Россия в составе СНГ: степень участия и влияния

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:50, реферат

Краткое описание

Цель исследования - изучить причины распада СССР и его последствия.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть причины распада СССР.

2. Проанализировать экономические и политические последствия.

Оглавление

Введение

Глава 1 Распад СССР: причины и последствия

1.1 Причины распада СССР

1.2 Экономические последствия

1.3 Политические последствия

Глава 2 Содружество Независимых Государств как структурный элемент постсоветской политической системы

2.1 Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государств

2.2 Организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ

Глава 3 Россия в составе СНГ: степень участия и влияния

3.1 Стратегии взаимодействия России со странами-участниками СНГ

3.2 Оценка деятельности России в составе СНГ

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

68714.rtf

— 1.92 Мб (Скачать)

Оглавление 

Введение

Глава 1 Распад СССР: причины и последствия

1.1 Причины распада СССР

1.2 Экономические последствия

1.3 Политические последствия

Глава 2 Содружество Независимых Государств как структурный элемент постсоветской политической системы

2.1 Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государств

2.2 Организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ

Глава 3 Россия в составе СНГ: степень участия и влияния

3.1 Стратегии взаимодействия России со странами-участниками СНГ

3.2 Оценка деятельности России в составе СНГ

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

     Причины и последствия распада СССР в современной российской и зарубежной историографии рассматриваются, как правило, в контексте глобальных социально-экономических, политических, научных и технологических процессов ХХ века.

     Анализ роли России в Содружестве Независимых Государств и дальнейших перспектив СНГ крайне необходим, так как существуют различные оценки этой роли в гуманитарном, экономическом, политическом и правовом аспектах, которые требуют научного осмысления и обобщения. Нередко доминирует обвинительный уклон по отношению к России, недооцениваются ее усилия по созданию нового формата отношений между бывшими республиками СССР на новых принципах регионального и международного сотрудничества.

     Годы существования СНГ свидетельствуют о том, что Содружество в целом состоялось как политическая реальность, оно содействовало становлению новых суверенных государств, их выбору собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений. Не мало было сделано для сохранения сложившихся духовных, гуманитарных и культурных связей.

     Вместе с тем в базисных сферах взаимодействия - политической и экономической, Содружество не оправдало многих надежд, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не создано полноценного общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран - участниц, не обеспечено свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

     В первые годы после распада СССР были быстро ликвидированы все признаки единого союзного экономического пространства, бывшие республики разделили союзную собственность, задействовали разные системы ценообразования, ввели самостоятельные денежные единицы, установили таможенные границы. В результате национальные интересы стран-участниц Содружества оказывались зачастую противоположными. Вместо Общего рынка, открытых границ и единого таможенного пространства на пути свободной торговли воздвигнуты барьеры. Не состоялся и Платежный союз - полная, свободная и взаимная конвертируемость национальных валют.

     Серьезные трудности для углубления интеграционных процессов в рамках Содружества возникают из-за разрыва хозяйственных связей, различий в содержании и темпах проводимых реформ в странах СНГ, спада производства, неустойчивости национальных валют.

     Большинство экспертов оценивают функционирование СНГ как межгосударственного образования, негативно и предрекают ему недолгую жизнь.

     Цель исследования - изучить причины распада СССР и его последствия.

     Задачи исследования:

     1. Рассмотреть причины распада СССР.

     2. Проанализировать экономические и политические последствия.

     3. Рассмотреть трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве, а также концепцию Содружества Независимых Государств.

     4. Изучить организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ.

     5. Рассмотреть стратегии взаимодействия России со странами-участниками СНГ.

     6. Дать оценку деятельности России в составе СНГ.

     Объект исследования - Советский Союз. Предмет исследования - распад СССР.

     Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

     Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Андрианов В., Арцишевский Л., Бляхман Л., Дробышевский С., Зиядуллаев Н., Мальгин А. и других.

 

Глава 1 Распад СССР: причины и последствия

1.1 Причины распада СССР

 

     Одним из самых значительных событий мировой истории ХХ века является распад СССР, который был подписан Беловежским соглашением руководителями России, Украины и Белоруссии Ельциным Б.Н., Кравчуком Л.М. и Шушкевичем С.С. 8 декабря 1991 года. Так оценивают это событие большинство историков и политиков. Однако споры по поводу анализа причин и значения распада СССР, до сих пор не прекращаются.

     В марте 1990 года был проведен всесоюзный референдум, на котором большинство граждан высказали свое мнение за сохранение Союза ССР с необходимостью его реформирования. Летом 1991 года был подготовлен новый Союзный договор, который давал надежду на обновление федеративного государства. Однако сохранить союз не удалось и произошел распад СССР. Необходимо рассмотреть наиболее распространенные причины, которые предлагают ученые:

     1. СССР был создан в 1922 году и должен был стать федеративным государством, но поскольку управление осуществлялось из центра, то с течением времени он превращался в унитарное государство.

     2. При создании СССР признавалось право наций на самоопределение и государство строилось по национально-территориальному принципу.

     3. При создании СССР был создан единый народнохозяйственный комплекс. Однако при нарастающих экономических трудностях хозяйственные связи начали разрываться, республики начали проявлять самостоятельность, а правительство было не готово к такому повороту событий.

     4. При советской власти была централизованная система управления, где рещающую роль играла Коммунистическая партия. Когда Коммунистическая партия утратила свою руководящую роль, то ее распад сказался на распаде страны. По другому быть не могло.

     5. Коммунистическая партия была залогом единства Союза. Кризис коммунистической системы создал духовный вакуум, в котором нашли отражение националистические идеи.

     6. Под действием политического, экономического и идеологического кризиса наступило ослабление центра и одновременно усиление республик, их политических элит. Национальные элиты в республиках были заинтересованы в распаде СССР, так как у них были свои мотивы как в экономике, так и в политике.1

     Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента распада СССР прошло немного времени, историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам. Необходимо поэтому отметить очевидное:

     1) распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

     2) коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

     3) разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах -- наследниках СССР;

     4) возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределам России, национальных меньшинств в целом.

     Процесс становления новой российской государственности начался принятием Верховным Советом РСФСР Декларации о суверенитете России (1990) и выборами первого российского президента (12 июня 1991г.). С распадом СССР (декабрь 1991г.) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система. Рождение современного Российского государства было драматическим, крайне болезненным и сложным процессом.

1.2 Экономические последствия

     К экономическим последствиям распада СССР историки относят:

     1. В экономической области распад СССР привел к развалу большей части традиционных связей между хозяйственными субъектами в бывших республиках и резкому сокращению производства. Разрушение этих связей было также предопределено различиями в сроках, глубине и масштабности рыночных преобразований, изменении структуры цен и т. п. в постсоветских государствах. Резко возросла экономическая и социальная цена реформ в экономике для всех государств.

     Отделение среднеазиатских республик устранило один из традиционных рисков ускоренной модернизации: аграрное перенаселение на фоне постиндустриальной невозможности использования избыточных трудовых ресурсов.

     2. Распад СССР значительно уменьшил как в России, так и в других государствах СНГ возможности для экономического маневра финансовыми, производственными, природными и другими ресурсами вследствие обособления экономик и повсеместного экономического кризиса.

     В этой ситуации Россия проиграла меньше других в силу сравнительной мощи и диверсифицированности своей экономики, а главное - относительной самодостаточности ее экономического потенциала. «Освобождение» России от, как правило, менее подготовленных к введению рыночных отношений республик, возможно, несколько облегчило ее переход к этим отношениям (мы не даем оценок стратегии этого перехода).

     3. Россия в ряде отношений выиграла как от того, что постепенно отпала необходимость субсидировать бывшие советские республики, так и от изменения структуры цен.

     Вместе с тем накопление крупного - и имеющего тенденцию к безвозмездности - долга за российские энергоресурсы и иную продукцию со стороны Украины и некоторых других республик показывает, что Россия в ряде отношений продолжает играть роль донора на бывшем советском пространстве без особых экономических или политических выгод для себя.

     4. Менее гарантированным стал доступ России к внешним рынкам потребителей ее энергоресурсов. Осложнилась ситуация с доступом к морским портам.

     5. Государственная территория сократилась на четверть, население - на половину. Обострилась проблема неразвитости инфраструктуры, в особенности в новых приграничных областях страны. Увеличилась разность ресурсного и воспроизводственного потенциалов. Первый оценивается в 27 трлн. долларов, в несколько раз превосходя потенциал США. Второй - на 87% ниже американского (по объему ВВП 1995г.).

     6. На несколько лет стал затрудненным доступ на рынки сопредельных государств (часть из них утрачена безвозвратно), что стоило России значительных потерь в виде недополученных доходов, а также имело серьезную социальную цену из-за временной утраты возможности снабжать внутренний российский рынок относительно более дешевыми потребительскими товарами из стран бывшего СССР (например, некоторыми продовольственными товарами, в особенности сезонными овощами, фруктами и т. п.). 2

1.3 Политические последствия

 

     К политическим последствиям распада СССР можно отнести:

     1. В политической сфере распад СССР положил начало долговременному процессу изменения мирового и региональных балансов сил: экономических, политических, военных. Вся система международных отношений стала менее стабильной и менее предсказуемой. Отодвинулась угроза возникновения мировой, в том числе ядерной войны, однако повысилась вероятность локальных войн и вооруженных конфликтов.

     2. Резко уменьшились политический потенциал и влияние России по сравнению с СССР, ее способность отстаивать свои интересы. Сохранив 4/5 территории СССР, она имеет немногим более половины населения бывшего Союза, контролирует не более половины союзного валового национального продукта 1990г. и сохранила около 60% его оборонной промышленности.

     3. Возникла проблема меньшинств, живущих вне своих национальных отечеств. Их численность в результате процессов миграции последних десяти лет составляет около 50-55 млн. человек, в т. ч. 20-25 млн. русских. Защита их интересов методами традиционной дипломатии в долгосрочном плане практически невозможна и требует иных, комплексных стратегий.

Информация о работе Россия в составе СНГ: степень участия и влияния