Внутренняя экономика и внешняя политика Великобритании конца ХХ – начала XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Цели моей работы: показать динамику внутренней экономики страны, показать политические взаимоотношения между Великобританией и др. странами.

Оглавление

Введение………………………………………………………3

Глава I. Великобритания выходит вперёд…………………..5

Глава II. Великобритания в поиске выхода из кризиса
1.Парадокс Британии……………………………………….10

2. В поисках выхода………………………………………….16

Глава III. Внешняя политика Великобритании
1.Особые отношения с США………………………………20

2. Великобритания и Европейский союз…………………....20

3. Британия в ЦВЕ…………………………………………....22

4. Великобритания и Беларусь: проблемы и перспективы
сотрудничества…………………………………………….....24

Заключение…………………………………………………...28

Список литературы…………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

    Прирост ВВП, в 2007г. составлявший 3,0%, в 2008г. снизился до 0.7%. При этом увеличение было достигнуто в основном в течение первого полугодия. Во втором полугодии ВВП непрерывно уменьшался. В первом квартале 2009г. ВВП Великобритании сократился на 1,9% (самый слабый результат с 1979г.), а промышленность - на 5,6%). Росла безработица. С февраля 2008г. по конец марта 2009г. она выросла с 5,2 до 7,1%. За этот же период экспорт уменьшился на 14%.

    Не  обнадеживают и перспективы. В 2009г., как считает министр финансов А. Дарлинг, ВВП сократится на 3,5%, а по оценке МВФ, падение составит 4,1%. Быстро ухудшается финансовое положение страны.

    Парадокс  состоит в том, что в основе как подъема, так и последовавшего за ним кризиса лежат одни и  те же причины. Не случайно поэтому, что уже в ходе подъема в экономике вызревали предпосылки спада производства.

    Одной из них был долговой характер британской экономики. Как считает профессор Оксфордского университета Д. Хелм, страна в 2000-е годы жила не по средствам. Дело в том, что потребление превышало производство, инвестиции – сбережения. Подъем опирался на расширение внутреннего рынка и, прежде всего, на рост потребительских расходов, в значительной мере на жилищное строительство. При этом жилье, как правило, приобреталось в кредит. На начало 2008г. в Великобритании насчитывалось 11,8 млн. ипотек. В условиях, когда повышались доходы населения и росли цены на дома, банки охотно предоставляли ипотечные кредиты, в том числе и малообеспеченным слоям населения. Когда же произошло резкое падение цен на жилье, выступающее залогом, – с конца 2007г. по конец мая 2008г. оно составило 28% – большое число заемщиков оказалось в затруднительной ситуации. Потребительская, главным образом ипотечная, задолженность по отношению к располагаемому (то есть после уплаты налогов) доходу домохозяйств подскочила с 57% в 1997г. до 157% в 2007г. На начало 2008г. рискованные кредиты составляли 12% общего числа займов на недвижимость. За 2008г. число отчуждений объектов недвижимости за долги по ипотеке возросло на 70%. К этому следует добавить, что обвал цен на недвижимость больно ударил по балансам кредитных учреждений. В результате фундамент, на котором покоился рост британской экономики, был серьезно подорван.

    Другой  предпосылкой стало нарастание диспропорций в отраслевой структуре экономики. Последние полтора-два десятилетия в Великобритании характеризовались двумя разнонаправленными процессами: первый – опережающее развитие сферы обращения и услуг, прежде всего финансового сектора, по отношению к отраслям материального производства; второй – ускорение процесса деиндустриализации экономики.

    Важнейшая особенность структуры экономики  Великобритании состоит в том, что  роль отраслей обращения и услуг  в создании ВВП и занятости  здесь намного больше, чем в  других ведущих европейских государствах. До недавнего времени такая особенность структуры рассматривалась как преимущество британского хозяйства – третичная сфера развивалась достаточно стабильно при всех перипетиях мировой экономики. Более того, именно на росте отраслей обращения и услуг во многом основывался мировой экономический подъем в целом.

    В этой связи важно подчеркнуть, что  в последние годы в Великобритании бурно развивался процесс, получивший название финанциализации экономики, – гипертрофированное расширение финансово-кредитной сферы. Рынок ценных бумаг, более развитый, чем на европейском континенте, создал свою собственную, искусственную реальность. Происходило разбухание и усложнение денежно-кредитной надстройки, то есть виртуальной экономики. Она все более отрывалась от экономики реальной. Финансовые операции все больше обособлялись и от товарного производства, и от торговли и развивались автономно по собственной динамике и правилам.

    Между тем финансовая отрасль более  важна для Великобритании, чем  для других европейских стран: ее доля в британском ВВП составляет 8% по сравнению с 5% в Еврозоне [22, c.5]. Больше она лишь в США. Еще 3% ВВП создается в деловых услугах, тесно связанных с финансами, – аудиторских, бухгалтерских, юридических, консалтинговых и т.д. [23, c.469]  В 2008г. финансовый сектор обеспечил поступление в бюджет 27% корпоративного налога. На Великобританию приходится до четверти мирового экспорта финансовых услуг [17, c.17].

    Кроме того, лондонский Сити – один из крупнейших финансовых центров мира: деятельность британских банков и специализированных кредитно-финансовых институтов в гораздо большей мере, чем аналогичных учреждений других стран, ориентирована на обслуживание международных экономических отношений, кредитование внешней торговли. Характерно, что соотношение совокупных финансовых активов и обязательств и общего объема ВВП в Великобритании существенно выше, чем в других ведущих странах ЕС. Это, в свою очередь, является отражением более активной посреднической роли британского банковского сектора. Но именно этот сектор экономики, который еще недавно был ее мотором, в последнее время оказался в эпицентре мирового финансового кризиса. К этому следует добавить, что, поскольку норма сбережения в стране была мала, британские банки расширяли кредитование в основном за счет средств, привлеченных извне. Еще в 2001г. сумма кредитов, выданных заемщикам, была сопоставима с их депозитами, однако уже в первой половине 2008г. она превысила сумму депозитов на 700 млн. ф. ст. Большая часть этой разницы покрывалась за счет притока иностранного капитала, прежде всего из США. Как только крупнейшие американские финансовые институты оказались на грани банкротства, у британских банков появились огромные проблемы с финансированием. Ситуацию ухудшил всплеск протекционизма в мировой финансовой системе.

    С другой стороны, расширение сферы нематериального  производства сопровождалось быстрой  деиндустриализацией экономики. Речь идет в первую очередь о снижении роли в ней обрабатывающей промышленности. С 1970 по 2007г. ее удельный вес в ВВП упал с 32 до 13%, а число занятых в ней уменьшилось с 7 до 3 млн. человек. Ускорилось перемещение промышленности в развивающиеся страны. Мировой банковский и ипотечный кризисы обнаружили уязвимость подобной специализации. В результате ряд британских экономистов высказывает опасение, не приведет ли дальнейшая деиндустриализация к подрыву хозяйственной безопасности страны.

    В этой связи в экономической литературе развернулась дискуссия на тему о  том, насколько последние перемены в отраслевой структуре хозяйства отвечают национальным интересам страны. В докладе "Будущее международных финансовых услуг Соединенного королевства", подготовленном для правительства лидерами британских финансовых кругов и опубликованном в разгар финансового кризиса, утверждается, что финансовый сектор – одна из наиболее конкурентоспособных и перспективных отраслей британского хозяйства. Поэтому, считают авторы доклада, тезис о "несбалансированности" экономики и необходимости ее устранения ошибочен .

    Однако  все более распространяется мнение, что процессы финанциализации экономики и ее деиндустриализации зашли слишком далеко. Как заявил в парламенте министр по делам бизнеса, предпринимательства и реформ в области государственного регулирования П. Менделсон, в будущем Британии нужно меньше производить финансовых продуктов и больше реальных товаров.

    Изменилась  и роль энергетического  фактора. В предшествующие годы быстрому подъему британской экономики способствовал рост добычи нефти и газа на шельфе Северного моря. За счет этого покрывалось до 70% потребностей в энергии в стране. На природном газе производится 40% электроэнергии. Важно иметь в виду и то обстоятельство, что, будучи нетто-экспортером энергоносителей, в условиях значительного роста цен на нефть Великобритания оказалась в более выгодном положении среди других крупных развитых стран, вынужденных расходовать огромные средства на импорт нефти и газа. Помимо этого, вследствие меньшей, чем у ведущих континентальных государств Европы, доли в ВВП материального производства, прежде всего промышленности, экономика Великобритании потребляет меньше энергии на единицу конечной продукции. Изменение структуры ТЭК и повышение цен на нефть позволили улучшить платежный баланс и оздоровить государственные финансы в конце прошлого – начале нынешнего десятилетия. Однако пик добычи нефти и газа уже пройден. По мере истощения месторождений, снижения добычи и превращения страны в нетто-импортера энергоносителей положительное влияние энергетического фактора на экономику и внешнюю торговлю ослабевает.

