Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:40, контрольная работа
Цель работы – изучить инструментарий внешнеторговой политики государства.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность внешнеторговой политики государства.
2. Раскрыть особенности основных инструментов внешнеторговой политики государства.
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
Инженерно-экономический университет»
Факультет предпринимательства и финансов
Кафедра экономики и управления
Контрольная работа по дисциплине
Мировая экономика
Оценка_________дата___________
Подпись________________
Санкт-Петербург
2012 год
Содержание
Актуальность работы обуславливается тем, что внешнеторговая политика государства является важнейшим элементом экономики любого геополитического образования, и в особенности Российской Федерации, благополучие экономики которой в первую очередь зависит от внешней торговли энергоносителями. И так как внешнеторговая политика является важнейшим элементом экономики любого государства, управление и грамотное применение инструментов внешнеторговой политики является важнейшим элементом управления экономикой отдельного государства и надгосударственных образований.
Основными составляющими внешнеторговая политика государства являются экспортная и импортная политика, валютная политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом.
Объект работы – международные взаимоотношения государств.
Предмет работы – управление торговыми взаимоотношениями государств.
Цель работы – изучить инструментарий внешнеторговой политики государства.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность внешнеторговой политики государства.
2. Раскрыть особенности основных инструментов внешнеторговой политики государства.
Внешнеэкономическая политика предполагает целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими внешнеэкономической политики являются: внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того, внешнеэкономическая политика предполагает решение важных задач по географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны.
Внешнеэкономическая деятельность
определяется, регулируется, именно с
помощью внешнеэкономической
Внешнеторговая политика
представляет собой относительно самостоятельное
направление
Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.
Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговля3
Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок
Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
Сторонники этой политики
утверждают, что сравнительная
Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.
Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.
Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для Протекционизм характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. В. И. Ленин подчёркивал связь Протекционизм с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «... вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)»
Характер Протекционизм и соответственно средства торговой
политики (запрещение ввоза, ставки пошлин
и структура тарифов, количественные ограничения
и т.д.) изменялись в зависимости от общей
экономической политики, проводимой в
ту или иную эпоху Современный Протекционизм развитых капиталистических государств
выражает в первую очередь интересы крупных
национальных и международных монополий.
Захват, делёж и перераспределение рынков
сбыта товаров и капиталов составляют
главное его содержание. Осуществляется
с помощью сложной системы государственно-
Развитие процессов капиталисти
Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот Протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.
Сторонники утверждают, что все усилия во внешней торговле должны быть направлены на:
а) защиту новых, только что появившихся
отраслей национальной экономики, не способных
пока выдержать международную
б) защиту отраслей, имеющих важное значение для обеспечения национальной безопасности;
в) увеличение внутренней занятости ресурсов, в том числе сохранение рабочих мест. Есть и ещё аргументы. Однако необходимо учесть, что ряд отраслей экономики нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности.6
Таким образом, внешнеэкономическая политика России строится главным образом на следующих принципах: преобразующая (а не только сугубо регулирующая) деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, в соответствии с которой выстраивается внешнеэкономическая политика страны, включая её таможенный инструментарий и режим для иностранных инвестиций; изменение внешнеэкономической деятельности российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к внешнеэкономической деятельности как постоянной и ограниченной части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков: чёткое разделение функций осуществления внешнеэкономической политики между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и её субъектами. Внешнеэкономическая политика - составная часть внешней политики Российской Федерации. Наиболее отчётливо это взаимосвязь проявляется в сфере экономической дипломатии, которая призвана, прежде всего, служить процессу торговли, и поэтому создание благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке должно стать одной из центральных задач российской внешнеэкономической политики.
Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им активно влиять на формирование структуры и направлений развития внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики других стран. Именно с помощью внешнеэкономической политики регулируется внешнеэкономическая деятельность, отличительным признаком которой служит международная купля-продажа товаров и услуг, международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.7
Традиционные инструменты
Итак, внешнеторговая политика – это регулирование государством экспортных и импортных операций. Внешнеэкономическая политика осуществляется через широкий круг мер, число которых постоянно возрастает. Объясняется это тем, что при расширении внешнеэкономических связей требуются новые инструменты оптимизации участия страны в международной специализации, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлении в мировом хозяйстве (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д.), содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.