Институт ответственности в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:36, реферат

Краткое описание

Принцип государственного суверенитета – один из основных принципов современного международного права. В соответствии с ним государства определяют свой путь развития, политическую и экономическую структуру, стратегию внешней политики и взаимоотношений с каждым конкретным государством и с международным сообществом в целом.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 48.66 Кб (Скачать)

     §2 Виды и формы международно-правовой ответственности

     Реализация  международно-правовой ответственности  включает в себя две составляющие: юридические последствия международно-противоправного  деяния и механизмы призвания  виновного субъекта к ответственности.

     В международно-правовой литературе существуют довольно разноречивое понимание и  применение понятийно-категориального  аппарата, относящегося к институту  реализации международно-правовой ответственности. В частности, довольно часто происходит смешение таких понятий, как «юридические последствия наступления международно-правовой ответственности», «формы» и «виды» такой ответственности. Между тем  Комиссия международного права ООН  при разработке темы об ответственности как государств, так и международных организаций четко разграничила эти понятия.

     К юридическим последствиям международно-противоправного  деяния относятся:

     а) прекращение противоправного деяния;

     б) обязательство предоставить гарантии неповторения, если того требуют обстоятельства;

     в) возмещение вреда, нанесенного противоправным деянием.

     Данные  положения отражены в ст. 30 и 31 Проекта  статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г.

     Юридические последствия международно-противоправного  деяния не влияют на сохраняющуюся  обязанность выполнения нарушенного  обязательства. Даже в том случае, если нарушившая обязательство сторона  выполнит свои обязанности по прекращению  противоправного поведения и  по предоставлению возмещения, она  продолжает быть связанной нарушенным ею обязательством. В Проекте статей об ответственности государств положение, отражающее данный принцип, содержится в ст. 29. Вместе с тем в комментарии  к данной статье указывается, что  принцип, согласно которому обязательство  как таковое не затрагивается  нарушением, не означает, что выполнение обязательства все еще будет  возможным после того, как нарушение  было совершено. Это будет зависеть от характера соответствующего обязательства  и нарушения. Кроме того, следует  заметить, что условия прекращения  или приостановления обязательства  должны определяться первичными нормами, касающимися этого обязательства, т.е. нормами, которые налагают на субъекта данное обязательство.

     Таким образом, что касается видов и  форм ответственности, то данные понятия  можно определить так: вид ответственности  – это понятие, определяющее общее  содержание последствий международного правонарушения, их юридический характер, а форма ответственности –  это способ осуществления ответственности  в пределах определенного вида.

     Традиционно в международном праве выделяется два вида ответственности – материальная и политическая (нематериальная). Материальная ответственность – это ответственность, которая возникает в связи  с нанесением потерпевшему субъекту материального ущерба. Политическая ответственность – это ответственность, которая не связана с нанесением материального ущерба и возникает в силу самого факта нарушения нормы международного права (например, в случае нарушения неприкосновенности дипломатического представительства). То есть политическая ответственность возникает даже в случае, если международно-противоправное деяние не повлекло материального ущерба. Необходимо отметить, что два данных вида не являются взаимоисключающими, и в большинстве случаев при наступлении материальной ответственности наступает и политическая.

     Помимо  данных видов ответственности некоторые  авторы выделяют моральную ответственность  субъектов международного права. При  этом нужно подчеркнуть, что в  Проекте не закреплено понятие политической ответственности или политического  ущерба, там говорится лишь о возмещении материального или морального ущерба.

     Обязательство возмещения ущерба регулируется положениями  ст. 31 Проекта. В п. 2 ст. 31 Проекте  закреплено понятие вреда для  целей данного проекта, которое  включает в себя любой ущерб, материальный или моральный, нанесенный противоправным деянием. При этом Комитет международного права выделяет лишь три формы  возмещения ущерба: реституция, компенсация  и сатисфакция.

     Каждый  из видов международно-правовой ответственности  осуществляется (или реализуется) в  определенных формах. К формам реализации материальной ответственности можно  отнести реституцию, компенсацию, субституцию.

     Реституция  — это восстановление первоначального  положения вещей, т.е. положения, которое  существовало до совершения международно-противоправного  деяния. В простейшей форме реституция предполагает такие действия, как  освобождение неправомерно задержанных  лиц или возвращение неправомерно арестованного имущества. Таким  образом, реституция подразумевает  то, что ответственное государство  должно ликвидировать правовые и  материальные последствия своего противоправного деяния путем восстановления ситуации, которая существовала бы, если бы не было совершено такое деяние. Существует также понятие «юридическая реституция». К юридической реституции относятся, например, отзыв, отмена или изменение законодательного положения, принятого в нарушение норм международного права, аннулирование или пересмотр административной меры, неправомерной принятой в отношении какого-либо лица или имущества иностранца.

     Компенсация – это финансовая форма возмещения вреда. В международно-правовой литературе возмещение вреда в денежном эквиваленте  часто называют репарацией.

       В связи с этим можно утверждать, что это равнозначные термины.  Комитет определяет, что компенсация  представляет собой форму финансового  возмещения вреда, причиненного  международно-противоправным деянием,  насколько такой ущерб не возмещается  реституцией, устанавливая, таким  образом, приоритет реституции  как формы возмещения вреда,  т.е. две данные формы совершенно  не исключают, а дополняют друг  друга.

     Также выделяют такую форму возмещения материального вреда, как субституцию  – возмещение материальных ценностей  в натуре, т.е. передача пострадавшему  субъекту объектов, равнозначных по значению и стоимости, взамен утраченных.

     К формам политической ответственности  относят сатисфакцию, ресторацию и  реторсии.

     Сатисфакция – форма возмещения, при которой  речь идет о возмещении ущерба, неподдающегося финансовой оценке, т.е. ущерба нематериального  характера. Сатисфакция может выражаться в признании нарушения, выражении  сожаления, официальном извинении, однако, она не должна быть непропорциональна  нанесенному ущербу и не должна принимать  формы, унизительной для ответственного государства.

     Ресторация  – это восстановление нарушенных прав нематериального характера  в том виде, в котором они  существовали до совершения правонарушения. То есть в принципе это та же реституция только в отношении нематериального  ущерба.

     Реторсии  – это ответные меры в связи  с недружественными действиями другого  государства. Иногда в международно-правовой литературе реторсии не считаются формой ответственности, так как часто  предпринимаются при отсутствии факта правонарушения (например, временный  отзыв своего посла в ответ  на недружественные заявления в  адрес своей страны).

     Часто к формам политической ответственности  относят репрессалии и санкции. Репрессалии — это ответные насильственные действия со стороны потерпевшего государства. Санкции – более широкое понятие, включающее в себя любые меры, принимаемые  в отношении государства, совершившего международное преступление. Некоторые  советские юристы-международники (Г.И. Тункин, Д.Б. Левин, Л.А. Мождорян) включали в понятие санкций те же репрессалии и реторсии.

     Комитет международного права при разработке проблемы международно-правовой ответственности  сформулировала иную концепцию понятия  санкции. В данном понимании ответственность, ее виды и формы отделены от санкций. Последние выступают как средства принуждения нарушителя выполнить возникшие в рамках правоотношений ответственности вторичные обязательства (обязательства, возникающие в рамках правоотношений ответственности) и никак не являются самими этими обязательствами. При этом необходимо отметить, что на завершающем этапе работы  над Проектом статей об ответственности государств термин «санкции» в таком понимании был заменен на термин «контрмеры». В числе основных причин такой замены стоит необходимость разграничения между санкциями, применяемыми организациями, и мерами индивидуального государственного принуждения. В таком понимании контрмер это понятие охватывает любые односторонние меры принудительного характера, принимаемые государством (в том числе и репрессалии).

     Таким образом, если юридическим последствием невыполнения первичных обязательств является право потерпевшего требовать  прекращения правонарушения и возмещения ущерба, то при нарушении вторичных  обязательств (т.е. обязательств прекратить противоправное деяние и возместить причиненный ущерб) юридическим последствием является право потерпевшего применить контрмеры. 

     §3 Основания ответственности  в международном  праве

     Ответственность наступает при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях  – на основе чего и за что возникает  ответственность.

     Основанием  международно-правовой ответственности  субъекта международного права является совершение им международного правонарушения.

     Международное правонарушение – деяние (действие или бездействие) субъекта международного права, нарушающее международные договоры или обычные нормы и наносящее другому субъекту, группе субъектов или всему международному сообществу материальны либо нематериальный ущерб.

     Основаниями международной ответственности  являются предусмотренные международно-правовыми  нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические  и процессуальные основания международно-правовой ответственности.

     Между ними существует тесная связь. С одной  стороны, если право не содержит обязанности  определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности.   С другой – если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается.

     Юридические основания. Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.

     Юридическими  основаниями ответственности являются: договор, обычай, решение международных  судов и арбитражей, резолюции  международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают  юридическую обязательность для  всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающих  юридически обязательные правила поведения  для данного государств (в форме  деклараций, заявлений, нот, выступлений  должностных лиц и т.п.).

     Фактические основания есть то, за что наступает  ответственность. В силу этого необходимо четко установить элементы международного правонарушения, которое и выступает  в качестве фактического основания  ответственности. Комиссия выделила два  элемента правонарушения. Статья 3 проекта  статей об ответственности "Элементы международно-противоправного деяния" гласит: "Международно-противоправное деяния государства налицо в том  случае, когда а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или  бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству  и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства".

     Решая вопрос о вменении поведения государству, надо установить круг органов, за которые  оно несет ответственность. Статья 5 проекта статей формулирует общее  правило: "Поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства, рассматривается согласно международному праву и при условии, что в данном случае указанный орган действовал в качестве такового, как деяние этого государства". Следовательно, какая-либо инстанция должна иметь статус органа государства, определение же системы таких органов относится к внутренней компетенции каждого государства.

     Последующие статьи проекта конкретизируют общее  правило и устанавливают, что  не имеет значения, к какой власти принадлежит орган государства  – учредительный, законодательный, исполнительный, судебный или иной, а также какой – международный  или внутригосударственный характер имеют эти функции. Следовательно, презумция такова, что государство несет международную ответственность за действия любых своих органов, независимо от их функций.

Информация о работе Институт ответственности в международном праве