Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:53, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение актуальных аспектов теории правового регулирования вопросов гражданства в международном праве. В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:
-раскрыть понятие гражданства;
-рассмотреть вопросы приобретения и утраты гражданства;
-рассмотреть вопросы двойного гражданства и безгражданства;
-рассмотреть правовое положение иностранцев;
-изучить литературу по данной теме.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНОСТРАНЦЫ (БЕЗ ИММУНИТЕТА И ПРИВИЛЕГИЙ) 5
1.1 Уголовная юрисдикция 8
1.2 Право убежища 9
ГЛАВА 2. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ 11
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСТВО 13
3.1 Понятие гражданства 13
3.2 Приобретение гражданства 15
3.3 Утрата гражданства 17
3.4 Отказ от предоставления гражданства или выхода из гражданства 18
ГЛАВА 4. ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО (БИПАТРИЗМ) 19
4.1 Доказательства наличия или отсутствия гражданства 20
ГЛАВА 5. БЕЗГРАЖДАНСТВО 21
ГЛАВА 6. БЕЖЕНЦЫ, ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ ЛИЦА И ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 27
Государство может также отказывать во въезде на свою территорию и собственным гражданам, находящимся за границей (если такого рода отказы допускаются его законодательством). Однако это может происходить до тех пор, пока другие государства не станут возражать против пребывания его граждан на своей территории.
После
принятия Заключительного акта Совещания
по безопасности и сотрудничеству в
Европе наблюдается процесс упрощения
и либерализации въезда и выезда.
Не преследуя цель отмены разрешительного
порядка, они направлены на максимальное
расширение возможностей передвижения
людей между странами по собственному
желанию.
1.1 Уголовная юрисдикция
Каждое
государство самостоятельно устанавливает
пределы своей уголовной
Иностранцы в принципе несут ответственность за все преступления, совершенные ими на территории государства пребывания, по законам этого государства.
В некоторых случаях, чаще всего по политическим соображениям, иностранцы не подвергаются наказанию на территории страны пребывания и высылаются. Вместе с тем в международном праве существует общепризнанная обычная норма, согласно которой иностранец не может привлекаться к уголовной ответственности на территории государства пребывания за преступления, совершенные в каком-либо другом государстве, если эти преступления не затрагивают государства пребывания. Может возникнуть вопрос о его выдаче. Но обязанность выдачи преступников существует лишь на основе договоров. Исключение составляет выдача военных преступников, которая основана на принципах, закрепленных не только в договорах, но и в обычаях.
Дипломатическая
защита граждан за рубежом -
важнейший институт современного международного
права. Оказание защиты гражданам представляемого
государства является обычно функцией
консульских учреждений. Дипломатическая
защита не только включает в себя собственно
защиту государством своих граждан за
рубежом, но предполагает также право
заинтересованного государства получать
через соответствующее представительство
информацию о действиях, в совершении
которых обвиняется гражданин этого государства.
Если иностранец действительно нарушил
законодательство государства пребывания,
то дипломатическая защита сводится к
выяснению обстоятельств совершения правонарушения,
подбору, если это необходимо, адвокатов
и т. д.3
1.2 Право убежища
Право убежища - право каждого человека искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем, а также право государства разрешать въезд и проживание на его территории лицу, которое преследуется в другой стране по политическим мотивам. Право убежища закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а также в Декларации о территориальном убежище, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации.
Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.4
Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. п.5
Различают
территориальное и
Основания и процедура (судебная, административная) предоставления политического убежища, а также статус лиц, получивших убежище, зависят от внутреннего законодательства государства.
Нередко
на политическое убежище претендует
лицо, которое в государстве, им оставленном,
считается политическим преступником.
Принцип, который закреплен в
Декларации о территориальном убежище,
сводится к тому, что данный вопрос решает
государство, предоставляющее убежище.
Общепризнанным является положение, согласно
которому убежище не должно предоставляться
лицу, совершившему общеуголовное преступление.6
ГЛАВА 2. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ
Работники дипломатического представительства пользуются определенными иммунитетами (изъятиями из-под юрисдикции государства пребывания) и привилегиями, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитеты и привилегии являются дипломатическими в точном значении этого слова. В несколько меньшем объеме иммунитетами пользуются и другие виды персонала дипломатического представительства (административно-технического и обслуживающего).
