Внешнеторговая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более глубокого внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.

Объектом данной работы является определение внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России.

Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики.

Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно:

- раскрыть сущность и основные понятия внешнеторговой политики;

- определить основные направления политики;

- проанализировать регулирование внешнеторговой политики;

- охарактеризовать внешнеторговую политику России на современном этапе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

- Глава 1. Сущность внешнеторговой политики России……………………...5

- 1.1. Понятие внешнеторговой политики и основные направления…………5

- 1.2. Внешнеторговая политика как элемент общей внешнеэкономической политики и деятельности…………………………………………………………7

- 1.3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности……...10

- Глава 2. Современное состояние внешнеторговой политики России………14

- 2.1. Экспорт…………………………………………………………………....14

- 2.2. Импорт…………………………………………………………………….19

- 2.3. Современный этап внешнеторговой политики России………………22

- Глава 3. Перспективы внешнеторговой политики России и внешнеэкономической политики в целом……………………………………27

- 3.1. Основные проблемы внешнеторговой политики России………………27

- 3.2. Тенденции и факторы развития внешнеторговой политики России….31

- Заключение……………………………………………………………………33

- Список литературы………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая 2012год ВТП.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Удельный вес продовольственных  товаров и сырья для их производства составил 7,8% (в январе 2011 года – 16,3%). Физические объемы поставок продовольственных  товаров по сравнению с январем 2011 года снизились на 52,3%, в том числе: свежемороженого мяса на 70,3%, мяса птицы – на 26,9%, молока и сливок – на 13,9%, сгущенного молока – на 24,2%, сыров и творога – на 56,0%, продуктов, содержащих какао – на 4,5%.

2. 3. Современный этап  внешнеторговой политики России

Современное состояние  экономики России требует нового подхода к организации внешнеторговой деятельности. Его принципиальная суть должна состоять в том, что внешнеторговая деятельность будет теснее увязана  с решением главных проблем экономики страны, таких, как ускорение экономического роста, совершенствование структуры экономики, подъем уровня жизни народа - на это должна быть ориентирована деятельность внешнеторгового комплекса России.

Всемирное расширение внешнеторговых связей страны и повышение их роли в ускорении выхода экономики России из кризисного состояния должно происходить на фоне углубления хозяйственного сотрудничества со всеми группами стран. При этом приоритет необходимо отдать странам ближнего зарубежья. Все это должно стать основой стратегии внешнеторговой деятельности, которую необходимо разработать на данном этапе развития внешней торговли и обеспечить условия ее реализации. Конечный результат стратегии - вывод внешнеторговой деятельности на уровень, при котором Россия сможет занять место, соответствующее своему экономическому потенциалу и политическому весу в мире.

Реализация стратегии  внешнеторговой деятельности должна осуществляться в четырех направлениях.

Первое - создание благоприятных условий для развития всех сфер экономики, в том числе внешнеторгового комплекса.

Второе - использование импорта в качестве конкурента для национальных производителей с целью:

• модернизации и расширения производственного аппарата России;

• сбалансированного  производства и потребления отдельных товаров в стране;

• исключения наиболее неэффективных  сфер национального производства;

• обогащения ассортимента товаров народного потребления  на российском потребительском рынке;

• рационального использования  природных ресурсов страны.

Третье - определение и стимулирование экспортной специализации страны для: поднятия общего технико-экономического уровня производства с учетом требований международной конкуренции; увеличения валютных ресурсов; содействия ускорению развития отдельных регионов страны и отраслей.

Четвертое - определение приоритета в географии внешней торговли.

Без активного использования  импорта невозможно формирование и  поддержка экспортной специализации  страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.

Таким образом, с одной  стороны, во многих сферах производства невозможно обеспечить конкуренцию  без импорта товаров, а с другой - полагаться только на внутреннюю конкуренцию - значит ограничивать воздействие на экономику стимулов развития научно-технического прогресса, связанных с мировым рынком.

Импортная политика должна быть ориентирована только на решение  долгосрочных задач, способствовать ускоренному  развитию отечественного машиностроения, агропромышленного комплекса, экспортного производства товаров, то есть приобретаемое оборудование и приборы должны быть последних поколений.

