Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:36, реферат
Принцип государственного суверенитета – один из основных принципов современного международного права. В соответствии с ним государства определяют свой путь развития, политическую и экономическую структуру, стратегию внешней политики и взаимоотношений с каждым конкретным государством и с международным сообществом в целом.
Процессуальные
основания ответственности
Итак,
международно-правовая ответственность
возникает при необходимых
При квалификации поведения государств необходимо учитывать обстоятельства, наличие которых освобождает государства от ответственности. Они могут быть двух видов - исключающие возникновение ответственности и исключающие реализацию ответственности. Первые представляют собой ситуации, при которых поведение государства, квалифицируемое в нормальных условиях как правонарушение, признается правомерным и не порождает ответственности. Вторые – это фактические ситуации, , при которых порожденная правонарушением ответственность фактически не осуществляется.
Отличие между поведением государства при обстоятельствах, освобождающих от ответственности, и поведением, смежным с правонарушениями, состоит в том, что первое формально содержит все признаки состава, тогда как второе лишь внешне похоже на правонарушение, но не содержит всех его признаков.
В
проекте статей об ответственности
фактически сконцентрировано внимание
только на обстоятельствах, исключающих
возникновение ответственности. Выделив
специальную главу "Обстоятельства,
исключающие противоправность",
она отметила случаи, когда "несмотря
на явное наличие двух условий
существования международно-
Надо подчеркнуть, вместе с тем, что международное право не допускает ссылок на обстоятельства, освобождающие от ответственности, при нарушении норм jus cogens (прежде всего при совершении международных преступлений). Это нашло отражение и в проекте статей об ответственности.
Согласие,
ответные меры, самооборона осуществляются
самим государством и представляют
волевое действие, осуществление
права. В отличие от них форс-мажор,
случай, бедствие, состояние необходимости
– это объективные, внешние по
отношению к поведению
Согласие. Статья 29 проекта говорит, что данное одним государством другому государству согласие на отступление последнего от международного обязательства исключает противоправность в отношении первого государства. Согласие должно быть юридически действительным, т.е. не быть результатом ошибки, подкупа, насилия.
Контрмеры. Согласно ст. 30 проекта это — действия одного государства, вызванные международно-противоправным деянием другого. Контрмеры в принципе также могут нарушать международные обязательства. Но именно их ответный характер в отношении государства-нарушителя исключает ответственность за них.
Самооборона. Противоправность деяния исключается и в случае, если оно является законной мерой самообороны в соответствии с Уставом ООН (ст. 34 проекта статей). В ст. 51 Устава ООН закреплено неотъемлемое право государства на применение вооруженной силы в ответ на вооруженное нападение. Законность самообороны означает соответствие критериям, заложенным в ст. 51: должно произойти вооруженное нападение, самооборона должна быть предпринята до принятия мер Советом Безопасности, о ней должно быть сообщено Совету Безопасности, меры самообороны не должны затрагивать полномочий Совета. Безусловно, наличие агрессии — первое и непременное условие правомерности самообороны.
Форс-мажор и непредвиденный случай. Противоправность исключается, если деяние было вызвано непреодолимой силой или не поддающимся контролю государства непредвиденным событием, которое обусловило невозможность действий в соответствии с обязательствами. В случаях непреодолимой силы государство абсолютно лишено возможности предотвратить ущерб другому государству, проявить свою волю, чтобы изменить ситуацию. Так, Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью исключает ответственность, если ущерб "является результатом акта войны, военных действий, гражданской войны, восстания или природного явления исключительного, неизбежного и неотвратимого характера..." (ст. 111).
При
непредвиденном случае государство
действует в состоянии
Бедствие – ситуации, возникающие, когда представители государства под воздействием сил природы или аварий вынуждены не соблюдать международные обязательства, не имея другой возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных лиц (ст. 32 проекта). В данном случае налицо не только волевое действие, но и осознанное нарушение соответствующих международно-правовых норм для избежания трагических последствий. Так, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. допускает как исключение соответствующие действия в целях спасения человеческой жизни на море.
Состояние
необходимости. Статья 33 проекта статей
не допускает ссылки на такое состояние,
как на основание исключения ответственности,
кроме случаев, когда деяние являлось
средством зашиты существенного интереса
государства от тяжкой и неминуемой угрозы
и не нанесло серьезного ущерба другому
государству.
Глава II. Реализация международно-правовой ответственности
§1. Механизм реализации международной ответственности государств за правонарушение
При
определении оснований
Объем
ответственности государства
Традиционно
международные обязательства
Возникновение
принципиально нового – третьего
по счету типа отношений ответственности
связано с формированием общих
интересов мирового сообщества в
устранении угрозы для существования
всего человечества. В современных
условиях действия отдельных государств
могут поставить на грань выживания
все человечество или привести к
уничтожению его важнейших
Расширение круга стран, реагирующих на совершение международного правонарушения, может быть сопряжено с произволом. В частности, реализация международной ответственности не должна перейти в руки отдельных государств, относящихся к категории наиболее сильных, которые выступят в роли мировых полицейских. В этой связи актуальна проблема определения категории универсальных обязательств erga omnes и координации действий государств, реализующих ответственность на многосторонней основе.
Универсальные правоотношения ответственности возникают прежде всего вследствие совершения наиболее опасных нарушений международного права. Координация действий государств осуществляется путем их разграничения на категорию непосредственно и косвенно потерпевших. При этом только непосредственная жертва противоправного деяния обладает полным набором полномочий, тогда как полномочия других государств, заинтересованных в соблюдении нарушенного обязательства, являются производными и более узкими. Учитывая это, Комиссия Международного Права ООН ограничила полномочия косвенно потерпевших государств, согласно п. 2 ст. 48 Проекта статей об государственной ответственности, возможностью выдвижения требований о прекращении международно-противоправного деяния и предоставления заверений и гарантий неповторения; и исполнении обязательства по возмещению в интересах потерпевшего государства или бенефициариев нарушенного обязательства.
В
большинстве примеров реагирование
на совершение международно-противоправного
деяния связано с действиями отдельных
стран. Причем подобная реакция является
правом потерпевшей стороны, происходит
в ее интересах и в отсутствие
какого-либо внешнего контроля. Это
положение касается как государств,
так и международных
а) Совет действует в высшей степени дискреционно. Он не действует обязательно и регулярно во всех ситуациях, которые, видимо, требуют применения его компетенции. Напротив, он действует избирательно;
б) Совет не обязан применять единый критерий в ситуациях, которые могут показаться вполне схожими. Соответственно преступления такого же вида и такой же серьезности, что и другие, могут рассматриваться иначе или не рассматриваться вообще;
в) сам характер решений Совета, по-видимому, исключает какую-либо обязанность с его стороны мотивировать свои решения, свои действия или бездействия.
Дискреционный и, возможно, произвольный характер выбора, сделанного этим органом, усугубляется, таким образом, тем фактом, что отсутствие мотивировки исключает немедленную или последующую проверку законности сделанного им выбора.
Осуществление
международной ответственности
не на обязательной основе означает, что
политические мотивы играют значительную
роль в ходе восстановления нарушенного
правопорядка. Учитывая также, что решение
о защите нарушенного права потерпевшее
государство принимает
Вместе
с тем необходимость
Информация о работе Институт ответственности в международном праве