Конституционно-правовой статус личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является наиболее полное и детальное изучение правового статуса личности в России.
В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и элементы правового статуса личности;
- изучить правовой статус личности в Российской Федерации;
- рассмотреть конституционные гарантии прав и свобод личности в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1.Конституционно-правовой статус личности……………………………..…5
1.1Понятие,принципы виды и классификация основных прав и свобод личности……………………………………………………………………..…..5
1.2 Конституционные обязанности …………….............................................9
2.Гарантии и ограничения прав и свобод личности…………………….….14
2.1Способы и средства защиты прав личности…………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников и литературы…………………………26

Файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 72.24 Кб (Скачать)

5. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2008

      не  являлось уголовным преступлением, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести и религии.

      Вместе  с тем следует согласиться  с мнением С.В. Бахина о том, что «едва ли можно признать исчерпывающим перечень абсолютных прав, содержащийся в Пакте о гражданских и политических правах, поскольку те или иные права человека могут быть признаны не подлежащими ограничению в иных международных соглашениях». И проект Конституции РФ в ч. 2 ст. 129 как раз идет дальше в развитии абсолютных прав, чем Международный пакт о гражданских и политических правах, устанавливая более широкий круг прав, не подлежащих ограничению даже в условиях чрезвычайного положения.6

      2. В зависимости от времени действия  – на постоянные, которые установлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа. (Что касается постоянных ограничений, то это название весьма условно, ибо по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, утверждения идей гуманизма и демократии все чаще складываются ситуации, когда те или иные ограничения отменяются.

        Не так давно считались, например, постоянными такие ограничения, как лишение гражданства, обязанности свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Изменилось время, и они отошли в историю, знаменуя тем самым все большее расширение свободы личности, укрепление нравственных основ конституционного регулирования.);

      3. В зависимости от сферы действия – на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права – неприкосновенности жилища);

      4. С учетом пределов использования  – на государственные (федеральные, субъектов Федерации) и муниципальные;

      5. По содержанию – на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.);

      6. По способам осуществления –  запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и др.

      Особая  роль в упорядочении ограничений  принадлежит конституционным гарантиям. Гарантии в юридической сфере, как известно, есть условия, обеспечивающие беспрепятственное осуществление прав граждан, механизм их эффективного претворения в жизнь. Учитывая, что ограничения могут суживать данные права, возлагая на лицо дополнительные обязанности, запреты, приостановления, остро возникает необходимость в защите личности от произвольных и беззаконных действий по реализации государственными служащими прежде всего конституционных ограничений. В связи с тем, что «возможность ограничений основных прав и свобод личности по соображениям обеспечения интересов общества в целом или прав и свобод других лиц всегда таит в себе угрозу, если даже не злоупотреблений, то, во всяком случае, принятия несоразмерных охраняемому общественному интересу ограничительных мер»,необходимо и в отношении государственной власти устанавливать определенные конституционные и иные ограничения. «Ограничивая свободу каждого известными пределами, – заметил И.А. Ильин, – право обеспечивает ему, зато беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т. е. гарантирует ему свободу внутри этих пределов».

      Речь  идет о целом ряде конституционных  запретов конкретной деятельности различных государственных структур и должностных лиц. Одни уже имеются в Конституции, другие же нужно еще ввести.

      В качестве первых можно назвать запреты, содержащиеся: в ч. 1 ст. 50 («Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1); «При осуществлении  правосудия не допускается использование  доказательств, полученных с нарушением федерального закона» (ч.2.); в ч. 2 ст. 54 «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением»; в ч. 2 ст. 55 «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»). Правда, термин «умаляющие» полностью находится в рамках понятия «ограничивающие» (ибо всякое умаление с юридической точки зрения есть не что иное, как ограничение), которое в принципе может и одно справиться с возложенными на него в данной ситуации задачами.

      Между тем существуют конституционные  ограничения в отношении государственной  власти, которые не вошли в Конституцию, хотя вполне заслуживают «постоянной прописки» в Основном Законе. Взять, к примеру, проблему ограничения прав человека на получение информации, которая может быть решена в законной плоскости и наиболее беспрепятственно для личности только при установлении конституционной обязанности в отношении должностных лиц, предоставляющих либо не предоставляющих (в силу ограничений) ту или иную информацию. В этой связи можно предложить ввести в Конституцию РФ специальную статью: «Государственные органы обязаны предоставлять информацию заинтересованным лицам по всем вопросам их компетенции, за исключением случаев ограничений этого права, установленных особым законом». Такое решение вопроса существует, например, в Австрии, где «обязанность предоставления информации была внесена в Конституцию и распространена на все административные органы». Кроме того, в этой стране данная обязанность конкретизируется в специальном федеральном законе, где подробно и четко определены допустимые ограничения права человека на информацию с тем, чтобы свести к минимуму возможности для произвола со стороны должностных лиц.

      Особый  вид конституционных гарантий заключается  в том, что отдельные права личности могут быть ограничены на основе закона только (исключительно) специальным государственным органом – судом. Подобный подход закреплен, к примеру, в ч. 2 ст. 22 («Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда»), в ч. 1 ст. 22 («Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения»). В этом законодатель справедливо видит существенную дополнительную гарантию законного исполнения конституционных ограничений.