Сегодня существует проблема импортных возможностей, связанная  с общей ограниченностью инвалютных средств, а у отдельных предприятий их нет вообще. Она должна решаться по мере установления подлинно рыночных отношений в сфере импортной деятельности в условиях полной ответственности производителей за принимаемые ими решения.

По мере формирования экспортной специализации страны импорт определенной продукции позволит отойти от производства товара, не соответствующего требованиям мирового рынка. В результате чего производители, которые не способны на внутреннем рынке справляться с иностранной конкуренцией, будут устранены, что повысит эффективность экономики страны, углубит ее участие в международном разделении труда и позволит в перспективе определить импортную специализацию.

Определение экспортной специализации страны и развитие эффективного экспорта является базовым  элементом стратегии внешнеторговой деятельности.

Формирование экспортной специализации страны, как показывает мировой опыт, может быть лишь результатом  определенных действий государства  на основе эффективной системы функционирования экономики и самостоятельной деятельности производителей.

Такой способ действий означает, что, с одной стороны, государство  не должно пассивно воспринимать самоопределение  формирования структуры экспортной специализации, а с другой - она  не может быть исключительно результатом  действий, предпринятых самостоятельно производителями.

При этом роль государства  в развитии экспорта должна заключаться  в постоянном поиске и выявлении  производств, выделяемых мировым и  внутренним рынками, и оказании им различных  видов услуг и помощи.

Стратегия внешнеторговой деятельности данного периода развития экономики страны может быть реализована поэтапно.

На первом этапе необходимо укрепить платежный баланс страны. Единственный критерий поддержки и стимулирования экспорта - это его эффективность. Предприятия-экспортеры, взаимодействуя между собой, должны оперативно откликаться на изменение спроса, воздействовать на внешние рынки и каналы сбыта.

На протяжении этого  этапа реализации стратегии продолжается в основном пассивное подчинение экспортной деятельности России мировому рынку. Выход на мировой рынок - один из главных критериев оценки эффективности экспорта производственного предприятия.

На втором этапе осуществляется максимальное стимулирование постепенно выделяемых отраслей экспортной специализации, предусмотренных Федеральной программой развития экспорта при одновременном сохранении общей поддержки всего эффективного экспорта и определение направлений импортной специализации страны.

В течение третьего этапа должны быть реализованы следующие направления:

• расширение мероприятий, направленных на поддержку отраслей экспортной специализации;

• исключение с помощью  импорта наиболее неэффективных  сфер отечественного производства;

• продолжение действий, направленных на стимулирование всего  эффективного экспорта.

На данном этапе экономика  Российской Федерации начинает работать под воздействием международного разделения труда, ее комплексное развитие постепенно переходит в селективное, или  приоритетное, развитие определенных отраслей.

Четвертый этап стратегии внешнеторговой деятельности - это эффект, на который направлено ее последовательное осуществление.

Экспорт и импорт на четвертом  этапе реализации внешнеторговой стратегии  носят специализированный характер. Существующая разница между объемом  экспорта и объемом импортных потребностей настолько высока, что практически не существует проблемы внешнего платежеспособного спроса - основного барьера внешнеторгового обмена.

Весь этот период можно  рассматривать как переходный к  превращению России в ближайшем  будущем в одну из ведущих держав с прогрессивной структурой внешнеторгового оборота и прочными позициями на мировом рынке.

Глава 3. Перспективы внешнеторговой политики России и внешнеэкономической  политики в целом

3.1. Основные проблемы  внешнеторговой политики России

Внешняя (международная) торговля представляет собой процесс  купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами, и  посредниками в разных странах. Он связан с множеством практических и финансовых трудностей для фирм и предпринимателей, участвующих в нём. Следует изучать и понимать характер этих трудностей, а также роль банков, транспортных, рекламных и других организаций в обеспечении средств и процедур для их преодоления.

Наряду с обычными проблемами коммерческой деятельности, которые возникают в любых сферах бизнеса, в международной торговле существует целый ряд дополнительных проблем:

- время и расстояние-это  кредитный риск и время выполнения  контракта;

- изменение курсов  иностранных валют, а значит  валютный риск;

- различия в законах  и правилах стран покупателей и продавцов;

- правительственные постановления  и ограничения;

- обычаи, традиции, языковые  барьеры и другие проблемы.

Может пройти очень много  времени между подачей заявки иностранному поставщику и получением товара. Когда товар доставляется на большое расстояние, основная часть запаздывания между заявкой и доставкой, как правило, связана с продолжительностью периода перевозки. Задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки соответствующей документации для перевозки.

Время и расстояние создают кредитный риск для экспортеров. Экспортёр обычно должен предоставлять кредит на оплату на более длительное время, чем ему потребовалось бы, если бы он продавал товар внутри своей страны. При наличии большого числа иностранных дебиторов возникает необходимость получения дополнительного оборотного капитала для их финансирования (прежде всего экспортеру, придется нести издержки по подготовке и, возможно, по доставке товаров за границу). Поэтому приходится обращаться в банк за дополнительной финансовой поддержкой.

Если товар был доставлен  за границу, а затем возникла проблема безнадежного долга, экспортёр должен решить, что делать с товаром, который  сейчас находится в другой стране: товар находится у покупателя, а он отказался заплатить за него - возникают судебные расходы и трудности, связанные с осуществлением юридических процедур в иностранном суде. Если покупатель отказался принять товар после того, как он был доставлен в его страну, экспортёр имеет несколько вариантов, но все они, непривлекательны и, как правило, связаны с убытками. Можно отправить товар назад в отечественный порт или осуществить поиск другого покупателя (если это возможно), то, скорее всего, товар будет продан по цене, недостаточной для покрытия рациональной доли понесенных расходов.

В любом случае в международной  торговле необходимо время для перевозки (транзита), поэтому экспортёр всегда подвержен риску и неудобствам, связанным со временем, которое требуется  для перевозки товара за границу  и получения платежа. В зависимости от методов расчеты могут длиться от одного до трёх месяцев, а иногда и более.

В международной торговле экспортёр должен выставить счет покупателю в иностранной валюте (например, в валюте страны покупателя), или покупатель должен оплатить товары в иностранной валюте (например, в валюте страны экспортера). Возможно также, чтобы валюта платежа была валютой третьей страны: например, фирма из Китая может продать товары покупателю в России и попросить оплатить их в долларах США. Поэтому одной из проблем импортёра является необходимость получения иностранной валюты для выполнения платежа, а у экспортера может возникнуть проблема обмена полученной иностранной валюты на валюту своей страны. Банки обеспечивают услуги для импортёров и экспортёров при покупке и продаже иностранной валюты, но стоимость импортных товаров для получателя или стоимость экспортных товаров для продавца может быть увеличена или уменьшена из-за изменений валютных курсов.

Поэтому фирма, осуществляющая платежи или получающая доход  в иностранной валюте, имеет потенциальный "валютный риск" из-за неблагоприятных изменений в обменных курсах.

Недостаточное знание и  понимание правил, обычаев и законов  страны импортёра или экспортёра приводит к неопределенности или  недоверию между покупателем  и продавцом, что может быть преодолено только после длительных и успешных деловых взаимоотношений.

Один из путей преодоления  затруднений, связанных с различиями в обычаях и характерах, состоит  в стандартизации процедур международной  торговли. В этом и состоит одна из задач Международной торговой палаты, которая публикует унифицированные правила или методы ведения международной торговли. Если покупатели, продавцы и банки согласны следовать этим правилам, то устраняются недоразумения и неопределенность.

Правительственные постановления, касающиеся импорта и экспорта, могут быть серьезным препятствием во внешнеторговой деятельности. Существуют различные постановления и ограничения:

а) постановления по валютному  регулированию;

б) лицензирование экспорта;

в) лицензирование импорта;

г) торговые эмбарго, когда  экспорт и импорт некоторых товаров  из страны может быть запрещен по политическим и иным причинам;

д) импортные квоты, когда  страна может наложить ограничение  на суммарное количество некоторых  товаров (или некоторых товаров из конкретных стран), которые могут быть импортированы в течение каждого месяца или года;

Информация о работе Внешнеторговая политика России