Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Мировой океан является важнейшим компонентом биосферы, обеспечивающим в глобальном масштабе качество планетарной природной среды. Этим определяется необходимость охраны морской среды от загрязнения как наиболее актуальной проблемы современности.
Многочисленные источники загрязнения и выброс в море большого количества вредных и токсичных веществ привели к деградации отдельных экосистем Мирового океана, нарушению экологического равновесия и снижению продуктивности морской среды.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………2-3
ГЛАВА 1
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ…………………………………………………………….3
1.1. Международное сотрудничество государств в сфере охраны морской среды……………………………………………………………………………………3-7
1.2. Международно-правовое регулирование охраны морской среды от загрязнения……………………………………………………………………………7-11
ГЛАВА 2
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ……………………………………………………………………………………12
2.1. Предотвращение загрязнения эксплуатационными сбросами…………...12-18
2.2. Предотвращение загрязнения в результате аварий………………………18- 21
2.3. Ответственность за ущерб от загрязнения морской среды………………21-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………26-27 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………28-29

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Международное сотрудничество в области  нормативной деятельности по предотвращению и ограничению загрязнения морской  среды заключается в выработке  договорным путем общих и специальных норм, стандартов, технических рекомендаций и процедур.

1.2. Международно-правовое регулирование  охраны морской среды от загрязнения

В международно-правовом механизме  охраны морской среды можно выделить два направления воздействия  – обеспечение нормального функционирования, развития и воспроизводства системы международных экологических отношений по охране Мирового океана и непосредственно международно-правовое регулирование отношений в этой сфере.

Заинтересованность международного сообщества в защите Мирового океана от загрязнения создали объективную необходимость в установлении определенного правопорядка деятельности государств на море в сфере охраны морской среды.

Понятие «охрана морской  среды» включает предотвращение ее загрязнения  и меры по сокращению загрязнения, если оно все же произошло, то включает сохранение контроля за загрязнением из любого источника.5

Под загрязнением моря понимается «введение человеком прямо или  косвенно веществ или энергии  в морскую среду, влекущие такие  вредные последствия, как ущерб живым ресурсам, опасность для здоровья людей, помехи в морской деятельности, включая рыболовство, ухудшение качества морской воды и уменьшение ее полезных свойств».6 Указанное доктринальное определение включено в ст. 1 Конвенции 1982 г., и тем самым приобрело нормативный характер.

Развитие международно-правового  регулирования охраны морской среды  от загрязнения направлено на максимальный охват источников и видов загрязнения  морской среды. Среди источников загрязнения Мирового океана выделяют:

    • сброс промышленных и хозяйственных вод непосредственно в море или с речным стоком;
    • поступление с суши различных веществ, применяемых в сельском и лесном хозяйствах;
    • преднамеренное захоронение в море загрязняющих веществ;
    • утечки различных видов в процессе судовых операций;
    • аварийные выбросы с судов или подводных трубопроводов;
    • разработка полезных ископаемых на морском дне;
    • перенос загрязняющих веществ через атмосферу.

В настоящее время к указанным  источникам загрязнения добавилось поступление загрязняющих веществ  в ходе запуска космических кораблей с морских платформ.

Нефть и нефтепродукты, загрязняющие воды Мирового океана, считаются  наиболее опасными в биологическом  отношении и наиболее распространенными  в морской среде токсикантами. В 80-е годы XX века в океан ежегодно поступало около 6 млн. т нефтяных углеводородов, что составило около 0,23 % годовой мировой добычи нефти.7

География загрязнения  вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами  различна как в силу различий в  объемах перевозок нефтегрузов, так и их характеристик.

Самое большое загрязнение  наблюдалось в морях с интенсивным  судоходством – Средиземном, Балтийском, Красном и др. По прогнозам, объем  международных перевозок будет  возрастать в среднем на 4,5 % в  год, что соответственно влечет число  аварийных происшествий с танкерами, и риск загрязнения морской среды нефтью и нефтепродуктами.8

Большой ущерб морским  экосистемам моря наносит различный  мусор, сбрасываемый с судов. Сброс  в Мировой океан с судов  только пластиковых отходов составляет около 6,6 млн. т. Ежедневно с судов в океаны попадает около 640 тыс. пластиковых пакетов и мешков.

