Вступление России в ВТО. Проблемы и возможные последствия для развития страны и ее регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть проблемы и перспективы развития России в связи с ее вступлением в ВТО.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Изучить цели и задачи вступления России в ВТО.
Оценить риски отечественной экономики при вступлении в ВТО.
Исследовать проблемы и последствия вступления России в ВТО для развития экономики страны и ее регионов.

Оглавление

Введение 4
Всемирная торговая организация: теоретические аспекты развития

и деятельности 6
Основные цели и принципы ВТО 6
Основные цели и задачи вступления России в ВТО 11
Вступление России в ВТО: проблемы и перспективы развития 18
Прогноз развития экономики России после вступления в ВТО 18

2.2 Развитие регионов страны после вступления в ВТО 25

Заключение 32

Библиографический список 34

Файлы: 1 файл

Курс. Россия и ВТО.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

      С учетом высокой динамики заключения новых инвестиционных соглашений, в КНР рассчитывают, что к 2010 году размеры накопленных иностранных инвестиций достигнут 1 трлн. долл. Все это является наглядным подтверждением улучшения инвестиционного климата, прогрессирующего снижения уровня экономических и политических рисков инвестирования в китайскую экономику.

      В целях активного привлечения  иностранных инвестиций в Китае в настоящее время действуют административно-экономические образования с льготными режимами: 5 специальных экономических зон, 32 зоны экономического и технологического развития, 15 зон свободной торговли и 14 зон приграничного экономического сотрудничества. Прошел начальный этап адаптации экономики Китая к согласованным с ВТО условиям поэтапного открытия его внутреннего рынка для иностранных предпринимателей и либерализации внешнеторгового режима страны.

      В настоящее время, после четырехлетнего периода деятельности в рамках правил ВТО, мы видим первые позитивные результаты. Можно смело сказать, что присоединение Китая к ВТО в качестве полноправного члена укрепило его позиции на мировом рынке. Китай активно использует инструментарий ВТО для обеспечения своих внешнеэкономических интересов. Однако не следует считать, что аналогичные процессы смогут быть автоматически запущены во всех странах, присоединяющихся к ВТО. Успех Китая во многом зиждется на его уникальной специфике15.

      2.2 Развитие регионов страны после вступления в ВТО

      Исследования  социальных последствий либерализации  внешней торговли на региональном уровне приобретают особую значимость. Особенно если отраслевой анализ плюсов и минусов присоединения России к ВТО сопоставить с результатами развития регионов.

      Отрасли, ориентированные на экспорт –  металлургия, часть химической промышленности (в том числе производство минеральных  удобрений), отрасли ТЭК – потенциально выигрывают от присоединения России к ВТО. Однако большая группа отраслей пока не готова к открытию рынков, поскольку их продукция неконкурентоспособна по сравнению с ведущими мировыми производителями. К ней чаще всего относят отрасли машиностроения (прежде всего автомобильную и авиационную промышленность), легкую и пищевую промышленность, сельское хозяйство (особенно животноводство), многие виды услуг (страховые, банковские, новые сетевые формы торговли).

      Специфика России в том, что многие отрасли, попадающие в группу риска неблагоприятных последствий при вступлении в ВТО (группа риска), локализованы в небольшом числе регионов, где они являются важнейшими отраслями специализации. Особенно велик уровень локализации автомобильной промышленности – свыше 80% всех российских автомобилей производится в двух субъектах Российской Федерации. В текстильной промышленности на долю трех субъектов приходится более 65% производства тканей. Подавляющая часть банковских и страховых услуг сосредоточена в Москве. Даже в такой территориально деконцентрированной отрасли, как животноводство, на 10 субъектов приходится более трети производства мяса в стране.

      В результате вступления России в ВТО  в тех регионах и муниципальных  образованиях, где концентрируются  наиболее уязвимые отрасли экономики, вероятное вследствие возросшей  конкуренции сокращение производства может привести к негативным социальным последствиям – росту безработицы, снижению доходов населения, сокращению налоговых поступлений в региональные бюджеты и, соответственно, снижению государственных расходов на образование, здравоохранение и социальную защиту населения. Подобный сценарий вполне возможен, особенно при слабости защитных мер и отсутствии четкой переговорной позиции.

      В отличие от развитых стран, для России характерна сильнейшая дифференциация регионов по уровню экономического развития, что само по себе является дестабилизирующим фактором. Правда преобладающая часть субъектов Российской Федерации образует плотную группу со средними показателями. Анализ динамики переходного периода показывает, что низкий уровень развития экономики региона прямо влияет на ее устойчивость. Это означает, что при возможных неблагоприятных изменениях макроэкономической ситуации после вступления в ВТО именно регионы-аутсайдеры (их около 20, они включают наименее развитые республики и автономные округа, большую часть регионов юга Сибири и Дальнего Востока) первыми проявят негативную динамику из-за общей недоразвитости и уязвимости их экономики16.

      Вхождение в ВТО неизбежно активизирует развитие большинства проявлений глобализационного процесса: рост внешнеторгового оборота, приток иностранных инвестиций и др.

      Для «открытых» регионов, включенных в  мировой обмен (преимущественно экспортно-сырьевых и транзитных, менее четверти субъектов РФ, треть населения страны), вступление в ВТО мало что меняет (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в которых развиты относящиеся к группе риска банковский и страховой бизнес).

      Наиболее  сложно прогнозировать воздействие  на «полуоткрытые» регионы, где наряду с отдельными экспортными производствами сохранились крупные импортозамещающие (в основном, Урал и Поволжье).

      К «закрытым» регионам относится почти  треть субъектов Российской Федерации  со специализацией на отраслях импортозамещения (машиностроение, пищевая и легкая промышленность). Несмотря на изменение экономики ряда областей Центра и Северо-Запада, Волго-Вятки в сторону большей открытости (например, в текстильных отраслях значительное распространение получило производство тканей на давальческом сырье для последующего экспорта - толлинговых схем, часть машиностроительных предприятий ВПК переориентировалась на экспорт), юг Западной Сибири и особенно слаборазвитые республики и округа без минеральных ресурсов не имеют конкурентных преимуществ и не готовы к контактам с мировыми рынками.

      В более десяти регионах региональные и местные бюджеты зависят от одного-двух крупнейших налогоплательщиков, но чаще это - металлургические и нефтегазовые предприятия, не относящиеся к отраслям группы риска. Негативно выделяется Самарская область, где АвтоВАЗ (отрасль риска - машиностроение) дает более половины налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и более 80% налоговых доходов муниципального бюджета г.Тольятти. В случае ухудшения экономических условий после вступления в ВТО, налоговые потери бюджетов области и города обернутся резким сокращением социальных расходов.

      Состояние потребительского рынка  и уровень доходов  населения. Регионы со специализацией на отраслях группы риска, за исключением Самарской области, относятся к группам с низкой или ниже средней покупательной способностью доходов, для которых характерна наиболее сильная реакция на ухудшение экономической ситуации. Для существенных изменений регионального неравенства нужны очень большие объемы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов.

      Качество  экономически активного  населения. Опыт 1990-хгг. показал, что более образованное и активное население быстрее адаптируется к новым условиям, поэтому можно считать, что регионы с более высоким качеством населения способны легче пережить возможные негативные последствия вступления в ВТО. Основной формой адаптации для регионов и городов с низким качеством населения стала стратегия выживания с помощью расширения личного подсобного хозяйства, в таких регионах резко увеличилась маргинализация населения и алкоголизм. Среди проблемных по качеству населения регионов значительная их часть имеет также уязвимую структуру экономики с высокой долей машиностроения, пищевой или текстильной промышленности. Таким образом, фактор низкого качества населения регионов Центра, Урала, Европейского Севера и юга Сибири будет усугублять негативные социальные последствия при вступлении в ВТО, а в крупногородских регионах с развитой сетью вузов они будут смягчаться, благодаря более высокому качеству населения.

      Выделение наиболее проблемных регионов

      Для оценки социальных последствий вступления в ВТО была разработана типология регионов с учетом как рассмотренных выше факторов, так и количественных показателей структуры и специализации экономики, структуры занятости населения (разная трудоемкость отраслей), состояния рынка труда. Эта типология позволила провести интегральную оценку последствий и выявить регионы с наиболее негативной реакцией на предполагаемые изменения (таблица 1) 17.

      Регионы первого типа отличаются максимальной вероятностью обострения проблем на рынке труда, но при этом имеют лучшие возможности перетока занятых в другие сектора экономики (за исключением Ульяновской и Владимирской областей). Среди остальных трех типов регионов вероятность обострения проблем занятости наиболее значительна в третьем, и возможности перераспределения занятости также невелики, за исключением республик Северного Кавказа. Как следствие, наиболее проблемными можно считать регионы первого, второго и третьего типов.

      Наиболее  проблемными по социальным последствиям вступления в ВТО могут считаться Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Курганская, Нижегородская, Пензенская, Псковская, Самарская, Ульяновская области, республики Мордовия, Удмуртия и Чувашия.

Таблица 1 – Типология регионов после  вступления в ВТО18

Регионы Душ. ВРП в 2007г., тыс. руб. Специализация промышленности (доля в объеме промышленного производства региона, в %) Специализация промышленности (доля в объеме промышленного производства региона, в %) Доля занятых  (от среднесписочной численности занятых в отраслях экономики региона, в %) в
машиностроение пищевая и легкая промышленности сельском хозяйстве       общ.
1. Более  развитые машиностроительные регионы с промышленной занятостью и в основном с лучшими условиями для малого бизнеса 1. Более развитые машиностроительные регионы с промышленной занятостью и в основном с лучшими условиями для малого бизнеса 1. Более развитые машиностроительные регионы с промышленной занятостью и в основном с лучшими условиями для малого бизнеса 1. Более развитые машиностроительные регионы с промышленной занятостью и в основном с лучшими условиями для малого бизнеса 1. Более развитые машиностроительные регионы с промышленной занятостью и в основном с лучшими условиями для малого бизнеса
Самарская область       62,4       56       9       9
Хабаровский край       54,5

      40,4

      50       9       4
Нижегородская область       46,5       47       12       8
Удмуртия  область       42,4       45       9       15
Новосибирская область       39,1       26       23       16
Тверская  область       32,5       28       23       15
Калужская область       31,8       43       22       12
Владимирская  область       28,3       42       26       10
Ульяновская область       28,1       55       13       16
2. Депрессивный регион с текстильной специализацией и высокой промышленной занятостью 2. Депрессивный регион с текстильной специализацией и высокой промышленной занятостью 2. Депрессивный регион с текстильной специализацией и высокой промышленной занятостью 2. Депрессивный регион с текстильной специализацией и высокой промышленной занятостью 2. Депрессивный регион с текстильной специализацией и высокой промышленной занятостью
Ивановская  область       18,4       15       36       10
3. Менее  развитые регионы со смешанной специализацией и занятостью, преимущественно неразвитым малым бизнесом 3. Менее развитые регионы со смешанной специализацией и занятостью, преимущественно неразвитым малым бизнесом 3. Менее развитые регионы со смешанной специализацией и занятостью, преимущественно неразвитым малым бизнесом 3. Менее развитые регионы со смешанной специализацией и занятостью, преимущественно неразвитым малым бизнесом 3. Менее развитые регионы со смешанной специализацией и занятостью, преимущественно неразвитым малым бизнесом
Тамбовская  область       26,8       28       27       29
Мордовия       26,6       41       20       18
Псковская область       26,2       30       30       16
Воронежская область       26,0       23       27       24
Чувашия       25,0       43       22       25
Алтайский край       24,3       24       29       26
Курганская  область       23,3       48       15       29
Пензенская  область       22,9       34       27       20
Брянская  область       22,5       33       24       19
Марий Эл       20,6       25       24       20
4. Менее  развитые регионы с пищевой специализацией и преобладанием аграрной занятости 4. Менее развитые регионы с пищевой специализацией и преобладанием аграрной занятости 4. Менее развитые регионы с пищевой специализацией и преобладанием аграрной занятости 4. Менее развитые регионы с пищевой специализацией и преобладанием аграрной занятости 4. Менее развитые регионы с пищевой специализацией и преобладанием аграрной занятости
Алтай       27,5       5       38       31
Кабардино-Балкария       27,1       28       41       27
Карачаево-Черкесия       17,1       5       26       19
Адыгея       15,3       11       48       22
5. Наименее  развитые аграрные регионы с самыми острыми социальными проблемами 5. Наименее развитые аграрные регионы с самыми острыми социальными проблемами 5. Наименее развитые аграрные регионы с самыми острыми социальными проблемами 5. Наименее развитые аграрные регионы с самыми острыми социальными проблемами 5. Наименее развитые аграрные регионы с самыми острыми социальными проблемами
Калмыкия       38,1       2       7       28
Тыва       16,2       1       10       16
Дагестан       14,5       19       25       34
Ингушетия       10,7       5       8       7
 

      Важно отметить, что более половины из 13 потенциально наиболее проблемных регионов расположены в Приволжском федеральном округе. Это объясняется концентрацией в округе импортозамещающего машиностроения, наличием достаточно развитой пищевой промышленности, высокой промышленной и значительной аграрной занятости при слабом развитии малого бизнеса в большинстве проблемных регионов. Центральный округ является вторым по числу регионов с наиболее значительной угрозой негативных последствий, обусловленных теми же причинами.

      Выделение территорий максимального риска  не означает, что негативные последствия  неизбежны. Проведенный анализ позволяет  вносить необходимые уточнения  в переговорные позиции и вырабатывать меры, способствующие снижению издержек для проблемных регионов и городов при вступлении России в ВТО.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Таким образом, в свое работе мы пришли к  следующим выводам.

     В настоящее время ВТО - единственная организация, в рамках которой согласуются все основные вопросы, связанные с режимом международной торговли товарами и услугами.

     Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

       - получение лучших в сравнении  с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

       - доступ к международному механизму  разрешения торговых споров;

       - создание более благоприятного  климата для иностранных инвестиций  в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

       - расширение возможностей для  российских инвесторов в странах-членах  ВТО, в частности, в банковской  сфере; 

       - создание условий для повышения  качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

       - участие в выработке правил  международной торговли с учетом  своих национальных интересов; 

       - улучшение имиджа России в  мире как полноправного участника  международной торговли.

Информация о работе Вступление России в ВТО. Проблемы и возможные последствия для развития страны и ее регионов