Внешнеполитическая стратегия Китая в Центральной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение основных задач и приоритетов внешней политики КНР в отношении Центральной Азии; рассмотрение сфер сотрудничества стран региона; прогнозирование возможных вариантов развития концепции внешней политики Китая.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. ……………………………...................................................3
1. ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ КИТАЯ..5
1.1. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ
ПОЛИТИКИ КИТАЯ. …………………………………………………….7
2. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ………............................................................................................... 20
2.1. ИНТЕРЕСЫ КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ…………………...21
2.2.ОТНОШЕНИЯ КИТАЯ И КЫРГЫЗСТАНА………………..……....22
2.3.КИТАЙСКО УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ……………....................24
2.4.КИТАЙСКО-ТАДЖИКСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ.............................................................................................25
2.5. КИТАЙ И ТУРКМЕНИСТАН..............................................................26
2.6.КИТАЙ И КАЗАХСТАН.......................................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 76.58 Кб (Скачать)

   Во-первых, энергетический  аспект. Как известно, китайский  нефтяной рынок переживает бурный  рост. В 2003 году уровень потребления  в стране составил 252 млн тонн, или на 10% больше, чем в 2002 году. Импорт при этом вырос на 31%, составив более 91 млн тонн. По  прогнозам международных экспертов,  к 2020 году потребность Китая  в нефти может достичь 400 млн  тонн в год, а импорт составить  более 70% от этого объема. Сотрудничество  в сфере энергоресурсов со  странами Центральной Азии, главным  образом с Казахстаном, то есть  с основной нефтедобывающей страной  региона, КНР рассматривает как  еще одну попытку диверсифицировать  свои источники энергоснабжения.  В 1997 году Пекин и Астана  подписали Соглашение о строительстве  нефтепровода (его протяженность  составит 3000 км) между Атырау в  Западном Казахстане до Алашанькоу  в провинции Синьцзян. Эту трассу  планировали сдать в эксплуатацию  в 2005 году, однако реализация проекта  откладывается из-за недостаточного  объема нефти, что делает данную  магистраль экономически невыгодной. (Согласно данным китайских экспертов,  она оправдает себя при поставках  не менее 20 млн тонн нефти  в год.) Если Россия и республики  Центральной Азии начнут стабильно  экспортировать в Китай энергоресурсы,  он сможет значительно уменьшить  риски, связанные с быстроменяющейся международной ситуацией. Сегодня Пекин импортирует нефть по весьма протяженному морскому пути, в том числе используя опасные каналы и проливы, которые легко могут перейти во владение других государств. Однако объемы поставок энергоносителей в Китай из стран Центральной Азии еще не достигли уровня стратегической значимости. После того, как был фактически задвинут (или подвешен) план строительства нефтепровода Ангарск - Дацин, китайские власти только укрепились в своем намерении осуществить замысел, который интенсивно прорабатывался еще в середине 90-х: построить альтернативный (сибирскому) нефтепровод Западный Казахстан- Западный Китай. Планы строительства трубопровода в Китай превращают Кумколь в форпост казахстанского влияния на китайский рынок. Влияние китайского импорта начнет распространяться на нынешние и новые нефтяные проекты в Западном Казахстане и на шельфе Каспийского моря, которые до сего момента ориентировались на экспорт в Европу и США. Казахстану выгодно, чтобы в Южном Тургае происходила концентрация инвестиционных возможностей в руках одного игрока. Ведь договоренность с единственным (или самым влиятельным) недропользователем о поддержке китайского проекта станет более надежной гарантией загрузки трубопровода, нежели переговоры и гарантии нескольких операторов. Казахстано-китайская трубопроводная сделка создала хороший политический фон для ускоренного развития Кумкольской группы месторождений. Скорее всего, главной движущей силой в этом бизнесе станет «ПетроКазахстан». За пределами Южно-Тургайского бассейна получают новые возможности китайские компании и их партнеры из других стран. Строительные и инжиниринговые фирмы станут участниками строительства трубопроводов, соединяющих западно-казахстанские месторождения с трубопроводом Атасу  Алашанькоу. Добывающие компании Китая обретают хороший шанс проникнуть в проекты казахстанского сектора Каспийского моря, например освоения