Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является наиболее полное и детальное изучение правового статуса личности в России.
В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и элементы правового статуса личности;
- изучить правовой статус личности в Российской Федерации;
- рассмотреть конституционные гарантии прав и свобод личности в России.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Конституционно-правовой статус личности……………………………..…5
1.1Понятие,принципы виды и классификация основных прав и свобод личности……………………………………………………………………..…..5
1.2 Конституционные обязанности …………….............................................9
2.Гарантии и ограничения прав и свобод личности…………………….….14
2.1Способы и средства защиты прав личности…………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников и литературы…………………………26
Права
личности - это не "дар" государства,
а социальные возможности,
Превышение пределов реальных
возможностей личности, зафиксированное
в законодательстве, сделает права
человека фикцией, пустым
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство и от них требует определенного поведения. Свои требования к гражданам государство формулирует в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.
Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина").
Нельзя представить себе человека, несущего
только обязанности, как невозможны и
права человека без обязанностей. Свобода
только тогда становится реальной, когда
она обретает черты порядка, основанного
на праве, а порядок это и есть единство
прав и обязанностей.
Равенство обязанностей. Этот
принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции,
касается каждого гражданина России и
непосредственно связан с равенством
прав и свобод. В практическом плане он
означает, что ни один гражданин не должен
освобождаться или уклоняться от обязанностей,
это бремя в равной мере распространяется
на всех граждан.
Однако в России проживает много лиц, не
являющихся гражданами. Конституция не
освобождает их от некоторых обязанностей
(платить налоги, сохранять природу), коль
скоро за ними закреплены многие права
и свободы. Но некоторые обязанности на
этих лиц не распространяются, они свойственны
только гражданам (защищать Отечество
и др.).
Соблюдение Конституции и законов Это
самая главная обязанность, лежащая на
гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции
России. По сути, она распространяется
и на лиц не являющихся гражданами РФ,
поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то
из проживающих в стране лиц имел привилегию
не соблюдать действующие в этой стране
законы. Соблюдение Конституции и законов
- всеобщее правило, не знающее исключений.
Данную конституционную обязанность не
следует ограничивать только Конституцией
Российской Федерации и собственно законодательными
актами. В ней заложено более широкое содержание,
которое можно определить, как законопослушание.
А это значит, что граждане обязаны также
соблюдать подзаконные акты, конституции
и законы субъектов Федерации, акты местного
самоуправления. По существу, речь идет
о соблюдении действующего российского
законодательства, которое включает акты
не только высшей юридической силы.
Уважение прав и свобод других
лиц. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает,
что осуществление прав и свобод человека
и гражданина не должно нарушать права
и свободы других лиц. Уважение к чужим
правам требует развитого правосознания
и сдерживающих нравственных начал в человеке,
особенно когда права другого лица оказываются
препятствием к осуществлению собственных
желаний, даже законных. Эгоистическая
реализация своих прав за счет прав других
является одновременным нарушением норм
как права, так и морали, это путь к конфликтам
между людьми и утверждению царства права
сильных. Конституция предлагает единственно
возможный путь избежать этого - закрепляемая
ею обязанность вводит человеческие страсти
и амбиции в русло сознательной саморегуляции
и разумного баланса собственных и чужих
прав.
Забота о детях и нетрудоспособных
родителях
В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две
конституционные обязанности граждан.
Во-первых, родители обязаны заботиться
о детях, их .воспитании. Во-вторых, трудоспособные
дети, достигшие 18 лет, должны заботиться
о нетрудоспособных родителях.
Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.
Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.
Забота о памятниках истории и культуры.
Каждый обязан заботиться о сохранении
исторического и культурного наследия,
беречь памятники истории и культуры (ч.
3 ст. 44 Конституции). Данная конституционная
обязанность направлена на сохранение
материальных и духовных ценностей многонационального
народа России, развитие его культуры.
