Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 18:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является освещение изменений внешнеполитического курса России по отношению к НАТО и Евросоюзу с 1991 по 2005 годы.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Эволюция взаимоотношений России с Евросоюзом и НАТО…………………………………………………………………………….6
§1.1. Россия и НАТО: от конфронтации к неравному партнерству………….6
§1.2. Развитие отношений между Россией и государствами западной Европы в 90-е годы……………………………………………………………………….11
Глава 2. Взаимоотношения на современном этапе………………………..14
§2.1. Идея расширения НАТО и эволюция позиции России ………………...14
§2.2.Политическое сотрудничество России и Евросоюза…………………….18
Глава 3.Новый этап отношений России с Евросоюзом и НАТО………...22
§3.1.Перспектива отношений России и Евросоюза…………………………...22
§ 3.2.Многовекторное сотрудничество России с НАТО……………………...25
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы…………………………..32
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет международных отношений
Кафедра
международных отношений и
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
РОССИИ С ЕВРОСОЮЗОМ И НАТО
Курсовая работа
По специальности 030701 Международные отношения
Специализация
– международная интеграция и
международные организации
Студентка: Шипилова Елена Владимировна, 1 курс, 2 группа
Руководитель:
Лютых Анатолий Александрович, д.и.н.,
проф.
Воронеж 2009
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Эволюция взаимоотношений
России с Евросоюзом
и НАТО……………………………………………………………………
§1.1. Россия и НАТО: от конфронтации к неравному партнерству………….6
§1.2. Развитие отношений
между Россией и государствами западной
Европы в 90-е годы……………………………………………………………………
Глава 2. Взаимоотношения на современном этапе………………………..14
§2.1. Идея расширения НАТО и эволюция позиции России ………………...14
§2.2.Политическое сотрудничество России и Евросоюза…………………….18
Глава 3.Новый этап отношений России с Евросоюзом и НАТО………...22
§3.1.Перспектива отношений России и Евросоюза…………………………...22
§ 3.2.Многовекторное сотрудничество России с НАТО……………………...25
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников и литературы…………………………..32
Введение
После распада Советского Союза и окончания холодной войны международные отношения и мировая политика, высвободившиеся из жестких тисков биполярной конфронтации, стали намного более динамичными, сложными, многообразными и ассиметричными. В них распадаются старые и появляются новые, подчас неожиданные взаимосвязи; возникают новые оси и узлы противоречий; меняются стратегические парадигмы. Формируется все более плотная транснациональная политическая и экономическая среда. Усиливаются наднациональные структуры, механизмы и институты. Все более активно идет процесс внедрения норм международного права в национальные правовые системы.
Актуальность темы. Распад СССР породил тектонические сдвиги во всей системе международных отношений и открыл принципиально новый этап во внешней политики нашей страны. Мировая система, основанная на биполярной конфронтации, ушла в прошлое, и Россия перестала быть одним из ее полюсов. Одновременно она утратила статус сверхдержавы, которой являлся Советский Союз. На долю Российской Федерации, правопреемницы СССР, пришлось 4/5 его территории, но лишь около половины населения и хозяйственного потенциала. На протяжении 1990-х гг. уровень экономического развития продолжал падать, что сказывалось на оборонных, политических и иных параметрах силы. Поэтому не случайно, что развернулись серьезные дискуссии о роле и месте России в мире, о ее геополитической стратегии, которая в первую очередь обусловлена потенциалом страны, а также характером осознания национальных приоритетов политическим классам.
Ключевым партнером России после окончания холодной войны стал Европейский союз. Именно в отношениях с этой организацией на практике воплощается тезис российского руководства о том, что Россия нужна Европе в не меньшей степени, чем Европа – России.
Что
касается отношений России и НАТО,
то это важнейший компонент
Наиболее болезненным в отношениях России и НАТО остается вопрос о расширении альянса. Речь идет, во-первых, об увеличении состава альянса за счет новых независимых государств Европы. Во-вторых, - о распространении сферы его деятельности за пределы территории государств-членов.
Объектом исследования являются эволюционные изменения внешнеполитического курса России.
Предметом исследования являются особенности взаимоотношений России с ЕС и НАТО.
Целью курсовой работы является освещение изменений внешнеполитического курса России по отношению к НАТО и Евросоюзу с 1991 по 2005 годы.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
Хронологические рамки исследования включают период 1990-2005г.
Источниковая база:
Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического Договора и Российской Федерацией. На официальных сайтах Евросоюза и НАТО содержатся ряды конференций, посвященных взаимоотношению с Российской Федерацией.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1, параграф 1.1. Речь идет о
Глава 1, параграф 1.2. Речь идет о развитии отношений между Россией и государствами западной Европы в 90-е годы.
Глава 2, параграф 2.1. Речь идет о расширении НАТО и позиции России по этому поводу.
Глава 2,параграф 2.2. Речь идет о политическом сотрудничестве России и Евросоюза.
Глава 3,параграф 3.1. Речь идет о перспективах в отношениях России и Евросоюза.
Глава 3, параграф
3.2. Речь идет о многовекторном сотрудничестве
России и НАТО.
Вооруженные
силы Североатлантического альянса (НАТО)
были созданы в 1949 году. Изначально
альянс представлял собой «
В
советский период политика США и
практически любые действия НАТО
рассматривались в
С конца 80-х гг. ХХ века в анализе отношений с НАТО, советские исследователи переходят от конфронтационного тона к идее равноправного взаимовыгодного сотрудничества основанного на сознании паритета военных возможностей НАТО.1 В этот период ключевым элементом создания всеобъемлющей системы безопасности в военной области для СССР стало являться: недопущение гонки вооружений в космосе, прекращение всех испытаний ядерного оружия и полная его ликвидация, запрет и уничтожение химического оружия, отказ от создания других средств массового истребления, строго контролируемое снижение уровня военных потенциалов государств до пределов разумной достаточности, роспуск военных группировок, а как ступень к этому - отказ от расширения и образования пропорциональное и соразмерное сокращение военных бюджетов.2
Фундаментальное выражение нового советского подхода к внешней политике нашло отражение во многих публикациях. В них проявляется специфика советской позиции: с одной стороны сознание собственной силы, но одновременно, стремление к компромиссу.
Исследователи подчеркивали, что вопреки логике мирового развития США был взят курс не на уменьшение угрозы войны вообще, а на ослабление опасности для себя путем наращивания военной мощи и «перераспределение риска» между собой и европейскими союзниками. В результате, межимпериалистические противоречия превратились в сложнейший узел... расширился диапазон проблем. Чем сильнее проявляется американский гегемонизм, тем сильнее становится в трансатлантических отношениях центробежная тенденция.3
После 1991 года Российская Федерация получила международное признание как наследница СССР во внешней политике. РФ подтвердила преемственность в отношении соглашений и договоренностей по контролю над вооружениями, решению глобальных международных проблем, общеевропейскому процессу.
В 1992 г. в связи с завершением «холодной войны»4 Россия и десять стран СНГ принимаются в члены Совета Североатлантического сотрудничества (ССАС). За короткий срок Россия и НАТО подписали рамочный документ программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) и Индивидуальную программу в рамках ПРМ. Политический диалог начал активно развиваться.
Однако НАТО продолжал держать строгую дистанцию с Россией. «Российский фактор» в силу слабой предсказуемости воспринимался как источник возможной опасности.
27
мая 1997 г. в Париже Россия
подписала с альянсом
Военная операция НАТО против Югославии стала лучшим подтверждением того минимального значения, которое придавалось в НАТО Основополагающему акту: сам факт бомбардировок нарушил ряд базовых принципов взаимоотношений альянса с Россией, заложенных в Акте - таких, как «отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости...» и «предотвращение конфликтов и урегулирование споров мирными средствами...»5.
Важно подчеркнуть, что хотя нападение на Союзную Республику Югославию (СРЮ) стало своего рода «моментом истины» для взаимоотношений России и НАТО, кризис был во многом подготовлен всем предыдущим ходом их развития. Российская дипломатия продемонстрировала свою слабость и недальновидность. Реагируя, например, на резкое обострение вооруженного конфликта в Косово между сербскими властями и албанскими сепаратистами с марта 1998 г., Россия поддержала принятую 31 марта 1998 г. резолюцию Совета Безопасности ОOH (СБ ООН) №1160 о введении эмбарго на поставки оружия и военного снаряжения в СРЮ. Это нанесло немалый финансовый урон самой России, создало определенные трудности для Белграда, но отнюдь не помешало сепаратистам по-прежнему получать через границу с Албанией оружие для своих военных формирований из самых разных источников, в том числе и из некоторых западных стран, формально поддержавших эмбарго ООН. Не менее странной выглядела и поддержка Россией принятой СБ ООН 23 сентября 1998 г. резолюции №1199, предписывающей Белграду отказаться от попыток решить свой внутренний конфликт, в том числе и путем вооруженного подавления террористических банд в мятежной провинции, отвести оттуда югославские спецподразделения, начать диалог с косоварами и обеспечить условия для возвращения беженцев.
Отстраненность российской дипломатии от прямых военных приготовлений НАТО вскоре сменилась поддержкой натовского давления на СРЮ. 29 января 1999 г. после заседания в Лондоне «Контактной группы по Косово» (КГ), объединяющей 5 натовских стран: США, Великобританию, Италию, Францию, ФРГ, и Россию, министры иностранных дел всех шести государств одобрили предложенный американцами план политического урегулирования в Косово и выступили с ультимативным требованием к югославскому руководству и лидерам косовских сепаратистов: не позднее 6 февраля начать в Рамбуйе, пригороде Парижа, переговоры по урегулированию кризиса. Страны НАТО пригрозили при этом, что, если стороны не согласятся сесть за стол переговоров, будут предприняты «воспитательные бомбардировки» территории СРЮ.
Информация о работе Взаимоотношения России с ЕС и НАТО на современном этапе