Иммунитеты
и привилегии предоставляются с
целью создать максимально
В Венской конвенции 1961 года дипломатические иммунитеты и привилегии подразделены на иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные иммунитеты и привилегии членов дипломатического персонала и их семей.
К первой категории относятся: неприкосновенность помещений дипломатического представительства, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов; фискальный (налоговый) иммунитет; право на беспрепятственные сношения представительства со своим центром и представительствами своего государства; таможенные привилегии; протокольные привилегии.
Ко второй категории относятся: неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный иммунитет; таможенные привилегии; освобождение от личных повинностей. Но допускаются три исключения: можно предъявить судебный иск по поводу недвижимого имущества, которым дипломат или член его семьи владеет лично; иск по наследственному делу, в котором эти лица выступают в качестве наследников, и т.п.; а также иск по поводу профессиональной или коммерческой деятельности, которой они занимаются в целях личной выгоды.
Дипломатический персонал имеет право свободно передвигаться по территории государства пребывания с учетом правил о закрытых зонах, если таковые установлены. Уведомительный порядок передвижения дипломатов, существующий в ряде стран, не противоречит указанному выше правилу.
Венская
конвенция 1961 года предусматривает
доставку дипломатической почты
дипломатическими курьерами и бескурьерную
доставку (с помощью командира воздушного
судна, который правами дипломатического
курьера не пользуется). На практике бескурьерная
доставка осуществляется также с помощью
капитана морского судна и на основе соглашений
между заинтересованными государствами
через обычные каналы связи (почтовые
ведомства). Во всех случаях, кроме последнего,
дипломатическая почта пользуется абсолютной
неприкосновенностью и не ограничена
весом или количеством мест. Если условия
этих соглашений нарушаются, дипломатическая
почта может быть задержана и даже вскрыта.
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСТВО
3.1 Понятие гражданства
Согласно нормам, каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в результате коллективного мероприятия с территории государства, гражданином которого он является. Никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является.
В
законодательстве некоторых государств
существуют различные термины для
обозначения юридической
Правоотношение
гражданства устойчиво в
В
каком-либо государстве возможно отсутствие
закона о гражданстве. Но это не означает
отсутствия самого гражданства, хотя и
может осложнить ведение
Согласно ст.1 главы 1 «Конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве» от 12 апреля 1930 года, «каждое государство само определяет в соответствии со своим законом, кто является его гражданином. Данный закон признается другими государствами, в случае его соответствия международным конвенциям, международному обычаю и общепризнанным принципам права, касающимся вопросов гражданства». А в соответствии со ст. 2 той же главы данной «Конвенции», «любой вопрос о том, обладает ли лицо гражданством конкретного государства, определяется в соответствии с законодательством данного государства».
Следует отметить, что не все государства гарантируют равное гражданство, некоторые из них разделяют своих граждан на неравноправные категории. Так, в Латвии и Эстонии отличаются в объеме прав и обязанностей гражданства натурализованные граждане и граждане по происхождению: «неграждане» обладают минимальными гражданскими правами (на мелкую собственность, на отдых и т.д.), но не имеют политических прав (на участие в управлении государством, на создание партий и других общественных организаций и т.д.).
Международно-правовые
нормы о гражданстве регулируют
как общие вопросы гражданства
(о праве каждого на гражданство,
о сохранении гражданства при вступлении
в брак, о гражданстве детей и т.д.), так
и специальные (проблемы двойного гражданства
и безгражданства). В числе первых -
Пакт о гражданских и политических правах
1966 г., Конвенция о гражданстве замужней
женщины 1957 г., Конвенция о правах ребенка
1989 г. и др. Ко второй группе относятся
двусторонние соглашения о предотвращении
возникновения двойного гражданства,
Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция
о сокращении безгражданства 1961 г., Конвенция
об упрощенном порядке приобретения гражданства
гражданами государств - участников СНГ
1996 г. и т.д.
Информация о работе Международно-правовые вопросы гражданства