Уплата налогов и сборов Каждый
обязан платить законно установленные
налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это
элементарное требование к человеку и
гражданину, который живет в обществе
и пользуется благами государственной
деятельности. С помощью налогов государство
обеспечивает обороноспособность и безопасность
граждан, развивает экономику, образование,
науку, здравоохранение в интересах всего
общества.
Однако обязанность
своевременно и в полном объеме уплачивать
налоги и сборы сочетается с определенными
правами налогоплательщиков, установленными
в законе (знакомиться с материалами проверок,
обжаловать решения налоговых инспекций
и др.). Конституция добавляет к этому,
что законы, устанавливающие новые налоги
или ухудшающие положение налогоплательщиков,
обратной силы не имеют.
Сохранение природы и окружающей
среды. Для выживания человечества нет
большей опасности, чем уничтожение природы,
загрязнение воздуха, земли и водоемов.
Сохранение окружающей среды осознано
мировым сообществом как первейшая задача
и долг не только каждого государства,
но и каждого человека планеты. Конституция
РФ гласит: "Каждый обязан сохранять
природу и окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам" (ст. 58). Конституционная
обязанность конкретизирована в ряде
законодательных актов. За нарушение природоохранного
законодательства установлена имущественная,
административная и уголовная ответственность.4
Защита Отечества. Конституция
РФ объявляет защиту Отечества "долгом
и обязанностью гражданина Российской
Федерации" (ст. 59). В данном случае правовая
обязанность соединяется с моральной
категорией (долгом), тем самым, образуя
непреложный закон гражданского поведения.
Но защита Отечества и несение военной
службы - это не одно и то же. Защита Отечества
предполагает обязанность каждого военнообязанного
гражданина "встать под ружье" в случае
агрессии против России, официального
объявления войны и всеобщей мобилизации.
Обязанность по защите Отечества не распространяется
на граждан, если воинские формирования
Вооруженных Сил РФ, в которых они несут
службу, направляются за пределы территории
РФ для участия в миротворческой деятельности.
Федеральный закон "О порядке предоставления
Российской Федерацией военного и гражданского
персонала для участия в деятельности
по поддержанию или восстановлению международного
мира и безопасности" от 23 июня 1995 г.
предусматривает, что военный персонал,
направляемый для участия в миротворческой
деятельности, комплектуется на добровольной
основе военнослужащими, проходящими
военную службу по контракту (ст. 8). Граждане
несут военную службу в соответствии с
федеральным законом. Закон о воинской
обязанности и военной службе от 11 февраля
1993 г. установил, что на военную службу
призываются все граждане мужского пола
в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права
на освобождение или отсрочку от призыва.
Предусматривается возможность поступления
мужчин и женщин на военную службу по контракту.
За уклонение от призыва на военную службу
установлена уголовная ответственность.
Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено не только в Конституции РФ, но и в конституциях и законах многих стран (Франция, Италия, Германия и др.).5
Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный закон. Отсутствие закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для полного осуществления гражданами их конституционного права, прежде всего, применительно к случаям, которые согласно ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в нем.
Вопрос о правах человека в гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. Этимологически и по существу совпадают понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений с государством.
Положение личности в обществе определяется
не только правовым нормами, но и всеми
другими видами социальных норм и называется
общественным статусом. Правовой статус
личности составляет лишь часть ее общественного
статуса и относится исключительно к ее
качеству человека в гражданина, к связям
личности только и именно - государством,
а не с обществом в целом. Но ее статус
человека характеризует одновременно
в ее связь с государственно-организованным
обществом. Если человек этразумное психофизиологическое
или биосоциальное существо, живущее в
обществе, то понятие «личность» как научная
абстракция, подчеркивает факт наиболее
полного отделения человека от природы,
его опосредованное Отношение к природе,
определяемое конкретно-историческими
условиями и отличающееся определенным
уровнем отношения с обществом.
2. Гарантии и ограничения прав и свобод личности.
2.1Способы и средства защиты прав личности.