Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:50, реферат
Цель исследования - изучить причины распада СССР и его последствия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть причины распада СССР.
2. Проанализировать экономические и политические последствия.
Введение
Глава 1 Распад СССР: причины и последствия
1.1 Причины распада СССР
1.2 Экономические последствия
1.3 Политические последствия
Глава 2 Содружество Независимых Государств как структурный элемент постсоветской политической системы
2.1 Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государств
2.2 Организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ
Глава 3 Россия в составе СНГ: степень участия и влияния
3.1 Стратегии взаимодействия России со странами-участниками СНГ
3.2 Оценка деятельности России в составе СНГ
Заключение
Список использованной литературы
4. Разорваны миллионы человеческих связей. У многих россиян и граждан стран СНГ сформировался комплекс «разделенной нации». Если начнутся процессы ужесточения режима границ между государствами, ныне официально отвергаемого Содружеством, то это может качественно усугубить чувство разделенности людей, довести его до кризисного уровня.
5. Распад СССР не стал законченным актом, а лишь инициировал длительный - на несколько десятилетий - процесс строительства новых независимых государств. Этот процесс неизбежно будет характеризоваться значительной нестабильностью. Некоторые государства могут оказаться нежизнеспособными и распадутся, создадут новые формирования. Нестабильность придется регулировать - желательно политическими методами.
6. Возникла проблема новых границ, способная вызывать обострения в отношениях между государствами, создавшимися на территории бывшего Советского Союза, где такой проблемы не существовало. Новые государства столкнулись с рядом сложных приграничных вопросов.
7. В международном плане распад СССР сопровождался и некоторыми позитивными переменами. Внешний мир стал меньше опасаться России по сравнению с СССР. Потенциальная возможность создания враждебного по отношению к ней окружения относительно уменьшилась.3
Таким образом, распад СССР является исторически закономерным процессом. В экономической области он привел к развалу большей части хозяйственных связей. Однако Россия в некоторых моментах выиграла от необходимости субсидировать бывшие советские республики. В политической сфере уменьшились влияние России по сравнению с СССР.
В состав Советского Союза входило пятнадцать союзных республик, а после распада образовалось пятнадцать независимых государств. Некоторых государств вообще не было на мировой арене. Это Белоруссия, