Внешняя торговля России конца ХХ – начала ХХI века: динамика, структура и формы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:09, реферат

Краткое описание

Как известно, в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Государство осуществляло свою монополию через специально созданные органы. Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (позднее – Министерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты – через Внешэкономбанк СССР.

Оглавление

Введение 3

1. Роль внешней торговли России в мировой экономике 5

2. Динамика и структура внешней торговли России 8

3.Этапы реформирования системы государственного

регулирования внешнеторговой деятельности. 14

Заключение 18

Литература

Файлы: 1 файл

мэо на печать.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Доля  стран СНГ в общем российском товарообороте в 2004 г. составила 18%, в том числе в экспорте – 16%, в импорте – 23%.

Доля  энергоносителей в товарной структуре  российского экспорта носит преобладающий  характер. Сравнительные данные приведены  в табл. 2. 

              Энергоносители в экспорте России в 2004 г.

                                                                                                    Таблица 2

  Млрд. долл. %
Экспорт РФ, всего, в том числе: 181,5 100
Энергоносители, из них: 94,4 52,0
Нефть 43,6 24,0
Нефтепродукты 16,3 9,3
Газ природный 32,7 17,6
Уголь каменный 1,8 1,1
 

Доля  сырьевых отраслей в экспорте традиционно преобладает, но растет и срок окупаемости вложенных средств и составляет в эти отрасли 10-12 лет, тогда как в машиностроении – 3-5, в электронике – 2, сфере услуг – 1-1,5 года. Проблема выплаты внешнего долга подталкивает к наращиванию сырьевого экспорта, что может привести страну к роли ресурсно-сырьевого сегмента мирового рынка.

Экспорт машин и оборудования в последние  годы сокращался, в 2004 г. его доля составила  около 10 % в общем объеме экспорта. Его объемы держатся в основном на поставках военной техники и вооружений.

Значительный  объем импорта представлен продовольствием, что является следствием двух факторов: увеличением платежеспособного  спроса и сокращения производства внутри страны. Доля потребления импортного продовольствия в середине 1990-х гг. превысила 50%, что значительно выше границы продовольственной безопасности страны (30%).  

Формирование  внешнеторговой политики и внешнеторгового  законодательства России

Два крайних  полюса: либерализация или протекционизм – извечный вопрос внешнеторговой политики любого государства, был практически однозначно решен с принятием 15 ноября 1991 г. указа Президента РСФСР №213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Этим указом официально было положено начало формированию в России системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заложены основы реформирования данной области хозяйственный отношений, предоставлена практически для всех предприятий возможность беспрепятственного осуществления внешнеторговых операций и установлены общие рамки государственного вмешательства во внешнюю торговлю. В результате, по существу, были изменены сами принципы работы этой сферы деятельности государства.

С конца 1993 – начала 1994 гг. государство начало активнее регулировать внешнеторговую деятельность, посредством разработки соответствующей нормативной правовой базы, которая была призвана заложить качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики в целом и отдельных ее отраслей с внешним рынком.

Был принят ряд различных по уровню нормативных  правовых актов. Направленность этих актов  характеризовалась попытками усиления контроля экспорта, установления справедливых торгово-экономических отношений  с зарубежными государствами  и их союзами, стремлением обеспечить такие объемы импорта, которые приводили бы к созданию конкурентной среды, а не к «подавлению» отечественных производителей. Однако недостаточный уровень и неустойчивость нормативно-правовой базы снижали эффективность действовавших нормативных правовых актов в решении поставленных задач. Тем самым, отчетливо проявилась необходимость принятия акта на уровне закона.

Федеральный закон № 157-ФЗ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности» был принят 13 октября 1995 г. В нем были определены основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности. Этим законом установлены основные принципы государственного регулирования ВЭД в России.

В соответствии со ст. 12 этого же закона, установлено, что федеральными органами государственной  власти, ответственными за государственное регулирование внешнеторговой деятельности, являются: Президент и Правительство РФ.

Ст. 13 ФЗ «О государственном регулировании  внешнеэкономической деятельности»  устанавливает, что «государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования в соответствии с настоящим ФЗ, другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ».

Действующая редакция ФЗ «О мерах по защите экономических  интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» была принята ГД 20 марта 1998 г., одобрена СФ 1 апреля 1998 г., подписана Президентом РФ 14 апреля 1998 г.

В настоящее  время практически во всех государствах и их союзах действуют аналогичные законы, постановления, декреты, и т.п. В основном, по содержанию все они схожи, особенно у государств-участников ВТО.

Сфера применения закона ограничена торговлей  непосредственно товарами. Под товаром  понимается любое движимое имущество, включая все виды энергии, и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности.

При осуществлении  внешней торговли товарами, этим законом  санкционировано применение так  называемых таможенно-тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

К таможенно-тарифным мерам, указанным в законе, относятся  дополнительные импортные пошлины  и, так называемые, особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные и специальные, в том числе временные).  

Структура внешней торговли России за последние 50-70 лет претерпела существенные изменения. Если в первой половине XX столетия (1937 г.) около 2/3 мирового товарооборота  приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то в 2003 г. - всего 22% товарооборота, а доля обрабатывающей промышленности соответственно выросла до 78%, при этом доля машин и оборудования - с 11 до 42%. Следует отметить тенденцию к увеличению потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста внешней торговли России, что обусловлено выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его переработки.

Важная  тенденция - рост торговли услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитными. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг - инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, - что в свою очередь стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами, особенно информационно-вычислительными, консалтинговыми, лизинговыми, инжиниринговыми, стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения.

В результате к концу XX в. внешней торговля стала  одним из основных факторов экономического развития России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Этапы реформирования  системы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности. 

    Одной из приоритетных задач экономических  преобразований в России стала либерализация  внешней торговли, которая была призвана способствовать равноправной интеграции российской экономики в мировое  хозяйство. Это предполагало в свою очередь формирование базирующегося на рыночных принципах механизма государственного регулирования внешнеторговых потоков, снятие неоправданных ограничений в этой сфере.

    Задачи  первого этапа экономических  реформ были определены в принятой в 1993г. среднесрочной Программе Правительства Российской Федерации – «Развитие реформ и стабилизация российской экономики», рассчитанной на 1993-1995гг. В целях улучшения положения России в системе международного разделения труда, проблемы неплатежеспособности страны задачами среднесрочного характера в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности были определены:

  • сокращение и отказ от количественных ограничений во внешней торговле, использование экономических методов регулирования, переход к единому курсу рубля:
  • сближение структуры внутренних и мировых цен, последовательное снижение ставок экспортного тарифа с отменой его к началу 1996г., введение унифицированного импортного тарифа;
  • поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.

    Вместе  с тем реформирование внешнеэкономических связей в 1993-1996гг. проводилось с учетом результатов, достигнутых в предшествующий период.

    Система регулирования внешнеторговых операций стала формироваться в конце 1991г. – начале 1992г. Основную роль при  этом играли методы нетарифного регулирования: квотирование и лицензирование экспортных поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров. Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России (в 1992-1993гг.– порядка 75-80%), причем по основному его объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот.

    С  1992г. стал действовать экспортный таможенный тариф. В первые два года его действия вывозные пошлины охватывали около  ¾ российского экспорта. Обложению пошлинами подлежал экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции.

    Ввоз  товаров в Россию, начиная с 1992г. свободен от квотирования, тогда как  лицензированию подлежит ввоз ограниченного круга изделий – в их число входят химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, по которому разрешения выдаются в порядке, определяемом Правительством и Президентом (вооружение, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические, психотропные вещества и яды, продукция, имеющая двойное назначение). Поэтому регулирование импортных поставок осуществлялось преимущественно тарифными и налоговыми мерами.

    В 1993-1994гг. имела место частичная  либерализация экспортного режима: список квотируемых товаров постепенно сокращался, уменьшался также перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снижались. В отношении  импорта товаров экономические меры регулирования дополнялись обязательной сертификацией на предмет их безопасности и соответствия российским стандартам.

    В течение второй половине 1994г. и в  начале 1995г., по существу, был отменен  прежний порядок регулирования  российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали входить: 

  • продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными «извне», т.е. на базе подписанных Россией международных обязательств;
  • товары, по которым сохранен особый порядок экспорта.

    Отмена  количественных ограничений и особого  режима экспорта, основных валютоемких  товаров не могла компенсироваться регистрацией экспортных контрактов, которая была введена во второй половине 1994г. в отношении отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль.

    С 1994г. действует система валютного  контроля при экспорте товаров, разработанная  ГТК России и Центробанком.

    В случае непоступления или несвоевременного поступления экспортной валютной выручки обоснованность данного факта оценивает специальная комиссия, созданная под эгидой МВЭС.

Информация о работе Внешняя торговля России конца ХХ – начала ХХI века: динамика, структура и формы регулирования