Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является наиболее полное и детальное изучение правового статуса личности в России.
     В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и элементы правового статуса личности;
- изучить правовой статус личности в Российской Федерации;
- рассмотреть конституционные гарантии прав и свобод личности в России.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Конституционно-правовой статус личности……………………………..…5
1.1Понятие,принципы виды и классификация основных прав и свобод личности……………………………………………………………………..…..5
1.2 Конституционные обязанности …………….............................................9
2.Гарантии и ограничения прав и свобод личности…………………….….14
2.1Способы и средства защиты прав личности…………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников и литературы…………………………26
  Права 
личности - это не "дар" государства, 
а социальные возможности, 
   
Превышение пределов реальных 
возможностей личности, зафиксированное 
в законодательстве, сделает права 
человека фикцией, пустым 
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство и от них требует определенного поведения. Свои требования к гражданам государство формулирует в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.
Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина").
    
Нельзя представить себе человека, несущего 
только обязанности, как невозможны и 
права человека без обязанностей. Свобода 
только тогда становится реальной, когда 
она обретает черты порядка, основанного 
на праве, а порядок это и есть единство 
прав и обязанностей. 
     Равенство обязанностей.  Этот 
принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, 
касается каждого гражданина России и 
непосредственно связан с равенством 
прав и свобод. В практическом плане он 
означает, что ни один гражданин не должен 
освобождаться или уклоняться от обязанностей, 
это бремя в равной мере распространяется 
на всех граждан.
    
 Однако в России проживает много лиц, не 
являющихся гражданами. Конституция не 
освобождает их от некоторых обязанностей 
(платить налоги, сохранять природу), коль 
скоро за ними закреплены многие права 
и свободы. Но некоторые обязанности на 
этих лиц не распространяются, они свойственны 
только гражданам (защищать Отечество 
и др.). 
   Соблюдение Конституции и законов Это 
самая главная обязанность, лежащая на 
гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции 
России. По сути, она распространяется 
и на лиц не являющихся гражданами РФ, 
поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то 
из проживающих в стране лиц имел привилегию 
не соблюдать действующие в этой стране 
законы. Соблюдение Конституции и законов 
- всеобщее правило, не знающее исключений. 
 Данную конституционную обязанность не 
следует ограничивать только Конституцией 
Российской Федерации и собственно законодательными 
актами. В ней заложено более широкое содержание, 
которое можно определить, как законопослушание. 
А это значит, что граждане обязаны также 
соблюдать подзаконные акты, конституции 
и законы субъектов Федерации, акты местного 
самоуправления. По существу, речь идет 
о соблюдении действующего российского 
законодательства, которое включает акты 
не только высшей юридической силы. 
     Уважение прав и свобод других 
лиц.  Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, 
что осуществление прав и свобод человека 
и гражданина не должно нарушать права 
и свободы других лиц. Уважение к чужим 
правам требует развитого правосознания 
и сдерживающих нравственных начал в человеке, 
особенно когда права другого лица оказываются 
препятствием к осуществлению собственных 
желаний, даже законных. Эгоистическая 
реализация своих прав за счет прав других 
является одновременным нарушением норм 
как права, так и морали, это путь к конфликтам 
между людьми и утверждению царства права 
сильных. Конституция предлагает единственно 
возможный путь избежать этого - закрепляемая 
ею обязанность вводит человеческие страсти 
и амбиции в русло сознательной саморегуляции 
и разумного баланса собственных и чужих 
прав. 
     Забота о детях и нетрудоспособных 
родителях 
 В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две 
конституционные обязанности граждан. 
Во-первых, родители обязаны заботиться 
о детях, их .воспитании. Во-вторых, трудоспособные 
дети, достигшие 18 лет, должны заботиться 
о нетрудоспособных родителях. 
Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.
Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.
   
 Забота о памятниках истории и культуры. 
Каждый обязан заботиться о сохранении 
исторического и культурного наследия, 
беречь памятники истории и культуры (ч. 
3 ст. 44 Конституции). Данная конституционная 
обязанность направлена на сохранение 
материальных и духовных ценностей многонационального 
народа России, развитие его культуры. 
     Уплата налогов и сборов Каждый 
обязан платить законно установленные 
налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это 
элементарное требование к человеку и 
гражданину, который живет в обществе 
и пользуется благами государственной 
деятельности. С помощью налогов государство 
обеспечивает обороноспособность и безопасность 
граждан, развивает экономику, образование, 
науку, здравоохранение в интересах всего 
общества. 
 Однако обязанность 
своевременно и в полном объеме уплачивать 
налоги и сборы сочетается с определенными 
правами налогоплательщиков, установленными 
в законе (знакомиться с материалами проверок, 
обжаловать решения налоговых инспекций 
и др.). Конституция добавляет к этому, 
что законы, устанавливающие новые налоги 
или ухудшающие положение налогоплательщиков, 
обратной силы не имеют. 
     Сохранение природы и окружающей 
среды. Для выживания человечества нет 
большей опасности, чем уничтожение природы, 
загрязнение воздуха, земли и водоемов. 
Сохранение окружающей среды осознано 
мировым сообществом как первейшая задача 
и долг не только каждого государства, 
но и каждого человека планеты. Конституция 
РФ гласит: "Каждый обязан сохранять 
природу и окружающую среду, бережно относиться 
к природным богатствам" (ст. 58). Конституционная 
обязанность конкретизирована в ряде 
законодательных актов. За нарушение природоохранного 
законодательства установлена имущественная, 
административная и уголовная ответственность.4 
     Защита Отечества. Конституция 
РФ объявляет защиту Отечества "долгом 
и обязанностью гражданина Российской 
Федерации" (ст. 59). В данном случае правовая 
обязанность соединяется с моральной 
категорией (долгом), тем самым, образуя 
непреложный закон гражданского поведения. 
Но защита Отечества и несение военной 
службы - это не одно и то же. Защита Отечества 
предполагает обязанность каждого военнообязанного 
гражданина "встать под ружье" в случае 
агрессии против России, официального 
объявления войны и всеобщей мобилизации. 
 Обязанность по защите Отечества не распространяется 
на граждан, если воинские формирования 
Вооруженных Сил РФ, в которых они несут 
службу, направляются за пределы территории 
РФ для участия в миротворческой деятельности. 
Федеральный закон "О порядке предоставления 
Российской Федерацией военного и гражданского 
персонала для участия в деятельности 
по поддержанию или восстановлению международного 
мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. 
предусматривает, что военный персонал, 
направляемый для участия в миротворческой 
деятельности, комплектуется на добровольной 
основе военнослужащими, проходящими 
военную службу по контракту (ст. 8). Граждане 
несут военную службу в соответствии с 
федеральным законом. Закон о воинской 
обязанности и военной службе от 11 февраля 
1993 г. установил, что на военную службу 
призываются все граждане мужского пола 
в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права 
на освобождение или отсрочку от призыва. 
Предусматривается возможность поступления 
мужчин и женщин на военную службу по контракту. 
За уклонение от призыва на военную службу 
установлена уголовная ответственность. 
 
Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено не только в Конституции РФ, но и в конституциях и законах многих стран (Франция, Италия, Германия и др.).5
Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный закон. Отсутствие закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для полного осуществления гражданами их конституционного права, прежде всего, применительно к случаям, которые согласно ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в нем.
Вопрос о правах человека в гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. Этимологически и по существу совпадают понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений с государством.
    
Положение личности в обществе определяется 
не только правовым нормами, но и всеми 
другими видами социальных норм и называется 
общественным статусом. Правовой статус 
личности составляет лишь часть ее общественного 
статуса и относится исключительно к ее 
качеству человека в гражданина, к связям 
личности только и именно - государством, 
а не с обществом в целом. Но ее статус 
человека характеризует одновременно 
в ее связь с государственно-организованным 
обществом. Если человек этразумное психофизиологическое 
или биосоциальное существо, живущее в 
обществе, то понятие «личность» как научная 
абстракция,  подчеркивает факт наиболее 
полного отделения человека от природы, 
его опосредованное Отношение к природе, 
определяемое конкретно-историческими 
условиями и отличающееся определенным 
уровнем отношения с обществом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Гарантии и ограничения прав и свобод личности.
2.1Способы и средства защиты прав личности.