Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:24, курсовая работа
Мировой океан является важнейшим компонентом биосферы, обеспечивающим в глобальном масштабе качество планетарной природной среды. Этим определяется необходимость охраны морской среды от загрязнения как наиболее актуальной проблемы современности.
Многочисленные источники загрязнения и выброс в море большого количества вредных и токсичных веществ привели к деградации отдельных экосистем Мирового океана, нарушению экологического равновесия и снижению продуктивности морской среды.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………2-3
ГЛАВА 1
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ…………………………………………………………….3
1.1. Международное сотрудничество государств в сфере охраны морской среды……………………………………………………………………………………3-7
1.2. Международно-правовое регулирование охраны морской среды от загрязнения……………………………………………………………………………7-11
ГЛАВА 2
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ……………………………………………………………………………………12
2.1. Предотвращение загрязнения эксплуатационными сбросами…………...12-18
2.2. Предотвращение загрязнения в результате аварий………………………18- 21
2.3. Ответственность за ущерб от загрязнения морской среды………………21-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………26-27 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………28-29
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
______________________________
Курсовая работа по предмету:
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
на тему:
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА МОРСКОЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ:
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ…………………………………………………
1.1. Международное
сотрудничество государств в
сфере охраны морской среды…………
1.2. Международно-правовое
регулирование охраны морской
среды от
загрязнения…………………………………………………
ГЛАВА 2
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ
ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ……………………………………………
2.1. Предотвращение загрязнения эксплуатационными сбросами…………...12-18
2.2. Предотвращение
загрязнения в результате
2.3. Ответственность
за ущерб от загрязнения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Мировой океан является
важнейшим компонентом
Многочисленные источники загрязнения и выброс в море большого количества вредных и токсичных веществ привели к деградации отдельных экосистем Мирового океана, нарушению экологического равновесия и снижению продуктивности морской среды.
Принятие комплексных мер против загрязнения морской среды является необходимым условием предотвращения глобального экологического кризиса. Органическая целостность экосистемы всего Мирового океана и тесная взаимосвязь ее отдельных элементов обусловливают международный подход к проблеме защиты морской среды и требуют международно-правового регулирования.
Такой подход предусмотрен в преамбуле Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. положением о тесной взаимосвязи проблем морского пространства и необходимости рассматривать их как единое целое.
Возможность глобальной экологической катастрофы определяет необходимость разработки международно-правовых мер, направленных на предотвращение загрязнения морской среды. Об эффективности международно-правового регулирования охраны морской среды от загрязнения свидетельствует тот факт, что принятие международно-правовых актов в этой области привело к снижению объемов попадающих в Мировой океан нефтепродуктов с 1981года на 60%, причем за тот же период объем танкерных перевозок вырос вдвое.
В связи со спецификой объекта правового воздействия в этой области регулирования применяются нормы и принципы международного морского права, международного экологического права, права международных организаций, нормы международных договоров, регламентирующие сотрудничество государств, ряда внутригосударственных отраслей и институтов – экологического, морского, конституционного, административного, уголовного права.
Необходимо отметить, что вплоть до начала 70-х годов не существовало сколько-нибудь эффективного международно-правового режима защиты и сохранения морской среды. Четыре Женевских конвенции по морскому праву 1958 года содержат лишь отдельные положения по этому вопросу, которые к тому же имеют весьма ограниченное действие.
Обострение проблемы
потребовало разработки и реализации
комплексных и эффективных мер
по защите морской среды от загрязнения,
в том числе и международно-
В последние десятилетия
практически обозначился и
Загрязнение морской среды в результате судоходства является достаточно распространенным, и его воздействие на экосистемы мирового океана значительно. Причем, загрязнение морской среды с морского транспорта будет расти соответственно с возрастанием значения этого транспорта в мировой экономике.
Согласно данным Национальной администрации по океанографии и атмосфере США, ожидается, что объем международной торговли возрастет к 2020 году по сравнению с 1995 годом в три раза и 90% перевозок будет обеспечиваться морским транспортом.
