Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:06, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть проблемы и перспективы развития России в связи с ее вступлением в ВТО.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Изучить цели и задачи вступления России в ВТО.
Оценить риски отечественной экономики при вступлении в ВТО.
Исследовать проблемы и последствия вступления России в ВТО для развития экономики страны и ее регионов.
Введение 4
Всемирная торговая организация: теоретические аспекты развития
и деятельности 6
Основные цели и принципы ВТО 6
Основные цели и задачи вступления России в ВТО 11
Вступление России в ВТО: проблемы и перспективы развития 18
Прогноз развития экономики России после вступления в ВТО 18
2.2 Развитие регионов страны после вступления в ВТО 25
Заключение 32
Библиографический список 34
- доступ к международному
- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
- расширение возможностей для
российских инвесторов в
- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
- участие в выработке правил
международной торговли с
- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли9.
Задача
ведущихся переговоров о присоединении
– добиться наилучших условий присоединения
России к ВТО, то есть наиболее выгодного
соотношения преимуществ от вступления
и уступок в виде снижения тарифов и открытия
внутренних рынков.
2 ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ
2.1 Прогноз развития экономики России после вступления в ВТО
Структурные сдвиги в экономике, обусловленные присоединением России к ВТО и значимые для сектора домохозяйств, связаны с рынком труда, уровнем жизни и структурой потребительских расходов населения.
Последствия для рынка труда
Согласно результатам исследования Высшей школы экономики, одномоментная глубокая либерализация внешнеторгового режима не оказывает существенного негативного воздействия на уровень занятости и безработицы. В тех странах, где наблюдался негативный эффект, он носил кратковременный характер.
В исследовании Международной организации труда (МОТ)10, опирающемся на анализ в рамках частичного равновесия, полученные количественные оценки иллюстрируют воздействие изменений в импортных тарифах на различные отрасли промышленности. В отсутствие точного набора условий вступления России в ВТО до окончания переговорного процесса были использованы возможные сценарии изменения импортных тарифов для сравнения их со сценарием статус-кво (импортные тарифы остаются неизменными).
Первый сценарий предусматривает постепенное изменение таможенных тарифов до конечного уровня их связывания в течение 5 лет. Тогда общее снижение объемов промышленного производства составит 0,27% за 5 лет по сравнению со сценарием статус-кво. Наибольшее уменьшение объема производства прогнозируется в легкой промышленности – 3,39% и пищевой промышленности – 0,94%. Самое большое сокращение занятости может произойти в легкой промышленности: оно составит 13,8-14,1 тыс. чел. Среднегодовое сокращение занятости в промышленности может составить 5,6 тыс. чел. в начале переходного периода и 0,9 тыс. чел. в конце этого периода, что в целом может повлечь за собой либо близкий к нулю прирост численности безработных, либо некоторый небольшой дополнительный рост уровня безработицы.
По второму сценарию, соответствующему переговорной позиции РФ, происходит рост ставок импортных тарифов до начального уровня их связывания и постепенное их снижение до конечного уровня связывания в течение последующих четырех лет. Согласно проведенным расчетам, рост импортных тарифов в среднем по всей промышленности на 7,95 процентных пунктов в 2003г. приведет к увеличению выпуска промышленной продукции в этом году на 4,79% по сравнению со сценарием статус-кво. А дальнейшее снижение импортных тарифов приведет к сокращению выпуска промышленной продукции на 1,3% в год и в целом за 5 лет переходного периода – на 0,41%. Прогнозируемый прирост занятости в целом по промышленности в 2003г. на 2,10% по сравнению со сценарием статус-кво (311,6 тыс. чел.) сменится ее среднегодовым сокращением на 0,6% в последующие годы (83 тыс. чел. в год). Причем наибольшее снижение занятости прогнозируется в энергетике и легкой промышленности11.
Результаты исследования Центра экономических и финансовых разработок (ЦЕФИР) о влиянии снижения тарифов на объем выпуска и занятости в промышленности, полученные по модели частичного равновесия (без учета эффекта дохода от снижения цен) свидетельствуют о том, что снижение всех тарифов в обрабатывающей промышленности будет иметь минимальный эффект на занятость в большинстве регионов. Лишь в нескольких регионах прямой эффект может превысить снижение на 1% общей занятости в промышленности (Ивановская и Курганская области, Еврейская автономная область и Адыгея). При этом в таких отраслях, как производство строительных материалов, легкая и лесная промышленность возможны положительные косвенные эффекты, например, за счет упрощения доступа к импортным материалам и комплектующим.
Следует отметить, что для того, чтобы потенциальные негативные последствия вступления России в ВТО для уровня занятости были кратковременными, а не затяжными, необходима политика, направленная не на защиту имеющихся рабочих мест, а на устранение препятствий на пути перераспределения рабочей силы из свертывающихся производств в новые, быстрорастущие сектора экономики.
Результаты исследования МОТ дополнительно показали, что воздействие изменения тарифов в связи с вступлением в ВТО на сокращение объемов производства и занятости в краткосрочной перспективе, хотя и будут небольшими в целом по стране, но могут сильно различаться в зависимости от региона.
Последствия для уровня жизни, динамика доходного неравенства в контексте расширения глобализационных процессов
Поскольку ВТО всячески способствует усилению глобализационных процессов, за рамками исследования не могут оставаться порождаемые ими социально-экономические риски, к числу которых, в первую очередь, относят рост неравенства и бедности. Эти проблемы актуальны для России, так как за годы реформ из-за изменений в распределительных процессах уже произошло практически двукратное падение уровня жизни и масштабная концентрация доходов и богатства в руках узких слоев общества.
Результаты
декомпозиционного анализа
Воздействие глобализации уже привело к росту различий в доходах населения федеральных городов и экспортноориентированных регионов по сравнению с регионами, наименее включенными в глобальный обмен товарами и услугами (старопромышленные области Центра и Северо-Запада, слаборазвитые республики и автономные округа). Внутри регионов, особенно более развитых и ресурсно-экспортных, усилилось неравенство доходов жителей столичных центров и городов экспортной промышленности, с одной стороны, и периферийных поселений, с другой. После вступления в ВТО вероятно дальнейшее увеличение регионального и поселенческого неравенства.
Однако при существующем подходе к официальной статистической оценке неравенства региональные различия в стоимости жизни и уровне доходов с 1995 года игнорируются. Так, в первую децильную группу российской выборки собираются все децильные группы региональных выборок, то есть 10% самых бедных в Москве, объединяются с 10% самых бедных в Дагестане и в других регионах, при этом считается, что покупательная способность доходов везде одинакова.
Корректировка методов оценки неравенства по доходу с учетом регионального фактора представляется необходимым условием для разработки адекватной социальной, тарифной и других видов государственной политики, позволяющих минимизировать негативные последствия вступления в ВТО. Реализация изменений в статистическм учете условий жизни потребует существенных временных и материальных затрат.
Последствия для потребления домохозяйств
Анализ влияния вступления России в ВТО на потребление домохозяйств представлен в работе ЦЕФИР, включающей результаты нескольких исследований13. Согласно расчетам авторов, снижение тарифов по потребительским товарам длительного пользования до 5% может привести к уменьшению расходов населения на эти товары от 7% (ткани) до 22% (транспортные средства). По восьми группам товаров, затраты на которые составляют около 70% затрат домохозяйств на непродовольственные товары, расходы на одного члена домохозяйства сократятся в совокупности на 540 руб. в год, что, по мнению авторов, может иметь существенные последствия для роста благосостояния беднейших семей.
Примером сценария развития экономики страны после вступления в ВТО может служить Китай.
В настоящее время Китай вышел на новый этап экономического развития, вызванный его присоединением к ВТО в декабре 2001 года. Вступление КНР в ВТО привело к глубоким изменениям не только в экономической, но и в социальной жизни Китая. В течение 4 лет КНР продолжает претворять в жизнь программу либерализационных мероприятий, предусмотренных соглашениями с ВТО. Посмотрим пристальнее на изменения в трех главных отраслях экономики14.
Агросфера. Вступление Китая в ВТО крайне обострило проблему конкурентоспособности китайских товаров, особенно продукции сельского хозяйства. Низкое качество и высокая себестоимость продукции агросферы — серьезная преграда на пути расширения экспорта. По этой же причине вот уже более семи лет наблюдается переизбыток этой продукции на внутреннем рынке. Кроме того, Китай испытывает дефицит многих специализированных сортов и видов сельскохозяйственной продукции, которые не производятся в стране. Так, существует острая нехватка спецсортов пшеницы (твердые пшеницы), отсутствуют сорта кукурузы, отличающиеся высокими пищевыми качествами. Нынешняя структура в условиях рынка и изменившегося характера спроса уже не в состоянии удовлетворить возросшие потребности потребителей. Соответственно, со вступлением Китая в ВТО в страну хлынул широкий поток дешевой импортной сельхозпродукции.
По прогнозам, импорт сельхозпродукции увеличится более, чем вдвое: с 5 % в 1995-м до 12 % к 2010 году. Импортная продукция все более свободно конкурирует с национальными товарами на внутреннем рынке Китая. Увеличивается влияние мирового рынка на ассортимент производимой продукции. В связи с этим с 2003 года реализуется экстренная стратегическая программа создания 12 отраслевых зон по производству наиболее перспективных видов продукции, обладающих конкурентными преимуществами на мировом рынке. В основе формирования этих отраслевых зон должны лежать научное районирование, специализация и разделение труда.
Промышленность. Китай взял обязательства поэтапно отменить систему квотирования на промышленную продукцию, а также отменить или существенно сократить тарифы на широкий спектр товаров. В 1999 году они составляли в среднем 24,6 %, а в 2005 году, в соответствии с принятыми перед ВТО обязательствами, сократились до 9,4%. Также с 1999 года происходило ежегодное увеличение существующих ввозных квот на 15 %, что означает постепенное расширение рынка сбыта импортных товаров. В 2005 году отменено большинство квот на промышленную продукцию.
В 2005 г. наиболее высокие темпы роста наблюдались в производстве миникомпьютеров, цветных телевизоров, мобильных телефонов, автомашин, кондиционеров, химических волокон, металлопродукции, добыче угля. Экспорт промышленной продукции увеличился на 23,4 % и составил 1 трлн. 991 млрд. 630 млн. юаней. Наибольший рост экспорта приходился на продукцию электроники и коммуникационного оборудования, энергетического машиностроения, текстильной промышленности и одежды.
Рынок капитала. Известно, что важным фактором ускоренного развития китайской экономики с середины 1990-х годов являются иностранные инвестиции. В соответствии с обязательствами перед ВТО, рынок капитала также подлежит рыночной трансформации. С середины 1990-х годов КНР занимает ведущие позиции среди крупнейших в мире реципиентов иностранного капитала. В последние годы Китай даже выдвинулся на первую позицию.
Всего на территории КНР учреждены 424196 предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). Годовой приток прямых иностранных инвестиций в последние годы составляет, как правило, 45-55 млрд. долл. Отраслевая структура иностранных инвестиций характеризуется подавляющим преобладанием вложений в обрабатывающую промышленность, при этом особенно быстро растет доля высокотехнологичных предприятий, а также предприятий по глубокой пререработке сырья.
Причины
очевидных успехов КНР в