Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 20:39, реферат
Привилегированное положение дипломатов в обществе традиционно, и причина не только в сохраняющемся уважении к их профессии, но и в том, что представители государства смогут выполнить свои дипломатические функции удовлетворительно лишь при условии полной свободы от правового, физического или морального давления со стороны государства, в котором они работают.
Введение
3
Обоснование дипломатических привилегий и иммунитетов
4
Дипломатические привилегии и иммунитеты международных конвенций по дипломатическому праву
12
Заключение
18
Список использованной литературы
В комментарии к проекту статей Конвенции о дипломатических сношениях комиссия международного права отмечала, что она руководствовалась теорией функциональной необходимости в разрешении проблем, на которые практика не дает ясных указаний, одновременно имея в виду представительный характер главы дипломатического представительства и дипломатического представительства в целом.
Таким образом, можно отметить, что в рамках современного дипломатического права и международного публичного права все еще не выработано единое, общеприемлемое теоретическое (доктринальное) обоснование дипломатических привилегий и иммунитетов.
Имеющиеся теоретические конструкции (теория экстерриториальности, теория дипломатических функций, представительная теория, комбинированная теория, теория суверенного иммунитета государств и др.) не могут в отдельности раскрыть суть, содержание и назначение дипломатических привилегий и иммунитетов, т. к. со временем содержание дипломатических привилегий и иммунитетов меняется, меняются и подходы к ним. Каждая теоретическая конструкция отвечала тому запросу, который предъявляла ему своя эпоха, поэтому требовать от них большего нет смысла. Мы можем взять от них только те положения, которые в общих чертах на уровне основополагающих принципов будут определять суть, содержание и назначение дипломатических привилегий и иммунитетов.
Конвенции международные (от лат. Conventio — соглашение) в широком смысле слова – любое международное соглашение, устанавливающее взаимные права и обязанности государств, ратифицировавших его. Как правило, Конвенциями международными называют международные соглашения, регулирующие отношения между государствами в какой-либо специальной области [7].
Одним из основных нормативно-правовых актов в области дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях. Она была принята на международной конференции в Вене, которая проходила в период со 2 марта по 14 апреля 1961 года. В конференции приняло участие 81 государство (СССР был также представлен БССР и УССР), около 40 из них подписали конвенцию. Конвенция регламентирует все основные вопросы дипломатического права: регламентируются виды и функции дипломатических миссий, процедура назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, раскрывается понятие дипломатического иммунитета. Российская Федерация, являясь правопреемником СССР, ратифицировавшего конвенцию 11 февраля 1964 года, также участвует в данной Конвенции.
Конвенция устанавливает две категории дипломатических привилегий и иммунитетов:
Ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. устанавливает, что помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства. При этом под помещениями представительства понимаются здания или часть зданий, используемых для целей представительства, включая резиденцию главы представительства и обслуживающий их земельный участок.
Больше того, согласно Конвенции, на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры защиты помещений представительства от вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства. Предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенностью пользуется также официальная корреспонденция представительства, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию (Ст. 27 п. 2, 3).
Согласно ст. 21 Государство пребывания должно либо оказать содействие аккредитующему государству в приобретении на своей территории, согласно своим законам, помещений, необходимых для его представительства, либо оказать помощь аккредитующему государству в получении помещений каким-либо иным путем. Оно должно также, в случае необходимости, оказывать помощь представительствам в получении подходящих помещений для их сотрудников.
Государство пребывания должно предоставить все возможности для выполнения функций представительства (ст. 25).
Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности, государство пребывания должно обеспечивать всем сотрудников представительства свободу передвижения по его территории (ст. 26).
Конвенция подтвердила существовавший ранее порядок сношения представительства со своим правительством с помощью дипломатических курьеров и закодированных или шифрованных депеш.
Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
Все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования (ст. 27).
Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.
В случае разрыва дипломатических отношений между государствами, либо окончательного, либо временного отозвания представительства и даже в случае вооруженного конфликта государство пребывания должно уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами.
