Становление и развитие института Президента в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 23:09, контрольная работа

Краткое описание

Статус, круг его полномочий президента везде различен. В некоторых странах фигура президента является чисто номинальной, в других, наоборот, полномочия президента достаточно широкие, значительные. Это зависит от формы правления, от традиций той или иной страны.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..……3
1. Исторические аспекты института Президентства …………………....…….4
1.1. Понятие термина «Институт Президентства» ………………….……....4
1.2. История становления Института Президентства в США…………..……6
2. Место Президента в системе разделение властей в США ……….………10
2.1. Особенности Президентских выборов в США ….……………..…….…...10
2.2. Влияние Президента на формирование и деятельность исполнительной власти..………….……………………………………………………………..…12
2.3. Участие Президента в Законодательном процессе ……………………....15
2.4. Полномочия Президента по формированию судебной системы ………..21
Заключение ……………………………………………………………………...24
Библиографический список …………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

контр.работа готовая гму зарубежных стран.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Исполнительная власть в стране принадлежит Президенту. Имеет право вето на предлагаемые ему Конгрессом законопроекты, которое представители Конгресса могут отменить, лишь проголосовав за проект двумя третями голосов обеих палат.

Кандидатуры федеральных судей, назначаемых Президентом, подлежат утверждению в Сенате.

Президент определяет порядок работы различных структур федерального правительства, а также является главнокомандующим вооруженными силами.

Судебную власть Америки возглавляет Верховный суд. Основанный в 1789 году, Верховный суд расположен в Вашингтоне, округ Колумбия, и состоит из 9 членов (согласно соответствующему закону 1869 года), назначаемых пожизненно.

Несмотря на то, что официально в Конституции Америки политические партии даже не упоминаются, в реальности они существуют и оказывают значительное влияние на политическую жизнь страны. В данный момент наиболее крупные и влиятельные из них - это Демократическая и Республиканская партии.

Демократическая партия США, основанная в 1828 году.

Республиканская партия, основанная более четверти века спустя, была создана как правящей партии демократов. Победа северян под руководством республиканца Авраама Линкольна в Гражданской войне привела к тому, что партия долгие годы являлись правящей партией в стране.

Иногда наблюдается стойкая приверженность определенной партии на протяжении многих поколений. Семейство Кеннеди, одно из наиболее активных в Америке в политическом плане, традиционно придерживается демократических взглядов. Члены семьи Бушей, также активно участвовавшие в политической жизни страны, являются республиканцами.

Крупные корпорации, различные общественные организации, частные лица могут поддерживать симпатичную им партию материально.

 

  1. МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

 

2.1. Особенности президентских выборов в США.

Прежде всего, голосование избирателей на выборах Президента не имеет окончательного характера. Его результаты определяют лишь партийный состав коллегии выборщиков. Её численный состав предопределен заранее. В соответствии с разд. 1 ст. II Конституции США, число выборщиков от каждого штата равно общему числу сенаторов и представителей, подлежащих избранию от данного штата. Кроме того, трех выборщиков имеет федеральный округ Колумбия. Следовательно, в целом по стране избираются 538 выборщиков (435 + 100 + 3).

Персональный состав выборщиков в виде их списка по каждому штату устанавливается партийными конвентами соответствующих штатов. При этом в соответствии с Конституцией США (разд. 1 ст. II) не могут назначаться выборщиками сенаторы, представители, лица, занимающие почетную или оплачиваемую должность, учрежденную Союзом.

Каждый штат и округ Колумбия по сути формирует собственную коллегию выборщиков, уполномоченную окончательно представлять позицию штата (федерального округа) по вопросу об избрании Президента (и Вице-президента). При этом штаты представляют собой на данной стадии президентского избирательного процесса по существу многомандатные избирательные округа. Задача же избирателей состоит в том, чтобы из нескольких списков выборщиков (на деле — двух), предложенных партиями, выбрать один. Далеко не во всех штатах фамилии выборщиков вносятся в избирательный бюллетень: в большинстве из них обозначены лишь кандидаты в Президенты и Вице-президенты с указанием их партийной принадлежности. Применяемая на этой стадии мажоритарная система относительного большинства обусловливает то, что партия, получившая большее, чем любая другая, число голосов избирателей штата, приобретает все места выборщиков от данного штата. Американцы характеризуют применяемую на данной стадии выборов избирательную систему формулой: "Победитель получает все". Именно поэтому кандидаты стремятся прежде всего одержать победу в наиболее крупных по числу населения (а следовательно, и выборщиков) штатах — Калифорнии, Нью-Йорке, Техасе, Огайо, Флориде и некоторых других.

Через шесть недель после голосования избирателей выборщики каждого штата собираются в его столице (выборщики от федерального округа Колумбия — в Вашингтоне) для проведения окончательного, решающего голосования в рамках президентских выборов.

В отличие от процедуры голосования избирателей выборщики голосуют по кандидатурам Президента и Вице-президента отдельно. Такой порядок установлен XII поправкой к Конституции США, вступившей в силу в 1804 г. Первоначально же Вице-президентом становился кандидат в Президенты, получивший наибольшее после избранного Президентом кандидата число голосов выборщиков. Это было чревато возникновением конфликтной ситуации между Президентом и Вице-президентом ввиду их возможной различной партийной принадлежности.

По обычаю, выборщики каждого штата голосуют за кандидата в Президенты (соответственно и в Вице-президенты), получившего в данном штате большинство голосов избирателей, то есть в целом голосование выборщиков носит чисто партийный характер. Поэтому исход его по сути предрешен итогами голосования избирателей: как только становится известным соотношение числа выборщиков от каждой партии в целом по стране, фактически ясно, кто из кандидатов станет Президентом (и Вице-президентом).

После окончанию голосования выборщиков избирательные бюллетени в запечатанном виде отправляются в Конгресс на имя председателя Сената. Последний на совместном заседании обеих палат вскрывает пакеты с бюллетенями, после чего производится подсчет голосов. Кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков по выборам Президента, становится главой государства, а по выборам Вице-президента — соответственно Вице-президентом.

Если никто из кандидатов в Президенты или Вице-президенты не набрал требуемого большинства голосов выборщиков, применяются экстраординарные процедуры их избрания (поправка XII к Конституции США). Президента избирает Палата представителей из числа трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов. При этом процедура избрания осуществляется по особым правилам. Заседание правомочно при кворуме, равном числу представителей от 2/3 штатов. Голоса подаются отдельно по штатам, представительство от каждого штата имеет один голос. Для избрания необходимо большинство голосов всех штатов (т. е. 26).

Вице-президент в рамках экстраординарной процедуры избирается Сенатом из двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов выборщиков. Кворум в этом случае составляет 2/3 сенаторов (т. е. 67 человек). Для избрания необходимо абсолютное большинство голосов всех сенаторов (51 голос).

Если ко дню начала полномочий Президента и Вице-президента они (или один из них) не будут избраны и по экстраординарной процедуре, замещение этих должностей осуществляется по общим правилам, установленным на случай досрочной их вакантности в разд. 3 поправки XX к Конституции США.

Экстраординарная процедура избрания Президента применялась дважды на заре истории США: в 1800 г. Палата представителей выбрала Президентом Т. Джефферсона, а в 1824г.— Джона Куинси Адамса [4]/

 

2.2. Влияние Президента на формирование  и деятельность исполнительной  власти.

Степень влияния Президента на исполнительную власть зависит от существующей системы правления. Наибольшего значения она достигает в президентской республике, где Президент является одновременно главой государства и главой исполнительной власти. В США правительство не имеет конституционного статуса. В Конституции закреплено только право Президента "запрашивать мнение высшего должностного лица в каждом из исполнительных департаментов". Последние возглавляются министрами, которых Президент назначает "с совета и согласия Сената".

Но в США существует внепарламентская модель формирования правительства, ибо контроль за назначениями министров со стороны Сената не носит политического характера, так как проверяются только компетентность и моральный облик кандидатов на должности, и не зависит от исхода парламентских выборов. За всю более чем двухсотлетнюю историю США Сенат не утвердил всего 9 министров, поскольку в США сложилась традиция, в соответствии с которой Президент предварительно выясняет отношение сенаторов к предлагаемым кандидатам.

В большинстве случаев министры назначаются Президентом из числа членов партии, победившей на президентских выборах. Но если партия серьезно расколота или имеет место национальный кризис, Президент может назначить одного или нескольких представителей оппозиционной партии. Например, при президентах-демократах Дж.Кеннеди и Л.Джонсоне в правительство входили представители Республиканской партии: Д.Дилион - министр финансов, Р.Мак-камора - министр обороны, Дж.Маккоун - директор ЦРУ. В республиканской администрации Р.Рейгана пост директора агентства США по контролю за вооружением и разоружением, а также пост постоянного представителя США в ООН занимали демократы Ю.Ростоу и Дж.Киркпатрик . Однако подобные случаи носят исключительный характер.

В США не существует правительства в его европейском значении - как высшего коллегиального органа исполнительной власти. Вся полнота этой власти принадлежит Президенту. Правительство играет роль совещательного органа. Президент вправе принять решение, даже если с ним не согласно большинство глав департаментов. Правительство США не несет за свои действия политической ответственности перед парламентом и поэтому не может быть отправлено в отставку.

