Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:11, шпаргалка
155 вопросов, удобна в использовании.
1. Понятие международного права
2. Предмет регулирования международного права...
155 Кодификация и прогрессивное развитие международного права
Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствий загрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государства должны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронуты морской аварией, и Международной морской организацией, осуществлять все возможные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба. К указанной Конвенции в 1973 г был принят Протокол о вмешательстве в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть.
В 1972 г. была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (с тремя приложениями — Перечнями). Конвенция регулирует два вида преднамеренного захоронения отходов: сброс отходов с судов, самолетов, платформ и др. искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д. В Перечне I перечислены материалы, сброс которых в море полностью запрещен. Для сброса веществ, указанных в Перечне II, требуется специальное разрешение. Перечень III определяет обстоятельства, которые необходимо учитывать при выдаче разрешений на сброс.
Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальными, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. и др.). Конвенции определяют объекты животного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регулирования использования живых ресурсов.
Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.
Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям.
1. Охрана природных комплексов. Например, в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. государства определили на своей территории соответствующие водно-болотные угодья и включили их в специальный Список, переданный на хранение в Международный союз по охране природы и природных ресурсов. Конвенция предусматривает проведение периодических конференций стран-участниц по выполнению ее положений;
2. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений. Международное сотрудничество в этой сфере отношений осуществляется прежде всего на основании Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. К Конвенции имеются три Приложения. Приложение I содержит перечень видов, находящихся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает на их существование неблагоприятное влияние. В Приложении II перечислены виды, могущие оказаться под угрозой исчезновения, если торговля ими не будет строго контролироваться. В Приложении III указаны виды, торговлю которыми необходимо контролировать. Конвенция устанавливает правила государственного регулирования торговли редкими видами фауны и флоры.
В соответствии с Соглашением о сохранении белых медведей 1973 г. запрещена добыча белых медведей, кроме случаев использования их в научных целях, местным населением с использованием традиционных методов охоты и некоторых других. Запрещен также экспорт, импорт и доставка на территорию, а также торговля на территории участников Конвенции белых медведей и полученной из них продукцией (шкур и т.п.);
3. обеспечение рационального
использования природных
предотвращение сокращения численности вылавливаемой популяции до уровней, ниже которых не обеспечивается ее устойчивое пополнение;
восстановление истощенных популяций;
сведение до минимума опасности изменений в морской экосистеме, чтобы было возможным устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики.
На основании норм Конвенции создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, в задачи которой входит сбор информации об использовании ресурсов Антарктики и координация соответствующей деятельности государств-участников.
Вопросы защиты окружающей среды от радиационного загрязнения регулируются нормами Договора о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договора о нераспространения ядерного оружия 1968 г., Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протокола 1978 г. к этой Конвенции (об эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками), Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г., Конвенции об ответственности в области морской перевозки ядерных материалов 1981 г., Конвенции о ядерной безопасности 1994 г., других международных документов.
Женевская Конвенция об открытом море 1958 г., в частности, обязывает государства принимать меры для предупреждения загрязнения моря от радиоактивных отходов и загрязнения моря или воздушного пространства над ним в результате любой деятельности, включающей применение радиоактивных материалов. Государства обязаны сотрудничать с соответствующими международными организациями и учитывать все нормы и правила, которые могут быть выработаны такими организациями. Таким образом, Женевская конвенция 1958 г. содержит лишь общий запрет радиоактивного загрязнения морской среды и атмосферы, имея в виду в первом случае захоронение отходов, а во втором — деятельность, связанную с применением радиоактивных материалов, и не содержит запрета на захоронение радиоактивных отходов в море.
Договор об Антарктике 1959 г. запрещает сброс радиоактивных веществ южнее 60-й параллели южной широты.
Преднамеренному захоронению в океане вредных, в том числе радиоактивных, отходов посвящена Лондонская конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов. В Приложении I к Конвенции определены категории отходов, сброс которых запрещен (отходы с высоким уровнем радиации или другие радиоактивные вещества с таким же уровнем, которые компетентная в данной области международная организация определяет, с точки зрения здравоохранения, как недопустимые для сброса в море), в Приложении II — сброс которых требует особой предосторожности (все остальные радиоактивные отходы). Конвенция не регулирует порядок захоронения радиоактивных отходов, транспортируемых в качестве грузов.
