Взаимоотношения России с ЕС и НАТО на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является освещение изменений внешнеполитического курса России по отношению к НАТО и Евросоюзу с 1991 по 2005 годы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Эволюция взаимоотношений России с Евросоюзом и НАТО…………………………………………………………………………….6
§1.1. Россия и НАТО: от конфронтации к неравному партнерству………….6
§1.2. Развитие отношений между Россией и государствами западной Европы в 90-е годы……………………………………………………………………….11
Глава 2. Взаимоотношения на современном этапе………………………..14
§2.1. Идея расширения НАТО и эволюция позиции России ………………...14
§2.2.Политическое сотрудничество России и Евросоюза…………………….18
Глава 3.Новый этап отношений России с Евросоюзом и НАТО………...22
§3.1.Перспектива отношений России и Евросоюза…………………………...22
§ 3.2.Многовекторное сотрудничество России с НАТО……………………...25
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы…………………………..32

Файлы: 1 файл

курсяк 1 курс.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     Сложнее обстоит дело с учетом законных интересов  России при расширении Евросоюза, включая  особые проблемы Калининграда. Эффект такого расширения для нашей страны неоднозначен и порождает существенные озабоченности, перечень которых был передан осенью 1999 руководству Европейского Союза. В отношении Калининграда предстоит решить проблемы транзита, виз, энергоснабжения и рыболовства этого будущего эксклава, окруженного территорией Евросоюза. Евросоюз готов пойти на определенную либерализацию шенгенского режима для России, в том числе для служебных поездок и в отношении резидентов Калининградской области, что было реализовано во время проведения Брюссельского саммита Россия – Евросоюз в ноябре 2002. По итогам саммита было опубликовано совместное заявление России и Европейского Союза «О транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации», в котором предусматривается введение упрощенного транзитного документа, облегчающего транзит пассажиров по территории Литовской Республики. Однако при этом выдвигается встречное условие – подписать двустороннее соглашение о реадмиссии нелегальных мигрантов, проникающих в ЕС с территории России, а также расширение сети консульских учреждений Литовской Республики.

     Подводя итоги данного параграфа, я пришла к ряду выводов. Во-первых, отношения России и Евросоюза как организации в целом, то в рамках политического сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система консультаций, которая помогает поддерживать тесный политический диалог.

     В следующей главе я проанализирую  новый этап взаимоотношений России с Евросоюзом и НАТО. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. НОВЫЙ ЭТАП ОТНОШЕНИЙ РОССИИ С ЕВРОСОЮЗОМ И НАТО 

     §3.1. Перспектива отношений России и Евросоюза

     На  современном этапе Европейский  Союз – крупнейший внешнеэкономический  партнер России (в особенности  торговый партнер – торговля с Евросоюзом для России составляет 35% внешнеторгового оборота). Для России имеет важное значение рынок Евросоюза. Развитию торгово-экономического сотрудничества России и Евросоюза способствует географическая близость, взаимодополняемость их экономик и инфраструктур, наличие правовой базы взаимодействия, давние деловые традиции. Сотрудничество в области ядерной энергетики и торговли товарами ядерного цикла представляет собой развивающееся направление. Речь идет здесь только об использовании ядреной энергии в мирных целях. В состав Евросоюза входит Европейское сообщество по Атомной Энергии (Евратом), которое было призвано в результате своего образования содействовать росту атомной промышленности в странах Евросоюза и составить конкуренцию двум ядерным державам – США и СССР. Сейчас Россия добивается от Евросоюза того, чтобы торговля ядерными материалами осуществлялась в основном на базе общих принципов свободной торговли, предусмотренной для других товаров. Россия предлагала также установить на своей территории единый ядерный энергоблок, чтобы он мог вырабатывать энергию для стран Европы. Но сейчас Евратом не собирается устанавливать для России каких–либо преференций. Продолжается техническое сотрудничество России и Евросоюза по программе ТАСИС. Сегодня Россия определила вектор своего генерального пути развития – свободная экономика и демократизация государства. Таким образом, Россия пытается встать на европейский путь развития. Однако многие исследователи отмечают особенность российского пути. Евразийство и другие популярные ныне концепции пророчат сближение с восточными соседями, а не с Европейским Союзом.  В этой связи можно  проанализировать две противоположные концепции.

     Первая  концепция – «Европа без России» - обосновывается низкой эффективностью реформ, проводимых в России и отсутствием  демократического государства.

