Международные договоры и внутреннее законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:59, контрольная работа

Краткое описание

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Оглавление

Соотношение международных договоров и внутреннего законодательства Республики Беларусь как источников МЧП.
Правовое значение торговых терминов и «Инкотермс» в ред. 2000 г.
Практическое задание.

Файлы: 1 файл

к.р. междунар. частное право.docx

— 61.01 Кб (Скачать)

Вариант 1.

 

  1. Соотношение международных договоров и внутреннего законодательства Республики Беларусь как источников МЧП.
  2. Правовое значение торговых терминов и «Инкотермс» в ред. 2000 г.
  3. Практическое задание.

 

В юридическую консультацию обратилась гр-ка Республики Беларусь Калинина Д.М. Она состоит в браке с гр-ном  Казахстана Калининым С.А., от данного брака имеет двоих несовершеннолетних детей 2001 и 2005 г.р. В январе 2008 г. Калинин С.А. уехал в Казахстан к матери и остался проживать по ее адресу: г. Алматы, ул. Строителей, д. 81, кв. 68. Семье материально не помогает.

 

Составьте исковое заявление о  взыскании алиментов с Калинина С.А.

 

 

2. Международный договор как

источник  международного права

Венская конвенция  о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное  соглашение, заключенное между государствами  в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или  нескольких связанных между собой  документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В настоящее время  нормы международных договоров  занимают основное место в международном  праве в силу определенных причин, среди которых можно назвать  следующие:

1) создание обычных  норм является длительным процессом.  Иногда возникают затруднения  в установлении точного содержания  обычной нормы. Процесс создания  договорной нормы не такой  длительный, а воли субъектов  международного права имеют более  выраженный характер;

2) процедура заключения  и исполнения договоров детально  разработана и определена (Конвенции  о праве международных договоров  1969 г. и 1986 г.);

3) договорная форма  предоставляет больше возможностей  для согласования воль субъектов,  нежели какая-либо другая.

Эти и другие причины  обусловливают все более широкое  использование договорного процесса создания международно-правовых норм. Субъекты международного права учитывают  важнейшую роль договоров в международных  отношениях и признают возрастающее значение договоров как источника  международного права и средства развития мирного сотрудничества между  государствами.

Международные договоры способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с  целями Устава Организации Объединенных Наций, которые определены в ст. 1 Устава как:

1) поддержание международного  мира и безопасности и принятия  с этой целью эффективных коллективных  мер для предотвращения и устранения  угрозы миру и подавления актов  агрессии или других нарушений  мира и проведение мирными  средствами, в согласии с принципами  справедливости и международного  права, улаживания или разрешения  международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению  мира;

2) развитие дружественных  отношений между нациями на  основе уважения принципа равноправия  и самоопределения народов, а  также принятие других соответствующих  мер для укрепления всеобщего  мира;

3) осуществление  международного сотрудничества  в разрешении международных проблем  экономического, социального, культурного  и гуманитарного характера и  в поощрении и развитии уважения  к правам человека и основным  свободам для всех, без различия  расы, пола, языка и религии.

Международным договорам  также принадлежит важная роль в  защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов  государств.

В настоящее время  Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч действующих  международных договоров. Расширение договорных связей России с другими  странами обусловило необходимость  совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего  заключение ею международных договоров. Одним из важнейших актов российского  законодательства в этой области  является Федеральный закон "О  международных договорах Российской Федерации". Он основан на положениях Конституции РФ 1993 г. и обычных  норм договорного права, кодифицированных в Венских конвенциях о праве  международных договоров (1969 г.) и  о праве договоров между государствами  и международными организациями  или между международными организациями (1986 г.).

В теории международного права называют три стадии принятия международных обязательств:

1) принятие текста;

2) установление  аутентичности, т.е. подлинности  текста;

3) согласие на  обязательность договора.

Федеральным законодательством  России установлены следующие способы  выражения согласия на обязательность договора:

1) ратификация;

2) утверждение;

3) принятие;

4) присоединение.

Подписание как  стадия заключения договора или форма  выражения согласия Российской Федерации  на обязательность для нее международного договора имеет место в том  случае, если договор предусматривает его. Также подписание может быть оговорено в договоренности Российской Федерации и других участвующих в переговорах государств.

Подписание может  быть, как это отмечается в теории, окончательным и предварительным. За окончательным подписанием, если оно не означает вступление договора в силу, следует акт утверждения  договора. В качестве предварительного подписания обычно используют парафирование, т.е. подписание текста инициалами тех  представителей, которые его непосредственно  разрабатывали. После парафирования  в текст международного договора запрещено вносить какие-либо изменения. За парафированием следует обычно окончательное  подписание. Парафирование может  быть превращено в окончательное  подписание в соответствии с решением правительств участвующих государств.

Под "заключением" международного договора обычно понимают процесс принятия договора, т.е. окончательную  стадию его заключения. "Полномочия" на заключение международного договора представляют собой официальный  документ, которым государственный  орган или должностное лицо, имеющее  на это право, уполномочивает определенное лицо или лиц совершить те или  иные действия по заключению договора:

1) ведение переговоров;

2) принятие текста  договора или установление его  аутентичности;

3) выражение согласия  Российской Федерации на обязательность  для нее договора;

4) совершение любого  другого акта, относящегося к  договору.

Иногда государство  может не устраивать отдельное положение  договора, хотя в целом договор  является приемлемым. Для исправления  данной ситуации существует оговорка как одностороннее заявление, сделанное  при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении  к нему, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к Российской Федерации.

