Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:36, реферат
Принцип государственного суверенитета – один из основных принципов современного международного права. В соответствии с ним государства определяют свой путь развития, политическую и экономическую структуру, стратегию внешней политики и взаимоотношений с каждым конкретным государством и с международным сообществом в целом.
§2 Виды и формы международно-правовой ответственности
Реализация
международно-правовой ответственности
включает в себя две составляющие:
юридические последствия
В
международно-правовой литературе существуют
довольно разноречивое понимание и
применение понятийно-категориального
аппарата, относящегося к институту
реализации международно-правовой ответственности.
В частности, довольно часто происходит
смешение таких понятий, как «юридические
последствия наступления
К юридическим последствиям международно-противоправного деяния относятся:
а)
прекращение противоправного
б) обязательство предоставить гарантии неповторения, если того требуют обстоятельства;
в) возмещение вреда, нанесенного противоправным деянием.
Данные положения отражены в ст. 30 и 31 Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г.
Юридические
последствия международно-
Таким образом, что касается видов и форм ответственности, то данные понятия можно определить так: вид ответственности – это понятие, определяющее общее содержание последствий международного правонарушения, их юридический характер, а форма ответственности – это способ осуществления ответственности в пределах определенного вида.
Традиционно
в международном праве
Помимо
данных видов ответственности
Обязательство возмещения ущерба регулируется положениями ст. 31 Проекта. В п. 2 ст. 31 Проекте закреплено понятие вреда для целей данного проекта, которое включает в себя любой ущерб, материальный или моральный, нанесенный противоправным деянием. При этом Комитет международного права выделяет лишь три формы возмещения ущерба: реституция, компенсация и сатисфакция.
Каждый из видов международно-правовой ответственности осуществляется (или реализуется) в определенных формах. К формам реализации материальной ответственности можно отнести реституцию, компенсацию, субституцию.
Реституция
— это восстановление первоначального
положения вещей, т.е. положения, которое
существовало до совершения международно-противоправного
деяния. В простейшей форме реституция
предполагает такие действия, как
освобождение неправомерно задержанных
лиц или возвращение
Компенсация – это финансовая форма возмещения вреда. В международно-правовой литературе возмещение вреда в денежном эквиваленте часто называют репарацией.
В связи с этим можно
Также выделяют такую форму возмещения материального вреда, как субституцию – возмещение материальных ценностей в натуре, т.е. передача пострадавшему субъекту объектов, равнозначных по значению и стоимости, взамен утраченных.
К формам политической ответственности относят сатисфакцию, ресторацию и реторсии.
Сатисфакция – форма возмещения, при которой речь идет о возмещении ущерба, неподдающегося финансовой оценке, т.е. ущерба нематериального характера. Сатисфакция может выражаться в признании нарушения, выражении сожаления, официальном извинении, однако, она не должна быть непропорциональна нанесенному ущербу и не должна принимать формы, унизительной для ответственного государства.
Ресторация – это восстановление нарушенных прав нематериального характера в том виде, в котором они существовали до совершения правонарушения. То есть в принципе это та же реституция только в отношении нематериального ущерба.
Реторсии – это ответные меры в связи с недружественными действиями другого государства. Иногда в международно-правовой литературе реторсии не считаются формой ответственности, так как часто предпринимаются при отсутствии факта правонарушения (например, временный отзыв своего посла в ответ на недружественные заявления в адрес своей страны).
Часто
к формам политической ответственности
относят репрессалии и санкции.
Репрессалии — это ответные насильственные
действия со стороны потерпевшего государства.
Санкции – более широкое
Комитет международного права при разработке проблемы международно-правовой ответственности сформулировала иную концепцию понятия санкции. В данном понимании ответственность, ее виды и формы отделены от санкций. Последние выступают как средства принуждения нарушителя выполнить возникшие в рамках правоотношений ответственности вторичные обязательства (обязательства, возникающие в рамках правоотношений ответственности) и никак не являются самими этими обязательствами. При этом необходимо отметить, что на завершающем этапе работы над Проектом статей об ответственности государств термин «санкции» в таком понимании был заменен на термин «контрмеры». В числе основных причин такой замены стоит необходимость разграничения между санкциями, применяемыми организациями, и мерами индивидуального государственного принуждения. В таком понимании контрмер это понятие охватывает любые односторонние меры принудительного характера, принимаемые государством (в том числе и репрессалии).
Таким
образом, если юридическим последствием
невыполнения первичных обязательств
является право потерпевшего требовать
прекращения правонарушения и возмещения
ущерба, то при нарушении вторичных
обязательств (т.е. обязательств прекратить
противоправное деяние и возместить причиненный
ущерб) юридическим последствием является
право потерпевшего применить контрмеры.
§3 Основания ответственности в международном праве
Ответственность
наступает при наличии
Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения.
Международное правонарушение – деяние (действие или бездействие) субъекта международного права, нарушающее международные договоры или обычные нормы и наносящее другому субъекту, группе субъектов или всему международному сообществу материальны либо нематериальный ущерб.
Основаниями
международной ответственности
являются предусмотренные международно-
Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С другой – если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается.
Юридические основания. Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.
Юридическими
основаниями ответственности
Фактические
основания есть то, за что наступает
ответственность. В силу этого необходимо
четко установить элементы международного
правонарушения, которое и выступает
в качестве фактического основания
ответственности. Комиссия выделила два
элемента правонарушения. Статья 3 проекта
статей об ответственности "Элементы
международно-противоправного
Решая вопрос о вменении поведения государству, надо установить круг органов, за которые оно несет ответственность. Статья 5 проекта статей формулирует общее правило: "Поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства, рассматривается согласно международному праву и при условии, что в данном случае указанный орган действовал в качестве такового, как деяние этого государства". Следовательно, какая-либо инстанция должна иметь статус органа государства, определение же системы таких органов относится к внутренней компетенции каждого государства.
Последующие
статьи проекта конкретизируют общее
правило и устанавливают, что
не имеет значения, к какой власти
принадлежит орган государства
– учредительный, законодательный,
исполнительный, судебный или иной,
а также какой – международный
или внутригосударственный
Информация о работе Институт ответственности в международном праве