Вопросы эксплуатации судов с ядерными силовыми установками и соответствующей защиты морской среды регламентируют: Лондонская конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г., Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г., Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области атомной энергии 1960 г. и дополняющая ее Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Брюссельская конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок расщепляющихся материалов 1971 г., Лондонская конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. Эти конвенции регулируют также вопросы ответственности за причинение ущерба в результате использования атомной энергии, в том числе в случае сброса радиоактивных отходов.
В современном международном праве имеется большое число норм, посвященных вопросам экономического сотрудничества. Объем регламентации и качественное своеобразие предмета регулирования свидетельствуют о том, что в международном праве сформировалась отрасль «международное экономическое право».
Источниками данной отрасли являются:
акты, регулирующие деятельность международных организаций в сфере экономики (Устав ГАТТ, Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1994 г. и др.);
торговые соглашения (Соглашение между правительствами РФ и Аргентины о торговле и экономическом сотрудничестве 1993 г., Протокол 1995 г. между правительствами РФ и Кубы о товарообороте и платежах на 1995 год и др.);
соглашения о научно-
соглашения о международных расчетах и кредитах (Соглашение между правительствами России и Белоруссии о неторговых платежах 1995 г. и др.);
соглашения по налоговым, таможенным, транспортным и иным вопросам (Соглашение между СССР и Швейцарской Конфедерацией по налоговым вопросам 1986 г., Соглашение о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией 1995 г., Соглашение между правительствами России и Грузии о координации деятельности железнодорожного транспорта 1995 г., Соглашение между правительствами России и Туркмении о сотрудничестве в области связи 1995 г., Соглашение между правительствами России и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации 1994 г. и т.д.);
соглашения о международной купле-продаже товаров и другие договоры по отдельным вопросам гражданско-правового характера (Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. (Россией не ратифицирована). Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Россия участвует). Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. (в силу не вступила) и др.).
Большую роль в международных экономических отношениях играют документы международных неправительственных организаций, например, Международной торговой палаты. В числе таких документов можно назвать: Унифицированные правила по инкассо 1978 г., Правила Инкотермс 1990 г., Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1994 г. и т.д. Имея характер рекомендаций, указанные документы становятся обязательными для участников внешнеэкономических отношений в случае прямого указания на это в национальном законодательстве и/или в контракте.
Важную роль в регламентации экономических отношений играют международные организации, как универсальные (учреждения ООН), так и региональные (Европейская конференция министров транспорта, Черноморское экономическое сотрудничество) и двусторонние организации (смешанные комиссии и пр.).
Конференция ООН по торговле
и развитию (ЮНКТАД) была создана
в 1964 г. в качестве органа Генеральной
Ассамблеи ООН. В задачи ЮНКТАД входит:
поощрение международной
Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) учреждено в 1988 г. в качестве дочерней организации МБРР и входит в систему ООН. Задачами МАИГ являются: поощрение иностранных инвестиций, предоставление гарантий, включая страхование рисков инвестиций в государства — члены МАИГ.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г. Членами Банка могут быть как европейские организации, так и неевропейские страны — члены МВФ, а также Европейский Союз. Капитал ЕБРР состоит из взносов государств-членов. Цели ЕБРР: поддержка экономического развития стран Европы; оказание помощи в проведении экономических реформ и др.
Можно также различать
международные организации
Европейская конференция министров транспорта создана в 1953 г. в целях координации деятельности европейских государств в сфере транспорта, гармонизации развития национальных транспортных систем. Конференция разрабатывает рекомендации и резолюции, предлагаемые впоследствии участвующим государствам.
Как известно, приток иностранных инвестиций является важным фактором стабилизации экономики. Привлекательный режим капиталовложений обеспечивает целый комплекс мер — льготное налогообложение, выплата компенсаций в случае вооруженных конфликтов и беспорядков, беспрепятственный перевод прибыли за рубеж, независимость органов по решению возникающих инвестиционных споров и т.д.
Государства активно сотрудничают в деле поощрения и защиты капиталовложений. Так, во многих европейских государствах предусматривается предоставление иностранным инвесторам национального режима, устанавливается льготный налоговый режим, закрепляется процедура суброгации (уступки инвесторами своих прав при наступлении страхового случая своему государству).
Россия в настоящее время является участником порядка 30 двусторонних договоров о поощрении и защите капиталовложений. Кроме того, Россия ратифицировала многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г., заключенное в рамках СНГ.