Лекции по "Международно публичному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:41, курс лекций

Краткое описание

Лекция N 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
1. Понятие, сущность и функции международного права.
2. Источники и процесс международного правотворчества.
3. Основные международно-правовые принципы и другие структурообразующие элементы системы международного права.

Файлы: 1 файл

лекции.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Лекция N 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

1. Понятие, сущность  и функции международного права.

2. Источники и  процесс международного правотворчества.

3. Основные международно-правовые  принципы и другие структурообразующие  элементы системы международного права.

1. Существуют две  правовые системы - внутригосударственная  и международная. Термин “международное  право” сложился исторически.  В средние века, когда возникла  идея создания права, регулировавшего  отношения между государствами, юристы обратились к авторитету римского права, которое, однако, не знало подобного понятия. В нем имелось понятие “jus gentium” 
(право народов), к которому относили нормы, регулировавшие отношения римских граждан с иностранцами и последних между собой на территории Рима, а также нормы, общие для многих стран. В дальнейшем название было модифицировано - “jus inter gentes” (“право между народами” или 
“международное право”).

Международное право - это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного 
(обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.

Субъект международного права - это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями  по международному праву, участвовать  в создании и реализации его норм. К субъектам международного публичного права относятся государства, нации и народы, борющиеся за свое освобождение, государство-подобные образования, международные учреждения.

Объектом данной отрасли права является регулирование  системы международных отношений, которые выступают как совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических, военных и иных связей между государствами, основными социальными, экономическими и общественными движениями, действующими на международной арене, т.е. между народами в широком смысле этого слова.

Сущность международного права раскрывается в его сопоставлении  с внутригосударственным правом. Обе эти правовые системы имеют  довольно много сходных черт и  отличий. Сходства между международным  и внутригосударственным правом заключаются в том, что они:

* представляют собой  совокупность юридических принципов  и норм - обязательных для субъектов  правил поведения, выполнение  которых может быть обеспечено  принудительно;

* обладают сходной  структурой (принципы - отрасли - подотрасли - институты - нормы);

* используют практически  одни и те же юридические  конструкции и определения, но  поскольку каждая правовая система  обладает своей спецификой, понятия  и категории МП не всегда  идентичны применяемым в национальном  праве.

В то же время своеобразие международного права проявляется в различных аспектах. Во-первых, две правовые системы различаются по объекту регулирования, поскольку международное право охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует отношения с участием международных аспектов только “в том числе”, отдавая приоритет внутренним отношениям в данном обществе.

Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, то субъектами международного права - главным образом образования, имеющие публичный характер на международной арене (государства, нации и народы, государствоподобные образования и т.д.).

В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и договоры.

В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовых системах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного органа, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воль государств и других субъектов 
МПП. Другими словами, если внутригосударственные нормы создаются “сверху вниз”, то международно-правовые нормы - “горизонтально”.

В-пятых, в отличие  от локальных норм национального  права, характер которых находится в зависимости от социальной природы данного государства, нормы международного права имеют в основном общедемократический характер.

В-шестых, поскольку  в межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, функционирование международного права и прежде всего его применения существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права.

Содержание и сущность международного публичного права раскрывается также в сравнении его с международным частным правом. МПП и МЧП различаются прежде всего по субъектам, объектам, источникам, методам регулирования, форме ответственности и сфере действия. Так, например, если субъектами МПП выступают прежде всего государства и т.п., то субъектами МЧП - физические и юридические лица; если в качестве объекта МПП служит целый комплекс международных отношений в различных областях прежде всего межгосударственного (публичного) взаимодействия, то объектом МЧП являются частноправовые отношения с иностранным элементом; если к источникам МПП относятся прежде всего международный договор и международный обычай, то источниками МЧП служат национальное законодательство, международные договоры, торговые обычаи и т.д.; если МПП регулирует общественные отношения и вырабатывает нормы путем согласования воль государств, то МЧП в качестве основного метода регулирования избирает преодоление коллизий; если основной формой ответственности в МПП является международно-правовая ответственность, то в МЧП - гражданско-правовая ответственность; если МПП - глобальная система права, то МЧП - национальная (в каждом государствен свое 
МЧП).

Однако МПП и  МЧП находятся в постоянном взаимодействии, которое проявляется в том, что  обе правовые системы имеют однородную направленность 
(регулируют международные отношения) и покоятся на общих началах (прежде всего благодаря преломлению основных принципов МПП в доктрине МЧП). Таким образом, МПП выступает по отношению к МЧП как правовая среда, способствующая развитию норм последней. МЧП - является не самостоятельной правовой системой, а комплексным образованием, включающим в себя как международно-правовые, так и внутригосударственные нормы, регулирующие более-менее однородные отношения.

Функции МПП - это  основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением. По своим внешним признакам они делятся на две группы: социально-политические и юридические функции. К первой группе, суть которой заключается в упрочении существующей системы международных отношений, относятся:

* функция поддержания  в системе международных отношений  должного стабильного порядка;

* функция противодействия  существованию и появлению новых  отношений и институтов, противоречащих  его целям и принципам (предотвращение  конфликтов, запрещение угрозы и применения силы и т.д.);

* функция интернационализации,  состоящая в расширении и углублении  взаимосвязей между государствами  и укреплении тем самым международного  сообщества;

* информационно-воспитательная  функция, смысл которой заключается в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям (особенно касательно государств, недавно вставших на путь интеграции в мировое сообщество).

Во вторую группу функций МПП, суть которой составляет правовое регулирование межгосударственных отношений, вошли:

* координирующая  функция, поскольку нормы МПП  устанавливают общеприемлемые стандарты  поведения в различных областях взаимоотношений государств;

* регулирующая функция,  которая проявляется в принятии  государствами твердо установленных  правил, без которых невозможны  их совместное существование  и общение;

* обеспечительная  функция, содержание которой состоит в том, что МПП имеет нормы, побуждающие государства следовать определенным правилам поведения;

* охранительная функция,  заключающаяся в наличии у  МПП механизмов, которые защищают  законные права и интересы  государств (при этом не существует  надгосударственных механизмов принуждения, в случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка).

Необходимым качеством  МПП является юридически обязательная сила. При создании нормы МПП в  результате соглашения имеется два основных аспекта правотворчества: первый - относительно содержания собственно нормы, второй 
- о придании ей юридически обязательной силы (зачастую, согласившись о содержании нормы, государства договариваются о придании ей не юридической, а политической силы, что уже не влечет международно-правового характера. 
Соглашение государств придает обязательную силу и всему МПП в целом, что находит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву (принцип pacta sunt servanda - договоры должны соблюдаться).

Свобода воли, соглашения государств не означают произвола. Они  детерминированы условиями существования  государств. Признание за МПП обязательной силы определяется потребностями жизни  мирового сообщества и коренными  интересами государств. МПП ограничивает свободу действий государств, но не его суверенитет. Более того, оно дает ему все большие гарантии. Оно разграничивает сферы действия суверенитета государств, регулирует взаимодействие суверенных властей, тем самым устраняя возможность “наложения и коллизий суверенитетов”. МПП расширяет возможности суверенной власти, благодаря чему последняя приобретает возможность и способность юридически регулировать международные отношения, увеличивая тем самым степень своего политического влияния на мировое развитие. Таким образом, принимая на себя международно-правовые обязательства, государство расширяет возможности осуществления своих суверенных прав, иначе оно бы их не принимало.

МПП, находясь в ряду других механизмов регулирования международных отношений (политика, идеология, мораль), имеет с ними весьма сложные взаимосвязи. Внешняя политика - это стратегия международной деятельности государства, ею определяется расстановка всего арсенала средств воздействия на окружающую среду, в состав которого входит и международное право. МПП открывает перед политикой дополнительные возможности, предоставляя в ее распоряжение чисто юридические средства. Что касается дипломатии, то она является важнейшим инструментом создания норм международного права. В то же время, МПП не является результатом какой-то определенной политики, представляет собой самостоятельное социальное явление и, более того, ограничивает политику общеприемлемыми рамками. Так, в Уставе СНГ среди основных принципов содержится и такой как “верховенство международного права в межгосударственных отношениях” (ст.3).

Идеология и международное  право суть явления взаимосвязанные. Они оба относятся к нормативным  явлениям. Политика и право служат важнейшими средствами реализации идеологических концепций. В свою очередь, политика и право нуждаются в идеологии для обеспечения себе социальной поддержки, а также теоретического осмысливания стоящих перед ними задач. Идеология воздействует на международное право как через политику, так и непосредственно. Она включает в себя политические, правовые, моральные философские идеи, принципы, установки. В состав идеологии входят и международно-правовое сознание, которому принадлежит важная роль в функционировании международного права. Так, например, в период “холодной войны” у определенной части западных юристов-международников существовала устойчивая точка зрения, согласно которой в силу коренных различий в идеологии соглашения между социалистическими и капиталистическими государствами невозможны. Достаточно вспомнить весьма показательный идеологический постулат президента США Р.Рейгана относительно того, что 
СССР - это “империя зла”. “Взаимностью”, впрочем, платили и советские правоведы. Крайней точкой зрения, пожалуй, являются утверждения А.Гитлера: 
“...Договоры могут заключаться лишь между контрагентами, стоящими на одной и той же мировоззренческой платформе”.

В свою очередь МПП  оказывает влияние на идеологию  своими целями, принципами, нормами, а  также практикой их реализации. Кроме  того, МПП регламентирует и содержание идеологической деятельности на международной арене. Запрещена пропаганда, способная создать или усилить угрозу миру или нарушение мира. Поставлена вне закона нацистская идеология, расизм и т.п. В настоящее время звучат слова о “деидеологизации” международных отношений и права. Под этим следует понимать устранение из международных споров о преимуществе той или иной социальной системы, а также приемов идеологической войны. Что касается борьбы идей, то она остается и служит фактором дальнейшего развития мирового развития.

Информация о работе Лекции по "Международно публичному праву"