Взаимоотношения России с ЕС и НАТО на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является освещение изменений внешнеполитического курса России по отношению к НАТО и Евросоюзу с 1991 по 2005 годы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Эволюция взаимоотношений России с Евросоюзом и НАТО…………………………………………………………………………….6
§1.1. Россия и НАТО: от конфронтации к неравному партнерству………….6
§1.2. Развитие отношений между Россией и государствами западной Европы в 90-е годы……………………………………………………………………….11
Глава 2. Взаимоотношения на современном этапе………………………..14
§2.1. Идея расширения НАТО и эволюция позиции России ………………...14
§2.2.Политическое сотрудничество России и Евросоюза…………………….18
Глава 3.Новый этап отношений России с Евросоюзом и НАТО………...22
§3.1.Перспектива отношений России и Евросоюза…………………………...22
§ 3.2.Многовекторное сотрудничество России с НАТО……………………...25
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы…………………………..32

Файлы: 1 файл

курсяк 1 курс.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     «ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

     Факультет международных отношений

Кафедра международных отношений и регионоведения 

     ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ С ЕВРОСОЮЗОМ И НАТО  

     Курсовая  работа

     По  специальности 030701 Международные отношения

     Специализация – международная интеграция и  международные организации 
 
 
 
 
 
 

     Студентка: Шипилова Елена Владимировна, 1 курс, 2 группа

     Руководитель: Лютых Анатолий Александрович, д.и.н., проф. 

     Воронеж 2009

     Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Эволюция взаимоотношений России с Евросоюзом и НАТО…………………………………………………………………………….6

§1.1. Россия и  НАТО: от конфронтации к неравному  партнерству………….6

§1.2. Развитие отношений между Россией и государствами западной Европы в 90-е годы……………………………………………………………………….11

Глава 2. Взаимоотношения на современном этапе………………………..14

§2.1. Идея расширения НАТО и эволюция позиции России ………………...14

§2.2.Политическое сотрудничество России и Евросоюза…………………….18

Глава 3.Новый этап отношений России с Евросоюзом и НАТО………...22

§3.1.Перспектива  отношений России и Евросоюза…………………………...22

§ 3.2.Многовекторное сотрудничество России с НАТО……………………...25

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованных источников и литературы…………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     После распада Советского Союза и окончания  холодной войны международные отношения  и мировая политика, высвободившиеся  из жестких тисков биполярной конфронтации, стали намного более динамичными, сложными, многообразными и ассиметричными. В них распадаются старые и появляются новые, подчас неожиданные взаимосвязи; возникают новые оси и узлы противоречий; меняются стратегические парадигмы. Формируется все более плотная транснациональная политическая и экономическая среда. Усиливаются наднациональные структуры, механизмы и институты. Все более активно идет процесс внедрения норм международного права в национальные правовые системы.

     Актуальность  темы. Распад СССР породил тектонические сдвиги во всей системе международных отношений и открыл принципиально новый этап во внешней политики нашей страны. Мировая система, основанная на биполярной конфронтации, ушла в прошлое, и Россия перестала быть одним из ее полюсов. Одновременно она утратила статус сверхдержавы, которой являлся Советский Союз. На долю Российской Федерации, правопреемницы СССР, пришлось 4/5 его территории, но лишь около половины населения и хозяйственного потенциала. На протяжении 1990-х гг. уровень экономического развития продолжал падать, что сказывалось на оборонных, политических и иных параметрах силы. Поэтому не случайно, что развернулись серьезные дискуссии о роле и месте России в мире, о ее геополитической стратегии, которая в первую очередь обусловлена потенциалом страны, а также характером осознания национальных приоритетов политическим классам.

     Ключевым  партнером России после окончания  холодной войны стал Европейский  союз. Именно в отношениях с этой организацией на практике воплощается  тезис российского руководства  о том, что Россия нужна Европе в не меньшей степени, чем Европа – России.

     Что касается отношений России и НАТО, то это важнейший компонент формирующейся  системы европейской безопасности. Наличие обширного пространства, в котором интересы безопасности России и государств-членов альянса пересекаются, объективно обрекает нашу страну и НАТО на поиски modus vivendi в духе сотрудничества. Однако несовпадение интересов и стратегических культур, до конца не изжитые обеими сторонами стереотипы мышления эпохи холодной войны придавали особый драматизм процессу поисков приемлемой формулы взаимоотношений.

     Наиболее  болезненным в отношениях России и НАТО остается вопрос о расширении альянса. Речь идет, во-первых, об увеличении состава альянса за счет новых независимых государств Европы.  Во-вторых, - о распространении сферы его деятельности за пределы территории государств-членов.

     Объектом исследования являются эволюционные изменения внешнеполитического курса России.

     Предметом исследования являются особенности взаимоотношений России с ЕС и НАТО.

     Целью курсовой работы является освещение  изменений внешнеполитического  курса России по отношению к НАТО и Евросоюзу с 1991 по 2005 годы.

     Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

    • Проследить эволюцию взаимоотношений России с Евросоюзом и НАТО
    • Раскрыть характер взаимоотношений России с Евросоюзом и НАТО
    • Охарактеризовать наличие проблем и перспектив сотрудничества
    • Выявление предпосылок направленности вектора внешней политики России на НАТО и Евросоюз.

Хронологические рамки исследования включают период 1990-2005г.

Источниковая  база:

Основополагающий  акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического Договора и Российской Федерацией. На официальных сайтах Евросоюза и НАТО содержатся ряды конференций, посвященных взаимоотношению с Российской Федерацией.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1, параграф 1.1. Речь идет о

Глава 1, параграф 1.2. Речь идет о развитии отношений  между Россией и государствами  западной Европы в 90-е годы.

Глава 2, параграф 2.1. Речь идет о расширении НАТО и  позиции России по этому поводу.

Глава 2,параграф 2.2. Речь идет о политическом сотрудничестве России и Евросоюза.

Глава 3,параграф 3.1. Речь идет о перспективах в отношениях России и Евросоюза.

Глава 3, параграф 3.2. Речь идет о многовекторном сотрудничестве России и НАТО. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  РОССИИ С ЕВРОСОЮЗОМ И НАТО

     §1.1.Россия и НАТО: от конфронтации к неравному партнерству

      Вооруженные силы Североатлантического альянса (НАТО) были созданы в 1949 году. Изначально альянс представлял собой «оборонительный  союз» двенадцати государств, включая  в свои ряды Бельгию, Канаду, Данию, Францию, Исландию, Италию, Люксембург, Голландию, Норвегию, Португалию, Великобританию и США. Штаб-квартира НАТО располагалась в Брюсселе, однако основополагающие политические решения принимались в Вашингтоне. Структура НАТО была призвана обеспечивать взаимную защиту против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. В 1952 году в ее состав вошли Греция и Турция, тем самым Североатлантический альянс продвинулся в Юго-Восточную Европу. В 1955 году 15-м членом альянса стала Западная Германия. В таком составе альянс существовал все последующие 27 лет, до тех пор пока в него не вошла Испания. В 1990-м, вслед за появлением на карте Европы единой Германии, это объединившееся государство также вошло в НАТО. Процесс расширения НАТО продолжается.

     В советский период политика США и  практически любые действия НАТО рассматривались в отечественной  литературе как враждебные и агрессивные. Вместе с тем, еще в 1954 году СССР предпринял попытку отойти от политики жесткой конфронтации с Западом. На совещании министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции советские дипломаты предложили проект вступления СССР в НАТО, но он был отклонен. В ответной ноте московская заявка была отклонена на основании того, что, вступив в НАТО, Советский Союз получил бы право наложить вето на любое решение.

     С конца 80-х гг. ХХ века в  анализе  отношений  с НАТО,  советские  исследователи  переходят от конфронтационного тона к идее равноправного  взаимовыгодного  сотрудничества основанного на сознании паритета военных возможностей НАТО.1 В этот период ключевым элементом создания всеобъемлющей системы безопасности в военной области для СССР стало являться: недопущение гонки вооружений в космосе, прекращение всех испытаний ядерного оружия и полная его ликвидация, запрет и уничтожение химического оружия, отказ от создания других средств массового истребления, строго контролируемое снижение уровня военных потенциалов государств до пределов разумной достаточности, роспуск военных группировок, а как ступень к этому - отказ от расширения и образования пропорциональное и соразмерное сокращение военных бюджетов.2

     Фундаментальное выражение нового советского подхода  к внешней политике нашло отражение во многих публикациях. В них проявляется специфика советской позиции: с одной стороны сознание собственной силы, но одновременно, стремление к компромиссу.

