Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Мировой океан является важнейшим компонентом биосферы, обеспечивающим в глобальном масштабе качество планетарной природной среды. Этим определяется необходимость охраны морской среды от загрязнения как наиболее актуальной проблемы современности.
Многочисленные источники загрязнения и выброс в море большого количества вредных и токсичных веществ привели к деградации отдельных экосистем Мирового океана, нарушению экологического равновесия и снижению продуктивности морской среды.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………2-3
ГЛАВА 1
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ…………………………………………………………….3
1.1. Международное сотрудничество государств в сфере охраны морской среды……………………………………………………………………………………3-7
1.2. Международно-правовое регулирование охраны морской среды от загрязнения……………………………………………………………………………7-11
ГЛАВА 2
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ……………………………………………………………………………………12
2.1. Предотвращение загрязнения эксплуатационными сбросами…………...12-18
2.2. Предотвращение загрязнения в результате аварий………………………18- 21
2.3. Ответственность за ущерб от загрязнения морской среды………………21-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………26-27 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………28-29

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Существенные изменения были внесены  в Конвенцию 1954 г. поправками 1969 г. (вступила в силу в 1978 г.). Согласно последним, был полностью запрещен сброс  на всей акватории Мирового океана, за исключением специально оговоренных случаев. Поправки 1969 г. установили условия, относительно количества сливаемой нефти, ее концентрации в сливной смеси, а также расстояние от берега, на котором может производиться слив.

В 1971 г. были приняты две  поправки а Конвенции 1954 г. Одна из них касалась особых мер по защите от загрязнения Большого барьерного рифа, а вторая определяла технические требования к конструкции танкеров.

Последняя поправка имела  принципиальное значение, поскольку  впервые закрепила согласованные на международном уровне нормы относительно стандартов проектирования и конструкции судов. Поправки 1971 г. в силу не вступили, однако их положения были полностью включены в Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов.

Однако Конвенция 1954 г. была не лишена и определенных недостатков. Во-первых, невозможностью применения к иным загрязнителям, чем стойкая нефть; во-вторых, ограниченными возможностями со стороны государств-участников обеспечивать соблюдение иностранными судами ее положений за пределами территориальных вод. Возможность удостовериться в содержимом сливных танков у прибрежного государства отсутствовала и т.д.

Тем не менее, Конвенция 1954 г. имела важное значение как первый многосторонний договор, направленный на предотвращение загрязнения моря нефтью.

Несмотря на указанные  недостатки, Конвенция 1954 г. продолжает действовать как в отношении  между государствами, которые еще  не стали участниками Международной  конвенции по предотвращению загрязнения  с судов 1973 г., так и в отношениях между этими государствами и участниками Конвенции МАРПОЛ 73/78, неденонсировавших Конвенцию 1954 г.

Сфера действия Конвенции  МАРПОЛ 73/78 уточняется определением понятий  «вредное вещество» и «сброс». Согласно п. 2 ст. 2, под «вредным веществом» понимается «любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живым ресурсам, морской флоре и фауне, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря и включает любое вещество, попадающее под действие настоящей Конвенции».

В соответствии с п. 2 ст.2 Конвенции, «сброс» по отношению  к вредным веществам или стокам, содержащим такие вещества, означает любой «выброс с судна, какими бы причинами он не бы вызывался, и включает любую утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выбрасывание или опорожнение».

Однако, например, в соответствии с Конвенцией, не считается нарушением сброс в результате повреждения  судна или его оборудования, если были приняты все разумные меры для его предотвращения. Тем самым Конвенция МАРПОЛ 73/78 разграничивает умышленные сбросы от сбросов, произведенных вследствие аварий.

Важным элементом Конвенции  МАРПОЛ 73/78 является положение об «особых  районах», под которыми понимается «морской район, где по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям, а также специфике судоходства в нем, необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения моря нефтью».

В качестве особых районов  Конвенция называет Средиземное, Балтийское, Черное и Красное моря и Персидский залив.

Конвенция МАРПОЛ 73/78 содержит многочисленные нормы, направленные на осуществление эффективного контроля за соблюдением ее положений. Их можно разделить на три группы: обязанности государства флага, права прибрежного государства и права государства порта.

Согласно п. 1 ст. 4 Конвенции  МАРПОЛ 73/78, государство флага должно принять законодательство, запрещающее  «любое нарушение требований настоящей Конвенции» и устанавливающее за такие нарушения соответствующие санкции. Это прежде всего касается нарушений, связанных со сбросом вредных веществ.

Санкции, предусмотренные  за такого рода нарушения, должны быть «достаточно строгими, чтобы пресечь  нарушения настоящей Конвенции МАРПОЛ 73/78, и равно строгими независимо от места совершения нарушений» (п. 4 ст. 4).  

При наличии достаточных  доказательств, государство флага  обязано возбудить разбирательство, с целью наказания виновных.

Пространственная среда действия законов и правил прибрежного государства обозначена «пределами юрисдикции», в границах которой государство запрещает «любое» нарушение Конвенции МАРПОЛ 73/78 (п. 2 ст. 4).

Прибрежное государство  вправе, в случае нарушения Конвенции  в пределах его юрисдикции, возбудить «преследование в соответствии со своим законодательством» либо направить государству флага «такую информацию и такие доказательства, какие могут находиться в его распоряжении и которые подтверждают совершение нарушения» (п. 2 ст. 4).

Таким образом, Конвенция  МАРПОЛ 73/78, будучи единственной и единой всеобъемлющей конвенцией по предотвращению всех видов эксплуатационных загрязнений  с судов, имеет уникальный характер и служит достаточно эффективным  публично-правовым инструментом гармонизации правовой и технической политики ведущих морских государств.12

Российская Федерация  – участник Конвенции МАРПОЛ 73/78. 3 ноября 1983 г. СССР присоединился к  ней, сделав оговорку о непризнании  всех факультативных Приложений.

Приложение V вступило в силу 31 декабря 1988 г., Приложение III – 1 июля 1992 г. Время вступления в силу Приложения IV предсказать пока нелегко. Тем не менее в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 741 от 6 июля 1987 г. Советский Союз 14 августа 1987 г. принял факультативные Приложения III, IV и V к Конвенции МАРПОЛ 73/78, то есть признал для себя обязательным не вступившее в силу Приложение IV.

Это постановление сохраняет  силу и для Российской Федерации  как правопреемницы бывшего СССР.

В законодательстве Российской Федерации учтены  некоторые положения МАРПОЛ 73/78. Первый законодательный акт об ответственности за загрязнение моря был издан 26 февраля 1974 г. Он предусматривает ответственность за незаконное загрязнение морской среды с судов веществами, вредными для здоровья людей и живых ресурсов моря.

Указом 1974 г. была установлена  уголовная ответственность за незаконный сброс вредных веществ и за неприятие мер по предотвращению потерь таких веществ, а также  за несообщение о готовящемся  или совершенном вынужденном сбросе вредных веществ для сохранения человеческой жизни и обеспечения безопасности судна.

Данным Указом вводилась  административная ответственность  за отсутствие записей в судовых  журналах об операциях с вредными веществами, за ведение неправильных записей и за отказ предъявить эти документы должностным лицам.

Специальные правила  по защите морской среды предусмотрены  в Федеральном законе «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г.

2.2. Предотвращение загрязнения  в результате аварий

 

Участившиеся случаи аварий и катастроф, приводящих к незначительным по своим  последствиям загрязнениям морской  среды, в особенности аварии танкеров «Торри Каньон» и «Амоко Кадис», обострили ряд проблем, нерешенных Конвенцией 1954 г.

После аварии танкера «Торри Каньон» вблизи побережья Великобритании, но за  пределами ее территориального моря, возник ряд правовых проблем, требующих немедленного разрешения, таких как:

    • право прибрежного государства принимать меры в отношении судна, создающего серьезную угрозу загрязнения нефтью побережья, но находящегося за пределами территориального моря этого государства;
    • на кого может быть возложена ответственность за ущерб от загрязнения нефтью;
    • ограничение ответственности за ущерб, причиненный загрязнением нефтью.13

Правительство Великобритании обратилось в ИМО с предложением рассмотреть  вопрос, связанный с аварийными ситуациями. В результате работы Дипломатической  конференции, созванной по инициативе ИМО в Брюсселе в 1969 г., были приняты  два документа: Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению моря нефтью и Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью.

В дополнении к этим двум конвенциям, в декабре 1971 г. была принята еще одна Международная конвенция о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью.

До принятия каких-либо мер прибрежное государство обязано:

    • делать все от него зависящее во избежание любого риска для человеческой жизни и оказывать лицам всяческую помощь;
    • консультироваться с другими государствами, интересы которых затронуты морской аварией;
    • извещать о предполагаемых мерах;
    • консультироваться с независимыми экспертами.

В случаях чрезвычайной срочности, требующих немедленного принятия мер, прибрежное государство может принимать меры, ставшие безотлагательными, без предварительных извещений или консультаций.

В систему международных соглашений по охране морской среды самостоятельной  подсистемой входит международный  механизм ликвидации последствий загрязнения морской среды, основанный на координации и консолидации усилий государств.

В соответствии со ст. 199 Конвенции  ООН по морскому праву 1982 г., в случаях, когда морская среда подвергается неминуемой опасности ущерба или когда ей нанесен ущерб в результате загрязнения, государства затронутого загрязнением района, соответственно своим возможностям, и компетентные международные организации в возможной степени сотрудничают в целях ликвидации последствий загрязнения и предотвращения или сведения до минимума ущерба.

Для этой цели государства совместно  разрабатывают планы чрезвычайных мер на случай инцидентов, вызывающих загрязнение морской среды, и  содействуют их осуществлению.

Учитывая особую опасность и  масштабы загрязнения нефтью для морской среды, в 1990 г. в Лондоне была принята Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ней и сотрудничеству.

Причиной создания Конвенции 1990 г. послужила авария танкера «Exxon Valdez» у берегов Аляски в марте 1989 г., вызвавшая большое загрязнение. Ее политические последствия были таковы, что на заседании государств «семерки», состоявшемся в Париже в июле этого же года, была принята Декларация по защите окружающей среды, среди положений которой содержался призыв к Международной морской организации (ИМО) предложить дополнительные меры по предотвращению загрязнения с судов.

Хотя Конвенция не применяется  к военным кораблям, каждая Сторона  обеспечивает путем принятия соответствующих  мер, чтобы такие суда действовали в соответствии с Конвенцией, насколько это разумно и практически осуществимо.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции 1990 г., каждая Сторона учреждает национальную систему срочной и эффективной  борьбы с инцидентами, вызывающими  загрязнение нефтью. Эта система, как минимум, включает:

    • назначение компетентного национального органа, ответственного за обеспечение готовности и реагирования на случай загрязнения нефтью;
    • назначение органа, который имеет право от имени государства обращаться за помощью или принимать решения об оказании помощи, о которой поступила просьба;
    • национальный план чрезвычайных мер по обеспечению готовности и реагированию.

Согласно п. 2 ст. 6 Конвенции 1990 г., каждая Сторона Конвенции в пределах своих возможностей или посредством двустороннего или многостороннего сотрудничества и, соответственно, в сотрудничестве с нефтяной промышленностью, судоходством, портовыми властями и другими соответствующими организациями учреждает:

    • минимальное количество размещаемого в определенных местах оборудования, для борьбы с разливами нефти;
    • программу учений для организаций, ответственных за борьбу с загрязнением нефтью, и подготовки соответствующего персонала;
    • подробные планы и средства для борьбы с инцидентом.

Исходя из вышесказанного, в целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов и защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия, на территории РФ Правительство Российской Федерации издало последовательно два постановления:

1. Постановление № 613 от 21.08.2000 г. «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»;

2. Постановление № 240 от 15.04.2002 г.  «О порядке организации мероприятий  по предупреждению и ликвидации  аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

Отныне в соответствии с требованиями этих постановлений  в постоянной готовности к чрезвычайным ситуациям должны находиться абсолютно  все организации, занимающиеся добычей, переработкой, транспортировкой и хранением нефти и нефтепродуктов.

Утвержденные требования и правила  относятся ко всем без исключения нефтяным компаниям, как государственным, так и частным. К тому же промышленникам поручено разработать и собственные  планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, которые они станут неукоснительно соблюдать.

Информация о работе Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения