Внешнеторговая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более глубокого внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.

Объектом данной работы является определение внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России.

Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики.

Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно:

- раскрыть сущность и основные понятия внешнеторговой политики;

- определить основные направления политики;

- проанализировать регулирование внешнеторговой политики;

- охарактеризовать внешнеторговую политику России на современном этапе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

- Глава 1. Сущность внешнеторговой политики России……………………...5

- 1.1. Понятие внешнеторговой политики и основные направления…………5

- 1.2. Внешнеторговая политика как элемент общей внешнеэкономической политики и деятельности…………………………………………………………7

- 1.3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности……...10

- Глава 2. Современное состояние внешнеторговой политики России………14

- 2.1. Экспорт…………………………………………………………………....14

- 2.2. Импорт…………………………………………………………………….19

- 2.3. Современный этап внешнеторговой политики России………………22

- Глава 3. Перспективы внешнеторговой политики России и внешнеэкономической политики в целом……………………………………27

- 3.1. Основные проблемы внешнеторговой политики России………………27

- 3.2. Тенденции и факторы развития внешнеторговой политики России….31

- Заключение……………………………………………………………………33

- Список литературы………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая 2012год ВТП.doc

— 203.00 Кб (Скачать)
  • обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое значение здесь имеет оказание политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые транснациональными корпорациями или защищенные протекционистскими барьерами зарубежных государств и их союзов;
  • достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся дискриминационных ограничений;
  • долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, международными организациями и должниками России;
  • формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.).

В сложившихся условиях внешнеэкономическая политика России нацелена на решение следующих задач:

  • стабилизацию экспорта сырьевых товаров, а в дальнейшем и увеличение его как основы прироста валютных поступлений для модернизации народного хозяйства;
  • накопление ресурсов для перехода к активной инвестиционной политике и структурной перестройке экспортного потенциала, поддержание должного уровня платежеспособности, особенно по коммерческим кредитам и долгосрочным государственным обязательствам зарубежным коммерческим банкам;
  • привлечение в страну дополнительных валютных и инвестиционных ресурсов для развертывания структурной перестройки экономики, развития экспортных возможностей;
  • осуществление активной торгово-политической поддержки российских экономических интересов на потенциальных рынках и экспорта продукции перерабатывающих производств;
  • формирование комплексной системы российского законодательства и международной договорно-правовой базы в экономической сфере.

1.3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности России

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Внешнеторговая политика государства – это определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами. Помимо внешнеторговой политики государства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений. Однако роль государства в области внешнеторговой политики имеет существенное значение. Внешнеторговая политика государства тесно связана с внутренней экономической политикой, составляя тем самым общую экономическую политику государства.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ являются:

1) внешнеторговая политика  – составная часть внешней  политики РФ;

2) единство системы  государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

3) единство политики  экспортного контроля, осуществляемой  в целях реализации государственных  задач обеспечения национальной  безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

4) единство таможенной  территории РФ;

5) приоритет экономических  мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

6) равенство участников  внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

7) защита государством  прав и законных интересов  участников внешнеторговой деятельности;

8) исключение неоправданного  вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством  применения экономического и административного  методов регулирования внешнеторговой деятельности.

К ним относятся методы:

- таможенно - тарифного  регулирования, т.е. применения  импортных и экспортных тарифов;

- нетарифного регулирования,  т.е. использования квотирования, лицензирования и т.п.

Таможенно - тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Элементами таможенно - тарифного регулирования являются:

  • Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин
  • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
  • Таможенная процедура
  • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

В мире существуют две  основные методики установления уровня пошлин. Согласно первой, величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения товара (вес, объем, площадь). Такие пошлины называются специфическими. Специфическими пошлинами обкладываются сырьевые товары (стандартные, большие по объему товарной массы). Экспортные пошлины, как правило, являются специфическими, которыми облагаются, главным образом, сырьевые товары.

Вторая методика основывается на следующем: пошлина устанавливается  в виде процента от декларируемой  продавцом стоимости товара. В  результате чего, такая пошлина называется адвалорной. Данный вид пошлины применяется к товарам, которым присуще дифференциация производимой продукции (машинотехнические изделия).

Наряду с двумя упомянутыми  методиками установления уровня таможенных пошлин, существует третья (промежуточная), смысл которой заключается в том, что таможенный орган, непосредственно применяющий ставки таможенных пошлин в виде их наложения на товар, имеет право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. В результате чего, данный вид пошлины получил название комбинированной (альтернативной).

