Международно-правовые вопросы гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:53, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение актуальных аспектов теории правового регулирования вопросов гражданства в международном праве. В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:
-раскрыть понятие гражданства;
-рассмотреть вопросы приобретения и утраты гражданства;
-рассмотреть вопросы двойного гражданства и безгражданства;
-рассмотреть правовое положение иностранцев;
-изучить литературу по данной теме.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНОСТРАНЦЫ (БЕЗ ИММУНИТЕТА И ПРИВИЛЕГИЙ) 5
1.1 Уголовная юрисдикция 8
1.2 Право убежища 9
ГЛАВА 2. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ 11
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСТВО 13
3.1 Понятие гражданства 13
3.2 Приобретение гражданства 15
3.3 Утрата гражданства 17
3.4 Отказ от предоставления гражданства или выхода из гражданства 18
ГЛАВА 4. ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО (БИПАТРИЗМ) 19
4.1 Доказательства наличия или отсутствия гражданства 20
ГЛАВА 5. БЕЗГРАЖДАНСТВО 21
ГЛАВА 6. БЕЖЕНЦЫ, ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ ЛИЦА И ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 27

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ МПП.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     3.2 Приобретение гражданства

     Вопросы приобретения и утраты гражданства  решаются по основаниям и в порядке, предусмотренным национальным законодательством  государств. Решение о приеме в  гражданство принимают, как правило, высшее должностное лицо государства (например, президент) либо исполнительные органы власти (правительство, министерство внутренних дел и т.п.).7

     Способы приобретения гражданства можно  условно разделить на две категории: первая - приобретения гражданства в общем порядке, вторая – в исключительном порядке.

     Приобретение  гражданства в общем порядке. Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств. К ним относится приобретение гражданства: а) в результате рождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство). К этим способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалование гражданства.

     Приобретение  гражданства в исключительном порядке. Такой исключительный порядок предусматривается либо в международных договорах, либо в специальных законах. Он устанавливается на определенный срок и, как правило, касается лишь определенной категории лиц. Приобретение гражданства в исключительном порядке охватывает следующие способы:

     а) Групповое предоставление гражданства, или коллективная натурализация - это наделение гражданством населения какой либо территории в упрощенном порядке либо предоставление в упрощенном порядке гражданства переселенцам.

     б) Трансферт. Частным случаем группового предоставления гражданства является трансферт – переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. Автоматический трансферт может вызывать возражения со стороны какой-либо части населения передаваемой территории, поэтому обычно он корректируется правом оптации (выбора гражданства), то есть фактически правом сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства.

     в) Оптация, или выбор гражданства при территориальных изменениях проявляется в том, что лица, проживающие на территории, меняющей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и сроки, установленные международным договором. Оптация не всегда выступает в качестве способа приобретения гражданства. Например, возможность оптации предусматривается в конвенциях о двойном гражданстве. Если гражданин какого-либо государства имеет одновременно и иностранное гражданство, то ему может предоставляться право оптировать одно из них, отказавшись тем самым от другого. Гражданства он в этом случае не приобретает, поскольку оптация влечет здесь за собой лишь утрату одного из гражданств. Однако в некоторых случаях оптация выступает в качестве самостоятельного способа приобретения гражданства. Такую роль она играла, например, в соответствии с советско-польским соглашением о репатриации от 25 марта 1957 г., по условиям которого репатрианты из СССР в ПНР с момента пересечения советско-польской государственной границы утрачивали гражданство СССР и приобретали гражданство ПНР.

     г) Реинтеграция, или восстановление в гражданстве лиц, ранее состоявшие в гражданстве. Здесь при определенных обстоятельствах принимаются специальные законодательные акты об особом порядке восстановления в гражданстве. В некоторых странах возможность восстановления гражданства предусмотрена в общем, а не в специальном законодательстве о гражданстве. В этом случае восстановление в гражданстве не служит самостоятельным способом приобретения гражданства, а является лишь упрощенной натурализацией.

     д) предоставления гражданства в результате признания. Примером предоставления гражданства в результате признания может служить следующий факт. После развала СССР гражданами России были признаны граждане бывшего Союза ССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу закона о гражданстве при условии, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.

     е) Предоставление гражданства в порядке его регистрации происходит, например, при усыновлении ребенка гражданином страны. 

     3.3 Утрата гражданства

     Можно выделить три формы утраты гражданства: 1) автоматическую утрату гражданства; 2) выход из гражданства; 3) лишение гражданства.

     1) Автоматическая утрата гражданства в отечественной практике встречается лишь в международных соглашениях и в специальных законодательных актах. В законодательстве США это, наоборот, типичная форма утраты гражданства. В США существует так называемая доктрина свободы экспатриации. Если какое либо лицо, имеющее американское гражданство, натурализовалось за рубежом, оно автоматически утрачивает американское гражданство. В законодательстве США установлены и другие основания автоматической утраты гражданства (например, в случае участия американского гражданина в выборах в иностранном государстве).

     В западной доктрине существует мнение, что безусловная свобода экспатриации является международной правовой нормой. Согласно этой точке зрения, лицо, натурализованное в каком либо государстве, должно считаться утратившим свое прежнее гражданство. Но практика ее опровергает. Значительное число государств не придерживается свободы экспатриации. Великобритания в 1948 году от нее отказалась. В качестве международно-правовой нормы она выступает лишь в том случае, если предусмотрена международным договором (для участников договора).

     2) Выход из гражданства - это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Данная форма характерна, в частности, для российского законодательства.

     3) Лишение гражданства содержит в себе элемент наказания. В отличие от выхода из гражданства, оно осуществляется по инициативе государственных органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному государству деятельности.

