Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:24, курсовая работа
Мировой океан является важнейшим компонентом биосферы, обеспечивающим в глобальном масштабе качество планетарной природной среды. Этим определяется необходимость охраны морской среды от загрязнения как наиболее актуальной проблемы современности.
Многочисленные источники загрязнения и выброс в море большого количества вредных и токсичных веществ привели к деградации отдельных экосистем Мирового океана, нарушению экологического равновесия и снижению продуктивности морской среды.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………2-3
ГЛАВА 1
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ…………………………………………………………….3
1.1. Международное сотрудничество государств в сфере охраны морской среды……………………………………………………………………………………3-7
1.2. Международно-правовое регулирование охраны морской среды от загрязнения……………………………………………………………………………7-11
ГЛАВА 2
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ……………………………………………………………………………………12
2.1. Предотвращение загрязнения эксплуатационными сбросами…………...12-18
2.2. Предотвращение загрязнения в результате аварий………………………18- 21
2.3. Ответственность за ущерб от загрязнения морской среды………………21-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………26-27 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………28-29
Международное сотрудничество в области
нормативной деятельности по предотвращению
и ограничению загрязнения
1.2. Международно-правовое
В международно-правовом механизме охраны морской среды можно выделить два направления воздействия – обеспечение нормального функционирования, развития и воспроизводства системы международных экологических отношений по охране Мирового океана и непосредственно международно-правовое регулирование отношений в этой сфере.
Заинтересованность
Понятие «охрана морской среды» включает предотвращение ее загрязнения и меры по сокращению загрязнения, если оно все же произошло, то включает сохранение контроля за загрязнением из любого источника.5
Под загрязнением моря понимается «введение человеком прямо или косвенно веществ или энергии в морскую среду, влекущие такие вредные последствия, как ущерб живым ресурсам, опасность для здоровья людей, помехи в морской деятельности, включая рыболовство, ухудшение качества морской воды и уменьшение ее полезных свойств».6 Указанное доктринальное определение включено в ст. 1 Конвенции 1982 г., и тем самым приобрело нормативный характер.
Развитие международно-
В настоящее время к указанным источникам загрязнения добавилось поступление загрязняющих веществ в ходе запуска космических кораблей с морских платформ.
Нефть и нефтепродукты, загрязняющие воды Мирового океана, считаются наиболее опасными в биологическом отношении и наиболее распространенными в морской среде токсикантами. В 80-е годы XX века в океан ежегодно поступало около 6 млн. т нефтяных углеводородов, что составило около 0,23 % годовой мировой добычи нефти.7
География загрязнения вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами различна как в силу различий в объемах перевозок нефтегрузов, так и их характеристик.
Самое большое загрязнение
наблюдалось в морях с
Большой ущерб морским экосистемам моря наносит различный мусор, сбрасываемый с судов. Сброс в Мировой океан с судов только пластиковых отходов составляет около 6,6 млн. т. Ежедневно с судов в океаны попадает около 640 тыс. пластиковых пакетов и мешков.
На основе указанных данных, можно сделать вывод о том, что наиболее опасным видом загрязнения морской среды с судов являются нефтепродукты, суммарное поступление которых в морскую среду составляет более 40 %. При этом, на долю танкеров приходится более 50 % загрязнения моря нефтью и нефтепродуктами в результате деятельности морского транспорта.
Международно-правовое регулирование охраны Мирового океана от загрязнения имеет довольно непродолжительную историю. Его начало связано с принятием в Лондоне Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.
Будучи длительное время
единственным специальным международно-
Катастрофические последствия аварии танкера «Торри Каньон» послужили катализатором для развития международно-правовой охраны морской среды. Прежде всего получил дальнейшее развитие универсальный уровень: в 1969 г. были приняты поправки к Конвенции 1954 г. относительно слива нефти; в международном морском праве закрепились новые институты и нормы относительно вмешательства в случаях аварий (Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г.), возмещения ущерба, причиненного загрязнением моря нефтью (Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, 1969 г.).
Универсальный подход к
охране морской среды в этот период
состоял в выработке и
Первоначально эти стандарты, нормы, правила касались отдельных видов загрязнения и отдельных сторон борьбы с ним. Был заключен ряд международных договоров, направленных на сокращение или предупреждение загрязнения во всем Мировом океане.
С другой стороны, в этот период возникло международное региональное сотрудничество в области охраны морской среды от загрязнения. На это указывает подписание Соглашения о сотрудничестве в области охраны Северного моря от загрязнения нефтью (Бонн, 1969 г.). Таким образом, к концу 60-х годов XX века сложился широкий комплекс универсальных международно-правовых норм, призванных регулировать вопросы охраны морской среды от загрязнения нефтью.9
Дальнейшее развитие договорного права в области предотвращения загрязнения моря в результате захоронения отходов связано с принятием Конвенции о захоронении 1972 г. (Осло), которая представляет собой региональное соглашение, охватывающее Северо-восточную Атлантику, часть арктических морей и Северное море и регулирующее преднамеренное удаление с судов и летательных аппаратов отходов, образующихся на суше.
Следующим этапом стало принятие всеобщей специальной Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов 1972 г., вступившей в силу 30 августа 1975 г.
В целях обеспечения выполнения обязательств СССР, вытекающих из данной Конвенции, Совет Министров СССР 6 марта 1979 г. принял Постановление «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Советской стороны, вытекающих из Конвенции о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.».
Но лишь в октябре 1992 г. Президентом РФ была образована Правительственная комиссия по вопросам, связанным с захоронением в море радиоактивных отходов. Все данные о проделанной работе легли в основу доклада комиссии, который был представлен в феврале 1993 г., и после этого 13 августа 1993 г. Президентом был издан Указ «О мерах по комплексному решению проблемы с радиоактивными отходами и прекращении захоронения их в море».
Правовой механизм, заложенный настоящей Конвенцией, предусматривает определенную зависимость национального законодательства от международных норм, что позволяет, с одной стороны, унифицировать в той или иной степени национальные законы и правила различных государств, а с другой – побудить те страны, которые не являются участниками специальных соглашений по охране морской среды, придерживаться содержащихся в них требований.
Конвенция 1982 г. не претендует на решение всех аспектов проблемы охраны морской среды. Главное значение Конвенции заключается в том, что в ней сформированы основополагающие принципы, которыми должны руководствоваться все государства, а также проведено достаточно четкое разграничение компетенции государства в вопросах установления конкретных правил по предотвращению загрязнения из различных источников и обеспечению их выполнения.10
С принятием Конвенции
1982 г. была создана достаточно целостная
и всеобъемлющая система, которая
составила фундамент
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ
2.1. Предотвращение загрязнения эксплуатационными сбросами
Международный характер судоходства определяет необходимость как разграничения, так и оптимального сочетания мер по предотвращению загрязнения морской среды, которые должны быть приняты на национальном и международном уровнях.
Глобальная природа проблемы защиты морской среды и мировой характер судоходства объективно предопределяют приоритет международных норм и стандартов по предотвращению загрязнения моря. Первые попытки разработать международные стандарты по предотвращению загрязнения моря с судов относятся к первой четверти XX века.
Первая попытка в этом направлении была сделана в июне 1926 года на предварительной Конференции по предотвращению загрязнения судоходных вод нефтью, состоявшейся в Вашингтоне с участием представителей Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США, Франции, Швеции, Японии.
Проект разработанной на ней
Конвенции предусматривал право
государств-участников устанавливать
запретные для слива
В 1935 г. вопрос о загрязнении морей нефтью вновь был поднят и рассматривался Советом Лиги Наций. Совет постановил: «проводить необходимое подготовительное изучение вопроса с тем, чтобы способствовать будущему заключению международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью». Был выработан проект конвенции относительно предотвращения загрязнения моря нефтью, согласно которому запрещался преднамеренный слив нефти и нефтяной смеси в примыкающей к побережью зоне моря шириной в 50 миль.
Предполагалось, что конвенция будет распространяться на все морские суда, перевозящие стойкие виды нефти в качестве груза или топлива. Проект конвенции был разослан правительствам для обсуждения, однако в связи с началом Второй мировой войны эта конвенция принята не была.
Впервые после войны вопрос о загрязнении моря нефтью на международном уровне рассматривался в марте 1950 г. на IV сессии Комиссии ООН по транспорту и связи. Комиссия представила Секретариату ООН специальный доклад по этому вопросу, после чего он не сходит с повестки дня различных специализированных учреждений ООН.
В начале 1954 г. загрязнение морей мазутом обсуждалось на Генеральной ассамблее Международного союза охраны природы и природных ресурсов. Ассамблея обратилась к ООН относительно необходимости решения вопросов этой области в международном плане и представила свои рекомендации предстоящей международной конференции.
26 апреля 1954 г. Организацией Объединенных Наций в Лондоне была созвана Международная дипломатическая конференция по предотвращению загрязнения моря нефтью, на которой 32 страны были представлены делегатами, а 10 – наблюдателями.
Участники конференции признали, что единственным радикальным методом решения данной проблемы является полное избежание слива стойких нефтепродуктов в море. На конференции была подписана Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.
Конвенция 1954 г. не предусматривала полного запрещения слива нефти, а устанавливала существенные ограничения, выполнение которых должно было проходить в три этапа.
На первом этапе запрещался слив нефти и нефтяной смеси с танкеров валовой вместимостью 500 т. и более в пределах 50 миль от берега, на втором – все суда государства-участника должны были быть оборудованы средствами, предотвращающими утечку нефти, а на третьем этапе устанавливались запретные зоны для судов, не являющихся танкерами.
Конвенция 1954 г. вступила в силу 26 июля 1958 г.11 В связи с недостаточным прогрессом в международном сотрудничестве по борьбе с загрязнением моря нефтью, в 1962 г. была созвана международная конференция по предотвращению загрязнения моря нефтью, свиваемой с судов. Конференция значительно переработала и дополнила Конвенцию 1954 г. Внесенные в нее поправки вступили в силу 18 мая 1967 г.
В Конвенции 1954 г. с поправками 1962 г., содержатся определения нефти, нефтеводяной смеси, танкера, судна, слива и некоторых других понятий. В соответствии с Конвенцией, во-первых, был запрещен намеренный слив с судов нефти и нефтеводяной смеси и, во-вторых, установлены запретные зоны.
Конвенция обязывала каждое договаривающееся
государство принять
Информация о работе Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения