Международное публичное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:11, шпаргалка

Краткое описание

155 вопросов, удобна в использовании.
1. Понятие международного права
2. Предмет регулирования международного права...
155 Кодификация и прогрессивное развитие международного права

Файлы: 1 файл

mpp2.doc

— 996.50 Кб (Скачать)

Создается Межгосударственный фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств — участников СНГ оказывает содействие в реализации Соглашения.

95 Международное право  в период вооруженных конфликтов  — отрасль международного права

Согласно положениям Устава ООН и в соответствии с  основными принципами международного права государства должны решать международные споры мирными средствами. Однако современное международное право допускает возможность правомерного применения вооруженных сил (самооборона от агрессии, применение вооруженных сил ООН, реализация права на самоопределение).

В международном праве  имеется большое число норм, регламентирующих общественные отношения в период вооруженных конфликтов. Объем и качество регулирования этих отношений позволяют говорить о существовании самостоятельной отрасли международного права, которая определяет допустимость средств и методов ведения войны, обеспечивает защиту жертв вооруженных конфликтов, устанавливает взаимоотношения между воюющими и невоюющими государствами и т.д. Эта отрасль получила название — право вооруженных конфликтов.

Традиционно до конца XIX в. основную роль в регламентации права вооруженных конфликтов играли международные обычаи;

само это право обычно именовалось — «законы и обычаи войны». Международные обычаи сохранили определенное значение для данной отрасли международного права и сегодня. Однако в настоящее время основной массив норм права вооруженных конфликтов составляют нормы международных договоров. В их числе:

Санкт-Петербургская  декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1888 г.;

Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г. «Об открытии военных действий», «О законах и обычаях сухопутной войны», «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны» и др.;

Женевский протокол о  запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов 1925 г.;

Конвенция об улучшении  участи раненых и больных в  действующих армиях 1949 г., Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г.. Конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.;

Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, 1977 г. и Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, 1977 г.

Международное сотрудничество в сфере вооруженных конфликтов развивается в настоящее время по следующим основным направлениям:

предотвращение вооруженных конфликтов;

правовое положение  участвующих и не участвующих  в конфликте государств;

ограничение средств  и методов ведения войны;

защита прав человека в период вооруженных конфликтов;

обеспечение ответственности  за нарушение норм международного права.

 

96 Виды вооруженных конфликтов

Различают международные  вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в международном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

Согласно ст. 1 Дополнительного  протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.

Вооруженный конфликт между  повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:

имеют свою организацию;

имеют во главе ответственные  за их поведение органы;

установили свою власть на части территории;

соблюдают в своих  действиях «законы и обычаи войны».

Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты. Таким образом, признание повстанцев «воюющей стороной», как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества международного и является первым шагом к признанию нового государства.

Вооруженные конфликты  немеждународного характера — это  все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II».

Вооруженные конфликты  немеждународного характера обладают следующими признаками:

применение оружия и  участие в конфликте вооруженных  сил, включая полицейские подразделения;

коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;

определенная степень  организованности повстанцев и наличие  органов, ответственных за их действия;

продолжительность и  непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера;

осуществление повстанцами  контроля над частью территории государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от международных вооруженных конфликтов прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство.

Государства не должны вмешиваться  во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике осуществляются определенные вооруженные мероприятия, получившие название «гуманитарной интервенции». Именно так, например, были охарактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предпринятые с целью приостановления происходивших там внутренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.

97 Начало войны и  его правовые последствия. Театр войны

В соответствии с Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 г. (Россия участвует) государства признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Состояние войны должно быть без замедления оповещено нейтральным странам и будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения.

Объявление войны, даже если за этим актом не следуют собственно военные действия, означает начало юридического состояния войны. Между государствами перестают применяться многие нормы международного права (в частности, политические, экономические, культурные соглашения между воюющими государствами), другие нормы, принятые специально для периода вооруженного конфликта. Состояние войны прекращает дипломатические и консульские отношения, сотрудникам учреждений должна быть обеспечена возможность беспрепятственного отъезда в свое государство. Граждане иностранного государства могут быть интернированы.

Театр войны — это  территория воюющих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых ведутся военные действия. Запрещается использовать в качестве театра войны территорию нейтральных государств.

98 Участники вооруженных конфликтов

Во время вооруженных  конфликтов население, проживающее  на территории государства, делится  на две группы: относящееся к вооруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь международное право различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты).

Комбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобретают статус военнопленных.

Некомбатанты — это  лица, входящие в состав вооруженных  сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это — военные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомбатанты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:

личный состав регулярных вооруженных сил;

ополчение, добровольческие  отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил;

личный состав движений сопротивления и партизанских формирований;

лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в  боевых действиях не принимающие;

члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;

население, которое при  приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Партизаны и бойцы  национально-освободительных движений являются комбатантами, если они:

принадлежат к какому-либо военным образом организованному  отряду, во главе которого стоит  ответственное лицо;

носят отличительные  знаки;

открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

При соблюдении этих условий  члены партизанских отрядов при  попадании в плен признаются комбатантами.

Разведчики — лица, входящие в состав вооруженных сил  воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) — лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.

Иностранные военные  советники и инструкторы —  это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.

Не являются комбатантами наемники (см. гл. 18).

От наемников следует  отличать добровольцев (волонтеров) — иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил. 

100 Ведение  морской войны

Определенной спецификой обладает война на море. В войне  на море комбатантами являются не только личный состав военно-морских сил, но и все военные корабли, а также невоенные суда, официально обращенные в военные в соответствии с VII Гаагской конвенцией 1907 г., и летательные аппараты, входящие в состав морской авиации.

Не пользуются правом ведения войны на море суда, которые  хотя и входят в состав военно-морских сил государства, но предназначены исключительно для оказания помощи раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение (госпитальные суда, санитарные транспорты, санитарные летательные аппараты).

Вооружение торговых судов допустимо только в военное  время, при этом вооруженное торговое судно не превращается в военный  корабль и не пользуется правом ведения военных действий. Однако оно может использовать оружие для самообороны при нападении противника.

На подводные лодки  распространяются общие правила  ведения войны и нормы, касающиеся надводных военных кораблей. Военная деятельность подводных лодок специально регламентируется Правилами о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время 1936 г. (наше государство является участником этого соглашения). Подводные лодки вправе остановить и подвергнуть осмотру неприятельское торговое судно, потопить его в случае отказа остановиться, предварительно обеспечив безопасность пассажиров и команды, захватить его в качестве приза.

Применение морского минного оружия VII Гаагская конвенция 1907 г. разрешает при соблюдении следующих  правил. Запрещается ставить мины:

не закрепленные на якорях;

якорные, которые остаются опасными и после отрыва их от мин-репа;

у берегов противника с единственной целью — помешать торговому судоходству.

Допустимой с точки  зрения международного права является морская блокада.

Информация о работе Международное публичное право