Предмет и нормы международного публичного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:11, реферат

Краткое описание

Международное право является продуктом длительного исторического развития и одной из важнейших общечеловеческих ценностей, без которой невозможно функционирование межгосударственной системы международных отношений.
Международное право (jus inter dentes - право в отношениях между народами) представляет собой правовую систему, независимую и отличную от внутригосударственной. Как и внутреннее право, международное право делится на публичное и частное право.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие международного публичного права и его функции……….6
2. Предмет регулирования международного публичного права………8
3. Понятие нормы международного публичного права……………….10
4. Структура норм международного публичного права……………….12
5. Виды норм международного публичного права…………………….14
6. Реализация международно-правовых норм………………………….17
Заключение……………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

1 реферат.docx

— 35.41 Кб (Скачать)

Нижегородский Институт Менеджмента  и Бизнеса

 

 

 

Реферат

 

Тема:  Предмет и нормы международного

публичного права

 

 

По дисциплине: Международное право

 

 

 

 

Работу выполнила: 
студентка 5 курса, ФММ 
Краснова И.Н.                                                              

Работу проверила:

Кондратьева Е.М.

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011г

Содержание:

 
Введение……………………………………………………………………3 
1. Понятие международного публичного права и его функции……….6

2. Предмет регулирования  международного публичного права………8

3. Понятие нормы международного  публичного права……………….10

4. Структура норм международного публичного права……………….12

5. Виды норм международного  публичного права…………………….14

6. Реализация международно-правовых  норм………………………….17

Заключение……………………………………………………………….19 
Список литературы………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Международное право является продуктом длительного исторического  развития и одной из важнейших  общечеловеческих ценностей, без которой  невозможно функционирование межгосударственной системы международных отношений.

Международное право (jus inter dentes - право в отношениях между народами) представляет собой правовую систему, независимую и отличную от внутригосударственной. Как и внутреннее право, международное право делится на публичное и частное право.

Зарождение международного публичного права можно отнести  к первобытно-общинному строю, когда  отношения между родами, племенами  и их союзами регулировались племенными обычаями. К примеру, обычай неприкосновенности посланцев для заключения перемирия.

Возникновение и развития международного права связано с  возникновением государств и их развитием. В рабовладельческом обществе международно-правовой обычай был главным источником международного права. Постепенно по мере расширения связей между древнейшими государствами  стали заключаться международные  договоры, осуществляться обмен посольствами. Складывавшиеся международно-правовые нормы и институты между древнейшими  государствами имели ограниченный региональный характер, тем не менее, уже были признаны такие нормы, как  неприкосновенность послов, обязанность  соблюдать международные договоры.

В период феодализма международное  право получило новый импульс  развития. В международно-правовую практику вошли и закрепились  такие понятия, как суверенитет, открытое море, нейтралитет. Появились  постоянные посольства, более совершенные  виды договоров. Благодаря трудам голландского юриста Гуго Гроция (1583-1645 г.г.) и его последователей международное право возникло как самостоятельная область науки.

Толчок к формированию качественно иных международных  отношений дали буржуазные революции  XVII-XVIII в.в. Например, французская буржуазная революция принесла в международные отношения идеи равенства, суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности государственной территории.

В процессе развития мирового рынка, экономических, технических  международных связей появились  международные договоры и много  государственные соглашения, регулирующие вопросы международного сотрудничества в самых различных областях. На основе связей международного сотрудничества возникли и первые международные  организации: Международный телеграфный  союз (1865 г.), Всемирный правовой союз (1874 г.) и постоянно действующие международные организации, которые становились субъектами международного права.

После Первой мировой войны  была учреждена в 1919 г. первая универсальная международная организация – Лига Наций, призванная стать институтом международного мира. Однако Лига Наций не смогла оправдать своего главного предназначения – стать надежным институтом обеспечения мира и безопасности государств, что бы предотвратить новую мировую войну. Эта задача была возложена на Организацию Объединенных Наций, созданную в 1945 г. после окончания Второй мировой войны. Устав ООН закрепил основополагающие императивные принципы международного права.

Период разрядки международной  напряженности, начавшийся в 70-е годы, был ознаменован сотрудничеством  государств в области разработки целого комплекса международно-правовых норм, призванных способствовать разоружению, укреплению безопасности и взаимодействия стран Европы, совершенствованию  правовой регламентации ряда отраслей. Так же была проведена работа по кодификации международного права, подписаны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека, праве внешних отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие международного  публичного права и его функции

 

Международное публичное  право является совокупностью юридических  принципов и норм, обязательных для  его субъектов и областей сходной  структуры, и использует практически  те же, что национальное право, юридические  конструкции и определения.

Однако, международное публичное  право, как особая система юридических  норм, обладает качественными отличиями  от внутреннего права. Если предметом  регулирования внутреннего право  является отношения между субъектами в пределах государственной территории и в рамках внутренней компетенции  государства, то международное публичное  право регулирует отношения, между  различными государствами.