Поэтому международно-правовое регулирование охраны морской среды от загрязнения с судов является одним из наиболее необходимых направлений исследований в области международного морского права.
В своей работе я предлагаю
рассмотреть вопросы, связанные
с международным
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
1.1. Международное сотрудничество государств в сфере охраны морской среды
Существенное загрязнение
С учетом целостного характера морских экосистем, многообразия источников и видов загрязнения, находящихся под юрисдикцией различных государств, трансграничным характером распространения загрязнителей в морских пространствах, проблема охраны Мирового океана не может быть решена усилиями отдельных государств, поэтому эффективность принятия таких мер зависит прежде всего от сочетания национальных средств с международным сотрудничеством на универсальном и региональном уровнях.
Значительное внимание проблеме поддержания экологического равновесия в процессе межгосударственного сотрудничества уделено в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., где, в частности, отмечено, что многие проблемы окружающей среды можно эффективно решить только путем тесного международного сотрудничества.
Международное сотрудничество
предприняло ряд конструктивных
мер для выработки
К настоящему времени вступили в силу более 215 международных экологических договоров.
В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. подчеркнута необходимость приверженности государств принципу сотрудничества в решении морских проблем как в области совместной разработки правового режима морских пространств и ресурсов, так и в сфере конкретной деятельности по их использованию.
В преамбуле Конвенции
1982 г. отмечено, что государства-участники
руководствуются «стремлением урегулировать
в духе взаимопонимания и
Помимо общих положений о сотрудничестве в Конвенции 1982 г. содержится ряд норм, посвященных сотрудничеству и содержащих конкретные предписания или рекомендации по отдельным его областям, устанавливающие его обязательные или желательные формы и определенный порядок их осуществления.
Имеются положения о сотрудничестве и в Части V Конвенции 1982 г., посвященной исключительной экономической зоне. Так, согласно п. 2 статьи 61 «Сохранение живых ресурсов» в целях предотвращения ухудшения состояния живых ресурсов в экономической зоне в результате чрезмерной эксплуатации «прибрежные государства и компетентные международные организации сотрудничают между собой».
Принцип сотрудничества государств подтверждается и конкретизируется в Частях XII и XIII этой Конвенции 1982 г., посвященных соответственно защите и сохранению морской среды и морским научным исследованиям.
Международное сотрудничество в области защиты и сохранения морской среды включает несколько направлений:
Среди множества направлений
Основная цель международного
сотрудничества в области
Совместные действия,
посредством которых
Значительная роль в международном сотрудничестве принадлежит международным организациям, особенно ООН в лице ее главных и специализированных органов: Программе ООН по окружающей среде, Комитету по природным ресурсам, Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию.2
Основные полномочия
по международному сотрудничеству в
области охраны морской среды
от загрязнения с судов возложены
на Международную морскую
Природоохранная деятельность ИМО как специализированного учреждения ООН обеспечивает развитие правового регулирования охраны морской среды и прежде всего – загрязнения с судов. Основой нормотворческой деятельности ИМО является принятие многосторонних конвенций, а также правил, руководств, рекомендаций, предписаний и иных документов, содержащих необязательные стандарты и практику.4
Можно выделить следующие виды деятельности ИМО по организации международного сотрудничества в области охраны морской среды:
Таким образом, решение проблемы охраны морской среды требует четкого взаимодействия и согласованности международно-правовых норм универсального, регионального, локального характера. При этом, система двусторонних соглашений дополняет, развивает и усиливает соглашения глобального характера.
Международное сотрудничество в глобальном масштабе позволяет избежать несогласованности и коллизий национального законодательства и международного права, противоречия между двусторонними, субрегиональными, региональными и иными решениями и универсальными нормами.
Среди разнообразных правовых и региональных форм международного сотрудничества по охране морской среды целесообразно выделить три основных направления:
Информация о работе Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения