Международные договоры и внутреннее законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:59, контрольная работа

Краткое описание

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Оглавление

Соотношение международных договоров и внутреннего законодательства Республики Беларусь как источников МЧП.
Правовое значение торговых терминов и «Инкотермс» в ред. 2000 г.
Практическое задание.

Файлы: 1 файл

к.р. междунар. частное право.docx

— 61.01 Кб (Скачать)

3) несмотря на провозглашение  курса на сближение законодательства Беларуси и России, юридическая сила международного договора, как источника права в двух государствах, значительно отличается. Таким образом, в процессе унификации законодательства двух государств необходимо будет разрешить и данное противоречие

1 Василевич Г. А. Нормати

Статья 2

ГЛАВА 4 •Международные договоры Республики Беларусь (Василевский ГА)

10.05.2011 Автор: Bip-ip Рубрика: Занятия, Общая теория права»

ГЛАВА 4 •

Международные договоры Республики Беларусь

Степень воздействия международного права на национальное право зависит  от многих факторов. В правовых системах различных стран содержатся разные подходы к определению места  и роли норм международного права  в национальных системах. Однако основополагающим принципом международного права, как  отмечалось, является принцип добросовестного  выполнения международных обязательств. В юридической литературе находят  свое развитие и обоснование как  дуалистическая, так и монистическая  концепции взаимодействия международного и внутреннего права. При этом в рамках монистической концепции  выдвигались два основных тезиса: 1) приоритет имеет внутригосударственное  право; 2) приоритет имеет международное право. Идея верховенства международного права получила широкое развитие после Второй мировой войны.

В зависимости от того, какое  место в системе права занимают международные нормы, государства  можно классифицировать следующим  образом:

1) международные нормы  имеют конституционный статус;

2) статус международных  норм выше обычного закона;

3) международные нормы  соответствуют обычному закону.

Внутреннее законодательство бывшего СССР и, как следствие,—  республик, входивших в его состав, развивалось по своим принципам, среди которых не было места принципу, который обеспечивал бы действие норм международного права. Следствием этого явилось широкое расхождение внутренних и международно-правовых норм, что наиболее наглядно проявилось в области политических и личных прав и свобод граждан.

Нельзя утверждать, что  до принятия Конституции 1994 г. в текущем  законодательстве никаким образом  не регулировались вопросы соотношения  международных договоров и норм внутреннего права. В ряде кодексов, законов закреплялся приоритет  норм международного права по отношению  к правилам, изложенным в законе.

Международным сообществом  давно признано, что принятие на себя тех или иных международных  обязательств означает обязанность  для государства соблюдать их. При этом противоречащие нормы внутренних актов должны быть скорректированы. В статье 27 Венской конвенции  о праве международных договоров  предусмотрено, что участник договора не может ссылаться на положение  своего

43

внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.

В статье 8 Конституции Беларуси закреплено положение, согласно которому Республика Беларусь признает приоритет  общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. При этом не допускается  заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Эта фундаментальная норма свидетельствует  о стремлении законодателя строить  независимое государство на правовых демократических принципах. Здесь  есть несколько аспектов. Признание  приоритета общепризнанных принципов  международного права означает не что  иное, как определение вектора  развития всей правовой системы. Именно в этом смысле следует понимать запись «обеспечивает соответствие им законодательства». С учетом общепризнанных принципов  международного права должно осуществляться «наполнение» конституционных норм, определение их содержания. Норма, запрещающая  заключать международные договоры, противоречащие Конституции, является гарантией государственного суверенитета Беларуси, которая самостоятельна в  проведении своей внутренней и внешней  политики.

Принципы международного права отличаются от норм международного права степенью обобщенности и юридической  силой. Как справедливо отмечается в юридической литературе, для  принципов международного права характерна высшая степень нормативной обобщенности, т.е. общепризнанные принципы являются такими нормами международного права, которые разделяются мировым сообществом, обладают высшей степенью обобщенности и нормативности, что означает предопределение ими содержания других норм международного права.

Общепризнанные принципы не сформулированы в едином международном  акте. Некоторые из них названы в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., другие — в Хельсинском заключительном акте и иных международных договорах и обычаях.

С учетом двух тенденций  — глобализации и регионализации — к общепризнанным принципам  в сфере обеспечения прав и  свобод человека следует относить и  те из них, источником которых являются важнейшие международно-правовые акты, составляющие Билль о правах.

В юридической литературе существуют споры по поводу непосредственного  применения норм ратифицированных государством международных договоров, в том  числе и многосторонних.

44

И :>той связи можно выделить две основные группы международных договоров. Для первой характерно то, что не требуется принятие каких-либо законодательных актов. Для второй обязательно принятие внутригосударственных актов в целях их реализации.

В нашем законодательстве до недавнего времени не было общей  формулировки, согласно которой международные  договоры, иаключенные в соответствии с конституционной процедурой, сос-Мшляют неотъемлемую часть белорусского права и республиканского законодательства. В отдельных правовых источниках (кодексах, законах), как отмечалось выше, иногда подчеркивалось иерховенство международного договора по отношению к конкретному нормативному акту. Однако для непосредственного применения международного договора этого еще недостаточно. Законом от 23 октября 1991 г. «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Беларусь» (в настоящее время – Закон «О международных договорах Республики Беларусь» (в редакции от 8 июля 1998 г.) предусмотрена определенная процедура имплементации международных договоров во внутреннее законодательство. Важно иметь в виду, что согласно новой редакции статьи 15 Закона общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории республики права. При этом предусмотрено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора1. Таким образом, можно различать договоры

См. также: Положение о  порядке заключения, выполнения и  прекращения действия международных  договоров межведомственного характера, заключаемых некоторыми государственными органами Республики Беларусь: [Утв. Указом Президента Республики Беларусь от 11 мая 1999 г. № 262] // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. № 38. 1/335; О порядке заключения, исполнения и прекращения действия международных  договоров Республики Беларусь межведомственного  характера, заключаемых республиканскими органами государственного управления и объединениями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. № 506 // Там же. № 32. 5/610.

45

самоисполнимые и договоры, требующие принятия внутригосударственных актов. По мнению Л.Ю. Рыхтиковой, среди международных договоров следует различать договоры-«сделки», не оказывающие влияния на правовую систему, и договоры-законы, являющиеся нормоустанавливающими.

Республика Беларусь является участницей таких фундаментальных  международных документов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный  пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и  ряда других. В отличие от названных  международных пактов Всеобщая декларация прав человека не ратифицировалась государствами, однако это не снижает ее значимости для формирования новых реалий в обществе и государстве. Неукоснительное соблюдение этих документов будет способствовать существенному изменению характера отношений между государством и человеком. Обеспечение закрепленных в них прав и свобод, выполнение предусмотренных обязанностей является неотъемлемым признаком правового государства — государства, где действуют общепринятые международные стандарты.

Предшествующий опыт показывает, что необходимо еще многое сделать  для формирования уважительного  отношения к нормам международного права. Исправлять ситуацию необходимо, начиная с образования школьников и студенческой молодежи. В целях  более широкого ознакомления граждан, должностных лиц с нормами  наиболее важных международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь, необходимы издание соответствующих  сборников, организация циклов лекций и передач на телевидении и  радио. Это направление должно стать  одним из важнейших аспектов гуманитарного  образования в целом.

Следует стремиться к тому, чтобы нормы международного договора не ущемляли права и свободы, предусмотренные  в обычном законе. Именно с этой целью, например, в статье 39 Закона от 25 октября 2000 г. «О правах ребенка» предусмотрено: если вступившим в силу международным  договором Республики Беларусь установлены  иные правила, предусматривающие более  полную защиту прав и интересов ребенка, чем те, которые содержатся в указанном  законе, то применяются правила международного договора.

Как уже отмечалось, международный  договор Республики Беларусь, который  вступил в силу, обладает юридическим верховен-

-

СТВОМ по отношению к другим подконституционным актам (законам, декретам, указам, постановлениям и др.). Это обязывает правотворческие и правоприменительные органы, включая и суди, при принятии соответствующих решений руководствоваться нормами международных договоров. Отметим, что практически во Всех своих решениях Конституционный Суд Республики Беларусь опирается на общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 116 Конституции Республики Беларусь по предложению уполномоченных на то субъектов  Конституционный Суд дает заключения о соответствии международных договорных и иных обязательств нашей страны Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой  Ьеларусь.

Важно подчеркнуть, что ратификации  Национальным собранием республики подлежат международные договоры Республики Ьеларусь: при подписании которых стороны договорились о ратификации; в которых устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в законах, декретах и указах Президента Республики 1>еларусь; предметом которых являются вопросы, относящиеся I ()Лько к сфере законодательного регулирования, но не урегулиро-ианные законами, декретами и указами Президента Республики I« ларусь; о территориальном разграничении Республики Беларусь

0 другими государствами;  об участии Республики Беларусь  в межгосударственных образованиях.

Ратификация международного договора Республики Беларусь осуществляется в форме закона. Закон о ратификации  международного договора возводит международный  договор в ранг актов, ■ юящих над обыкновенными законами, включая и программные иконы (ч. 4 ст. 104 Конституции). Важность определения места международных договоров в иерархии правовых актов состоит в

1 ом, что в них часто содержатся нормы о дополнительных гарантиях прав и свобод человека. Проверка Конституционным Судом конституционности может касаться международных документов (договоров, соглашений и др.), которые еще не вступили в силу I I я Республики Беларусь. Кроме того, речь идет об их сопостав-цении (проверке) на предмет соответствия не только ратифицированным актам, но и международным договорам, ставшим обязательными иным способом. Ведь согласие Республики Беларусь на (>6язательность для нее международного договора может быть выра

47

жено путем утверждения договора, присоединения к нему либо другим способом, о котором условились договаривающиеся стороны.

Закон как форма «включения»  международных договоров в правовую систему не лишает их смысла международных  актов с внутригосударственными гарантиями. Тем самым как бы повышается «иерархический ранг» таких законов  среди других, что требует особого  механизма реализации.

Известный российский ученый Ю.А. Тихомиров обращает внимание на своеобразную юридическую природу  законов о ратификации международных  договоров, в частности, на содержательные особенности этого закона и на приоритет трансформационных норм (имеются в виду положения международного договора). Такой закон служит формой «государственного удостоверения» включения международного акта в  правовую систему .

Приоритет норм международного права находит свое развитие также  и в разделе Конституции, посвященном  правам и свободам граждан. Государство  гарантирует права и свободы, не только закрепленные в Конституции, но и предусмотренные обязательствами  республики перед международным  сообществом. Такая формулировка обязывает  государственные органы не просто отдавать приоритет международным обязательствам по отношению к законам и подзаконным  актам, но и принимать названные  формы права в строгом соответствии с международными обязательствами.

Информация о работе Международные договоры и внутреннее законодательство