Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Мировой океан является важнейшим компонентом биосферы, обеспечивающим в глобальном масштабе качество планетарной природной среды. Этим определяется необходимость охраны морской среды от загрязнения как наиболее актуальной проблемы современности.
Многочисленные источники загрязнения и выброс в море большого количества вредных и токсичных веществ привели к деградации отдельных экосистем Мирового океана, нарушению экологического равновесия и снижению продуктивности морской среды.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………2-3
ГЛАВА 1
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ…………………………………………………………….3
1.1. Международное сотрудничество государств в сфере охраны морской среды……………………………………………………………………………………3-7
1.2. Международно-правовое регулирование охраны морской среды от загрязнения……………………………………………………………………………7-11
ГЛАВА 2
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ……………………………………………………………………………………12
2.1. Предотвращение загрязнения эксплуатационными сбросами…………...12-18
2.2. Предотвращение загрязнения в результате аварий………………………18- 21
2.3. Ответственность за ущерб от загрязнения морской среды………………21-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………26-27 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………28-29

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 152.50 Кб (Скачать)


СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

_____________________________________________________________________________

 

 

                        

 

 

Курсовая работа по предмету:

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

на  тему:

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА МОРСКОЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнила: студентка

                                                                  группы 51 ЮЗ  Ефремова Л.В.

                                                                 Проверила: доц. Пешперова И.Ю                                            

                                   

 

 

 

                                    Санкт-Петербург

                                            2005 год

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………2-3

ГЛАВА 1            

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ…………………………………………………………….3

       1.1. Международное  сотрудничество государств в  сфере охраны морской среды……………………………………………………………………………………3-7

       1.2. Международно-правовое  регулирование охраны морской  среды от             загрязнения……………………………………………………………………………7-11

ГЛАВА 2

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ  ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ……………………………………………………………………………………12

       2.1. Предотвращение  загрязнения эксплуатационными  сбросами…………...12-18

       2.2. Предотвращение  загрязнения в результате аварий………………………18- 21

       2.3. Ответственность  за ущерб от загрязнения морской  среды………………21-25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………26-27 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………28-29               

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Мировой океан является важнейшим компонентом биосферы, обеспечивающим в глобальном масштабе качество планетарной природной  среды. Этим определяется необходимость охраны морской среды от загрязнения как наиболее актуальной проблемы современности.

Многочисленные источники  загрязнения и выброс в море большого количества вредных и токсичных  веществ привели к деградации отдельных экосистем Мирового океана, нарушению экологического равновесия и снижению продуктивности морской среды.

Принятие комплексных  мер против загрязнения морской  среды является необходимым условием предотвращения глобального экологического кризиса. Органическая целостность  экосистемы всего Мирового океана и тесная взаимосвязь ее отдельных элементов обусловливают международный подход к проблеме защиты морской среды и требуют международно-правового регулирования.

Такой подход предусмотрен в преамбуле Конвенции ООН  по морскому праву 1982 г. положением о тесной взаимосвязи проблем морского пространства и необходимости рассматривать их как единое целое.

Возможность глобальной экологической катастрофы определяет необходимость разработки международно-правовых мер, направленных на предотвращение загрязнения морской среды. Об эффективности международно-правового регулирования охраны морской среды от загрязнения свидетельствует тот факт, что принятие международно-правовых актов в этой области привело к снижению объемов попадающих в Мировой океан нефтепродуктов с 1981года на 60%, причем за тот же период объем танкерных перевозок вырос вдвое.

В связи со спецификой объекта правового воздействия  в этой области регулирования  применяются нормы и принципы международного морского права, международного экологического права, права международных организаций, нормы международных договоров, регламентирующие сотрудничество государств, ряда внутригосударственных отраслей и институтов – экологического, морского, конституционного, административного, уголовного права.

Необходимо отметить, что вплоть до начала 70-х годов  не существовало сколько-нибудь эффективного международно-правового режима защиты и сохранения морской среды. Четыре Женевских конвенции по морскому праву 1958 года содержат лишь отдельные  положения по этому вопросу, которые к тому же имеют весьма ограниченное действие.

Обострение проблемы потребовало разработки и реализации комплексных и эффективных мер  по защите морской среды от загрязнения, в том числе и международно-правовых. Причем, международно-правовая регламентация охраны морской среды характеризуется стремительными темпами развития правового регулирования и комплексностью.

В последние десятилетия  практически обозначился и продолжает развиваться целостный и всеобъемлющий  международно-правовой режим защиты и сохранения морской среды, который охватывает регулирование как по горизонтали (по источникам загрязнения), так и по вертикали (универсальные и региональные).

Загрязнение морской  среды в результате судоходства  является достаточно распространенным, и его воздействие на экосистемы мирового океана значительно. Причем, загрязнение морской среды с морского транспорта будет расти соответственно с возрастанием значения этого транспорта в мировой экономике.

Согласно данным Национальной администрации по океанографии и атмосфере США, ожидается, что объем международной торговли возрастет к 2020 году по сравнению с 1995 годом в три раза и  90% перевозок будет обеспечиваться морским транспортом.

Поэтому международно-правовое регулирование охраны морской среды  от загрязнения с судов является одним из наиболее необходимых направлений исследований в области международного морского права.

В своей работе я предлагаю  рассмотреть вопросы, связанные  с международным сотрудничеством  государств в сфере охраны морской  среды, различные виды источников загрязнения – это и эксплуатационные сбросы и аварии, а также вопросы ответственности за ущерб от загрязнения морской среды.