структуры Оффшор Пустынная. На его участке Кайран, являющемся одним из 11-ти морских блоков на казахстанском шельфе Каспийского моря, готовится совершить открытие Северо-Каспийский международный консорциум. Трубопровод Казахстан  Китай переключит на себя нефть, которая добывается на целом ряде открытых месторождений в западной части этой каспийской страны: «Кенкияк», «Жанажол», «Тенге», «Кожасай», «Урихтау». В 2003 году действия Пекина резко изменились. Можно назвать по меньшей мере три причины столь внезапной активизации Поднебесной. Во-первых, решение об интенсификации этой работы было одобрено ЦК Компартии КНР: главное  обеспечение энергетической безопасности страны, а потом экономическая целесообразность. Во-вторых, забуксовал российско-китайский проект магистрали Ангарск - Дацин. В-третьих, формально в 2005 году истекают сроки договорных обязательств КННК по строительству нефтепровода в Китай, а невыполнение инвестиционных и контрактных условий в Казахстане может иметь серьезные последствия для инвесторов. Следует учитывать и результаты разведочных работ на казахстанском шельфе Каспия. Систематическая поддержка Астаной усилий Пекина относительно проекта магистрали от Западного Казахстана означает: к 2007 году наша республика будет добывать столько нефти, что сможет обеспечить заполнение третьего экспортного нефтепровода (ныне действуют Атырау  Самара и КТК). Сегодня рентабельность трассы Казахстан  Китай не вызывает сомнений, то есть минимально необходимые 20 млн тонн в год будут обеспечены. Реализация этого проекта позволит соединить нефтепроводные системы Казахстана, России и Китая, стать прочной основой их взаимовыгодного партнерства, способствовать укреплению позиций трех стран на евразийском пространстве в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Во-вторых, проблемы двусторонних отношений. Соседство Казахстана с Китаем создает определенные проблемы. Международные наблюдатели обращают внимание на эпизод о якобы заключенном между Казахстаном и соседним с ним Синьцзян-Уйгурским автономным округом (СУАО) Соглашении об аренде земли для китайских переселенцев в Алакольском районе Семипалатинской области, о чем сообщали СМИ КНР Астана опровергла наличие  такого Соглашения, но, по-видимому, какие-то переговоры на эту тему все же велись и, более того, какие-то предварительные договоренности с казахстанскими ведомствами существовали. С чисто экономической точки зрения заселение свободных земель китайскими крестьянами, нанятыми для этой цели в организованном порядке, имело бы значительный эффект. Однако психологически к присутствию «оседлых китайцев» (а не приезжающих на короткий срок торговцев или сезонных рабочих) оказались не готовы ни казахстанские власти, ни местное население. Особенность торгово-экономических связей Казахстана (как и других республик Центральной Азии) с КНР  активность китайского малого и среднего бизнеса, который начал проникать в регион еще на рубеже 1980-1990-х годов. Так, уже в конце 1992-го в Казахстане было более 30-ти совместных предприятий с участием китайских бизнесменов, подавляющее большинство которых занимается операциями в непроизводственной сфере (торговля и т.д.). За прошедшие 12 лет количество таких предприятий увеличилось более чем в десять раз. Широкий размах приняла контрабанда китайских товаров в Казахстан и нелегальный вывоз сырья из республики. Значительная часть товарооборота с Пекином осуществляется на основе бартера и «челночных» операций. При этом прибыль, получаемая китайским бизнесом, используется главным образом для закупок сырья, особенно металлолома. Серьезную озабоченность властей, общественных кругов и в целом населения Казахстана вызывает нелегальная китайская миграция в республику, что затрагивает ее экономические интересы и является потенциальной угрозой внутриполитической стабильности. Ни ужесточение пограничного режима, ни проводимые силовыми структурами мероприятия по депортации лиц, не имеющих вида на жительство, не останавливают нелегальных мигрантов. Трудолюбие, деловитость, взаимная поддержка помогают им легализоваться (в том числе посредством фиктивных браков). Статистика по этой теме недоступна общественности, по мнению же экспертов, счет китайским переселенцам в Казахстан идет уже на сотни тысяч. Опасения вызывает и разработанный Пекином план строительства канала, который отведет воды с верховьев реки Иртыш к городу Карамай (СУАР), где ее предполагается использовать для закачивания в нефтяные скважины. В свою очередь, Пекин беспокоит то, что общественное мнение Казахстана воспринимает Китай в качестве источника угрозы своей национальной безопасности.

В геполитике Китая в ЦАР можно выделить три основных приоритета. Во-первых, центральноазиатский регион является важным источником сырья для китайской  промышленности. Самым важным стратегическим товаром безусловно является нефть. Во-вторых, регион ввиду нестабильности ситуации во многих его странах постепенно превращается в зону влияния Китая  в противовес влиянию США  и  России. И в-третьих, транзитное положение  стран является важным коридором  для продвижения интересов Китая  на Запад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   Таким образом, внешнеполитические  и стратегические задачи Китая  можно сформулировать с расчетом  на кратко-, средне- и долгосрочную  перспективы. На краткосрочную  перспективу (до 2010 года): Китай намерен  добиться следующих целей: в  экономической области путем  активизации экономического и  регионального сотрудничества поддерживать  свой экономический рост, наращивать  свое экономическое и политическое  влияние в региональных организациях, в которых он представлен. Добиться  осуществления крупных энергетических  и коммуникационных проектов  в свою пользу в Сибири и  Центральной Азии. В политической  сфере не допустить решения  корейской проблемы по американскому  сценарию. Сохранять баланс сил  в Южной Азии, блокировать создание  крупных геополитических коалиций  с участием Индии, направленных  против КНР. Предотвратить провозглашение  Тайванем независимости. На среднесрочную  перспективу (2010-2020 годы): занять  лидирующие позиции в таких  организациях, как ШОС, АСЕАН,  сформировать Организацию Экономического  Сотрудничества в Северо-Восточной  Азии (с Японией и Южной Кореей) и играть в ней ведущую роль. В политической сфере: взять  под свой контроль процесс  объединения Кореи. Вступить в  «Большую восьмерку». Активизировать  процесс вытеснения США из  Восточной Азии и шире  из  АТР . Усилить свое влияние  (экономическими и демографическими  методами) на Дальний Восток, Монголию, Сибирь и Центральную Азию. На  долгосрочную перспективу (после  2020 года): занять лидирующие экономические и политические позиции в Азии и АТР; полностью подорвать геополитическое присутствие США в регионе, присоединить Тайвань. Обеспечить полную энергетическую независимость КНР Выйти в экономические . лидеры планеты и стать первой экономикой планеты. Стать державой мирового уровня, добиться военно-стратегического и геополитического паритета с США.

    Изучив влияние Китая  на соседние страны, можно сделать  следующие выводы. Китай имеет  различную позицию по отношению  к странам региона. Следует  отметить, что главную роль во  внешней политике Китая играет  экономический аспект. Те страны  Азии, которые по уровню своего  развития стоят на одной ступени  с Китаем, рассматриваются как  равные партнеры в экономической  и политической сферах. Здесь  Китай стремится к созданию  на территории АТР единого  экономического пространства, способного  противопоставить себя мощи Запада. И приоритетными для Китая  в этом плане являются страны  Северо-Восточной Азии, более близкие  к Китаю по экономическим показателям.

    Что касается политики  Китая в Центральной Азии, то  здесь можно выделить ряд общим  моментов:

-влияние в регионе как способ  обеспечения собственной безопасности

-использование природно-минеральных   ресурсов ЦАР

-противодействие влиянию США  и Росси в регионе.

 В Центральной Азии можно  выделить два центра китайской  геополитики. Первый из них-Кыргызстан. Интерес для Китая представляет  ресурсы страны; его транспортное  положение, удобное для миграции  китайского населения на Запад;  разрешение пограничного вопроса  в пользу Китая; исключение  возможности использования уйгурскими  сепаратистами территории страны  как базы для подготовки собственных  сил. И в первую очередь рост  своего влияния в Кыргызстане  как противовес распространению  влияния России и США.

Второй центр геополитики Китая  в ЦАР это Казахстан. Здесь  спектр интересов гораздо шире. Это  обусловлено рядом причин:

-богатство ресурсов Казахстана

-центральное положение на азиатском  пространстве.

-развитие экономических отношений

-обширность территории Казахстана  и рассмотрение ее в качестве  возможного места расселения  китайцев.

-захват позиций в Казахстане  в противовес США и России.

   Именно активное развитие  казахстанско-китайских связей вызывает  боязнь казахстанцев в плане  возможной угрозы национальной  безопасности страны. Это связано   в первую очередь с активной  миграцией китайского населения  на территорию РК. Так же большие  масштабы приобретает вывоз из  Казахстана различных видов сырья.  Китайские товары так же преобладают  на казахстанском рынке. Но  все же сотрудничество Казахстана  и КНР осуществляется на более  равных условиях, нежели с другими  государствами ЦАР.

Две другие республики Центральной  Азии – Таджикистан и Узбекистан начали развивать свои отношения  с Китаем относительно недавно. Связано  это в первом случае с внутриполитической нестабильностью, во втором случае –  с пониманием руководства страны возможности попадания в сферу политического влияния Китая. В связи с этим двусторонние отношения Узбекистана с Китаем развиваются в основном в экономической сфере, а так же в рамках ШОС. Таджикистану, чья экономика активно инвестируется Китаем, грозит попадание «в кабалу», так как вернуть вложенные средства страна вряд ли сможет.В связи с этим весьма неоднозначно выглядит акт передачи спорных территорий на юге Таджикистана в пользу Китая.[5]

  Таким образом, можно с  уверенностью утверждать, что китайская  сторона и дальше будет придерживаться  политики “мирного возвышения”  и неприменения военной силы  как в азиатском регионе так  и во всем мире, и подобная  политика продлиться до 2050 года-именно  на этот срок рассчитана стратегия  Дэн Сяопина достижения общества  средней зажиточности. Что будет  после  конкретно пока сказать  трудно,но скорее всего суть  внешней политики Китая вряд  ли изменится по одной простой  причине-нынешняя ее концепция  имеет большие положительные  результаты, поэтому в ближайшие десятилетия она останется прежней, получит лишь небольшие корректировки под воздействием изменения ситуации в мире и не станет явно угрожать безопасности в регионе. К тому же сама история подталкивает нас к такому выводу, ведь Китай никогда не устраивал крупномасштабных войн

 

Список  литературы.

 

1.Политика КНР на современном  этапе-реалии и перспективы. Под  ред. Ашимбаева М.С. Алматы. 2005г.

2.Геополитика КНР в Центральной  Азии.Сборник статей, Часть 1. 2005 г.

3.А.И.Уткин. Глобализация: Процесс  и осмысление.

4.О. А. Тимофеев   «Мягкие  методы международного влияния   и трансформация внешнеполитической  парадигмы в КНР». «Вестник ТОГУ 2009г. № 4(15)

5.Доклад посла КНР в России  ЧжанаДэгуана по итогам XVI съезда  КПК. 14 февраля 2003 г.

6.Лузянин С. Новые контуры  восточно-азиатской безопасности // НГ « Дипкурьер».  26 января 2004 года.

7.Волохова А. Китайские политологи  об отношениях между КНР и  Пакистаном на современном этапе  // Проблемы Дальнего Востока.  2004.

8.Охотников С. Китай и Центральная  Азия после начала антитеррористической  операции в Афганистане // Центральная  Азия и Кавказ.  2002.

9.Сыроежкин К. Россия  США   Китай и Центральная Азия // Безопасность  Центральной Азии и интересы  внешних сил.  М., 2004.

10.Исакова Ж.Э. Политика Америки,  Китая и России в Кыргызстане:  сотрудничество или конфронтация? // Ориентир.  Бишкек, 2004.

Интернет ресурсы.

http://asiapacific.narod.ru/countries/china/1_politics.htm

http://www.ceasia.ru/politika/vneshnepoliticheskaya-strategiya-kitaya-v-tsentralnoy-azii.html

http://www.abirus.ru/content/564/623/627/634/

http://www.chinastar.ru/rus/1/5/3/

http://www.chinapro.ru/

http://stra.teg.ru/lenta/innovation/1459

http://russian.cri.cn/chinaabc/chapter4/chapter40201.htm

http://aziaruss.ru/Obshhie-novosti-Kitaya-7/Vneshnyaya-politika-Kitaya-157/

http://www.easttime.ru/analitic/3/8/902.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания.

1.Тимофеев О.А  «Мягкие методы  международного влияния  и  трансформация внешнеполитической  парадигмы в КНР». «Вестник ТОГУ 2009г. № 4(15) С.190-191

3.Исакова Ж.Э. Политика Америки, Китая и России в Кыргызстане: сотрудничество или конфронтация? // Ориентир.  Бишкек, 2004.  №1.  С. 58-59.

4.Парамонов В.В , Строков А, Столповский О. Экономическая политика Китая в Туркменистане.

5.http://news.tj/ru/news/tadzhikistan-torzhestvenno-peredal-chast-svoei-zemli-kitayu

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Внешнеполитическая стратегия Китая в Центральной Азии