Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 03:58, курсовая работа
Анализ роли России в Содружестве Независимых Государств и дальнейших перспектив СНГ крайне необходим, так как существуют различные оценки этой роли в гуманитарном, экономическом, политическом и правовом аспектах, которые требуют научного осмысления и обобщения. Нередко доминирует обвинительный уклон по отношению к России, недооцениваются ее усилия по созданию нового формата отношений между бывшими республиками СССР на новых принципах регионального и международного сотрудничества.
Введение
Глава I. Содружество Независимых Государств как структурный элемент постсоветской политической системы
1.1. Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государств
1.2. Организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ
Глава 2. Зачем Россия участвует в СНГ: степень участия и влияния
2.1. Стратегии взаимодействия России со странами-участниками СНГ
2.2. Оценка деятельности России в составе СНГ
Глава 3. СНГ: итоги деятельности и перспектива развития СНГ
3.1. Анализ основных проблем СНГ
3.2. Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в рамках СНГ
Заключение
Список использованных источников
Заключение
Подводя итог работе, отметим,
что образование
Содружества Независимых Государств стало значимым событием последней че
В своем развитии СНГ уже преодолело примитивный сценарий «или интеграция, или дезинтеграция».
Процессы, происходящие в Содружестве,
имеют более сложный характер. Отношения
на постсоветском пространстве становятся
полноценными международными отношениями.
Это свидетельствует о том, что оно оформляется
в международный регион. СНГ при этом является
фактором изначального структурирования
пространства, и эта его роль пока еще
не сыграна до конца. Несмотря на неравномерность
экономического развития, страны Содружество
смогло сформировать институты и механизмы
межгосударственного взаимодействия,
создать основы рыночного
хозяйства, преодолеть негативные тенденции 90-х
годов.
До сих пор определение «страны СНГ» подразумевало
достаточный набор общих политических
и экономических характеристик и общих
проблем, позволяющих говорить об этих
странах как о более или менее однородной
группе. На самом деле это не так. Несмотря
на общее советское наследие, медленные
темпы рыночных реформ, наблюдаемые антидемократические
тенденции и угрозу оказаться на периферии
европейских и мировых интеграционных
процессов, страны отличаются друг от
друга.
Несомненно, Россия имеет наиболее высокие
шансы преодолеть кризисные явления 90-х
годов и стать важнейшим интегрирующим
фактором на постсоветском пространстве.
С другой стороны, в будущем расхождение
траекторий развития отдельных стран
(Грузии, Украины, Молдовы, Азербайджана)
представляется неизбежным. Оно будет
происходить как в результате разных темпов
и направлений реформ экономики и государства,
так и под влиянием внешних факторов.
К сожалению, СНГ, как многосторонняя организация
и система коллективных договоров, оказалась
по многим направлениям неэффективной
структурой. Серьезным просчетом в деятельности
СНГ прошедших лет можно считать чрезмерное
увлечение интеграцией на межгосударственном
и межотраслевом уровнях без должного
внимания развитию объединительных связей
на микроуровне. Предпринимательские
и банковские структуры, являющиеся в
рыночных условиях главными экономическими
операторами, слабо вовлечены в интеграционную
деятельность. Не созданы экономические
и правовые условия, которые обеспечили
бы их заинтересованность в работе на
рынках друг друга. Не отработан механизм
государственной поддержки такой деятельности,
включая предоставление льготных кредитов
и транспортных тарифов, скидки в налогообложении.
Дальнейшая судьба СНГ будет решаться, в первую очередь,
внутри стран Содружества и зависеть от
силы институтов гражданского общества,
среднего класса и от приверженности общества
в целом демократическим принципам. Результат
этой борьбы определит не только степень
гражданских свобод и демократизации,
но и шансы на улучшение предпринимательского
климата, которые во многом будут зависеть
от влияния политического фактора.
Что касается ближайших и более отдаленных
перспектив дальнейшего развития интеграционных
процессов в постсоветском пространстве,
то, несмотря на то, что в настоящее время
в наибольшей мере по пути интеграции
продвинулисьРоссия и Белоруссия, ядром модели формирования единого
экономического и иного пространства
в рамках СНГ мог бы стать, очевидно, не
«союз двух», а скорее «союз четырех» в
составе России, Белоруссии, Казахстана
и Киргизии, к которому присоединился
Таджикистан, а в ближайшее время его членом,
возможно, станет и Армения.