ГЛАВА 1

 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ МОРСКОЙ  СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

 

1.1. Международное сотрудничество государств в сфере охраны морской среды

 

Существенное загрязнение морской  среды и создаваемая им угроза нарушения экологического равновесия наблюдается во многих частях Мирового океана. Такая ситуация обусловливает  настоятельную необходимость  принятия комплекса неотложных и эффективных мер для охраны морской среды, включая мероприятия по предотвращению загрязнения, из каких бы источников оно ни исходило, а также мер для снижения (и даже полной ликвидации) уровня уже существующего загрязнения.

С учетом целостного характера морских экосистем, многообразия источников и видов загрязнения, находящихся под юрисдикцией различных государств, трансграничным характером распространения загрязнителей в морских пространствах, проблема охраны Мирового океана не может быть решена усилиями отдельных государств, поэтому эффективность принятия таких мер зависит прежде всего от сочетания национальных средств с международным сотрудничеством на универсальном и региональном уровнях.

Значительное внимание проблеме поддержания экологического равновесия в процессе межгосударственного сотрудничества уделено в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., где, в частности, отмечено, что многие проблемы окружающей среды можно эффективно решить только путем тесного международного сотрудничества.

Международное сотрудничество предприняло ряд конструктивных мер для выработки экологической  стратегии государств. Среди них  Конференция ООН по окружающей среде  и развитию 1992 г.; Общеевропейское  совещание министров, отвечающих за охрану окружающей среды, и разработка программы совместных действий по сохранению, рациональному использованию, воспроизводству и повышению качества окружающей среды.

К настоящему времени  вступили в силу более 215 международных экологических договоров.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. подчеркнута необходимость  приверженности государств принципу сотрудничества в решении морских проблем  как в области совместной разработки правового режима морских пространств  и ресурсов, так и в сфере конкретной деятельности по их использованию.

В преамбуле Конвенции 1982 г. отмечено, что государства-участники  руководствуются «стремлением урегулировать  в духе взаимопонимания и сотрудничества все вопросы, касающиеся морского права».

Помимо общих положений о сотрудничестве в Конвенции 1982 г. содержится ряд норм, посвященных сотрудничеству и содержащих конкретные предписания или рекомендации по отдельным его областям, устанавливающие его обязательные или желательные формы и определенный порядок их осуществления.

Имеются положения о  сотрудничестве и в Части V Конвенции 1982 г., посвященной исключительной экономической зоне. Так, согласно п. 2 статьи 61 «Сохранение живых ресурсов» в целях предотвращения ухудшения состояния живых ресурсов в экономической зоне в результате чрезмерной эксплуатации «прибрежные государства и компетентные международные организации сотрудничают между собой».

Принцип сотрудничества государств подтверждается и конкретизируется в Частях XII и XIII этой Конвенции 1982 г., посвященных соответственно защите и сохранению морской среды и морским научным исследованиям.

Международное сотрудничество в области защиты и сохранения морской среды включает несколько  направлений:

    • разработка и применение норм, стандартов, правил и рекомендуемых процедур;
    • совместные действия государств по предотвращению, сокращению и ликвидации последствий загрязнения;
    • осуществление мониторинга системы экологического контроля и оценки состояния морской среды;
    • выполнение международных программ научных исследований;
    • оказание технической помощи.

Среди множества направлений международного сотрудничества по охране окружающей среды в целом и морской  среды в частности необходимо выделить сотрудничество в области  экологического образования и просвещения, природоохранного воспитания.

 Основная цель международного  сотрудничества в области охраны  морской среды от загрязнения  заключается в создании системы  нормативных, административных и  технических правил, рекомендаций  и стандартов наблюдения, оценки  и анализа загрязнения, а также в принятии практических мер для ликвидации последствий загрязнения и его предотвращения.

Совместные действия, посредством которых осуществляется международное сотрудничество, выражается в мерах, принимаемых государствами  непосредственно или через компетентные международные организации.1

Значительная роль в международном  сотрудничестве принадлежит международным  организациям, особенно ООН в лице ее главных и специализированных органов: Программе ООН по окружающей среде, Комитету по природным ресурсам, Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию.2

Основные полномочия по международному сотрудничеству в  области охраны морской среды  от загрязнения с судов возложены  на Международную морскую организацию (ИМО).3

Природоохранная деятельность ИМО как специализированного учреждения ООН обеспечивает развитие правового регулирования охраны морской среды и прежде всего – загрязнения с судов. Основой нормотворческой деятельности ИМО является принятие многосторонних конвенций, а также правил, руководств, рекомендаций, предписаний и иных документов, содержащих необязательные стандарты и практику.4

Можно выделить следующие  виды деятельности ИМО по организации  международного сотрудничества в области  охраны морской среды:

    • проведение научных исследований различных аспектов судоходства и загрязнения морской среды;
    • подготовка проектов международных конвенций в области охраны морской среды;
    • разработка правил, регламентов, рекомендаций;
    • техническая помощь отдельным государствам.

Таким образом, решение проблемы охраны морской среды требует четкого взаимодействия и согласованности международно-правовых норм универсального, регионального, локального характера. При этом, система двусторонних соглашений дополняет, развивает и усиливает соглашения глобального характера.

Международное сотрудничество в глобальном масштабе позволяет избежать несогласованности и коллизий национального законодательства и международного права, противоречия между двусторонними, субрегиональными, региональными и иными решениями и универсальными нормами.

Среди разнообразных  правовых и региональных форм международного сотрудничества по охране морской среды  целесообразно выделить три основных направления:

    • разработка и заключение договоров между государствами.
    • соглашения о сотрудничестве заинтересованных международных организаций.
    • разработка специальных международных программ.

Информация о работе Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения