Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является наиболее полное и детальное изучение правового статуса личности в России.
В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и элементы правового статуса личности;
- изучить правовой статус личности в Российской Федерации;
- рассмотреть конституционные гарантии прав и свобод личности в России.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Конституционно-правовой статус личности……………………………..…5
1.1Понятие,принципы виды и классификация основных прав и свобод личности……………………………………………………………………..…..5
1.2 Конституционные обязанности …………….............................................9
2.Гарантии и ограничения прав и свобод личности…………………….….14
2.1Способы и средства защиты прав личности…………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников и литературы…………………………26
5. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2008
не являлось уголовным преступлением, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести и религии.
Вместе с тем следует согласиться с мнением С.В. Бахина о том, что «едва ли можно признать исчерпывающим перечень абсолютных прав, содержащийся в Пакте о гражданских и политических правах, поскольку те или иные права человека могут быть признаны не подлежащими ограничению в иных международных соглашениях». И проект Конституции РФ в ч. 2 ст. 129 как раз идет дальше в развитии абсолютных прав, чем Международный пакт о гражданских и политических правах, устанавливая более широкий круг прав, не подлежащих ограничению даже в условиях чрезвычайного положения.6
2.
В зависимости от времени
Не так давно считались,
3. В зависимости от сферы действия – на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права – неприкосновенности жилища);
4.
С учетом пределов
5. По содержанию – на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.);
6.
По способам осуществления –
запреты, обязанности,
Особая роль в упорядочении ограничений принадлежит конституционным гарантиям. Гарантии в юридической сфере, как известно, есть условия, обеспечивающие беспрепятственное осуществление прав граждан, механизм их эффективного претворения в жизнь. Учитывая, что ограничения могут суживать данные права, возлагая на лицо дополнительные обязанности, запреты, приостановления, остро возникает необходимость в защите личности от произвольных и беззаконных действий по реализации государственными служащими прежде всего конституционных ограничений. В связи с тем, что «возможность ограничений основных прав и свобод личности по соображениям обеспечения интересов общества в целом или прав и свобод других лиц всегда таит в себе угрозу, если даже не злоупотреблений, то, во всяком случае, принятия несоразмерных охраняемому общественному интересу ограничительных мер»,необходимо и в отношении государственной власти устанавливать определенные конституционные и иные ограничения. «Ограничивая свободу каждого известными пределами, – заметил И.А. Ильин, – право обеспечивает ему, зато беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т. е. гарантирует ему свободу внутри этих пределов».
Речь идет о целом ряде конституционных запретов конкретной деятельности различных государственных структур и должностных лиц. Одни уже имеются в Конституции, другие же нужно еще ввести.
В качестве первых можно назвать запреты, содержащиеся: в ч. 1 ст. 50 («Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1); «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона» (ч.2.); в ч. 2 ст. 54 «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением»; в ч. 2 ст. 55 «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»). Правда, термин «умаляющие» полностью находится в рамках понятия «ограничивающие» (ибо всякое умаление с юридической точки зрения есть не что иное, как ограничение), которое в принципе может и одно справиться с возложенными на него в данной ситуации задачами.
Между
тем существуют конституционные
ограничения в отношении
Особый вид конституционных гарантий заключается в том, что отдельные права личности могут быть ограничены на основе закона только (исключительно) специальным государственным органом – судом. Подобный подход закреплен, к примеру, в ч. 2 ст. 22 («Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда»), в ч. 1 ст. 22 («Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения»). В этом законодатель справедливо видит существенную дополнительную гарантию законного исполнения конституционных ограничений.
Весьма существенная гарантия, предусмотренная Конституцией РФ – деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (п. 9 ст. 103), юридическое положение которого определяется Федеральным конституционным законом. Омбудсмен ежегодно представляет парламенту отчет о состоянии прав личности в стране, типичных нарушениях и препятствиях в деле охраны этих прав, инициирует процедуры судебной проверки законности тех или иных ограничений свободы личности (задержания или ареста) и при подтверждении обращается к соответствующим должностным лицам в целях возбуждения преследования нарушителей.
Все перечисленные гарантии нужны, прежде всего, для того, чтобы правовые ограничения (на уровне норм) не превратились в препятствия прав и свобод личности (на уровне их реализации), чтобы из необходимого и законного средства они не трансформировались в социально вредные и противозаконные. Поэтому проблема ограничений есть, по сути дела, проблема «лазеек» для государственной власти, через которые отдельные должностные лица могут влиять на правовой статус личности в выгодном им направлении. Гарантии же позволяют эти «приоткрытые двери» закрыть как можно плотнее, обеспечив то, что провозглашается.
Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами
государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч.2). Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов управления.
Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод – правосудие.
Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном
процессуальным
законом порядке и
В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.
Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как
гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.
Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина
разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД – обязано решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.
Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее
распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в
государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.
В Российской Федерации
Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.
В последние годы для
справедливости.7
Нарушенное равноправие людей
нужно защищать и восстанавливать
всеми средствами, предоставляемыми Конституцией
и законом. В частности, каждый
вправе защищать свои права
и свободы всеми способами
не запрещенными законом, - от обращения
за помощью к судам, правоохранительным
органам и т.д. до законной
самозащиты и законного обращения
в международные организации, судебные
органы, добиваясь не только восстановления
нарушенных прав, но и возмещения вызванного
этим нарушением материального и морального
ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и
д.р.).
Заключение
В заключение работы можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование правового статуса личности в Конституции Российской Федерации соответствует современным мировым стандартам. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству, является лишь планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных, правомочных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Потребуются еще годы, что бы привести ныне действующее законодательство и безбрежное море подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Пока эта работа не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще не может вступить в силу (см. пункт 6 Заключительных и переходных положений). Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуются десятилетия, чтобы судебная практика "достроила" тот мостик, который свяжет высокие принципы Конституции с обыденными явлениями повседневной жизни.