Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:41, курс лекций
Лекция N 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
1. Понятие, сущность и функции международного права.
2. Источники и процесс международного правотворчества.
3. Основные международно-правовые принципы и другие структурообразующие элементы системы международного права.
Лекция N 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
1. Понятие, сущность
и функции международного
2. Источники и
процесс международного
3. Основные международно-
1. Существуют две
правовые системы - внутригосударственная
и международная. Термин “
(право народов), к которому относили нормы,
регулировавшие отношения римских граждан
с иностранцами и последних между собой
на территории Рима, а также нормы, общие
для многих стран. В дальнейшем название
было модифицировано - “jus inter gentes” (“право
между народами” или
“международное право”).
Международное право
- это особая правовая система, регулирующая
международные отношения его субъектов
посредством юридических норм, создаваемых
путем фиксированного (договор) или молчаливо
выраженного
(обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых
принуждением, формы, характер и пределы
которого определяются в межгосударственных
соглашениях.
Субъект международного
права - это самостоятельное
Объектом данной
отрасли права является регулирование
системы международных
Сущность международного
права раскрывается в его сопоставлении
с внутригосударственным
* представляют собой
совокупность юридических
* обладают сходной структурой (принципы - отрасли - подотрасли - институты - нормы);
* используют практически
одни и те же юридические
конструкции и определения, но
поскольку каждая правовая
В то же время своеобразие международного права проявляется в различных аспектах. Во-первых, две правовые системы различаются по объекту регулирования, поскольку международное право охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует отношения с участием международных аспектов только “в том числе”, отдавая приоритет внутренним отношениям в данном обществе.
Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, то субъектами международного права - главным образом образования, имеющие публичный характер на международной арене (государства, нации и народы, государствоподобные образования и т.д.).
В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и договоры.
В-четвертых, различен
механизм нормотворчества в двух этих
правовых системах. Поскольку в межгосударственной
системе нет законодательного органа,
нормы международного права создаются
самими субъектами международного права,
прежде всего государствами, путем соглашения,
сущностью которого является согласование
воль государств и других субъектов
МПП. Другими словами, если внутригосударственные
нормы создаются “сверху вниз”, то международно-правовые
нормы - “горизонтально”.
В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, характер которых находится в зависимости от социальной природы данного государства, нормы международного права имеют в основном общедемократический характер.
В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, функционирование международного права и прежде всего его применения существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права.
Содержание и сущность
международного публичного права раскрывается
также в сравнении его с международным
частным правом. МПП и МЧП различаются
прежде всего по субъектам, объектам, источникам,
методам регулирования, форме ответственности
и сфере действия. Так, например, если субъектами
МПП выступают прежде всего государства
и т.п., то субъектами МЧП - физические и
юридические лица; если в качестве объекта
МПП служит целый комплекс международных
отношений в различных областях прежде
всего межгосударственного (публичного)
взаимодействия, то объектом МЧП являются
частноправовые отношения с иностранным
элементом; если к источникам МПП относятся
прежде всего международный договор и
международный обычай, то источниками
МЧП служат национальное законодательство,
международные договоры, торговые обычаи
и т.д.; если МПП регулирует общественные
отношения и вырабатывает нормы путем
согласования воль государств, то МЧП
в качестве основного метода регулирования
избирает преодоление коллизий; если основной
формой ответственности в МПП является
международно-правовая ответственность,
то в МЧП - гражданско-правовая ответственность;
если МПП - глобальная система права, то
МЧП - национальная (в каждом государствен
свое
МЧП).
Однако МПП и
МЧП находятся в постоянном взаимодействии,
которое проявляется в том, что
обе правовые системы имеют однородную
направленность
(регулируют международные отношения)
и покоятся на общих началах (прежде всего
благодаря преломлению основных принципов
МПП в доктрине МЧП). Таким образом, МПП
выступает по отношению к МЧП как правовая
среда, способствующая развитию норм последней.
МЧП - является не самостоятельной правовой
системой, а комплексным образованием,
включающим в себя как международно-правовые,
так и внутригосударственные нормы, регулирующие
более-менее однородные отношения.
Функции МПП - это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением. По своим внешним признакам они делятся на две группы: социально-политические и юридические функции. К первой группе, суть которой заключается в упрочении существующей системы международных отношений, относятся:
* функция поддержания
в системе международных
* функция противодействия
существованию и появлению
* функция интернационализации,
состоящая в расширении и
* информационно-воспитательная
функция, смысл которой
Во вторую группу
функций МПП, суть которой составляет
правовое регулирование
* координирующая
функция, поскольку нормы МПП
устанавливают общеприемлемые
* регулирующая функция,
которая проявляется в
* обеспечительная
функция, содержание которой
* охранительная функция, заключающаяся в наличии у МПП механизмов, которые защищают законные права и интересы государств (при этом не существует надгосударственных механизмов принуждения, в случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка).
Необходимым качеством
МПП является юридически обязательная
сила. При создании нормы МПП в
результате соглашения имеется два основных
аспекта правотворчества: первый - относительно
содержания собственно нормы, второй
- о придании ей юридически обязательной
силы (зачастую, согласившись о содержании
нормы, государства договариваются о придании
ей не юридической, а политической силы,
что уже не влечет международно-правового
характера.
Соглашение государств придает обязательную
силу и всему МПП в целом, что находит выражение
в принципе добросовестного выполнения
обязательств по международному праву
(принцип pacta sunt servanda - договоры должны
соблюдаться).
Свобода воли, соглашения
государств не означают произвола. Они
детерминированы условиями
МПП, находясь в ряду других механизмов регулирования международных отношений (политика, идеология, мораль), имеет с ними весьма сложные взаимосвязи. Внешняя политика - это стратегия международной деятельности государства, ею определяется расстановка всего арсенала средств воздействия на окружающую среду, в состав которого входит и международное право. МПП открывает перед политикой дополнительные возможности, предоставляя в ее распоряжение чисто юридические средства. Что касается дипломатии, то она является важнейшим инструментом создания норм международного права. В то же время, МПП не является результатом какой-то определенной политики, представляет собой самостоятельное социальное явление и, более того, ограничивает политику общеприемлемыми рамками. Так, в Уставе СНГ среди основных принципов содержится и такой как “верховенство международного права в межгосударственных отношениях” (ст.3).
Идеология и международное
право суть явления взаимосвязанные.
Они оба относятся к
СССР - это “империя зла”. “Взаимностью”,
впрочем, платили и советские правоведы.
Крайней точкой зрения, пожалуй, являются
утверждения А.Гитлера:
“...Договоры могут заключаться лишь между
контрагентами, стоящими на одной и той
же мировоззренческой платформе”.
В свою очередь МПП оказывает влияние на идеологию своими целями, принципами, нормами, а также практикой их реализации. Кроме того, МПП регламентирует и содержание идеологической деятельности на международной арене. Запрещена пропаганда, способная создать или усилить угрозу миру или нарушение мира. Поставлена вне закона нацистская идеология, расизм и т.п. В настоящее время звучат слова о “деидеологизации” международных отношений и права. Под этим следует понимать устранение из международных споров о преимуществе той или иной социальной системы, а также приемов идеологической войны. Что касается борьбы идей, то она остается и служит фактором дальнейшего развития мирового развития.
Информация о работе Лекции по "Международно публичному праву"