Аккредитующее государство может вверить охрану помещений своего представительства вместе с его имуществом и архивами третьему государству, приемлемому для государства пребывания.
Аккредитующее государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан третьему государству, приемлемому для государства пребывания (ст. 45).
Cт. 20 Конвенции устанавливает право представительства и его главы пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения.
Помещение представительства не может быть использовано для насильственного задержания какого-либо лица. Оно не должно быть использовано и для предоставления убежища. Хотя в Венской конвенции 1961 года прямо о не предоставлении убежища ничего не говорится, в ней содержится положение, которое позволяет трактовать его именно таким образом. Так, ст. 41 п. 3 гласит: "Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания".
Налоговые привилегии дипломатических агентов являются неотъемлемой частью практики межгосударственных отношений и оговариваются соответствующими нормами международного законодательства.
Конвенция освобождает дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания (к последним обычно относится плата за электроэнергию, газ, воду, телефон и т.п.) (ст. 23 п. 1).
Однако фискальные изъятия, о которых говорится в п. 1 ст. 23 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., не касаются тех налогов, сборов и пошлин, которыми, согласно законам государства пребывания, облагаются лица, заключающие контракты с аккредитующим государством или главой представительства.
Вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин (cт. 28).
Представительство освобождается также от таможенных пошлин при провозе предметов, предназначенных для официального пользования. Порядок провоза этих предметов обычно устанавливается государством пребывания.
Государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от их гражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества (ст. 44).
Важнейшим из них является личная неприкосновенность. Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту, или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство (ст. 29).
Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства (ст. 30).
Понятие "частная резиденция дипломатического агента" охватывает даже временную резиденцию дипломатического агента (например, номер в гостинице) [3, c.83].
Его бумаги, корреспонденция, имущество равным образом пользуется неприкосновенностью за исключением, исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций (ст. 30).
Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29-36 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.
Дипломатические курьеры при исполнении своих обязанностей пользуются личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
В определенной степени привилегии и иммунитеты распространяются на членов административно-технического и обслуживающего персонала и живущих месте с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: «если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно»).
Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona non grata). В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства [8, с.300-301].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Множество встречающихся в литературе определений понятий дипломатических привилегий и иммунитетов можно свести к следующему: под ними понимается совокупность особых льгот, прав и преимуществ, предоставляемых иностранным дипломатическим представительствам, их персоналу и другим лицам, пользующимися по международному праву защитой на территории государства пребывания. Соответственно различаются привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов (личные иммунитеты и привилегии персонала представительства).
Комплекс норм, предусматривающих привилегии и иммунитеты лиц, пользующихся международно-правовой защитой, в том числе дипломатических агентов, является, по мнению многих исследователей, центральным в дипломатическом праве. Это утверждение во многом обосновано - именно в этой сфере на практике возникает наибольшее количество разногласий и конфликтов, для разрешения которых необходимы чёткие и обоснованные международно-правовые нормы.
Один из основных нормативно-правовых актов в области дипломатического права - Венская конвенция о дипломатических сношениях, принятая на международной конференции в Вене в 1961 г., предусматривает следующие привилегии и иммунитеты, которые предоставляются дипломатическому представительству в целом:
Таким образом, признаётся необходимость гарантирования представительству определенных правовых преимуществ, но преимуществ обоснованных, необходимых для осуществления его официальной деятельности.
Венская конвенция 1961г. довольно полно отрегулировала вопросы предоставления дипломатических привилегий и иммунитетов.
Таким образом, любое неверное толкование положений Венской конвенции 1961г., а вследствие этого и несоблюдения дипломатических привилегий и иммунитетов, рассматривается как акт, направленный против аккредитующего государства, что приводит к выводу о том, что принятие такого акта является своевременным и необходимым для успешного ведения коммуникативных связей с другими иностранными государствами.
Информация о работе Дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты