Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:35, курсовая работа
Актуальность исследования заключается именно в том, что Миссия играла значительную роль на разных поприщах, не просто исполняла роль просветителя, а вела гораздо более обширную деятельность.
Цель данной работы – указать, какие виды деятельности исполняла миссия, а также выяснить, какое влияние на российско-китайские отношения она оказала.
Предмет исследования – миссия и ее функции. Функции у Миссии были следующие: религиозная(пропагандистская), научная, дипломатическая.
Введение.
Предыстория
Албазин.
Поселение в Пекине.
Духовная миссия и её роль.
Персоналии.
Заключение.
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный
исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему «Создание Русской Духовной Миссии в Пекине и её роль».
Студент группы № 103-В
Коростинский
Андрей Эдуардович
Научный руководитель
Старший преподаватель
Попов Олег Петрович
Москва, 2011г.
Содержание.
Введение.
Российская православная миссия – это явление интересное и необычное. За этим скрывается целая история. История целого анклава, оазиса православия на территории Китая.
То, что миссия была духовной, мы знаем прекрасно, но не стоит забывать того, что кроме этого, это образование выполняло дипломатическую роль достаточно долгое время. Мы знаем, что именно русская православная миссия положила начало дипломатическим отношениям двух стран. Российская православная миссия – колыбель русского востоковедения.
Актуальность исследования заключается именно в том, что Миссия играла значительную роль на разных поприщах, не просто исполняла роль просветителя, а вела гораздо более обширную деятельность.
Цель данной работы – указать, какие виды деятельности исполняла миссия, а также выяснить, какое влияние на российско-китайские отношения она оказала.
Предмет исследования – миссия и ее функции. Функции у Миссии были следующие: религиозная(пропагандистская), научная, дипломатическая.
Эта миссия была организована в соответствии с внешнеполитическими интересами России. Её начало приходится на 18 июня 1700 года, ведь именно тогда по приказу Петра I была организована миссия. «Повелел писать к Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому), чтобы тот "поискал в малороссийских своей области городах и монастырях из Архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков добраго и ученаго и благаго непорочнаго жития человека, которому бы в Тобольску быть митрополитом, и мог бы с Божиею помощью исподволь в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения и в прочих неверствиях закоснелых человек приводить в познание и служение и поклонение истиннаго живаго Бога и привел бы с собою добрых ученых не престарелых иноков двух или трех человек, которые бы могли китайскому и мунгальскому языку и грамоте научитись1"». Указ Петра I от 18 июня 1700 г. поставил вопрос о создании духовной миссии в Пекине и положил начало формированию штатов миссионеров и их содержания. По времени это совпало с зарождением и развитием российско-китайских отношений, становлением отечественной науки и связанной с ней системы образования.
Впервые положение русских в Китае было закреплено официально Нерчинским договором (1689 г.). Существование в Пекине Российской духовной миссии, представители которой находились здесь уже с 1716 г. (или с конца 1715 г.), юридически оформил (статьей 5-й) Кяхтинский трактат (1727 г.). Тяньцзиньский трактат (1858 г.) изменил положение миссии: за христианской религией признавался статус официальной.
Предыстория
Насколько известно, русские в Китае появлялись давно. Известно, что еще в далеком 13 веке в китайских полках были целые русские отряды. Это датируется 1330 годом, когда правил хан Тутемур. Что интересно, был особый отряд Пекинской гвардии, полностью состоявшим из русских пленных. Этот факт можно доказать упоминаниями профессора Васильева, который писал, что многие киевляне были перевезены в Китай. А Архимандрит Палладий, кроме того, считал, что «местом поселения этих людей была горная межа, отделяющая Китай от Монголии. Но все эти данные не подкреплены ничем точным, поэтому начало мы можем датировать официальным приказом о создании миссии. Те русские в Пекине, которые позже составили костяк РДПМ, были албазизинцами.
Албазин.
Насколько нам известно, в 17 веке русские активно осваивали Дальний Восток. В то же время, в 1644 г. в Китае произошла смена Минской династии на маньчжурскую династию Цин. И так, как маньчжуры относились к своей родине с особой привязанностью, они противостояли появлению русских на Дальнем Востоке, где недалеко проходила граница с русской Сибирью. В 1651 г. Албазин представлял собою небольшой острог, который активно сопротивлялся нашествию войск империи Цин.
После того, как русским властям стало известно о том, что китайцы делают набеги на русские владения, в 1654 г. в Китай был направлен московский дворянин, Федор Исаакович Байков. Ф.И Байков был первым официальным лицом, направленным в Китай с целью остановить китайскую экспансию на земли, что выше Амура. Поскольку империя Цин рассматривала все окружающие государства как потенциальных вассалов, русскому послу было предписано уклонение от всех унизительных обрядов, которые бы могли нанести ущерб престижу Российской империи. Он должен был добиваться аудиенции у цинского императора.
Когда Ф.И. Байков приехал (3 марта 1656г.), цинские чиновники потребовали отдать все грамоты и подарки им без возможности предоставления аудиенции, сделать девятикратное челобитие, показывающее смирение и согласие с верховенством китайского императора, а после получения отказа от русского чиновника, посадили его в темницу на полгода, угрожая казнью. Ничего не добившись, выслали его из Пекина ни с чем.
В 1683 г. при императоре Канси, войска Китая начали военные действия против русских казаков. В Албазине на тот момент находилось 450 казаков, плюс их жены и дети.
У них в вооружении было три пушки и четыре ядра. Вообще, албазинцы жили очень тихой и мирной жизнью: выходили за пределы острога, занимались охотой, например. В 1685 г. китайская двухтысячная армия подошла к городу, и при условии свободного выхода, острог был сдан. Китайцы разрушили этот «русский островок», затем ушли. Позже, по приказу нерчинского воеводы И.Е Власова Ларион Толбузин вернулся на место, где стоял острог, заложил острог повторно. К 1686 г. Албазин был отстроен, и в июле 1686 года китайская армия вновь подошла к острогу, но уже в виде многотысячного войска с 40 пушками. Как известно, среди осаждающих были и иезуиты (католические проповедники на территории Китая), которые были, конечно же, против распространения православия на старательно занимаемой и осваиваемой католиками земле. Защитников было не больше тысячи человек, но оборона острога была поистине героической, длилась десять месяцев. Осада не принесла китайцам успеха, а сам Толбузин был смертельно ранен ядром. Внезапно китайцы прекратили осаду, причиной чего стало известие в Пекине, что в Нерчинск едет окольничий (второй после боярина титул, возглавлял приказы, полки) Ф.А. Головин. Известно, что его свита составляла около двух тысяч человек, а еще посольство – около 15 тысяч человек. 9 августа 1689 года возле Нерчинска в шатрах велись переговоры, причем на латинском языке, через иезуитов, которых русские привезли с собой. Головин старался выторговать у китайцев как можно больше земли, но китайцы очень хитро поступили, возмутив против русских местное население (что сделали перед осадой Албазина, чтобы местные жители не платили казакам дань). Кроме того, открыто демонстрировали мощь своих военных отрядов, грозились новой войной. В итоге русским пришлось оставить Албазин, да и вообще все течение Амура.
Поселение в Пекине.
Те самые албазинцы, которых китайцы называли русскими (а среди них были и буряты, калмыки), были переселены в Китай. Император Канси, пораженный храбростью этих людей, причислил их к почетному военному сословию. Им было положено жалование, казенная квартира, жена – китаянка – в общем все, о чем могли они только мечтать. Те потомки албазинцев теперь носят фамилии своих предков, но измененные на китайский лад. Например, Дубинин стал Ду. Для богослужений албазинцам была передана буддистская кумирня, конечно же, вскоре перестроенная в православную часовню.
Максим Леонтьев – первый православный священник, служивший в Китае. До 1695 года он совершал службы в бывшей кумирне, а когда в России узнали о том, что есть кто-то, пытающийся сохранить веру русскую среди албазинцев, Россия обратилась к китайскому императору с просьбой освободить пленных или же построить там православную церковь. В 1696 г. церковь была освящена, но вместо церкви Святой Софии, в честь которой ее освятили, церковь продолжали называть Никольской, в честь иконы Николая Чудотворца.
Духовная миссия
Сперва Петр I узнал о том, что многие китайцы крестились. Петр I был известен своей способностью извлекать из всего какую-то практическую выгоду, поэтому и издал приказ, о котором говорилось ранее.
Это было первое такое приказание, в котором прямо указывалось на необходимость изучения языков, на изучение культуры, географии. Ведь нельзя не согласиться с тем, что это не отвечало экономическим интересам России в то время. Таким образом, кроме оплота православия в империи Цин, Российская Духовная Миссия должна была стать еще и центром изучения Китая с целью получения экономической и геополитической выгоды. Китай очень даже мог стать отличным экономическим партнером, а наряду с этим, кроме духовной миссии появилась еще и научная.
В 1712 г. умер Максим Леонтьев, а дело его нужно было кому-то продолжать. Из-за этого поиски претендентов были ускорены, а уже в 1713 г. Синод учредил миссию в Китае.
В качестве начальника первой миссии был назначен Архимандрит Илларион Лежайский. С ним вместе отправился священник Лаврентий и дьякон Филимон. Кроме них еще поехали семь церковников тобольской славяно-русской школы, открытой митрополитом Филофеем в 1704 г.
Первая миссия была принята в Пекине с большим почетом. Император Канси пожаловал Архимандрита статусом мандарина (данное португальцами название китайских чиновников) пятой степени, а диакона и священника седьмой. Всех церковников причислил к военному сословию. Возле церкви участникам миссии были выделены квартиры, холостым – жены, крещеные ими же. Казенное жалование – не такое уж и скромное, а кроме всего прочего, сам Канси справлялся о здоровье начальника миссии. Делал он это дважды в год, что по тем временам считалось просто величайшей честью. Кроме того, благодаря хорошему составу миссии, удалось привлечь немало китайцев, некоторых – крестить. Что интересно, изучивших китайский и маньчжурский языки, Канси отправил в Трибунал внешних сношений, чтобы те переводили русские грамоты.
Насколько мы знаем, всего было целых двадцать миссий в Китай. Начиная со второй миссии, её представителям было отведено очень даже почётное место в центре Пекина на посольском дворе, вблизи от императорского города, правительственных канцелярий и торговых улиц. Ранее, в этом месте останавливались вассальные князья, прибывавшие к императору. После прибытия сюда Руской Духовной Миссии это место стали называть Наньгуань (Южное подворье), вместо Бэйгуань (что дословно означает северное подворье). На деньги, выделенные цинским двором, в поселении Наньгуань возвели каменный храм во имя Сретения Господня и перенесли в него ту самую икону Святого Николая. Новая церковь обслуживала духовные нужды членов торговых караванов, регулярно прибывавших в Пекин. Этот храм был возведен по китайской сейсмоустойчивой технологии. Во время землетрясения в Пекине в 1730 г., когда там погибло около 75 тысяч человек, храм устоял. Старая часовня, кстати, была разрушена.
Несмотря на то, что китайцы радушно восприняли в Пекине русских, эти иностранцы порой очень нехорошо себя показывали. Так как русский человек имеет известность неустойчивостью к употреблению алкоголя, здесь не было исключений, и как раз церковники, пользуясь полномочиями своего полученного сословия (мандарины), пробирались в императорский дворец, устраивали беспорядки. Кроме того, русские стали известны там, как любители подраться, китайцы очень часто видели, как эти церковники дрались друг с другом.
Кроме негативного, было, естественно, много хорошего. В 1719 г., например, по предложению митрополита Тобольского, было решено учредить в Пекине православную епископскую кафедру. Кроме того, мы с большой уверенностью можем сказать, что на тот момент миссия была единственным источником достоверных знаний о Китае.
Духовная Миссия, например, не являлась проповедником православия среди китайцев и маньчжуров – этим занимались иезуиты, за что потом сами и поплатились же. Можно сказать, что миссия избежала тех цинских гонений, которые были вообще направлены против христиан, ведь в Китае было практически «запрещено» христианство в 1724 г. Так как миссия принимала у себя торговцев из России, приостановки российско-цинской торговли приостанавливали развитие миссии. Были случаи, когда император запрещал торговать с её участниками, потому что однажды до него дошли сведения, что карта Китая оказалась в России, купленная кем-то из учеников миссии у китайцев. Вообще, можно сказать, что Миссия была уникальным учреждением, на протяжении почти 150 лет она не только представляла собой островок православия и целую школу практического востоковедения, но и своего рода учреждение, выполнявшее дипломатическую миссию.
За время существования миссии было возведено тридцать семь храмов, причем не только в Пекине. Была создана библиотека, пять епархий, немало религиозных школ и семинария. На мой взгляд, это очень неплохое достижение, если учитывать то, что помимо проповедей, это был еще и неофициальный дипломатический узел.
Появилось даже свое издательство, в котором издавался журнал «Китайский вестник».
Российская духовная миссия на протяжении XVIII-XIX вв. играла важную роль в процессе межнационального диалога России с Китаем. Всего в Китай было отправлено двадцать духовных миссий. Создание православной миссии в Китае было вызвано потребностями Русского государства в развитии отношений со странами Дальнего Востока.
XVIII-XIX вв. - период административно-правового оформления Российской духовной миссии в Китае, определения ее основных функций.
Деятельность первых миссий представляла собой исполнение только религиозной функции. В число их задач входила также подготовка переводчиков. Не было еще твердого намерения возложить на Миссию функции торгового и дипломатического представительства, так как необходимую информацию о Китае российское правительство получало от чиновников, приписанных к торговым караванам. После запрета торговли количество русских, приезжающих в Китай, заметно сократилось. Кроме того, многочисленным российским посольствам в Китай не удалось добиться у Цинского правительства разрешения на организацию в Пекине светского дипломатического представительства России.
Информация о работе Создание Русской Духовной Миссии в Пекине и её роль