Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:40, контрольная работа
Цель работы – изучить инструментарий внешнеторговой политики государства.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность внешнеторговой политики государства.
2. Раскрыть особенности основных инструментов внешнеторговой политики государства.
Важнейшим среди законодательных
актов России по регулированию
Основным инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенный тариф.
Таможенный тариф –
это систематизированный
Таможенный тариф применяется
как при ввозе товаров на территорию
РФ, так и (в отличие от большинства
стран мира) при вывозе их из России.
Соответственно имеются импортный
и экспортный таможенные тарифы. Таможенный
тариф выполняет функции налога
Государство посредством изменения таможенных пошлин имеет возможность изменять характер импорта и экспорта в нужных направлениях. Достоинства таможенно-тарифного регулировнаия проявляются в следующем:
Для стимулирования развития внешней торговли с отдельными странами к ним применяется различные тарифные льготы (освобождение от пошлин, снижение ставки и др.). Например, льготы устанавливаются в отношении товаров из развивающихся стран, пользующихся системой тарифных льгот РФ. Для того чтобы воспользоваться правом на получение тарифных льгот, необходимо представить таможенным органам сертификат происхождения товара, подтверждающий, что данный товар полностью произведён в соответствующей стране.
Ставки ввозных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных Законом «О таможенном тарифе». На один и тот же товар действует несколько различных тарифов: с высокой, средней и низкой ставкой пошлин. Предельные ставки таможенных пошлин (50% базовой стоимости) применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия использует (на условиях взаимности) режим наибольшего благоприятствования, установленный законодательными органами. При этом режиме хозяйствующие субъекты договаривающихся стран пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера. На товары из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают указанного режима, а также на товары, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.11
Кроме таможенных пошлин
в мире существуют десятки различных
способов нетарифного ограничения
внешней торговли. К нетарифным барьерам
относятся различные налоги и
сборы, регламентирование внешней
торговли путём её количественного
ограничения (квотирование) или полного
запрещения, лицензирование, санитарные
требования, национальные стандарты безопасности,
экологические нормы, специальные предписания
в отношении качества, технических и потребительских
свойств ввозимых товаров, административно-
Внешнеторговая квота – это количественное или стоимостное ограничение экспорта (импорта), вводимое на определённый срок по отдельным товарам, странам и группам стран. Квотирование позволяет бороться с дефицитом платёжного баланса более эффективно, чем таможенный тариф. В отличие от таможенного тарифа использование квоты позволяет чётко ограничить объём импорта (экспорта). Например, повышение импортных пошлин может увеличить общую сумму платежей и почти не затронуть объёма импорта, введение же импортной квоты гарантирует его сокращение. С другой стороны, импортная квота будет иметь положительный эффект лишь при наличии конкуренции на внутреннем рынке квотируемого товара. В противном случае предприятие, монополизировавшее внутренний рынок, будет поддерживать высокие цены и искусственно создавать дефицит данного товара. Это одна из причин, по которым квотирование в России применяется редко.12
Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены какого-либо товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. При неограниченных масштабах экспорта может возникнуть нехватка данного товара на внутреннем рынке. В России квотирование экспорта обусловлено международными обязательствами страны.
Лицензирование, т.е. выдача разрешений на осуществление внешнеторговой деятельности её субъектам, производится соответствующими органами исполнительной власти РФ. Оно имеет своей целью обеспечить соблюдение хозяйствующими субъектами-экспортёрами законодательно-правовых международных и российских норм и правил внешней торговли. Лицензия удостоверяет реальные возможности (экономические, технические, технологические, организационные) хозяйствующих субъектов заниматься внешнеторговой деятельностью по таким видам товаров, как квотируемые товары, товары мирного и военного назначения, ядерные материалы, драгоценные металлы и камни, наркотические и психотропные средства, яды. Лицензия выдаётся на определённое время и оформляется лишь на один вид товара.
Экспортный контроль применяется для защиты национальных интересов страны, когда объектом внешнеторговых сделок являются различные виды вооружений, военной техники или товаров двойного назначения. Используется он также в целях соблюдения международных обязательств России по нераспространению оружия массового уничтожения и других наиболее опасных видов оружия и технологий их создания. Номенклатура товаров, подлежащих экспортному контролю, определена в специальных списках, которые утверждаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ.13
В условиях сохраняющейся разбалансированности внутреннего рынка и экономики в импортной политике России целесообразно руководствоваться следующими принципами:
Основой эффективной внешнеэкономической деятельности и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой экономике является активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала.
В целях стимулирования развития экспортноспособных отраслей в мировой практике используется широкий набор инструментов: прямое и косвенное субсидирование экспортёров, кредиты, государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), развитие инфраструктуры, государственные закупки новой продукции и т.д.
Прямое субсидирование
экспорта – это наиболее простой
и традиционно используемый способ
материального стимулирования внешних
поставок национальными производителями
и повышения ценовой
Косвенное субсидирование
экспортёров осуществляется через
сеть коммерческих банков, которым
государство выдаёт специальные
дотации на уменьшение кредитных
ставок экспортёрам. Косвенным субсидированием
принято считать налоговые
Достаточно действенным является и другой вид поддержки экспортёров – их непосредственное кредитование. Кредитование экспортёров может быть внутренним и внешним.
Внутреннее кредитование осуществляется через государственный банк путём предоставления среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) кредитов на развитие экспортного производства в национальной и в свободно конвертируемой валюте. Кредит предоставляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.
Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортёрам в форме финансовых и товарных кредитов. Государство субсидирует из бюджета как фирменные, так и банковские кредиты, которые являются целевыми и должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы – поставщика экспортной продукции.14
Изучим более подробно классификацию не тарифных инструментов внешнеторговой политики.
Хотя таможенные тарифы и являются важнейшими инструментом внешнеторговой политики, но их роль постепенно ослабевает. Это объясняется тем, что возрастающая интернационализация производства способствует большей открытости национальных экономик развитий стран. Однако степень воздействия государства на международную торговлю возросла в результате расширения нетарифных методов регулирования.
Существует более 50 различных способов нетарифного ограничения внешней торговле, которые используют различные страны.
При всем многообразии нетарифных методов их можно условно разделить на две большие группы: экономические и административные. Первые, подобно пошлинам таможенного тарифа, действуют через рыночный механизм, удорожая либо импортные, либо экспортные товары. Вторые непосредственно ограничивают доступ импортных товаров и поставку отечественных товаров за границу.
Рассмотрим более подробно экономические методы регулирования.
К методам экономического характера относят различные налоги и сборы, особые виды таможенных пошлин, меры валютного регулирования, субсидии и другие.
Практически во всех странах
применяется пограничное
К мерам валютного
и финансового характера
Государство для защиты своих производителей не только ограничивает импорт, но и поощряет в форме субсидий отечественных экспортеров. Экспортные субсидии могут быть в формах прямых дотации, льготного налогообложения, льготного кредита.
В развитых странах широкое применение находят антидемпинговые меры в форме взимания с импортных товаров дополнительных высоких пошлин.
Демпинг определяется как продажа товара по ценам ниже издержек производства. Международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже мировой или ниже внутренней. Выявление демпинга выступает причиной наложение карательной антидемпинговой пошлины, которая несколько раз превышает обычную.
Главным недостатком
ценовых или стоимостных