Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:59, контрольная работа
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Соотношение международных договоров и внутреннего законодательства Республики Беларусь как источников МЧП.
Правовое значение торговых терминов и «Инкотермс» в ред. 2000 г.
Практическое задание.
3) несмотря на провозглашение курса на сближение законодательства Беларуси и России, юридическая сила международного договора, как источника права в двух государствах, значительно отличается. Таким образом, в процессе унификации законодательства двух государств необходимо будет разрешить и данное противоречие
1 Василевич Г. А. Нормати
Статья 2
ГЛАВА 4 •Международные договоры Республики Беларусь (Василевский ГА)
10.05.2011 Автор: Bip-ip Рубрика: Занятия, Общая теория права»
ГЛАВА 4 •
Международные договоры Республики Беларусь
Степень воздействия международного
права на национальное право зависит
от многих факторов. В правовых системах
различных стран содержатся разные
подходы к определению места
и роли норм международного права
в национальных системах. Однако основополагающим
принципом международного права, как
отмечалось, является принцип добросовестного
выполнения международных обязательств.
В юридической литературе находят
свое развитие и обоснование как
дуалистическая, так и монистическая
концепции взаимодействия международного
и внутреннего права. При этом
в рамках монистической концепции
выдвигались два основных тезиса:
1) приоритет имеет
В зависимости от того, какое место в системе права занимают международные нормы, государства можно классифицировать следующим образом:
1) международные нормы имеют конституционный статус;
2) статус международных норм выше обычного закона;
3) международные нормы соответствуют обычному закону.
Внутреннее законодательство бывшего СССР и, как следствие,— республик, входивших в его состав, развивалось по своим принципам, среди которых не было места принципу, который обеспечивал бы действие норм международного права. Следствием этого явилось широкое расхождение внутренних и международно-правовых норм, что наиболее наглядно проявилось в области политических и личных прав и свобод граждан.
Нельзя утверждать, что до принятия Конституции 1994 г. в текущем законодательстве никаким образом не регулировались вопросы соотношения международных договоров и норм внутреннего права. В ряде кодексов, законов закреплялся приоритет норм международного права по отношению к правилам, изложенным в законе.
Международным сообществом
давно признано, что принятие на
себя тех или иных международных
обязательств означает обязанность
для государства соблюдать их.
При этом противоречащие нормы внутренних
актов должны быть скорректированы.
В статье 27 Венской конвенции
о праве международных
43
внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.
В статье 8 Конституции Беларуси
закреплено положение, согласно которому
Республика Беларусь признает приоритет
общепризнанных принципов международного
права и обеспечивает соответствие
им законодательства. При этом не допускается
заключение международных договоров,
которые противоречат Конституции.
Эта фундаментальная норма
Принципы международного права отличаются от норм международного права степенью обобщенности и юридической силой. Как справедливо отмечается в юридической литературе, для принципов международного права характерна высшая степень нормативной обобщенности, т.е. общепризнанные принципы являются такими нормами международного права, которые разделяются мировым сообществом, обладают высшей степенью обобщенности и нормативности, что означает предопределение ими содержания других норм международного права.
Общепризнанные принципы не сформулированы в едином международном акте. Некоторые из них названы в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., другие — в Хельсинском заключительном акте и иных международных договорах и обычаях.
С учетом двух тенденций
— глобализации и регионализации
— к общепризнанным принципам
в сфере обеспечения прав и
свобод человека следует относить и
те из них, источником которых являются
важнейшие международно-
В юридической литературе существуют споры по поводу непосредственного применения норм ратифицированных государством международных договоров, в том числе и многосторонних.
44
И :>той связи можно выделить две основные группы международных договоров. Для первой характерно то, что не требуется принятие каких-либо законодательных актов. Для второй обязательно принятие внутригосударственных актов в целях их реализации.
В нашем законодательстве до недавнего времени не было общей формулировки, согласно которой международные договоры, иаключенные в соответствии с конституционной процедурой, сос-Мшляют неотъемлемую часть белорусского права и республиканского законодательства. В отдельных правовых источниках (кодексах, законах), как отмечалось выше, иногда подчеркивалось иерховенство международного договора по отношению к конкретному нормативному акту. Однако для непосредственного применения международного договора этого еще недостаточно. Законом от 23 октября 1991 г. «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Беларусь» (в настоящее время – Закон «О международных договорах Республики Беларусь» (в редакции от 8 июля 1998 г.) предусмотрена определенная процедура имплементации международных договоров во внутреннее законодательство. Важно иметь в виду, что согласно новой редакции статьи 15 Закона общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории республики права. При этом предусмотрено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора1. Таким образом, можно различать договоры
См. также: Положение о
порядке заключения, выполнения и
прекращения действия международных
договоров межведомственного
45
самоисполнимые и договоры, требующие принятия внутригосударственных актов. По мнению Л.Ю. Рыхтиковой, среди международных договоров следует различать договоры-«сделки», не оказывающие влияния на правовую систему, и договоры-законы, являющиеся нормоустанавливающими.
Республика Беларусь является участницей таких фундаментальных международных документов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и ряда других. В отличие от названных международных пактов Всеобщая декларация прав человека не ратифицировалась государствами, однако это не снижает ее значимости для формирования новых реалий в обществе и государстве. Неукоснительное соблюдение этих документов будет способствовать существенному изменению характера отношений между государством и человеком. Обеспечение закрепленных в них прав и свобод, выполнение предусмотренных обязанностей является неотъемлемым признаком правового государства — государства, где действуют общепринятые международные стандарты.
Предшествующий опыт показывает,
что необходимо еще многое сделать
для формирования уважительного
отношения к нормам международного
права. Исправлять ситуацию необходимо,
начиная с образования
Следует стремиться к тому,
чтобы нормы международного договора
не ущемляли права и свободы, предусмотренные
в обычном законе. Именно с этой
целью, например, в статье 39 Закона от
25 октября 2000 г. «О правах ребенка» предусмотрено:
если вступившим в силу международным
договором Республики Беларусь установлены
иные правила, предусматривающие более
полную защиту прав и интересов ребенка,
чем те, которые содержатся в указанном
законе, то применяются правила
Как уже отмечалось, международный договор Республики Беларусь, который вступил в силу, обладает юридическим верховен-
-
СТВОМ по отношению к другим подконституционным актам (законам, декретам, указам, постановлениям и др.). Это обязывает правотворческие и правоприменительные органы, включая и суди, при принятии соответствующих решений руководствоваться нормами международных договоров. Отметим, что практически во Всех своих решениях Конституционный Суд Республики Беларусь опирается на общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 116
Конституции Республики Беларусь по
предложению уполномоченных на то субъектов
Конституционный Суд дает заключения
о соответствии международных договорных
и иных обязательств нашей страны
Конституции и международно-
Важно подчеркнуть, что ратификации Национальным собранием республики подлежат международные договоры Республики Ьеларусь: при подписании которых стороны договорились о ратификации; в которых устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в законах, декретах и указах Президента Республики 1>еларусь; предметом которых являются вопросы, относящиеся I ()Лько к сфере законодательного регулирования, но не урегулиро-ианные законами, декретами и указами Президента Республики I« ларусь; о территориальном разграничении Республики Беларусь
0 другими государствами;
об участии Республики
Ратификация международного договора Республики Беларусь осуществляется в форме закона. Закон о ратификации международного договора возводит международный договор в ранг актов, ■ юящих над обыкновенными законами, включая и программные иконы (ч. 4 ст. 104 Конституции). Важность определения места международных договоров в иерархии правовых актов состоит в
1 ом, что в них часто содержатся нормы о дополнительных гарантиях прав и свобод человека. Проверка Конституционным Судом конституционности может касаться международных документов (договоров, соглашений и др.), которые еще не вступили в силу I I я Республики Беларусь. Кроме того, речь идет об их сопостав-цении (проверке) на предмет соответствия не только ратифицированным актам, но и международным договорам, ставшим обязательными иным способом. Ведь согласие Республики Беларусь на (>6язательность для нее международного договора может быть выра
47
жено путем утверждения договора, присоединения к нему либо другим способом, о котором условились договаривающиеся стороны.
Закон как форма «включения»
международных договоров в
Известный российский ученый
Ю.А. Тихомиров обращает внимание на
своеобразную юридическую природу
законов о ратификации
Приоритет норм международного
права находит свое развитие также
и в разделе Конституции, посвященном
правам и свободам граждан. Государство
гарантирует права и свободы,
не только закрепленные в Конституции,
но и предусмотренные
Информация о работе Международные договоры и внутреннее законодательство