На основе указанных  данных, можно сделать вывод о  том, что наиболее опасным видом  загрязнения морской среды с  судов являются нефтепродукты, суммарное  поступление которых в морскую среду составляет более 40 %. При этом, на долю танкеров приходится более 50 % загрязнения моря нефтью и нефтепродуктами в результате деятельности морского транспорта.

Международно-правовое регулирование  охраны Мирового океана от загрязнения  имеет довольно непродолжительную историю. Его начало связано с принятием в Лондоне Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.

Будучи длительное время  единственным специальным международно-правовым актом универсального характера  в области охраны морской среды, Конвенция 1954 г. характеризовалась тем, что она касалась только одного источника загрязнения – судоходства и предусматривала меры по предотвращению загрязнения моря лишь нефтью.

Катастрофические последствия  аварии танкера «Торри Каньон» послужили катализатором для развития международно-правовой охраны морской среды. Прежде всего получил дальнейшее развитие универсальный уровень: в 1969 г. были приняты поправки к Конвенции 1954 г. относительно слива нефти; в международном морском праве закрепились новые институты и нормы относительно вмешательства в случаях аварий (Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г.), возмещения ущерба, причиненного загрязнением моря нефтью (Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, 1969 г.).

Универсальный подход к  охране морской среды в этот период состоял в выработке и внедрении  обязательных для всех государств минимальных  международных стандартов, норм и правил.

Первоначально эти стандарты, нормы, правила касались отдельных  видов загрязнения и отдельных  сторон борьбы с ним. Был заключен ряд международных договоров, направленных на сокращение или предупреждение загрязнения  во всем Мировом океане.

С другой стороны, в этот период возникло международное региональное сотрудничество в области охраны морской среды от загрязнения. На это указывает подписание Соглашения о сотрудничестве в области охраны Северного моря от загрязнения  нефтью (Бонн, 1969 г.). Таким образом, к концу 60-х годов XX века сложился широкий комплекс универсальных международно-правовых норм, призванных регулировать вопросы охраны морской среды от загрязнения нефтью.9

Дальнейшее развитие договорного права в области  предотвращения загрязнения моря в результате захоронения отходов связано с принятием Конвенции о захоронении 1972 г. (Осло), которая представляет собой региональное соглашение, охватывающее Северо-восточную Атлантику, часть арктических морей и Северное море и регулирующее преднамеренное удаление с судов и летательных аппаратов отходов, образующихся на суше.

Следующим этапом стало  принятие всеобщей специальной Конвенции  по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов 1972 г., вступившей в силу 30 августа 1975 г.

В целях обеспечения  выполнения обязательств  СССР, вытекающих из данной Конвенции, Совет Министров  СССР 6 марта 1979 г. принял Постановление  «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Советской стороны, вытекающих из Конвенции о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.».

Но лишь в октябре 1992 г. Президентом РФ была образована Правительственная  комиссия по вопросам, связанным с  захоронением в море радиоактивных  отходов. Все данные о проделанной работе легли в основу доклада комиссии, который был представлен в феврале 1993 г., и после этого 13 августа 1993 г. Президентом был издан Указ «О мерах по комплексному решению проблемы с радиоактивными отходами и прекращении захоронения их в море».

Правовой механизм, заложенный настоящей Конвенцией, предусматривает определенную зависимость национального законодательства от международных норм, что позволяет, с одной стороны, унифицировать в той или иной степени национальные законы и правила различных государств, а с другой – побудить те страны, которые не являются участниками специальных соглашений по охране морской среды, придерживаться содержащихся в них требований.

Конвенция 1982 г. не претендует на решение всех аспектов проблемы охраны морской среды. Главное значение Конвенции заключается в том, что в ней сформированы основополагающие принципы, которыми должны руководствоваться все государства, а также проведено достаточно четкое разграничение компетенции государства в вопросах установления конкретных правил по предотвращению загрязнения из различных источников и обеспечению их выполнения.10

С принятием Конвенции 1982 г. была создана достаточно целостная  и всеобъемлющая система, которая  составила фундамент международно-правового  режима защиты и сохранения морской среды. Эта особенность Конвенции отличает ее от всех предшествующих международных соглашений.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ  ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ 

 

2.1. Предотвращение  загрязнения эксплуатационными  сбросами

Международный характер судоходства определяет необходимость как разграничения, так и оптимального сочетания мер по предотвращению загрязнения морской среды, которые должны быть приняты на национальном и международном уровнях.

