим операциям: Ч. 1: Аккредитив.— 2-е изд., пере-ра.6.— М.: Консалтбанкир, 2007.
  4. Носкова И.Я. Международные валютно-кредитные отношения: Учеб. пособие.— М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2009.
  5. Овчинников О.Г. Операции на валютной рынке.— М.: Анкил, 2008.
  6. Правила проведения валютных операций на Московской межбанковской валютной бирже// Экономика и жизнь. — 2010. — № 9.

Информация о работе Международные кредитные и расчётные отношения