Международные договоры заключаются на разных уровнях, в  связи с чем выделяют следующие виды международных договоров:

1) межгосударственные (договоры высшего уровня, заключаемые  от имени Российской Федерации);

2) межправительственные (заключаемые от имени Правительства);

3) межведомственные (договоры, заключаемые на уровне  ведомств).

В теории выделяют также следующие виды международных  договоров. По кругу участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние. Двусторонними являются договоры, в которых участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько. К многосторонним договорам относятся универсальные (общие) договоры, рассчитанные на участие всех государств, и договоры с ограниченным числом участников.

Договоры могут  быть открытыми и закрытыми. К открытым относятся такие договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется или нет согласие других участвующих в них государств. Закрытыми являются договоры, присоединение к которым ставится в зависимость от согласия их участников. По объектам регулирования договоры могут подразделяться на политические, экономические, научно-технические и т.д.

Все вышеперечисленные  договоры являются договорами государства  в целом, и именно оно несет  ответственность за их выполнение. Следовательно, договоры разных видов  в соответствии с международным  правом обладают равной юридической  силой.

СтатьяБелорусский журнал международного права и международных отношений 2000 — № 3

 

международное право  — международное право и внутригосударственное право

СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ДОГОВОРОВ И ВНУТРЕННЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Иван Салеев

Салеев Иван Вадимович — магистр права, руководитель проекта ПРООН "Развитие микрокредитования"

Место международных  договоров в правовой системе Беларуси

Конституция Республики Беларусь не содержит прямого указания о месте  международных договоров в системе нормативных актов республики. Как справедливо заметил Г. А. Василевич, "в нашем законодательстве нет общей формулировки, согласно которой международные договоры, заключенные в соответствии с конституционной процедурой, составляют неотъемлемую часть республиканского законодательства"1.

Отметим, что Конституция  Республики Беларусь содержит указание о том, что Конституционный суд  определяет "соответствие законов, декретов, указов Президента, международных, договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой  Беларусь"2.

Представляется, однако, что  на основании только этого положения  Конституции преждевременно делать вывод о безусловном приоритете норм ратифицированных международных  договоров над внутренним законодательством  республики3. Действительно, "государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства"4, "суды осуществляют правосудие на основании Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов"5. Как видим, Конституция определила закрытый перечень нормативных актов, обязательных для исполнения национальными органами Беларуси. В данных нормах упоминание о международных договорах отсутствует. Поэтому трудно согласиться с высказанным мнением, что правотворческие и правоприменительные органы при принятии решений обязаны руководствоваться нормами международных договоров, и при выявлении расхождений между вступившим в силу международным договором и иными правовыми актами суд (общий и хозяйственный) при рассмотрении конкретного дела должен принять решение в соответствии с международным договором6.

Таким образом, в республике фактически существует две иерархии нормативных актов: одна предназначена  для Конституционного суда (предусматривает  приоритет ратифицированных международных  договоров над законами, декретами, указами), другая — для всех остальных органов и должностных лиц государства (в соответствии с ней приоритет международных договоров отсутствует). На это противоречие указывают и видные юристы-международники. Л. В. Павлова, например, делает вывод, что "налицо явное несоответствие между положениями законодательства, допускающего непосредственное применение норм международного права, и отсутствием конституционных полномочий у национальных судов их применять"7. Г. А. Василевич констатирует, что "в настоящее время суды практически не выносят решения со ссылками на нормы Конституции и международных договоров"8.

Очевидно, что существует внутреннее противоречие между конституционными нормами. Представляется, что решить его можно лишь путем толкования соответствующих статей Конституции.

Во многих случаях, когда  в юридической литературе обсуждается  соотношение нормативных актов, имеется в виду именно "первая" иерархия9, однако очевидно, что она интересна более с теоретической точки зрения, чем с точки зрения практического применения. Поэтому, полагаем, говоря о соотношении нормативных актов Республики Беларусь, следует делать оговорку, о каком соотношении юридических актов из двух указанных выше идет речь.

Как было показано выше, Конституция  Республики Беларусь не содержит прямого  и однозначного указания на место  международных договоров в иерархии нормативных актов республики (за исключением недвусмысленного указания о приоритете Конституции над  нормами международных договоров). Этот пробел восполнен иным законодательством. В соответствии с законами "О  нормативных правовых актах Республики Беларусь" и "О международных  договорах Республики Беларусь" нормы права, содержащиеся в международных  договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора10.

Если исходить из буквального  толкования этой нормы, можно прийти к выводу, что международные договоры приравнены по своей юридической  силе к закону — если соответствующий договор подлежит ратификации парламентом (ратификация осуществляется в виде закона11), указу — если для вступления договора в силу для Республики Беларусь достаточно его подписания Президентом республики, либо к постановлению правительства — если для вступления договора в силу необходимо только решение правительства. В случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой. В случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее12.

Из буквального толкования вышеприведенных положений следует  также, что нормы, содержащиеся в  международных договорах, не обладают безусловным приоритетом над нормами, содержащимися в иных нормативных актах, действующих на территории республики. Отсюда напрашивается вывод, что действие норм международного договора на территории республики может быть прекращено путем принятия нового закона, декрета или указа. В случае коллизии между нормами международного договора и нормами закона, декрета или указа будет действовать норма более позднего по времени принятия акта. В некоторых ситуциях приоритет в любом случае может иметь закон, указ или декрет, даже если соответствующий документ был подписан до вступления в силу международного договора; это относится, например, к кодексам13 и декретам14.

Информация о работе Международные договоры и внутреннее законодательство