Отсюда следует, что международное  публичное право – это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения  государств и их объединений (международных  организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Так же международное публичное  право представляет собой самостоятельную  систему права, включающую совокупность институтов и отраслей международного права. Комплекс норм одинаковой целевой  направленности, касающихся конкретного  объекта правового регулирования, образуют институт международного права. Примером здесь может служить  – институт признания, институт правопреемства, институт международно-правовой ответственности  государств.

Отрасль международного публичного права – это совокупность международно-правовых норм, объединенных единым предметом  регулирования и регламентирующих отношения субъектов международного публичного права в широкой сфере  сотрудничества. В систему отраслей международного права входят право  международных договоров, право  международных организаций, право  внешних сношений, международное  морское право, международное воздушное  право, международное космическое право, международное экологическое право, международное уголовное право, право прав человека, международное гуманитарное право.

Функции международного публичного права – это основные направления  его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.

Главной социальной функцией международного публичного права является упрочение существующей системы  международных отношений. Главная  юридическая функция международного права состоит в правовом регулировании  межгосударственных отношений. Обе  функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка  в системе.

Международное публичное  право выполняет также функцию  противодействия существованию  и появлению новых отношений  и институтов, противоречащих его  целям и принципам.

Существенна функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами.

Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения  государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к  праву и охраняемым им интересам  и ценностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предмет регулирования  международного публичного права

 

Как и любая правовая система, международное публичное право  имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового  регулирования, можно разделить  на межгосударственные и немежгосударственные.

К межгосударственным относятся  отношения:

1) между государствами;

2) между государствами  и нациями, борющимися за независимость.

Международно-правовые нормы  направлены, прежде всего на регламентацию  отношений между основными субъектами международных отношений — государствами. Собственно говоря, международное публичное  право складывалось и развивалось (до самого недавнего времени) исключительно  как межгосударственное.

Что касается отношений между  государствами и народами, борющимися за независимость, можно заметить, что  они представляют собой по сути как  бы «предгосударства» и отношения  с ними — это отношения с  будущими государствами, если, конечно, такие государева будут созданы.

Однако международное  публичное право регулирует и  отношения немежгосударственного  характера — т.е. отношения, в  которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее время  круг участников международного общения  чрезвычайно расширился, и многие отношения, например, обеспечение и  защита прав человека) перешли из категории  дел, входящих во внутреннюю компетенцию  государства, в сферу общих интересов  государств.

Международными немежгосударственными  являются отношения:

1) между государствами  и международными организациязли, а также государствоподобными  образованиями;

2) между международными  организациями;

3) между государствами,  международными организациями, с  одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой;

4) между физическими и  юридическими лицами.

Иногда предмет регулирования  международно-правовых и внутригосударственных  норм совпадает, как, например, в отношениях с участием иностранных предприятий  и граждан. В этом случае, речь можно  вести о комплексном, чаще всего  совместном, регулировании определенных правоотношений нормами обеих правовых систем; данные отношения приобретают  характер комплексных правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие нормы международного публичного права

 

Международное публичное  право (как и внутригосударственное  право) состоит из юридических норм. Международно-правовая норма — это  юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного публичного права и регулирующее отношения между ними, а также  отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.

Большинство международно-правовых норм создается в два этапа:

1) согласование воль субъектов  международного публичного права  относительно правила поведения;

2) дача субъектами международного  публичного права согласия на  юридическую обязательность согласованных  правил поведения.

Иногда эти две стадии могут совпадать по времени, скажем, когда международный договор  вступает в силу в момент его подписания. В данном случае подписание договора означает окончательное согласование текста договора (правила поведения) и одновременно придание согласованному тексту силы международной договорной нормы.

Отсутствие в международном  правиле поведения юридической  обязательности позволяет говорить о наличии лишь первого этапа  создания международно-правовой нормы.

Вместе с тем существуют международно-правовые нормы, которые создаются в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах (нормах jus coges).

В отличие от внутригосударственного права императивность международно-правовой нормы означает, что она «принимается и признается мировым сообществом  государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо  и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного публичного права , носящей такой  же характер» (ст. 53 Венской конвенции  о праве международных договоров 1969 г.). Императивные нормы имеют  большую по сравнению с другими  международно-правовыми нормами, юридическую силу; все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать.

Процесс создания императивной нормы выглядит следующим образом:

1) согласование воль субъектов  международного публичного права  относительно правила поведения;

2) согласование воль этих  субъектов относительно придания  данному правилу поведения высшей  юридической силы в данной  правовой системе;

3) дача субъектами международного  публичного права согласия на  юридическую обязательность согласованного  правила поведения.

Информация о работе Предмет и нормы международного публичного права