Внешнеторговая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более глубокого внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.

Объектом данной работы является определение внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России.

Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики.

Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно:

- раскрыть сущность и основные понятия внешнеторговой политики;

- определить основные направления политики;

- проанализировать регулирование внешнеторговой политики;

- охарактеризовать внешнеторговую политику России на современном этапе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

- Глава 1. Сущность внешнеторговой политики России……………………...5

- 1.1. Понятие внешнеторговой политики и основные направления…………5

- 1.2. Внешнеторговая политика как элемент общей внешнеэкономической политики и деятельности…………………………………………………………7

- 1.3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности……...10

- Глава 2. Современное состояние внешнеторговой политики России………14

- 2.1. Экспорт…………………………………………………………………....14

- 2.2. Импорт…………………………………………………………………….19

- 2.3. Современный этап внешнеторговой политики России………………22

- Глава 3. Перспективы внешнеторговой политики России и внешнеэкономической политики в целом……………………………………27

- 3.1. Основные проблемы внешнеторговой политики России………………27

- 3.2. Тенденции и факторы развития внешнеторговой политики России….31

- Заключение……………………………………………………………………33

- Список литературы………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая 2012год ВТП.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

е) пошлины на импорт или другие налоги для оплаты импортных товаров.

Язык является не только основным средством коммуникаций, но и создаёт проблемы, которые могут привести и к успеху и убыткам при внешнеторговой деятельности.

Одна из языковых проблем  касается многообразия ассоциаций, которые  может вызвать одно название на разных языках. Так, компания "Кока-Кола" старалась использовать свои фирменные  товарные знаки в глобальном масштабе, однако вскоре выяснилось, что термин "диета", присутствующий в названии "Дайет Коук" ("Кока-Кола для диетического питания"), в немецком и итальянских языках ассоциируется с наличием какой-либо болезни. В этой связи данная марка напитка за пределами США получила название "Кока-Кола Лайт" (Лёгкая Кока-Кола).

С произношением связаны  и другие проблемы: в названии торговой марки могут присутствовать звуки, которые вообще отсутствуют в  языке другой страны, или же она  может быть созвучна каким-либо не слишком приличным словам. Такие языки, как английский, французский и испанский, настолько широко распространены, что носители этих языков обычно не очень расположены к изучению других языков. Когда выбирается для изучения иностранный язык, то выбор обычно делается на основе его полезности в установлении отношений с другими странами. В странах, не имеющих общего языка с другими странами, существует гораздо большая потребность в изучении второго языка для работы на международном уровне. Но английский, особенно его американский вариант, распространён по всему миру.

3.2. Тенденции и факторы  развития внешнеторговой политики  России

Одна тенденция - мировая  экономика становится все более  цельной, единой, связной, взаимозависимой, - медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного и экономического пространства, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности для оперативного управления огромными финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему миру. Этому, как отмечают многие исследователи, способствуют следующие факторы:

- масштаб - рост объемов  производства, концентрации и централизации  капитала и как следствие появление  организационных форм, деятельность которых выходит за рамки национальных границ, приобретая международный характер и способствуя формированию единого мирового рынка;

- организационно-технологический  - качественно новый уровень средств  транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях, а также радикальное изменение средств делового общения, ускорение обмена экономической, финансовой информацией, создающее возможности для оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач на международном уровне;

- научно-технологический  - определяемый экономическими выгодами  использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровней ведущих специалистов для ускоренного внедрения новых решений при относительно малых затратах;

- социологический - проявляющийся  в преодолении национальной ограниченности, ослаблении роли привычек и  традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствуя международной миграции;

- политический - выражающийся  в ослаблении жесткости государственных  границ, облегчении свободы передвижения  граждан, товаров и услуг и капиталов. 

Все эти тенденции  проявляются в развитии внешней  торговли России.

Во-первых, происходит ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для  свободного перемещения товаров  и услуг.

Во-вторых, нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков - ЕЭС, ТС, ЭС, Зона свободной торговли и т.д.

В-третьих, усиливаются  интернационализация, глобализация мирового хозяйства, под которыми большинство экспертов понимают процесс возникновения и развития транснациональных форм хозяйствования, в их рамках определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода стран зависит от решений международных центров, находящихся за их пределами.

В-четвертых, происходит углубление международного разделения труда, межстрановая специализация.