Глобальная природа проблемы защиты морской среды и мировой характер судоходства объективно предопределяют приоритет международных норм и стандартов по предотвращению загрязнения моря. Первые попытки разработать международные стандарты по предотвращению загрязнения моря с судов относятся к первой четверти XX века.

Первая попытка в этом направлении  была сделана в июне 1926 года на предварительной  Конференции по предотвращению загрязнения  судоходных вод нефтью, состоявшейся в Вашингтоне с участием представителей Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США, Франции, Швеции, Японии.

Проект разработанной на ней  Конвенции предусматривал право  государств-участников устанавливать  запретные для слива нефтепродуктов зоны шириной 50 миль. Также предусматривалось  создание контрольного органа для оповещения государств-участников Конвенции о системах запретных зон, обмена информацией (статья 7).

В 1935 г. вопрос о загрязнении морей  нефтью вновь был поднят и рассматривался Советом Лиги Наций. Совет постановил: «проводить необходимое подготовительное изучение вопроса с тем, чтобы способствовать будущему заключению международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью». Был выработан проект конвенции относительно предотвращения загрязнения моря нефтью, согласно которому запрещался преднамеренный слив нефти и нефтяной смеси в примыкающей к побережью зоне моря шириной в 50 миль.

Предполагалось, что конвенция  будет распространяться на все морские  суда, перевозящие стойкие виды нефти  в качестве груза или топлива. Проект конвенции был разослан правительствам для обсуждения, однако в связи с началом Второй мировой войны эта конвенция принята не была.

Впервые после войны вопрос о  загрязнении моря нефтью на международном  уровне рассматривался в марте 1950 г. на IV сессии Комиссии ООН по транспорту и связи. Комиссия представила Секретариату ООН специальный доклад по этому вопросу, после чего он не сходит с повестки дня различных специализированных учреждений ООН.

В начале 1954 г. загрязнение морей  мазутом обсуждалось на Генеральной ассамблее Международного союза охраны природы и природных ресурсов. Ассамблея обратилась к ООН относительно необходимости решения вопросов этой области в международном плане и представила свои рекомендации предстоящей международной конференции.

26 апреля 1954 г. Организацией Объединенных Наций в Лондоне была созвана Международная дипломатическая конференция по предотвращению загрязнения моря нефтью, на которой 32 страны были представлены делегатами, а 10 – наблюдателями.

Участники конференции признали, что единственным радикальным методом решения данной проблемы является полное избежание слива стойких нефтепродуктов в море. На конференции была подписана Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.

Конвенция 1954 г. не предусматривала полного запрещения слива нефти, а устанавливала существенные ограничения, выполнение которых должно было проходить в три этапа.

На первом этапе запрещался слив нефти и нефтяной смеси с танкеров валовой вместимостью 500 т. и более  в пределах 50 миль от берега, на втором – все суда государства-участника должны были быть оборудованы средствами, предотвращающими утечку нефти, а на третьем этапе устанавливались запретные зоны для судов, не являющихся танкерами.

Конвенция 1954 г. вступила в силу 26 июля 1958 г.11 В связи с недостаточным прогрессом в международном сотрудничестве по борьбе с загрязнением моря нефтью, в 1962 г. была созвана международная конференция по предотвращению загрязнения моря нефтью, свиваемой с судов. Конференция значительно переработала и дополнила Конвенцию 1954 г. Внесенные в нее поправки вступили в силу 18 мая 1967 г.

В Конвенции 1954 г. с поправками 1962 г., содержатся определения нефти, нефтеводяной смеси, танкера, судна, слива и некоторых  других понятий. В соответствии с  Конвенцией, во-первых, был запрещен намеренный слив с судов нефти и нефтеводяной смеси и, во-вторых, установлены запретные зоны.

Конвенция обязывала каждое договаривающееся государство принять необходимые  меры для оборудования портов устройствами для приема с судов и танкеров остатков нефти и нефтесодержащих смесей.

Информация о работе Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения