Внешняя торговля России со странами Южной Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 11:27, реферат

Краткое описание

Экономика этих стран в силу относительной узости национального рынка, а также специфики экспортных возможностей тесно связана с внешней торговлей. Внешний рынок необходим, с одной стороны, для реализации значительной части производимого в южноамериканских странах национального продукта, а с другой - для обеспечения многообразных потребностей в товарах и услугах. Это предопределяет исключительно важное значение внешней торговли для экономического развития стран региона. Торговля является в настоящее время фактически основной сферой экономических связей между Россией и большинством южноамериканских стран.

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Структура внешней торговли

2. Динамика внешней торговли

3. Перспективы сотрудничества

3.1. Перспективы российского экспорта товаров и технологий в страны Южной Америки

3.2. Возможности российского импорта из стран Южной Америки

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 53.21 Кб (Скачать)

Крупнейшими партнерами России среди южноамериканских стран являются Аргентина (удельный вес Аргентины во внешней торговле России с Южной Америкой составляет 21,18% (данные на 1993 год) и Бразилия (ее удельный вес в 1993 году составил 52,88%).

Далее я  хочу рассмотреть внешнюю торговлю России и Бразилии, как крупнейшего, что видно из приведенных данных, южноамериканского партнера нашей  страны, хотя объем торговли невелик - доля Бразилии в российской внешней  торговле, как и России в бразильской, составляет менее 1% (кстати, торговый баланс характеризуется хранически отрицательным для Российской Федерации сальдо), более подробно.

Россия вывозит  в Бразилию главным образом минеральные  удобрения, свежемороженую рыбу, водку, метиловый спирт, цемент. До 1987 года заметную роль в структуре нашего экспорта играла нефть (например, в 1985 году экспорт нефти составил 87,61% [4]). В последнее время несколько  повысился удельный вес машин  и оборудования, в основном за счет поставок автомобилей "Лада".

Россия вывозит  из Бразилии соя-бобы, соевый шрот и  соевое масло, какао-бобы и какао-продукты, сахар, растворимый кофе, сизаль, апельсиновый сок, битую птицу, а также кварц, руду и концентраты различных  металлов.

Торговля  России с Бразилией [9]

Продолжение таблицы со стр.9.

2. Динамика внешней  торговли 

Оформившийся  в 70-х годах тип сотрудничества, когда отношения почти целиком  строились на межгосударственном уровне, отошел в прошлое, а взаимодействие в условиях изменившихся реалий пока не принесло достаточно ощутимых результатов. Нарушение старых налаженных схем и  появление на орбите внешнеэкономических  связей множества новых субъектов, не имеющих опыта работы на сравнитеоьно малоизученных и отдаленных друг от друга рынках, оказали противоречивое воздействие на экономическое сотрудничество. Эти факторы болезненно отразились на его объемах. Так, в последние 3-4 года произошло обвальное падение российско-южноамериканского товарооборота. С 1990 по 1993 год его размер сократился более чем в 8 раз [11]. В условиях, когда практика крупных государственных закупок сырья и продовольствия в регионе была ликвидирована, товарооборот России с Южной Америкой упал до 0,7 миллиардов долларов. И это в условиях, когда страны Южной Америки никогда не были приоритетными торговыми партнерами бывшего СССР и России. Ведь даже в самый пик развития торговли с ними в начале 80-х годов товарооборот едва превышал 11 миллиардов долларов [12]. Не следует забывать при этом, что его взлет был обусловлен, в первую очередь, конъюнктурой советско-американских отношений и переориентацией в импорте кормов и продовольствия на ряд новых производителей, в частности на Аргентину.

Основными торговыми партнерами в регионе, независимо от объемов внешней торговли, СССР, а затем и России, являются Аргентина и Бразилия. Как видно  из таблицы "Внешняя торговля России со странами Южной Америки" (см. страницу 2680), пик их развития приходится на первую половину 80-х годов.

Если в  течение 1977-1981 годов южноамериканские страны импортировали из СССР машин, оборудования и транспортных средств  на 189,7 миллионов рублей, что в 1,66 раза превышало объем поставок за предыдущие 10 лет, то только в течение 1985-1986 годов они закупили данной продукции на 291,8 миллионов рублей, что заметно превышает весь экспорт  за последнее десятилетие.

Импорт из стран Южной Америки с каждым годом становится разнообразнее. Так, если в 70-начало 80-х годов в основном имортировались традиционные товары, то в последнее время к ним начали прибавляться и расширяться торговля такими товарами, как трубы, руды некоторых металлов, кофе, промышленные товары и некоторыми другими.

Как мне  кажется, изменение объемов внешней  торговли СССР и России с государствами  Южной Америки прежде всего связано  с политической ситуацией как  в нашей стране, так и в государствах этого региона, а также политической обстановкой в мире.

3. Перспективы сотрудничества 

Привлекательность Южной Америки для российских предпринимателей определяется, с одной  стороны, большей доступностью обширных и быстро растущих рынков этих стран  по сравнению с рынками западных государств в плане экспорта отечественных  товаров, технологий и услуг, а с  другой - возможностью использования  весомого экспортного потенциала южноамериканских государств для удовлетворения текущих  и перспективных потребностей российской экономики.

Южная Америка  обладает богатыми и разнообразными природными ресурсами и занимает первое место в мире по запасам  многих ценнейших видов сырья. Экспортный потенциал региона по минеральному сырью, видимо, существенно возрастет  в ближайшие 10-15 лет. Имеются в  виду железная руда, бокситы, медь, молибден, марганец, вольфрам, ниобий, свинец, цинк, олово, серебро и другие.

Страны региона  являются также крупными производителями  многих сельскохозяйственных товаров: продукции тропического земледелия, зерновых, продуктов животноводства, имеются большие запасы ценной древесины, морепродуктов. Весьма велики и гидроресурсы региона. Южная Америка обеспечивает около 10% мирового производства сельскохозяйственных товаров и 12% их экспорта.

В экономике  региона в последние годы произошли  значительные изменения, благодаря  которым Южная Америка заметно  опередила по уровню развития другие регионы так называемого "третьего мира". Если исходить из классификации  ООН, то в Южной Америке лишь одно государство относится к группе так называемых наименее развитых стран. На долю южноамериканских государств приходится сейчас около 42% выпуска  промышленной продукции всех развивающихся  стран.

Техническая база экономики Южная Америки  существенно улучшилась благодаря  оснащению достаточно современным  промышленным и энергетическим оборудованием, новыми средствами транспорта и связи. Однако наращивание экономического и технического потенциалов отдельных  стран было весьма различным. Наиболее преуспевающими в этом являются Бразилия, Аргентина и Чили (в частности, Бразилия добилась ощутимых успехов  в развитии электроники, информатики, авиа- и судостроения, химии и  фармацевтики, производства средств  связи и по отдельным позициям может конкурировать на внешнем  рынке с США, Японией, западноевропейскими  странами). Эти страны имеют сейчас многоотраслевые, достаточно диверсифицированные  народнохозяйственные комплексы. Эта  диверсификация достигнута благодаря  развитию металлургии, автомобилестроения, авиастроения, базовой химии, станкостроения. Существенно возросли масштабы подготовки кадров среднего и высшего звена  по инженерно-техническому профилю.

а по инженерно-техническому профилю.

В связи  с этим качественно изменяется остающийся обширным южноамериканский рынок машин, оборудования, технологий. Он все более  ориентируется на самые передовые  в техническом отношении виды продукции, не производимой национальной промышленностью. По вышение технических требований к иностранной продукции, естественно, усиливает конкуренцию на рынках машин, оборудования и технологий в южноамериканских странах.

В регионе  благоприятные условия для ведения  высокоприбыльных коммерческих и иных хозяйственных операций. Они определяются положительными изменениями общехозяйственной конъюнктуры и повышением инвестиционной активности в большинстве государств Южной Америки. Хотя, как я уже отмечал, положение в отдельных странах неоднозначно, в целом в регионе удалось остановить кризисные тенденции и создать предпосылки для устойчивого экономического роста. 1992 год для многих южноамериканских стран был отмечен ростом экономических показателей. Рекордный прирост ВВП - более 9% - зафиксирован в Чили. Темпы экономического роста в Венесуэле и Аргентине составили соответственно 7,5 и 6%.

3.1 Перспективы российского  экспорта товаров  и технологий в  страны Южной Америки 

Круг товаров, которые можно успешно там  продавать весьма широк: начиная  от сырья и кончая передовыми технологиями. Так, крупнейшие металлургические компании Бразилии - "Асоминас", "Узиминас", "Козипа", "Компания сидеруржика насионал" и "Компания сидеруржика Тубаран" - приняли решение сократить закупки каменного угля в США и начать импорт его из России, а также Китая и Чехии. Этот шаг - ответная мера на решение американской администрации повысить пошлины на ввоз в США стали, в том числе из Бразилии. Бразилия импортирует ежегодно не менее 11 миллионов тонн каменного угля, 10-15% объема этих потребностей реально покрывается за счет российских поставок.

Российский  цемент с учетом всех транспортных и портовых издержек поступает в  Бразилию по цене на 30% ниже, чем на местном  рынке.

Неплохие  перспективы имеет экспорт многих видов ресурсоемкого промышленного  оборудования среднего технологического уровня, зарекомендовавшего себя в  Южной Америке, например, энергетического  и электротехнического оборудования для ГЭС и ТЭС, тракторов и  другой сельскохозяйственной техники, дорожно-строительных машин и т.д. Это оборудование, которое в высокоразвитых странах Запада спроса практически  уже не находит, может продаваться  в Южной Америке и весьма прибыльно.

Российские  предприятия успешно расширяют  географию экспорта энергетического  машиностроения. Укрепляют свои позиции  в регионе В/О "Энергомашэкспорт", с 70-х годов принимающее участие в сооружении ряда электростанций в Аргентине, Бразилии, Колумбии.

В Чили "Энергомашэкспорт" организовал крупный склад энергетического и электротехнического оборудования, предоставляя покупателям своей продукции комплекс услуг по ее послепродажному и техническому обслуживанию.

Чили, как  известно, занимает одно из ведущих  мест в мире по добыче меди. Ее мощная горнорудная промышленность предъявляет  устойчивый спрос на проходческое и  дробильно-размольное оборудование, буровые  установки для шахт и карьеров, карьерные экскаваторы. Требуемые  виды машин и оборудования хорошего качества производятся на ряде российских заводов тяжелой индустрии, в  частности на "Уралмаше". Российские поставщики, проводя активную и грамотную маркетинговую политику, могли бы основательно утвердиться на южноамериканском рынке. Перспективным представляется участие российских предприятий в добыче меди на частных чилийских шахтах в рамках компенсационных соглашений, предполагающих встречные поставки меди по конкурентоспособным ценам на металлургические предприятия России, простаивающие из-за нехватки сырья (например, в Норильске, Кирове и других городах), в обмен на предоставляемые оборудование и услуги.

Ассоциация "Забайкалзолото" заключила соглашение с компанией "Эмпреса минерал Якуамби" о разработке в Эквадоре одного из месторождений золота. Будут использоваться отечественная технология и оборудование, которые уже успели зарекомендовать себя в работе совместных предприятий по золотодобыче в Колумбии и Никарагуа.

Имеются неплохие возможности для продвижения  российской автомобильной техники  в Южную Америку. Стабильно и  успешно в течение ряда лет  на этом направлении действует Волжский автомобильный завод (ВАЗ), в частности  через филиалы панамской компании "Моторес интернасьоналес" "Лада до Бразил", "Лада-Чили" и другие ("Моторес интернасьоналес" - давний партнер В/О "Автоэкспорт" и специализируется преимущественно на доработке, подводке и сбыте отечественных автомобилей более чем в 40 государств).

Если в 1991 году в странах региона было реализовано 36 тысяч автомобилей "Лада", "Нива" и "Самара", то в 1992 году - более 70 тысяч. Сокращение сбыта автомобилей в  Бразилии (с 20 до 8 тысяч) ВАЗу удалось компенсировать за счет значительного роста продаж в Чили (14 тысяч), Венесуэле и Перу (по 12 тысяч), Колумбии (10 тысяч) м других странах. По отзовам специалистов, совместная компания с участием известного российского производителя нашла свою "нишу" на южноамериканском рынке, установила необходимые связи и контакты с субпоставщиками и посредниками и благодаря этому постепенно разворачивает и диверсифицирует операции.

В 1991 году эта  компания подписала соглашение с  КамАЗом о предоставлении посреднических и агентских услуг при поставке грузовиков и шасси для автобусов  в Южную Америку. Она намерена вложить в рекламу порядка 25 миллионов  долларов и уже на первом этапе  завоевать около 5-6% [15] бразильского рынка грузовиков, контролируемого  в настоящее время такими ведущими автомобильными корпорациями, как "Форд", "Фиат", "Дженерал моторс".

Ряд фирм южноамериканских стран проявляет интерес к  закупкам тяжелого грузовика "Урал" производства Уральского автомобильного завода, отличающегося высокой проходимостью, хорошо зарекомендововшего себя при работе в горнорудной отрасли. Чилийская компания "Десаррольос, Минерия и Сиа" заключила контракт на приобретение крупной партии этих машин. Ведутся переговоры о поставке автотехники в Эквадор, Колумбию и другие страны региона.

Стабильным  спросом на южноамериканских рынках пользуются российские троллейбусы. Отечественные  поставщики уже имеют опыт сотрудничества в сооружении троллейбусной сети в городе Кордова (Аргентина) и в  столице Колумбии Санта фе де Богота, рассматриваются также возможности их участия в организации троллейбусного движения в Чили.

Информация о работе Внешняя торговля России со странами Южной Америки