В-пятых, происходящие процессы универсализации, унификации, стандартизации распространяются на всю экономическую  и политическую жизнь, стандарты  производства и потребления, системы ценностей и законодательные нормы, научно-технический прогресс, что в итоге приведет к формированию единой зоны, единого правового и культурно-информационного поля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе определены основные понятия внешнеторговой политики, ее направления, механизмы регулирования.

В курсовой работе проанализирована внешнеторговая политика России на современном  этапе, рассмотрены основные проблемы и тенденции и факторы развития внешнеторговой политики.

Внешнеторговая деятельность представляет собой целый комплекс различных направлений, форм, методов  и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны. Поэтому управление и регулирование этой деятельностью определяется её государственной внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от состояния платежного баланса страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических связей являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления внешнеэкономических операций.

Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.

Внешнеторговая политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций.

Классическим инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы, которые по-своему характеру (налоги) относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.

Однако большинство  современных мер регулирования  внешней торговли относится к  так называемым нетарифным инструментам, роль которых в плане оказания влияния на структуру, объем и  географическое направление импорта  и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование включает широкий круг инструментов современной торговой и экономической политики, которые можно разделить на две группы. К первой относятся внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и квотирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, системы минимальных импортных цен и т.д. Вторая группа включает меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным формальностям, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п. Для стабильного развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять.

Факторы торгово-политического  характера - унификация и снижение импортных  пошлин, активизация переговорного  процесса по присоединению России к  ВТО, расширение сотрудничества и другие - формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости.

 

Список литературы

 

  1. ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8.12.2003г №164-ФЗ (с изменениями от 11 июля 2011г);
  2. Закон РФ «о таможенном тарифе» от 21.05.1993г №5003-1 (в редакции от 06.12.2011г. №409-ФЗ);
  3. Внешнеэкономический толковый словарь / Под ред. И.П. Фаминского. М., 2008. С. 51.;
  4. Внешнеэкономическая политика: Учеб. пособие / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. М., 2006. С. 13.;
  5. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. / Под ред.В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007;
  6. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики: Учебное пособие для вузов. М.: Экономика, МИКО "Коммерческий вестник", 2009;
  7. Воронин В.П., Кондакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировая экономика, М.: Гардарики, 2009;
  8. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. М.: Дело, 2010. - 280 с.;
  9. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общей ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. - М.: ОАО НПО «Экономика», 2009. - 345 с.;
  10. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования: Учебно-практическое пособие. М.: Издательский дом "Деловая литература", 2009;
  11. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения. -М.: ТК Велби, 2010г, 244с.;
  12. Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2010. № 6. С.28-41;
  13. Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, Проспект, 2009;
  14. Ломакин В.К. «Мировая экономика». М.: ЮНИТИ, 2010г. - 718с; 
    Международные экономические отношения. / Под. ред. И.П. Фаминского. М.: ЮРИСТ, 2009г. - 840с.;
  15. Мировая экономика и международная торговля./ Под ред. Капустиной Л.М. М.: Экономика, 2010 г. -400с.;
  16. Наговицин А.Г. «Внешняя торговля». М.: Приор, 2009г. - 527с.;
  17. Основы экономической теории. Учебник /Под ред. В.Д. Камаева. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008;
  18. Сергеев П.В. Мировая экономика в вопросах и ответах. Спб.: Питер, 2009;
  19. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, 2010;
  20. Супян В.Б. Экономика США. - СПб.: Питер, 2010;
  21. Устинов И.Н. «Внешнеторговые связи. Статистико-аналитический справочник». М.: Международные отношения, 2009 г.- 425с.;
  22. Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. - М.: Дрофа, 2010;
  23. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 2009;
  24. Экспорт и импорт России по странам за 2011г;
  25. Экономика внешних связей России: учебник./Под ред. А.С. Булатова. - М.: Дрофа, 2010г. - 455с.

1 Внешнеэкономический толковый словарь / Под ред. И.П. Фаминского. М., 2000. С. 51.

2 Внешнеэкономическая политика: Учеб. пособие / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. М., 2006. С. 13.

1 Закон РФ «о таможенном тарифе» от 21.05.1993г №5003-1 (в редакции от 06.12.2011г. №409-ФЗ).

2 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8.12.2003г №164-ФЗ (с изменениями от 11 июля 2011г).

3 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8.12.2003г №164-ФЗ (с изменениями от 11 июля 2011г).

4 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8.12.2003г №164-ФЗ (с изменениями от 11 июля 2011г).


Информация о работе Внешнеторговая политика России