     Исследователи подчеркивали, что вопреки логике мирового развития США был взят курс не на уменьшение угрозы войны вообще, а на ослабление опасности для  себя путем наращивания военной  мощи и «перераспределение риска» между собой и европейскими союзниками. В результате, межимпериалистические противоречия превратились в сложнейший узел... расширился диапазон проблем. Чем сильнее проявляется американский гегемонизм, тем сильнее становится в трансатлантических отношениях центробежная тенденция.3

     После 1991 года Российская Федерация получила международное признание как наследница СССР во внешней политике. РФ подтвердила преемственность в отношении соглашений и договоренностей по контролю над вооружениями, решению глобальных международных проблем, общеевропейскому процессу.

     В 1992 г. в связи с завершением  «холодной войны»4 Россия и десять стран СНГ принимаются в члены Совета Североатлантического сотрудничества (ССАС). За короткий срок Россия и НАТО подписали рамочный документ программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) и Индивидуальную программу в рамках ПРМ. Политический диалог начал активно развиваться.

     Однако  НАТО продолжал держать строгую  дистанцию с Россией. «Российский фактор» в силу слабой предсказуемости воспринимался как источник возможной опасности.

     27 мая 1997 г. в Париже Россия  подписала с альянсом Основополагающий акт о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности с целью ограничить ущерб от первой волны расширения НАТО. Однако время, прошедшее после подписания Основополагающего акта и до временного разрыва отношений России с этой организацией в связи с событиями на Балканах весны-лета 1999 г. показало, что расчеты экспертов не оправдались.

     Военная операция НАТО против Югославии стала  лучшим подтверждением того минимального значения, которое придавалось в НАТО Основополагающему акту: сам факт бомбардировок нарушил ряд базовых принципов взаимоотношений альянса с Россией, заложенных в Акте - таких, как «отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости...» и «предотвращение конфликтов и урегулирование споров мирными средствами...»5.

     Важно подчеркнуть, что хотя нападение на Союзную Республику Югославию (СРЮ) стало своего рода «моментом истины» для взаимоотношений России и НАТО, кризис был во многом подготовлен всем предыдущим ходом их развития. Российская дипломатия продемонстрировала свою слабость и недальновидность. Реагируя, например, на резкое обострение вооруженного конфликта в Косово между сербскими властями и албанскими сепаратистами с марта 1998 г., Россия поддержала принятую 31 марта 1998 г. резолюцию Совета Безопасности ОOH (СБ ООН) №1160 о введении эмбарго на поставки оружия и военного снаряжения в СРЮ. Это нанесло немалый финансовый урон самой России, создало определенные трудности для Белграда, но отнюдь не помешало сепаратистам по-прежнему получать через границу с Албанией оружие для своих военных формирований из самых разных источников, в том числе и из некоторых западных стран, формально поддержавших эмбарго ООН. Не менее странной выглядела и поддержка Россией принятой СБ ООН 23 сентября 1998 г. резолюции №1199, предписывающей Белграду отказаться от попыток решить свой внутренний конфликт, в том числе и путем вооруженного подавления террористических банд в мятежной провинции, отвести оттуда югославские спецподразделения, начать диалог с косоварами и обеспечить условия для возвращения беженцев.

     Отстраненность  российской дипломатии от прямых военных приготовлений НАТО вскоре сменилась поддержкой натовского давления на СРЮ. 29 января 1999 г. после заседания в Лондоне «Контактной группы по Косово» (КГ), объединяющей 5 натовских стран: США, Великобританию, Италию, Францию, ФРГ, и Россию, министры иностранных дел всех шести государств одобрили предложенный американцами план политического урегулирования в Косово и выступили с ультимативным требованием к югославскому руководству и лидерам косовских сепаратистов: не позднее 6 февраля начать в Рамбуйе, пригороде Парижа, переговоры по урегулированию кризиса. Страны НАТО пригрозили при этом, что, если стороны не согласятся сесть за стол переговоров, будут предприняты «воспитательные бомбардировки» территории СРЮ.

Информация о работе Взаимоотношения России с ЕС и НАТО на современном этапе