Правда, в США существует парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти, осуществляемый постоянными комитетами Конгресса. Комитеты могут проводить расследовательские действия, применяя специальную процедуру слушания в связи с обвинением в правонарушениях, злоупотреблениях министров, других должностных лиц правительственных ведомств. Однако речь идет не о политической, а об административной ответственности. Министры же ответственны только перед Президентом.

В свое время на заре становления американского государства вопрос о праве смещения министров вызвал острый спор. Сторонники сильной президентской власти высказывались за закрепление права смещения за главой государства. Их противники настаивали на необходимости участия законодателей, как в процессе утверждения министров, так и в их смещении. В Сенате, несмотря на его профедералистский состав, мнения разделились поровну. И только голос вице-президента Дж.Адамса решил спор в пользу Президента.

Анализируя институт президентства в США, нельзя обойти вниманием должность вице-президента. Она была создана на заключительной стадии работы Конституционного конвента сначала как элемент структуры выборов Президента, а затем как институт преемственности президентского поста. Институт вице-президентства на протяжении истории США заметно эволюционировал. Первые 150 лет это была чисто политическая должность. Являясь фактически вторым лицом в государстве, вице-президент практически не обладал никакими существенными полномочиями. Он не всегда участвовал в заседаниях кабинета и редко использовался Президентом в качестве советника. Главным его полномочием было право председательствовать в Сенате.

Возрастание роли и значения вице-президента, расширение круга его полномочий и функций началось в 30-40-х годах ХХ столетия и было связано с общим усилением исполнительной власти. Сегодня вице-президент наравне с госсекретарем является ведущей политической фигурой в исполнительной власти США. Анализируя тот факт, что из 41 Президента США 14 были сначала вице-президентами, можно сделать вывод о том, что вице-президентство стало прекрасной школой для профессионального роста будущих президентов [13].

 

2.3. Участие Президента в Законодательном процессе.

Конституция США закрепила положение о том, что все законодательные полномочия принадлежат Конгрессу США. Исполнительная власть лишена права законодательной инициативы. Однако в процессе развития парламентской практики это право было фактически признано за Президентом США и главами исполнительных департаментов. С начала ХХ века законодательный процесс характеризуется возрастанием активности Президента. Он все чаще пользуется правом обращения к Конгрессу с посланиями, направленными на рассмотрение и утверждение парламентом обширной программы законодательных предложений, разработанных в администрации.

Первым, кто официально представил Конгрессу основательную законодательную программу, был Т.Рузвельт. До него подобные программы вносились через спикера Палаты представителей неофициально, т.е. принятые в соответствии с ними законы считались результатом деятельности самого Конгресса. Наибольшего успеха в продвижении своих предложений в Конгрессе достиг Ф.Рузвельт, первые 100 дней которого в Белом доме были беспрецедентными в истории США. С этого момента президенты стали активными участниками законодательного процесса. Как отмечал американский политолог Дж.Харрисон, "очень небольшое количество из тех 14 000 биллей, которые вносятся на каждую сессию Конгресса, является плодами усилий его членов".

Ситуация существенно изменилась в 1974 году. В результате проведенной реформы в Конгрессе была осложнена система старшинства и начал действовать "Билль о правах подкомитетов". Эта реформа подорвала авторитет лидеров Конгресса и раздробила власть в самом Конгрессе. Возникли дополнительные трудности для влияния Президента на парламент. Чтобы президентское предложение стало законом, глава государства теперь вынужден "обхаживать" намного больше законодателей, чем раньше.

Президенты Дж.Форд и Дж.Картер испытали горькое разочарование, когда им пришлось иметь дело с реформированным Конгрессом. Президент Форд начал активно использовать право вето. Его консервативные в фискальном плане меры были отвергнуты конгрессменами-демократами, Картер также не преуспел в предложении своих законодательных инициатив. Сохранив свежую память о 5 президентах, испытавших в той или иной степени горечь неудач в столкновениях с Конгрессом, ученые стали писать о "беспобедном Президенте".

Казалось, что первый год президентства Р.Рейгана (1981) предвещал изменение этой тенденции. Администрации удалось протолкнуть через Конгресс практически все предложения Президента, запланированные на первый год. Но последующие его успехи в законотворческой деятельности постепенно шли по наклонной вниз. И только Президент Б.Клинтон смог добиться впечатляющих результатов, которых не было уже несколько десятилетий. Очень продуктивным оказался первый год его президентства (1993). Выдвинутые им инициативы привели к укреплению прогрессивного характера подоходного налогообложения, снижению учетных.

Информация о работе Становление и развитие института Президента в США