Иерархия и правила применения международных договоров в правовой системе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, что она предусматривает описание форм и правовых основ международного договора. В соответствии с этой целью выделены следующие основные задачи данной работы:
 анализ форм и юридической значимости международных договоров России;
 исследование основной формы применения международных договоров России.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава I. Международный договор – его формы и юридическая значимость
в правовой системе России....................................................................5
§ 1. Международные договора и их классификация.........................5
§ 2. Понятие формы международных договоров..............................9
§ 3. Юридическая значимость международных договоров в
правовой системе России............................................................10
Глава II. Основная форма применения международных договоров
России....................................................................................................12
§ 1. Заключение, толкование и применение письменной формы
международных договоров.........................................................12
§ 2. Недействительность письменных форм международных
договоров......................................................................................20
§ 3. Прекращение и приостановление письменных форм
международных договоров ........................................................22
Заключение:...........................................................................................................24
Список литературы ............................................................................................25

Файлы: 1 файл

Контольная Межд.публичное право.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Органы государства, заключившего договор, очень часто дают толкование договора либо его отдельных положений. Это одностороннее толкование, и, в сущности, оно связывает только то государство, чьи органы в соответствии с внутренним правом имеют право давать такое толкование. Этот вид толкования называется внутригосударственным. Оно может иметь форму заявления, декларации и т.п., которые государства могут делать как при подписании, ратификации, утверждении, принятии или присоединении, так и при применении вступившего в силу международного договора.

Существует и так называемое неофициальное толкование. Оно может осуществляться научными коллективами, отдельными учеными и т.д.

Толкование осуществляется при помощи специальных способов (приемов), к которым относятся грамматическое (словесное), логическое, историческое и систематическое толкование договоров.

Применение международных договоров предполагает осуществление внутригосударственных мер по выполнению договорных обязательств. В ряде договоров прямо предусматривается, какие меры обязаны принимать их участники.

Поскольку международные договоры России являются составной частью ее правовой системы, то отсюда следует, что если международные договоры для своего применения не требуют каких-либо нормативных актов, они действуют непосредственно.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона «О международных договорах РФ» международные договоры России подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией РФ, Федеральным законом «О международных договорах РФ», иными актами законодательства РФ. Здесь конкретизируется один из основных принципов международного права - принцип добросовестного выполнения обязательств, представляющий собой основополагающую норму, юридически обязывающую субъектов международного права добросовестно осуществлять свои международные права и обязанности. Он служит концентрированным выражением юридической природы международного права.

Также Федеральный закон «О международных договорах РФ» возлагает на государство обязанность не лишать договор объекта и цели до вступления его в силу, то есть не предпринимать действий, которые сделали бы выполнение договора невозможным или затруднительным. Эта обязанность возникает не из самого договора, который еще не вступил в силу, а из нормы общего международного права. Рассматриваемая обязанность существует с момента подписания договора под условием его последующего утверждения и до тех пор, пока государство не выразит своего намерения не утверждать его.

В случае нарушения обязательств по международному договору РФ другими участниками Президенту или в Правительство (в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договором) представляются предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права и условиями самого договора. Предложения представляются Министерством иностранных дел либо иными федеральными органами исполнительной власти совместно с Министерством иностранных дел.

Согласно статьи 34 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным конституционным законом[1]8, разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу для Российской Федерации международных договоров либо отдельных их положений, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, а также между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с заключением международных договоров Российской Федерации. Не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, признанные Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, не подлежат введению в действие и применению.

Сложным и недостаточно изученным является вопрос о контроле за соответствием международных договоров Конституции РФ. Не наработана практика относительно обращений в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора РФ. Конституционный Суд наделен правом осуществлять предварительный контроль в единственном случае - в отношении междуна­родных договоров, не вступивших в силу.

Представляется, что в целях обеспечения единства правовой системы государства Конституционный Суд вправе рассматривать вопрос о конституционности международного договора в любой момент до его вступления в силу.

 

§ 2.  Недействительность международных договоров

 

Право договоров исходит из презумпции действительности договоров. Договор рассматривается как действительный, за исключением тех случаев, когда иное установлено в соответствии с международным правом. Эта презумпция нашла отражение и в формулировке принципа “pacta sunt servanda” в Венских конвенциях: “Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться” [1.5-1.6].

Действительность договора имеет два аспекта - процессуальный и материальный. Первый состоит в правомерности процесса заключения. Материальная действительность состоит в том, что содержание договора законно с точки зрения международного права. Поэтому действительным является законно заключенный договор с правомерным содержанием. Но есть и еще один аспект. Осуществление договора должно также протекать в рамках международного права. Если последующая практика применения договора, выражающая согласие участников, приводит к нарушению норм международного права, то возникает вопрос о его действительности.

Международной практике известны случаи прекращения договора одной из сторон на том основании, что при пользовании вытекающими из него правами другая сторона нарушила нормы международного права. Недействительность может быть относительной и абсолютной. Первая делает договор оспоримым. Ее основаниями являются: ошибка, обман, подкуп представителя. Абсолютная недействительность означает ничтожность договора с самого начала. Ее основания: принуждение представителя, принуждение государства, противоречие императивной норме общего международного права. Случаи относительной недействительности встречаются сравнительно редко.

Абсолютная недействительность - сравнительно новое явление, вносящее серьезные изменения во все международное право и характеризующее степень его развития.

В международном праве существовало парадоксальное положение - принуждение представителя государства делало договор недействительным, а принуждение самого государства считалось законным. Утверждение в международном праве нормы о недействительности навязанных силой договоров - важный шаг на пути прогрессивного развития этого права. Венские конвенции содержат эту норму в следующем виде: “Договор является ничтожным, если его заключение явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций”. До самого принятия Венской конвенции 1969 г. в доктрине встречались высказывания о том, что сила, примененная против самого государства, вообще не считается влияющей на действительность договоров. Между тем Лига Наций еще в 1932 г. приняла резолюцию, подтверждающую эту норму. Сегодня она обусловлена принципом неприменения силы, закрепленным Уставом ООН. Поэтому Комиссия международного права с полным основанием констатировала, что упомянутая норма представляет собой принцип, являющийся “lex lata” в международном праве наших дней. Договор недействителен в случае, если сила применялась в нарушение принципов Устава ООН. Применение силы в соответствии с этими принципами не делает договор недействительным. В отношении мирных договоров, заключенных в результате второй мировой войны, это прямо предусмотрено ст. 107 Устава. На будущее такая возможность предусмотрена статьями Венских конвенций. В прошлом считалось, что неравномерное обременение одного из участников за счет другого не является препятствием для обязательности трактатов. Неравноправные договоры получили широкое распространение.

Сегодня недействительность договоров, противоречащих основным принципам международного права, можно считать общепризнанной. Она вытекает из ст. 103 Устава ООН, предусматривающей преимущественную силу вытекающих из него обязательств в случае противоречия с обязательствами члена по какому-либо другому международному соглашению. Ст. 53 Венской конвенции установила: “Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права” [1.5]. Главное место среди императивных норм занимают основные принципы международного права. Возникновение новой императивной нормы делает недействительными противоречащие ей договоры, которые были заключены до этого. Положения договора, недействительность которого установлена, не имеют юридической силы. Каждый из участников вправе требовать от другого участника восстановить по возможности положение, которое сложилось до осуществления договора [1.3, 1.5-1.6, 1.8 и др.].

 

§ 3. Прекращение и приостановление письменных форм международных договоров

Прекращение международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и обязательства. Приостановление действия международного договора - это перерыв в действии договора на какой-то период времени. На время приостановления действия договора участники не могут пользоваться вытекающими из него правами и не обязаны выполнять соответствующие обязательства.

Согласно ст. 37 Федерального закона «О международных договорах РФ» прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров РФ осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность для РФ международного договора. Однако есть исключение: Президент вправе принимать, если это вызывается необходимостью, решения о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ, согласие на обязательность которых для РФ давалось Правительством. Эта норма учитывает особую роль Президента, на которого согласно Конституции (ст. 86) возложено осуществление руководства внешней политикой страны.

Предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ (порядок их представления устанавливает ст. 36 Федерального закона «О международных договорах РФ») рассматриваются Государственной Думой в соответствии с ее регламентом. Принятый Государственной Думой федеральный закон о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия международного договора РФ в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Рассмотрение Государственной Думой законопроектов о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ, а Советом Федерации принятых ею законов осуществляется в таком же порядке, как и по вопросам ратификации договоров. Федеральный закон о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия международного договора РФ, принятый Федеральным Собранием, направляется в соответствии с Конституцией Президенту для подписания и обнародования.

В п. 4 ст. 37 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» сформулировано право Президента приостанавливать действие международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого для РФ принималось в форме федерального закона. Такое приостановление может быть осуществлено Президентом в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона.

Решение о прекращении или приостановлении действия международного договора межведомственного характера принимается Правительством, если соответствующие вопросы имеют важное значение для государственных интересов России. В остальных случаях прекращение и приостановление действия международного договора меж­ведомственного характера осуществляются с разрешения Правительства. Прекращение и приостановление действия международного договора межведомственного характера производятся федеральными органами исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, по согласованию с Министерством иностранных дел, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Официальные сообщения Министерства иностранных дел о прекращении или приостановлении действия международных договоров России подлежат опубликованию в Собрании законодательства Российской Федерации, если решение о прекращении или приостановлении действия международного договора было принято в форме федерального закона. Официальные сообщения Министерства иностранных дел о прекращении или приостановлении действия международных договоров, заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства, опубликовываются также в Бюллетене международных договоров (ст. 40 Федерального закона «О международных договорах РФ»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, данная контрольная работа представляет собой теоретико-правовое исследование, проведенное на основе общедоступных нормативно-правовых актов и научных трудов известных ученых.

В частности, работа над Венскими конвенциями о праве международных договоров 1969 и 1986 гг. исторически явилась объективно закономерной. Необходимость выработки подобных актов назрела именно к тому моменту, когда перед человечеством встали глобальные проблемы, имеющие жизненное значение для судеб цивилизации. Речь идёт об охране окружающей среды, о воздушном и космическом пространстве, Мировом океане, ресурсах планеты, о гонке вооружений, о необходимости покончить с голодом, нищетой, об использовании достижений научно-технического прогресса на благо всего человечества. Стало очевидным, что ни одно государство не в состоянии решить эти проблемы в одиночку. Только международное сотрудничество, с учетом интересов и при полной свободе выбора всех участников международного сообщества, позволит решать эти проблемы и идти по пути прогресса. Появление глобальных проблем поставило, в частности, перед государствами вопрос о непосредственном их влиянии на поиск путей и средств выживания человека, на использование тех общепризнанных принципов и норм поведения в международном общении, которыми цивилизация уже обогащена, и на создание новых правил общения, новых международных механизмов. На нашей планете назрела необходимость в новых правилах общежития, соответствующих новым потребностям и изменившимся условиям.

Информация о работе Иерархия и правила применения международных договоров в правовой системе РФ