Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:41, курс лекций
Лекция N 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
1. Понятие, сущность и функции международного права.
2. Источники и процесс международного правотворчества.
3. Основные международно-правовые принципы и другие структурообразующие элементы системы международного права.
* признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
* отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем;
* отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
Посягательство на
государственные границы
Принцип нерушимости
границ имеет точки соприкосновения
с принципом неприкосновенности
государственных границ. Из последнего
вытекает обязанность государства не
допускать незаконного пересечения границы
с другим государством, а также право контролировать
движение через границу.
Можно также утверждать, что принцип нерушимости
границ имеет больше региональный характер,
поскольку зафиксирован в региональном
документе -
Заключительном акте СБСЕ.
Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание данного принципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: “Создание независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение”. Первоначально этот принцип мыслился в неразрывной связи с широкими процессами деколонизации во второй половине текущего столетия. Теперь же учитывается и фактор территориальной целостности. Таким образом данный принцип должен пониматься как очень тонкое соотношение требований самоопределения и целостности государства, что достигается только в стабильном обществе. Однако в качестве императива остаются два требования в отношении уже созданных государств:
* каждое государство
обязано воздерживаться от
* каждое государство
обязано воздерживаться от
Принцип сотрудничества.
Был сформулирован впервые в Декларации
1970 г.
Он обязывает государства сотрудничать
друг с другом независимо от различий
их политических, экономических и социальных
систем в следующих направлениях: поддержание
мира и безопасности; всеобщее уважение
прав человека; осуществление международных
отношений в экономической, социальной,
культурной, технической и торговой областях
в соответствии с принципами суверенного
равенства и невмешательства; сотрудничество
с ООН и принятие мер, предусмотренных
ее Уставом; содействие экономическому
развитию во всем мире, особенно в развивающихся
странах. Принцип имеет характер идеи,
так как невозможно обязать государства
сотрудничать.
Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Данный принцип утверждался вместе с международным правом и именно в нем заключен источник юридической силы МПП, поскольку единственным способами создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение. В Декларации 1970 г. содержится иерархия обязательств: обязательства по Уставу ООН; обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм МПП; обязательства по договорам, действительным согласно эти принципам и нормам. Заключительный акт 1975 г. добавил к такому пониманию принципа положение о том, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства должны сообразовываться со своими обязательствами по международному праву. В соответствии с этим в Законе о международных договорах РФ 1995 г. говориться: “Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения обязательств по международному праву”.
Общие принципы, являясь
фундаментом всей системы МПП, пронизывают
остальные ее струкутрообразующие
элементы. Система МПП делится
на отрасли - крупные блоки международно-
Помимо этих отраслей существуют право
международной безопасности; международное
гуманитарное право; дипломатическое
и консульское право; международное морское
право; международное воздушное право;
международное космическое право; международное
уголовное право; международное экономическое
право; международное атомное право; международное
экологическое право; международное право
в период вооруженных конфликтов.
Отрасли МПП, в свою очередь, состоят из более простых образований - подотраслей и институтов. Подотрасль регулирует обычно либо конкретные отношения в специфической ситуации, либо отношения на стыке двух или нескольких отраслей МПП. Примером могут служить две подотрасли международного гуманитарного права - гуманитарное право в мирный период и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов. В данном случае предмет регулирования остается неизменным - обеспечение и защита прав человека, но меняются условия предмета регулирования.
Международно-правовой институт - группа международных норм, регламентирующих более или менее однородные отношения. При этом, однако, отношения, составляющие предмет регулирования института, хотя и отличаются качественным своеобразием, позволяющим их вычленить из массы других, “не дотягивают” до статуса отраслевых. В качестве примера можно привести институт гражданства в гуманитарном праве, институт признания или правопреемства и т.д.
Первичными ячейками МПП являются его нормы. Взяв за основу некоторые важные критерии, можно осуществить следующую классификацию. Международно- правовые нормы делятся:
* по содержанию и месту в системе - на цели, принципы и нормы;
* по сфере действия
- на универсальные (глобально
действующие, имеющие всеобщую обязательную
силу и являющиеся основой общего права),
региональные
(обладающие региональной спецификой
и служащих источником для выработки глобальных
норм) и партикулярные (местные, распространяющие
свое действие на ограниченный круг участников,
в большинстве своем - на двусторонние
отношения);
* по юридической
силе - на императивные ( недопускающих
отклонения от универсальных
норм даже путем соглашения
между государствами и не
* по функциям в
системе - на материальные (содержащие
конкретные правила
(регулирующие процессы создания и осуществления
международного права);
* по способу создания
и форме существования, т.е.
по источнику - на обычные (нормы,
создаваемые на основе
(создаваемые на основе межгосударственного
письменного соглашения), нормы решений
международных организаций (вспомогательные).
Различаются кроме
того “жесткие” и “мягкие” нормы
МПП. Вторые, в отличие от первых,
не порождают четких прав и обязанностей,
а лишь дают общую установку, которой
тем не менее субъекты обязаны
следовать. Для подобных норм характерны
формулировки типа “добиваться”, “стремиться”,
“принимать необходимые меры” и т.п.
1 Шишкин А.Ф., Шварцман
К.А. XX век и моральные ценности
человечества.-
М.,1968.- С.231-232.
Информация о работе Лекции по "Международно публичному праву"