Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:09, реферат
Как известно, в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Государство осуществляло свою монополию через специально созданные органы. Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (позднее – Министерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты – через Внешэкономбанк СССР.
Введение 3
1. Роль внешней торговли России в мировой экономике 5
2. Динамика и структура внешней торговли России 8
3.Этапы реформирования системы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности. 14
Заключение 18
Литература
Доля стран СНГ в общем российском товарообороте в 2004 г. составила 18%, в том числе в экспорте – 16%, в импорте – 23%.
Доля
энергоносителей в товарной структуре
российского экспорта носит преобладающий
характер. Сравнительные данные приведены
в табл. 2.
Энергоносители в экспорте России в 2004 г.
Млрд. долл. | % | |
Экспорт РФ, всего, в том числе: | 181,5 | 100 |
Энергоносители, из них: | 94,4 | 52,0 |
Нефть | 43,6 | 24,0 |
Нефтепродукты | 16,3 | 9,3 |
Газ природный | 32,7 | 17,6 |
Уголь каменный | 1,8 | 1,1 |
Доля сырьевых отраслей в экспорте традиционно преобладает, но растет и срок окупаемости вложенных средств и составляет в эти отрасли 10-12 лет, тогда как в машиностроении – 3-5, в электронике – 2, сфере услуг – 1-1,5 года. Проблема выплаты внешнего долга подталкивает к наращиванию сырьевого экспорта, что может привести страну к роли ресурсно-сырьевого сегмента мирового рынка.
Экспорт машин и оборудования в последние годы сокращался, в 2004 г. его доля составила около 10 % в общем объеме экспорта. Его объемы держатся в основном на поставках военной техники и вооружений.
Значительный
объем импорта представлен
Формирование внешнеторговой политики и внешнеторгового законодательства России
Два крайних
полюса: либерализация или
С конца 1993 – начала 1994 гг. государство начало активнее регулировать внешнеторговую деятельность, посредством разработки соответствующей нормативной правовой базы, которая была призвана заложить качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики в целом и отдельных ее отраслей с внешним рынком.
Был принят
ряд различных по уровню нормативных
правовых актов. Направленность этих актов
характеризовалась попытками
Федеральный закон № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» был принят 13 октября 1995 г. В нем были определены основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности. Этим законом установлены основные принципы государственного регулирования ВЭД в России.
В соответствии со ст. 12 этого же закона, установлено, что федеральными органами государственной власти, ответственными за государственное регулирование внешнеторговой деятельности, являются: Президент и Правительство РФ.
Ст. 13 ФЗ
«О государственном регулировании
внешнеэкономической
Действующая редакция ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» была принята ГД 20 марта 1998 г., одобрена СФ 1 апреля 1998 г., подписана Президентом РФ 14 апреля 1998 г.
В настоящее время практически во всех государствах и их союзах действуют аналогичные законы, постановления, декреты, и т.п. В основном, по содержанию все они схожи, особенно у государств-участников ВТО.
Сфера применения закона ограничена торговлей непосредственно товарами. Под товаром понимается любое движимое имущество, включая все виды энергии, и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности.
При осуществлении внешней торговли товарами, этим законом санкционировано применение так называемых таможенно-тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
К таможенно-тарифным мерам, указанным в законе, относятся дополнительные импортные пошлины и, так называемые, особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные и специальные, в том числе временные).
Структура внешней торговли России за последние 50-70 лет претерпела существенные изменения. Если в первой половине XX столетия (1937 г.) около 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то в 2003 г. - всего 22% товарооборота, а доля обрабатывающей промышленности соответственно выросла до 78%, при этом доля машин и оборудования - с 11 до 42%. Следует отметить тенденцию к увеличению потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста внешней торговли России, что обусловлено выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его переработки.
Важная тенденция - рост торговли услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитными. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг - инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, - что в свою очередь стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами, особенно информационно-вычислительными, консалтинговыми, лизинговыми, инжиниринговыми, стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения.
В результате
к концу XX в. внешней торговля стала
одним из основных факторов экономического
развития России.
3.
Этапы реформирования
системы государственного
регулирования внешнеторговой
деятельности.
Одной из приоритетных задач экономических преобразований в России стала либерализация внешней торговли, которая была призвана способствовать равноправной интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Это предполагало в свою очередь формирование базирующегося на рыночных принципах механизма государственного регулирования внешнеторговых потоков, снятие неоправданных ограничений в этой сфере.
Задачи первого этапа экономических реформ были определены в принятой в 1993г. среднесрочной Программе Правительства Российской Федерации – «Развитие реформ и стабилизация российской экономики», рассчитанной на 1993-1995гг. В целях улучшения положения России в системе международного разделения труда, проблемы неплатежеспособности страны задачами среднесрочного характера в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности были определены:
Вместе с тем реформирование внешнеэкономических связей в 1993-1996гг. проводилось с учетом результатов, достигнутых в предшествующий период.
Система регулирования внешнеторговых операций стала формироваться в конце 1991г. – начале 1992г. Основную роль при этом играли методы нетарифного регулирования: квотирование и лицензирование экспортных поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров. Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России (в 1992-1993гг.– порядка 75-80%), причем по основному его объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот.
С 1992г. стал действовать экспортный таможенный тариф. В первые два года его действия вывозные пошлины охватывали около ¾ российского экспорта. Обложению пошлинами подлежал экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции.
Ввоз товаров в Россию, начиная с 1992г. свободен от квотирования, тогда как лицензированию подлежит ввоз ограниченного круга изделий – в их число входят химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, по которому разрешения выдаются в порядке, определяемом Правительством и Президентом (вооружение, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические, психотропные вещества и яды, продукция, имеющая двойное назначение). Поэтому регулирование импортных поставок осуществлялось преимущественно тарифными и налоговыми мерами.
В
1993-1994гг. имела место частичная
либерализация экспортного
В течение второй половине 1994г. и в начале 1995г., по существу, был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали входить:
Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта, основных валютоемких товаров не могла компенсироваться регистрацией экспортных контрактов, которая была введена во второй половине 1994г. в отношении отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль.
С 1994г. действует система валютного контроля при экспорте товаров, разработанная ГТК России и Центробанком.
В
случае непоступления или