    Также в последние десятилетия характерной чертой экономической политики в Великобритании стало дерегулирование хозяйства. В условиях благоприятного в целом экономического климата в мире британская система, в которой, несмотря на несомненный рост ориентации на социальные цели, велики элементы экономического либерализма, смогла успешнее, чем европейская континентальная "экономика соучастия", приспособиться к инновационным реалиям начала нового столетия. Особенно далеко этот процесс зашел в сфере финансов. Однако в последнее время в политике дерегулирования рынков, прежде всего финансового, обнаружилась и негативная сторона. Огромные риски оказались вне должного учета. Регуляторы не могли адекватно оценивать совокупность рисков в финансовых учреждениях и корпорациях. Пошатнулась стабильность финансовых институтов, которые обеспечивают инвестирование накоплений. Неадекватное управление рисками и финансовыми потоками вело к общему кризису доверия, который в конечном итоге обернулся финансовым кризисом, а затем и свертыванием производства.

    Наконец, сыграло свою роль своеобразие положения страны в мировой экономике – британский бизнес глубже интегрирован в международное производство, чем ведущие государства зоны евро. Глобализация позволяет Великобритании реализовать ее исторически сложившиеся преимущества перед этими странами. Дело в том, что она обладает обширной "хозяйственной империей" за рубежом. Вследствие этого Великобритания больше выигрывает в периоды подъема в мировой экономике и больше проигрывает во времена спадов. Наличие большого числа крупных транснациональных банков и выдающаяся роль лондонского Сити в мировой финансовой системе делают британскую экономику чрезвычайно восприимчивой к кредитным кризисам в других странах и регионах мира.

    К этому следует добавить, что, хотя Великобритания экономически все более тяготеет к континентальной Европе, в последние годы в ней прослеживается синхронизация производства с экономикой США. Не в последнюю очередь это объясняется близостью отраслевых пропорций их хозяйств (прежде всего более высокой долей сферы услуг, в том числе финансовых, в ВВП). Великобритания гораздо больше, чем ее партнеры по Евросоюзу, зависит от рынка капиталов и банковской системы США. Сохраняются, хотя и в урезанном виде, англо-американские "особые отношения". Последствия финансового кризиса в США сказались в Великобритании быстрее и болезненней, чем в большинстве других стран ЕС.

 

    2. В поисках выхода

    Природа нынешнего спада производства в  Великобритании определяется, с одной  стороны, характером современного мирового финансового и экономического кризиса, с другой - особенностями развития и структуры национальной экономики. Это обусловило неординарность мер, которые правительство, Минфин и Банк Англии принимают для того, чтобы минимизировать негативные последствия кризиса и обеспечить наиболее быстрый выход из него.

    Первое  направление политики – улучшение общих условий воспроизводства. В этих целях базовая учетная ставка Банка Англии снижена с 5% в августе 2008г. до исторического минимума 0.5% в марте 2009г. Однако здесь финансовые власти столкнулись с фундаментальной проблемой  – по мере снижения уровня банковского процента падала и эффективность традиционных мер денежно-кредитной политики. В этих условиях в марте 2009г. Банк Англии объявил о крупных вливаниях средств в национальную финансовую систему. План, получивший название "количественное облегчение", предусматривал выкуп пулов ипотечных кредитов и государственных облигаций, а также других активов на сумму 75 млрд. ф. ст. В мае 2009г. Банк увеличил скупку облигаций, главным образом государственных, до 125 млрд. ф. ст. К мерам, призванным расширить производство и спрос, относилось и снижение налога на добавленную стоимость (причем временно – на 13 месяцев) с 17,5 до 15%, а также удвоение – до 40% – налоговой скидки на капиталовложения. В то же время для наполнения бюджета правительство решило повысить налоги с самых богатых. В 2010г. повысилась максимальная ставка подоходного налога с 40 до 50% для 350 тыс. британцев, получающих доход свыше 150 тыс. ф. ст. в год. Эта категория налогоплательщиков потеряла право на льготы при уплате подоходного налога.

    Второе  направление - поддержание стабильности и спасения банковской системы. Государство увеличило свое присутствие в банковском секторе – "святая святых" британской экономики: оно национализировало банки Northern Rock и Bradford and Bingley. В январе 2009г. под правительственный контроль попал Royal Bank of Scotland – доля государственного участия в нем достигла 70%; власти получили контроль над 65% акций Lloyds Banking group. Практически государство вернулось в самый либерализованный сектор экономики. Таким образом, Великобритания стала лидером по темпам национализации банков в Европе.

    Активно идет процесс совершенствования  системы финансового регулирования. Закон о банках 2009г. стал первым документом, который регламентирует меры оказываемой им помощи. Управление по финансовым рынкам предложило беспрецедентный пересмотр правил регулирования финансовой системы, по итогам которого британская политика минимального вмешательства в эту отрасль может отойти в прошлое. Повышены требования к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг. Введен временный запрет на продажу большого числа ценных бумаг. Ужесточены требования к дочерним компаниям и отделениям иностранных банков.

Информация о работе Внутренняя экономика и внешняя политика Великобритании конца ХХ – начала XXI века