      Весьма  существенная гарантия, предусмотренная Конституцией РФ – деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (п. 9 ст. 103), юридическое положение которого определяется Федеральным конституционным законом. Омбудсмен ежегодно представляет парламенту отчет о состоянии прав личности в стране, типичных нарушениях и препятствиях в деле охраны этих прав, инициирует процедуры судебной проверки законности тех или иных ограничений свободы личности (задержания или ареста) и при подтверждении обращается к соответствующим должностным лицам в целях возбуждения преследования нарушителей.

      Все перечисленные гарантии нужны, прежде всего, для того, чтобы правовые ограничения (на уровне норм) не превратились в препятствия  прав и свобод личности (на уровне их реализации), чтобы из необходимого и законного средства они не трансформировались в социально вредные и противозаконные. Поэтому проблема ограничений есть, по сути дела, проблема «лазеек» для государственной власти, через которые отдельные должностные лица могут влиять на правовой статус личности в выгодном им направлении. Гарантии же позволяют эти «приоткрытые двери» закрыть как можно плотнее, обеспечив то, что провозглашается.

     Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать  права  и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для  их  реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и  свобод человека и гражданина входят в функции всех органов  государственной  власти и органов местного самоуправления.

      Особую  роль  в  защите  прав   и   свобод   от   нарушения   органами

государственной власти и органами местного самоуправления, а так же  другими лицами играют органы судебной власти.  Конституцией  предусмотрен  и  орган, который занимается  только  данной  проблемой  –  Уполномоченный  по  правам человека.  Однако  деятельность  Уполномоченного  по  правам   человека   не исключает  необходимости  быстрейшего  полного  исполнения  конституционного положения о создании системы административного  судопроизводства  (ст.  118, ч.2). Независимые и  беспристрастные  административные  суды  –  необходимое средство для укрепления законности в  деятельности  государственных  органов управления.

      Конституция РФ, предписав, что  права и свободы человека  и   гражданина определяют  смысл,   содержание   законов,   деятельность   законодательной, исполнительной  власти,  местного  самоуправления,  одновременно  установила способ обеспечения этих прав и свобод – правосудие.

      Правосудие  –  деятельность  суда,  осуществляемая  в  предусмотренном

процессуальным  законом порядке и заключающаяся в рассмотрении  и разрешении конфликтов, связанных с действительным  или  предполагаемым  нарушением  норм гражданского,  административного  и  иных  отраслей  права.   Суд   является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная  защита  его  прав  и свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную  защиту  каждого  означает,  что  им обладает любое лицо независимо  от  гражданства.  Гарантия  судебной  защиты означает, с одной стороны, право каждого  подать  жалобу  в  соответствующий суд и, с другой стороны обязанность  последнего  рассмотреть  эту  жалобу  и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

      В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: «Государственная  защита прав и свобод человека и гражданина в Российской  Федерации  гарантируется». Под государственной защитой прав и свобод  понимается  направленная  на  это деятельность  всех  ветвей   государственной   власти   –   законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно,  должна  в то же время направлять свои усилия на то,  чтобы  предоставленные  гражданам права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.

      Особая роль в защите прав  и  свобод  принадлежит  Президенту  РФ,  как

гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст.  80  Конституции  РФ).  Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и  имеет  большие возможности  для  выполнения  этой  обязанности.  В   его   непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные  подразделения,  которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.

      Многие  вопросы  защиты  прав   и   свобод   человека   и   гражданина

разрабатываются и решаются на уровне Правительства  РФ  и  его  аппарата.  В этом участвуют практически все министерства и  ведомства.  Например,  МВД  – обязано решать вопросы борьбы  с  преступностью,  обеспечивать  безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств.  Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации  также  должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические,  социальные, экономические и культурные права граждан.

      Одним  из  способов  защиты  гражданином  своих  прав  (пока  наиболее

распространенным  в  России)  является  направление  жалоб  и  заявлений   в

государственные  органы,  органы   местного   самоуправления,   общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.

      В Российской Федерации возникли  и официально действуют  многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели  ставится защита  прав  человека.  К  числу  таких  организаций   относятся   общество «Мемориал»,   комитеты    и    фонды    солдатских    матерей,    Московский исследовательский центр по правам человека и д.р.

      Действенным способом защиты  гражданами своих  прав  и   свобод  нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на  радио,  телевидение и т.д.

      В последние годы для отстаивания  социально-экономических прав,  широко использовались митинги,  шествия,  пикетирование,  забастовки.  Апелляция  к трудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному  мнению привлекает внимание государственных органов к имеющимся  нарушениям  прав  и свобод,  побуждает   принимать   меры   по   восстановлению   законности   и

справедливости.7

      Нарушенное равноправие людей  нужно защищать  и  восстанавливать   всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и  законом.  В  частности,  каждый вправе защищать  свои  права  и  свободы  всеми  способами  не  запрещенными законом, - от обращения за помощью к  судам,  правоохранительным  органам  и т.д.  до  законной  самозащиты  и  законного   обращения   в   международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления  нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и  морального ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      В заключение работы можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование правового статуса личности в Конституции Российской Федерации соответствует современным мировым стандартам. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству, является лишь планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных, правомочных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Потребуются еще годы, что бы привести ныне действующее законодательство и безбрежное море подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Пока эта работа не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще не может вступить в силу (см. пункт 6 Заключительных и переходных положений). Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуются десятилетия, чтобы судебная практика "достроила" тот мостик, который свяжет высокие принципы Конституции с обыденными явлениями повседневной жизни.

Информация о работе Конституционно-правовой статус личности