Физические лица как субъекты МЧП

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 16:34, реферат

Краткое описание

Правовой статус физических лиц в МЧП — это совокупность их прав, свобод и обязанностей в государстве пребывания.

Оглавление

Общая характеристика правового статуса физических лиц
как субъектов МЧП 2
Понятие гражданства. Коллизионные вопросы гражданства 2
Понятие и основные категории иностранцев по законодательству
Украины 4
Правоспособность иностранцев в Украине 6
Дееспособность иностранцев в Украине. Признание лица
недееспособным и ограниченно дееспособным 8
Признание лица безвестно отсутствующим или объявление
его умершим 9
Правовое положение беженцев, вынужденных переселенцев,
лиц, которым предоставлено политическое убежище...., 10
Регулирование трудовой деятельности иностранцев в Украине 12
Социальное и пенсионное обеспечение иностранцев 13
Правовое положение граждан Украины за рубежом 15

Файлы: 1 файл

Физические лица как субъекты МЧП.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

   Если  иностранец устраивается на работу без разрешения, то он подлежит немедленному выдворению за пределы Украины за счет работодателя.

   Иной  порядок трудоустройства иностранцев  может быть предусмотрен отдельными законодательными актами (например, Закон «О беженцах» освобождает беженцев от обязанности получать разрешение на трудоустройство) или международными договорами Украины, в которых на основе взаимности признается право иностранцев устраиваться на работу в другом государстве без специального разрешения, могут вводиться количественные ограничения на трудоустройство иностранцев из определенной страны (см., например, Соглашение между Правительством Украины и Правительством РФ о трудовой деятельности и социальной защите граждан Украины и России, работающих за пределами границ своих государств от 14.01.1993 г.). 

   Социальное  и пенсионное обеспечение  иностранцев

   Статья 11 Закона «О правовом статусе иностранцев» закрепляет, что иностранцы имеют право на социальную защиту, в том числе на получение пенсии и других видов социальной помощи в соответствии с законодательством и международными договорами Украины.

   В случае когда для назначения пенсии необходим определенный стаж работы, иностранцу на условиях и в порядке, установленных законодательством Украины и международными договорами Украины, может засчитываться стаж работы за границей.

   Часть 2 ст. 1 Закона «О пенсионном обеспечении» устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Украины, имеют право на пенсию наравне с гражданами Украины на условиях, предусмотренных законодательством и межгосударственными соглашениями.

   На  международном уровне данные правоотношения регулируются:

  • Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (Москва);
  • Соглашением СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты работников-мигрантов от 15.04.1994 г.(Москва);

   двусторонними соглашениями по вопросам сотрудничества в области пенсионного и социального  обеспечения (например, Соглашением между Правительством Украины и Правительством республики Беларусь о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14.12.1995 г., Соглашением между Украиной и Королевством Испания о социальном обеспечении граждан от 7.10.1996 г. и др.);

  • соглашениями о взаимном переводе и выплате пенсии:
  • соглашениями об устранении двойного налогообложения (предусматривают налогообложение пенсий только в одном государстве — по месту их начисления).

   Указанные документы практически одинаково  закрепляют общие принципы социального и пенсионного обеспечения иностранных граждан:

  1. Пенсионное обеспечение иностранных граждан и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они постоянно проживают.
  2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный па территории любого из этих государств-участников соответствующего соглашения, а также па территории бывшего СССР.
  3. При переселении пенсионера в пределах государств-участников договора выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства нового места жительства пенсионера.
  4. Если лицо не имеет права на получение пенсии по законодательству страны своего нового места жительства, то пенсия начисляется и переводится государством прежнего постоянного места жительства данного лица (до момента возникновения права на пенсию по законодательству страны места жительства). Пенсия выплачивается в валюте государства, в котором пенсионер имеет постоянное место жительства.
  5. Пенсии по инвалидности или в случае утраты кормильца вследствие трудового увечья назначаются и выплачиваются по законодательству и за счет средств того государства, па территории которого трудовое увечье было получено.
  6. Пенсии по инвалидности или в случае утраты кормильца вследствие профессионального заболевания, назначаются и выплачиваются по законодательству и за счет той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность, послужившая причиной заболевания, независимо от того, на территории какой страны было впервые выявлено данное заболевание.
  7. Иностранные граждане имеют право на социальное обеспечение (исключая пенсии) в соответствии с законодательством страны своего постоянного места жительства.
  8. Работники-мигранты (т.е. лица, не имеющие в стране трудоустройства постоянного места жительства) имеют право на социальное страхование и социальное обеспечение в соответствии с законодательством страны трудоустройства. Однако из данного правила часто устанавливается целый ряд исключений:

   • если наемный работник направлен  своим работодателем для выполнения работ на территории другого государства, то на него распространяет свое действие законодательство страны работодателя (если срок командировки не превышает 2 лет);

  • социальное обеспечение государственных служащих одного государства, направленных им на территорию другого государства, распространяет свое действие законодательство страны-работодателя;
  • на членов экипажа морского судна и работающих на морском судне по найму лиц распространяет свое действие законодательство государства, под флагом которого плавает это судно;
  • на лиц, работающих на авиатранспортном, железнодорожном или автотранспортном предприятиях, осуществляющих международные перевозки на территории государств-участников соответствующего соглашения, распространяет свое действие законодательство того государства, на территории которого находится администрация, зарегистрировано соответствующее предприятие.

   Правовое  положение граждан  Украины за рубежом

   Каждый  гражданин Украины имеет право  свободного выезда за пределы Украины и въезда на ее территорию. Отдельным категориям граждан может быть временно запрещен выезд из Украины. Украина не вправе отказать своему гражданину, находящемуся за рубежом, во въезде на ее территорию.

   Порядок выезда граждан Украины за рубеж  и возвращения в Украину урегулирован Конституцией Украины, Законом «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины» от 21.01.1994г.

   Для выезда за рубеж граждане Украины  должны иметь один из

   следующих документов:

   а) паспорт гражданина Украины для выезда за рубеж (граждане с 18 лет, имеющие постоянное место жительства за рубежом — с 16 лет);

   б) проездной документ ребенка (в случае, если ребенок самостоятельно выезжает за рубеж);

   в) дипломатический или служебный паспорт;

   г) удостоверение личности моряка;

   д) документы, предусмотренные международными договорами (например, национальный паспорт гражданина Украины).

   В случае утраты указанных документов за рубежом (или окончания срока их действия, если гражданину отказывается в продлении) выдается удостоверение личности для возвращения в Украину.

   Загранпаспорта  выдаются в соответствии с Правилами оформления и выдачи паспортов гражданина Украины для выезда за рубеж и проездных документов ребенка, их временного удержания и изъятия, утвержденными постановлением КМУ от 31.03.1995 г. № 231; Инструкцией о порядке оформления и выдачи паспортов гражданина Украины и проездных документов ребенка для выезда за рубеж, утвержденной приказом МВД Украины от 2.07.1996 г. № 459.

   Статья 6 Закона «О порядке выезда из Украины  и въезда в Украину граждан Украины» содержит основания для ограничения в праве выезда за рубеж:

   1) ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну;

  1. возбуждено уголовное дело;
  2. предъявлен гражданский иск;
  3. не выполнены обязательства, возложенные судебным решением;
  4. гражданин подлежит призыву на срочную военную службу;
  5. отбывание наказания за совершение преступления;
  6. признание особо опасным рецидивистом или нахождение под административным надзором милиции.

   На  практике проверки не всегда позволяют  выявить наличие таких обстоятельств.

   Загранпаспорта  лиц, право на выезд которых ограничивается, должны быть сданы в отдел виз и разрешений по месту жительства.

   Граждане  Украины, находящиеся за рубежом, подпадают  под юрисдикцию государства пребывания. Их правовой статус в большинстве случаев определяется зарубежным правом. В то же время, за рубежом граждане пользуются защитой со стороны Украины в самых различных сферах деятельности. Защита осуществляется через консульские учреждения:

   а) консульские отделы дипломатических представительств;

   б) генеральные консульства;

   в) консульства;

   г) вице-консульства;

   д) консульские агентства.

   Территория  зарубежного государства разбивается  на консульские округи — в каждом округе действует свое консульское учреждение.

   Деятельность  консулов регулируется Консульским уставом Украины, утвержденным Указом Президента от 2.04.1994 г. № 127/94, консульскими конвенциями.

   Консул  ведет учет граждан, проживающих  или временно пребывающих в его округе. Консул информирует граждан, находящихся в его округе, о законодательстве государства пребывания, местных обычаях. Консул регистрирует браки и оформляет разводы, принимает решения об установлении отцовства, об усыновлении граждан Украины, контролирует процесс содержания и воспитания детей-граждан Украины, усыновленных иностранцами, регистрирует иные акты гражданского состояния (смерть, рождение). Имеет право выдавать и продлевать паспорта граждан Украины, вносить в них изменения. Консул совершает любые нотариальные действия в отношении граждан Украины, легализует документы и акты, составленные властями его округа. Легализация состоит в удостоверении действительности подписей и соответствия документов законодательству страны пребывания.

  1. Консул с случае необходимости имеет право представлять интересы любого гражданина Украины, отсутствующего в его округе, до того момента, пока этот гражданин не приедет в округ или не назначит своего представителя.

Информация о работе Физические лица как субъекты МЧП