     Лишение гражданства может осуществляться: а) при определенных условиях, предусмотренных  общим законодательством (например, в случае натурализации обманным путем); б) на основании специального акта, касающегося конкретного лица или лиц определенной категории. Российское законодательство возможности лишения гражданства не предусматривает. 

     3.4 Отказ от предоставления гражданства  или выхода из гражданства

     Государства сохраняют за собой право отказать лицу, ходатайствующему о приобретении гражданства и о выходе из гражданства, в случаях, предусмотренных ее внутренним законодательством. Решение об отказе в приобретении и выходе из гражданства в упрощенном порядке может быть обжаловано в суде.

 

      ГЛАВА 4. ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО (БИПАТРИЗМ)

     Двойное гражданство (бипатризм) - это наличие у лица гражданства двух или более государств.

     По  сложившемуся правилу, лицо, состоящее в гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. В то же время лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает. Таким образом, двойное гражданство возникает: при территориальных изменениях; при миграции населения; в случае коллизии при применении норм о приобретении гражданства; в результате смешанных браков и при усыновлении; при натурализации, если лицо, приобретающее гражданство другой страны, не теряет своего прежнего гражданства.  Несмотря на все многообразие причин возникновения явления бипатризма, все-таки одной из наиболее распространенных причин возникновения множественного гражданства является несогласованность действий государств при регулировании своего гражданства, проистекающих из суверенитета и принципа равенства. Именно это чаще всего и приводит к правовым коллизиям и, очевидно, породило такую точку зрения, что бипатризм возникает «только в силу норм национального законодательства различных государств»8. Однако такое обстоятельство является основным, но не единственным источником бипатризма. Еще Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, устанавливала, что каждое государство в соответствии со своим законом определяет, кто является его гражданами. Там же широко поставлена проблема правомерности этих законов: «Данный закон признается другими государствами в случае его соответствия международным конвенциям, международному обычаю и общепризнанным принципам права, касающимся вопросов гражданства». 

     4.1 Доказательства наличия или отсутствия  гражданства

     Внутреннее  законодательство государства определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства той или иной страны. Согласно закону о гражданстве России от 29 ноября 1991 года, документом, подтверждающим гражданство, является прежде всего, паспорт гражданина Российской Федерации, а до его получения - свидетельство о рождении. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.9 В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения гражданства.

     Во  многих зарубежных странах, в первую очередь в тех, где нет внутренних паспортов, существует судебная процедура выяснения гражданства. 

 

      ГЛАВА 5. БЕЗГРАЖДАНСТВО

     Согласно  Конституции РФ, безгражданство –  это состояние, при котором лицо, находящееся на территории государства, не является гражданином этого государства  и не имеет доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

     Безгражданство  может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство - это безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство наступает в результате утраты гражданства.

     Безгражданство  представляет собой правовую аномалию, поэтому государства борются  с ним, стремясь его ограничить.

     Правовое  положение лиц без гражданства  определяется внутренним законодательством  государства, на территории которого они  проживают. В соответствии с принципами гуманизма лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. Все государства обязаны уважать основные права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц без гражданства соответствующий режим обитания. В каждом государстве он, однако, имеет свои особенности.

     Существуют  две многосторонние конвенции, посвященные  лицам без гражданства: Конвенция  о статусе апатридов 1954 года и  Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года. Целью Конвенции 1954 года является не ликвидация самого безгражданства, а установление на территории стран-участников определенного режима для лиц без гражданства. Она защищает их личный статус, имущественные права, предусматривает свободу предпринимательства для лиц без гражданства, некоторые льготы в области получения образования, трудоустройства и т. д.

     При разработке Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года разногласия  между заинтересованными государствами  были довольно велики, поэтому сфера  ее применения оказалась сравнительно узкой. Особенностью конвенции является то, что она содержит положения, предусматривающие создание международного органа, в который могут обращаться непосредственно лица без гражданства с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее постановлений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН функции упомянутого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев. 

 

      ГЛАВА 6. БЕЖЕНЦЫ, ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ ЛИЦА И ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ

     Беженцы - это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали (чаще всего страну своего гражданства), в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. В международное право понятие «беженцы» вошло после первой мировой войны.

     Перемещенные  лица - это лица, насильственно вывезенные в ходе второй мировой войны гитлеровцами с оккупированных ими территорий для использования на различного рода работах. После окончания войны Советский Союз заключил с рядом государств соглашения о репатриации перемещенных лиц из числа советских граждан. Для содействия решению проблемы беженцев и возвращению их на родину в 1946 году была создана Международная организация по делам беженцев (МОБ).

     28 июля 1951 г. была заключена многосторонняя  Конвенция о статусе беженцев. 16 декабря 1966 г. Генеральная Ассамблея  приняла к сведению Протокол, касающийся статуса беженцев, который предусматривал некоторые изменения конвенции. Он вступил в силу 4 ноября 1967 г. Согласно Протоколу, личный статус беженца определяется законами страны его домициля (основного места проживания) или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания. Ранее приобретенные беженцами права, связанные с его личным статусом, и в частности права, вытекающие из брака, должны соблюдаться государствами в соответствии с их законами.

     В Конвенции о статусе беженцев 1951 года термин «перемещенные лица» уже не встречается. В последние годы в практике УВКБ наблюдается тенденция применять его к некоторым категориям «внутренних» беженцев, то есть лиц, которые недобровольно покинули какую-либо часть своей страны и вынуждены были поселиться в другой ее части. Иногда их именуют «вынужденными переселенцами».

Информация о работе Международно-правовые вопросы гражданства