     Вторая  концепция – «Россия - составная  часть Европы» - строится на «эгоистическом интересе» Евросоюза в развитии сотрудничества с Россией, используя для этого как государственные, так и негосударственные каналы. Огромные пространства и богатства России, по мнению сторонников данной концепции, предоставят небывалые возможности европейскому капиталу и пассионарным европейцам.13

     Являясь на протяжении последних лет одним  из главных российских партнеров, Евросоюз, как и государства, входящие в  это объединение, постоянно расширяет  сотрудничество с Россией. Однако,  критикуя Россию, европейские специалисты подчеркивают проблемы с реализацией принципа разделения властей,  недостаточное развитие демократических ценностей и гражданских институтов, контролирующих  российские властные структуры. Более тесное российско-европейское  экономическое сотрудничество наталкивается на политические преграды.

     Возможности влияния Запада на Россию за последние  годы снизились. Россия все настойчивее  отстаивает свои собственные национальные интересы так, как она их понимает, стремится пользоваться теми конкурентными стратегическими преимуществами, которые у нее есть, прежде всего, в энергетической сфере.14

       Говоря о проблемах отношений  России и Евросоюза то, здесь  прослеживается двоякость. Евросоюз  и партнер, и конкурент, и  в этом вся сложность отношений. Россия вышла на третье место как торговый партнер Европейского союза. 8% торговли Евросоюза приходится теперь на Россию, не говоря о том, что больше 50% нашей торговли - на Евросоюз. Растут капиталовложения иностранные в экономику России, причем на 75-80% это инвестиции, идущие из Европы, из государств-членов Евросоюза, особенно западноевропейских . Развиваются образовательная сфера, культурная сфера, где колоссальные масштабы сотрудничества, которые никем даже не могут быть подсчитаны, потому что нет данных, которые могли бы дать общую, обобщающую картину. Сотрудничество развивается. Все-таки проблемы в большей степени связаны с политикой. Это проблема демократии и прав человека. Но Евросоюз, на мой взгляд, искусственно выдвигает эту проблему на первый план как критерий сотрудничества. А Россия просто не в состоянии стать демократической страной ни в пять, ни в десять лет. Есть еще один вопрос, очень сложный, - это неспособность самого Европейского союза сейчас выработать единую стратегию. Там же идут жесткие споры по поводу того, как строить отношения с Россией, надо ли заключать новые соглашения. Вот это отсутствие единства мнений в Европейском союзе, оно тоже, конечно, препятствует в какой-то степени.

     Несмотря  на существующие политические разногласия, Россия и Европейский Союз остаются постоянными экономическими партнерами. Экспорт сырья, прежде всего, энергоресурсов в Европу составляет базу наших торговых отношений с главными партнерами-странами Европейского Союза. Поэтому от надежности и стабильности поставок энергоресурсов во многом зависит благополучие российско-европейских отношений и имидж России как надежного экономического и политического партнера.

     Однако  энергетическое сотрудничество не может  подменить политические ориентиры дальнейшего развития отношений. В связи с этим, исследователи российско-европейских отношений отмечают недостаток политической воли в переговорах о дальнейшем совместном будущем России с европейскими коллегами. Россию устраивает нынешний уровень отношений энергетической взаимозависимости, а Европейский Союз не слишком доверяет  реформам  России и не видит дальнейшего совместного будущего без разделения общих ценностей. При этом  не стоит забывать, что экономическая взаимозависимость не гарантирует полное согласие по политическим вопросам и наоборот. Экономика является сильным оружием в разрешении политических споров, но не является панацеей. А использование природных ресурсов в политическом давлении - не самый выгодный и, скорее, обманчивый для России козырь. 

     §3.2. Многовекторное сотрудничество России с НАТО

     .Отношения с НАТО развиваются в рамках многовекторного сотрудничества, на котором основана современная российская внешняя политика. Наращивание партнерских связей с НАТО, т.к. сегодня все страны-члены этой организации, как и мы, противостоят общим вызовам нового поколения и, прежде всего, международному терроризму.

     Качественно новый этап в развитии взаимоотношений  открыла встреча на высшем уровне России и государств-членов НАТО в  Риме 28 мая 2002 г. В соответствии с подписанной в ее ходе Римской декларацией был создан Совет Россия-НАТО (СРН) - принципиально новый механизм для консультаций, выработки консенсуса, практического сотрудничества, совместных решений и действий России и государств-членов НАТО как равных партнеров по широкому кругу вопросов безопасности.

     За  весьма короткий исторический срок в  наших отношениях с альянсом сделан крупный шаг - от предубеждений и  стереотипов - к налаживанию конструктивного  взаимодействия на основе общих интересов  в сфере безопасности – борьба с терроризмом, наркоугрозой, антикризисное реагирование. Партнерские отношения России и НАТО стали существенным фактором европейской стабильности.

     Приоритетной  областью взаимодействия является политический диалог. Его тематика существенно расширена – сегодня в СРН в доверительном, конструктивном ключе обсуждаются такие крупные проблемы региональной безопасности, как ситуация в Афганистане, Ираке, на Балканах, Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии. СРН все больше становится той переговорной площадкой, где на основе принципов равноправия и взаимного учета интересов мы сближаем позиции, сообща выходим на политические решения.15

     Заметный  прогресс наблюдается в осуществлении  ряда перспективных программ и проектов практического сотрудничества. Под эгидой СРН созданы и действуют 19 комитетов и специализированных рабочих групп.

     Начата  реализация комплексного Плана действий СРН по борьбе с терроризмом, одобренного  на заседании Совета на уровне мининдел 9 декабря 2004 года. План предусматривает три уровня взаимодействия: в целях предотвращения теругроз; непосредственную борьбу с ними; сотрудничество при ликвидации последствий совершенных террористических атак.

     Это - качественный прорыв. От заявлений  солидарности мы переходим к реальным шагам по формированию совместного потенциала реагирования на террористические угрозы – через обмен опытом и информацией. Планируются совместные учения и тренировки антитеррористических подразделений. Предпринимаются усилия по налаживанию оптимальных механизмов обмена закрытой информацией, развитию антитеррористического сотрудничества по линии военных, совместным технологическим разработкам и др.

     Полагаем, что перспективным направлением взаимодействия в рамках СРН может  стать сотрудничество в области противодействия наркоугрозе с афганской территории. Продолжается проработка возможностей СРН в этом плане, в т.ч. через реализацию пилотного проекта по созданию центра подготовки кадров для антинаркотических служб Афганистана и транзитных стран Центральной Азии.

     Большое внимание уделяется обеспечению  оперативной совместимости войск  России и стран НАТО. На неформальной встрече мининдел стран СРН в  Вильнюсе было подписано Соглашение о правовом статусе вооруженных  сил стран НАТО и государств-участников программы «Партнерство ради мира» на территории друг друга. Присоединение России к этому Соглашению существенно облегчает проведение совместных миротворческих и антитеррористических операций, а также военный транзит.

     В ходе встречи министров обороны  в Брюсселе был одобрен документ по повышению уровня оперативной совместимости сил России и стран НАТО, который определяет модальности и условия взаимодействия при проведении совместных операций и учений.16

     Продолжается  работа по обеспечению совместимости  систем управления воздушным движением, противоракетной обороны, сил и средств чрезвычайного реагирования. Обещающее направление сотрудничества - выход на совместные разработки в области оборонной промышленности, науки и технологий. Эксперты стран СРН на регулярной основе обмениваются информацией в таких чувствительных областях, как ядерная безопасность, контроль в области нераспространения ядерного, биологического и химического оружия, а также средств его доставки.

     Поступательное  развитие взаимодействия с НАТО не означает, что у нас урегулированы все проблемы в отношениях с альянсом, скорее, снизилась их острота. Мы по-прежнему убеждены, что географическое расширение НАТО не имеет серьезного аргументированного обоснования.

     Крупнейшим  нерешенным вопросом в наших отношениях с НАТО по-прежнему остается ДОВСЕ. После достижения российско-грузинских договоренностей по российским военным базам позиция НАТО по увязке вопросов ратификации адаптированного ДОВСЕ становится анахронизмом. Всем хорошо известно положение дел в Приднестровье. Решение вопроса о выводе нашего военного имущества зависит отнюдь не от нас, а от достижения там политического урегулирования.

     За  прошедшее после подписания Римской  декларации 2002 г. время мы убедились, что выбор в пользу продвижения  к новому качеству отношений Россия-НАТО оказался правильным. Совет Россия–НАТО доказал свою востребованность и дееспособность.

     Вместе  с тем, сегодня мы подошли к  тому этапу, когда необходимо обстоятельно рассмотреть возможности качественного  углубления работы, поскольку потенциал СРН, на наш взгляд, позволяет рассчитывать на большую отдачу.

     Мы  намерены поступательно наращивать политдиалог и практическое сотрудничество с НАТО по схеме особого стратегического  партнерства, но при обязательном условии  учета членами альянса законных интересов безопасности России.

     Развивая  сотрудничество с НАТО, Россия учитывает процессы трансформации альянса. Обращает внимание на предложения Генсекретаря НАТО по усилению политической составляющей организации, развитию более тесного взаимодействия с ООН и Евросоюзом, выходу на стратегическое партнерство с Россией.

     Россия  также сторонница сложения и координации, а не конкуренции, усилий ООН, России, НАТО, Евросоюза в интересах формирования новой, более надежной архитектуры международной и европейской стабильности. Убеждены в том, что задачи создания всеобъемлющей системы безопасности не по плечу решить ни одной организации, какой бы мощной она ни была. Их надо решать сообща.

Информация о работе Взаимоотношения России с ЕС и НАТО на современном этапе