Государственное устройство Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 17:08, реферат

Краткое описание

Особенностью управления французским государством при четком в соответствии принципу разделения власти является некоторый приоритет исполнительной власти перед законодательной. В Пятой Республике центральная исполнительная власть представлена Президентом и Правительством.

Оглавление

Государственное устройство 2

Глава государства 3

Законодательная власть 6

Исполнительная власть 13

Органы судебной власти 16

Местное управление во Франции 18

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ДОКЛАДГМУ.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

    Изменение границ коммун - компетенция центральных  властей, споры же между коммунами по поводу границ между ними могут рассматриваться и префектом департамента.

    а) Муниципальный совет. Численный состав муниципальных советов различен и зависит от числа жителей коммуны. В соответствии с законом от 19 ноября 1982 года самая маленькая коммуна (с числом жителей менее 100) вправе избирать 9 муниципальных советников, муниципальный совет самых больших коммун (с числом жителей 300.000 и выше) насчитывает 69 советников.

    Срок  полномочий муниципальных советников - 6 лет. Свои функции они выполняют бесплатно (исключения могут быть предусмотрены лишь для некоторых крупных городов).

    Совет в полном составе может уйти в  отставку или быть распущен. Роспуск  муниципального совета осуществляется лишь на основе указа Президента республики, принятого на заседании правительства, и возможен только по одной причине - если совет не в состоянии управлять коммуной.

    Решения муниципального совета вступают в силу с момента их передачи представителю  государственной власти (в префектуру). Законами 1982 года упразднено право префекта признавать решения совета недействительными, этим правом наделен лишь административный суд.

    б) Мэр. Мэр избирается муниципальным советом на первом его заседании путем тайного голосования. На этом же заседании происходит избрание и заместителей мэра, число которых должно быть не менее одного, но и не выше 30% от установленной численности муниципальных советников для данной коммуны.

    Срок  полномочий мэра и заместителей - 6 лет  и досрочное освобождение их от должности  советом невозможно. За свою деятельность мэры и заместители мэра получают вознаграждение, не облагаемое налогом.

    Полномочия  мэра состоят как бы из двух частей, обусловленных двойственной природой этой должности:

    1) полномочия мэра как главы  исполнительной власти в коммуне;

    2) полномочия мэра как представителя государственной администрации в коммуне.

    Как глава исполнительной власти в коммуне  мэр готовит и ведет заседания  муниципального совета, проводит в  жизнь решения совета, является распорядителем расходов, руководит муниципальными службами, осуществляет различные полномочия по охране общественного порядка и т.д.

    Как представитель государственной  администрации в коммуне мэр  осуществляет ряд полномочий под  непосредственным руководством префекта или прокурора республики.

    Так, под руководством прокурора республики мэр осуществляет работу с актами гражданского состояния (регистрирует браки, рождения и смерти, следит за ведением соответствующего делопроизводства), определенные судебные функции (констатация правонарушений, розыск и задержание преступников, сбор доказательств и т.п.), функции прокурора в суде (в случае отсутствия комиссара полиции).

    Под руководством префекта мэр обеспечивает обнародование законов и других нормативных актов, проведение выборов; участвует в проведении общегражданской и военной переписи населения, удостоверяет подписи, выдает лицензии от имени государства, и т.п.

    Межкоммунальная кооперация.

    Большое число мелких коммун, не имеющих  необходимых материальных, финансовых, кадровых и иных ресурсов для нормального  функционирования, вызывает необходимость выработки различных форм межкоммунального сотрудничества. Основными формами межкоммунального сотрудничества во Франции являются синдикаты коммун, дистрикты и городские объединения.

    Синдикат  коммун. Создаются префектом по просьбе заинтересованных коммун. Закон от 5 января 1988 года предоставил коммунам право выхода из состава синдиката без предварительного согласия партнеров, но при наличии согласия префекта.

    Синдикаты коммун являются юридическими лицами. Компетенция их определяется коммунами в момент создания синдикатов и зависит от широты и характера полномочий, которые коммуны добровольно слагают с себя в пользу синдиката.

    В зависимости от этого синдикаты  могут быть специально-целевыми и  многоцелевыми.

    Специально-целевые (или одноцелевые) синдикаты коммун создаются для совместного осуществления одной из функций - уборки мусора, водоснабжения, школьного транспорта и т.п.

    Многоцелевые  синдикаты реализуют множество  услуг, в которых есть совместная заинтересованность вошедших в состав синдиката коммун.

    Закон 1988 года предусмотрел возможность создания также долевых синдикатов ( коммуна  передает полномочия только частично, наделяясь соответствующей долей  участия в работе синдиката).

    Финансовые  средства синдиката складываются из обязательных взносов  членов-коммун, субсидий из госбюджета, займов, а также частично из сборов платежей за пользование услугами, предоставляемыми синдикатами.

    Размеры и порядок внесения обязательных взносов коммун фиксируются в  учредительном документе синдиката и могут зависеть от финансово-материального положения коммуны, численности жителей, доли переданных полномочий и т.д.

    Руководят работой синдиката комитет и  председатель синдиката.

    Комитет синдиката  образуется из представителей входящих в его состав коммун, как правило, избираемых муниципальными советами этих коммун из числа муниципальных советников. Комитет работает в форме заседаний, проводимых 1-4 раза в год, на которых принимаются решения по всем вопросам, касающимся реализации полномочий синдиката.

    Председатель  синдиката является главой исполнительной власти в синдикате. Порядок его избрания и полномочия в отношении комитета аналогичны порядку избрания мэра коммуны и полномочиям мэра в отношении муниципального совета.

    Дистрикт коммун. Считается более развитой формой межкоммунального сотрудничества. Несмотря на то, что порядок образования дистрикта аналогичен созданию синдиката, он существенно отличается от последнего по характеру полномочий.

    Если  при создании синдиката коммуны  достаточно свободны в определении объемов своих полномочий и конкретных функций, передаваемых в пользу синдиката, то дистрикт образуется для выполнения  конкретного минимума задач, в связи с чем ему в обязательном порядке передаются коммунами соответствующие полномочия. Для всех дистриктов такими обязательными функциями являются: управление жилищными службами  и управление противопожарными центрами. По решению членов-коммун в ведение дистрикта могут быть переданы и другие полномочия.

    Финансовые  ресурсы у дистрикта имеют  те же источники, что и у синдиката, однако возможны и налоговые поступления двух видов:

    1) собственная налоговая система  дистрикта, вводимая решением  совета дистрикта (60% дистриктов  имеют собственную налоговую  систему);

    2) переуступка части местных налогов  членов-коммун (вместо обязательных взносов коммун совет дистрикта большинством в 2/3 голосов может принять решение об использовании части сумм некоторых видов налогов, взимаемых в членах-коммунах и поступающих непосредственно в их бюджет).

    Руководят работой дистрикта коммун совет дистрикта и председатель дистрикта.

    Городское объединение. По сравнению с синдикатами и дистриктами, считается формой, более приближенной, по сути, к местным коллективам.

    Городское объединение наделяется обязательной компетенцией, которая значительно шире, чем у дистрикта. Так, коммуны в обязательном порядке передают в пользу городского объединения полномочия, касающиеся создания и оборудования жилых районов, промышленных зон, школьных помещений в этих районах, работу противопожарных служб, городского пассажирского транспорта, водоснабжение и канализацию, и т.д.

    Финансовые  ресурсы городского объединения  складываются, прежде всего за счет части налоговых поступлений коммун, которые просто передаются в городское сообщество,  равно как и части дотации на текущие расходы.

    Руководят работой городского объединения  совет объединения (от 50 до 140 членов) и председатель объединения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Конституция и законодательные акты Французской республики
  2. Грибов В.М. Франция. Государство и политика. \\ История, №2, 2003г стр.81
  3. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритании, Франции, Германии. Учебное пособие. Василенко И.А. М, 2001г. стр.169
  4. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритании, Франции, Германии. Учебное пособие. Василенко И.А. М, 2001г. стр.172
  5. Конституционное право зарубежных стран. Ивашкевич Е.Ф. Учебное пособие. Витебск, 2002г. стр. 56
  6. http://www.realtravel.ru/countries/france/france_gosudarstvo.html
  7. http://viefrance.ru/politique/sovet/politique_sovet.htm
  8. http://kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/franciy.html
  9. http://v4.udsu.ru/inter/fran_grant
  10. http://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/FRANCE

Информация о работе Государственное устройство Франции