Указанные пошлины нашли свое отражение в ст.3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Законом РФ «О таможенном тарифе», принятым 21.05.1993 №5003-1 (в редакции от 06.12.2011 №409-ФЗ) провозглашается, что «ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации»1.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно - тарифным методам государственного регулирования.

Нетарифные методы являются инструментом административного регулирования внешнеэкономической деятельности. Они нормативно закреплены в ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8.12.2003г №164-ФЗ (с изменениями от 11 июля 2011г).2

Методы нетарифного  регулирования:

1. Меры прямого ограничения:

- Лицензирование - предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). Они выдаются государством через специальные уполномоченные ведомства на проведение внешнеторговых операций с включенными в соответствующие списки товарами.

- Квотирование - это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

2. Административные и таможенные формальности:

- импортные налоги  и сборы 

- сертификация

- предотгрузочная инспекция

3. Прочие нетарифные  меры:

- Валютные ограничения и валютный контроль

- Регулирование курса национальной валюты

- Меры поддержки экспорта

Некоторые специалисты  также относят к нетарифным мерам  понятия таможенной блокады и  эмбарго.

Под таможенной блокадой понимается приостановление выполнения таможенного оформления, задержки товаров на таможенных складах и т.д. Цель - нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства. Эмбарго - запрещение или ограничение ввоза в свою страну или вывоза в другие страны товаров, работ, услуг. Применяется как репрессивная форма, как средство экономического или финансового давления.

Государство не только разрабатывает  ВТП, но и участвует в ее реализации, так как только оно может установить таможенный, валютный и налоговый режим. Кроме того, оно заключает межправительственные торговые соглашения и договора и устанавливает режим взаимной торговли. Государство в МТ может выступать как продавцом, так и покупателем. В зависимости от этого оно может проводить политику протекционизма методами, недоступными другим субъектам.

 

Глава 2. Современное состояние  внешнеторговой политики России

2.1. Экспорт

Понятие "экспорт" происходит от лат. exporto, что в буквальном смысле означает вывозить товары и услуги из порта страны. Покупателя таких товаров и услуг принято именовать страной "импортёром", тогда как внешнего продавца страной - "экспортером".

Экспорт товара - вывоз товара с  таможенной территории Российской Федерации  без обязательства об обратном ввозе.3

Разница стоимостных объёмов экспорта и импорта формирует торговое сальдо. Сумма экспорта и импорта — торговый оборот.

Рассмотрим Экспорт  России в 2011 году и на январь 2012 года.

По данным таможенной статистики Экспорт России в 2011 году составил 516,0 млрд.долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 437,8 млрд.долларов США (рост на 29,7%), в страны СНГ – 78,2 млрд.долларов США (рост на 31,3%).

Увеличение стоимостного объема экспорта 2011 году по сравнению  с 2010 годом было полностью обусловлено  ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 132,9%, тогда как индекс его физического объема – 97,8%.

Основу российского  экспорта в 2011 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 72,6% (в 2010 году – 70,8%). По сравнению с 2010 годом стоимостной объем этих товаров увеличился на 33,0%.

В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья основной стоимостной объем (52,9%) среди товаров топливно-энергетического комплекса был обеспечен нефтью сырой, физические объемы поставок которой снизились по сравнению с 2010 годом на 4,3%, а стоимостные объемы возросли на 34,7%.

Среди товаров топливно-энергетического  комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья бензина автомобильного на 31,5%, газа природного – на 9,0%. При этом сократились объемы экспорта угля каменного на 2,5%, кокса – на 3,0%, дизельного топлива – на 14,7%, топлив жидких – на 1,1%.

В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в 2011 году составила 9,2% и снизилась по сравнению с прошлым годом на 1,5 процентных пункта. Стоимостной объем экспорта этой группы товаров возрос по сравнению с 2010 годом на 11,1%, а физический снизился на 7,8%. В группе металлов снизились физические объемы экспорта ферросплавов – на 8,2%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 19,5%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 13,0%. Физические объемы экспорта меди сократились на 60,2%, никеля – на 18,7%, а алюминия увеличились на 3,4%.

Доля экспорта продукции  химической промышленности в 2011 году также  как и в 2010 году составила 5,8%. По сравнению  с прошлым годом стоимостной  объем этой продукции увеличился на 27,7%. Возросли физические объемы экспорта метанола на 2,7%, азотных удобрений – на 7,5%, смешанных удобрений – на 2,7%, каучуковых и резиновых изделий – на 11,4%. Вместе с тем сократились физические объемы экспорта продуктов неорганический химии на 9,2%, аммиака безводного – на 21,8%, калийных удобрений – на 19,2%, пластмасс и изделий из них – на 2,9%.

Информация о работе Внешнеторговая политика России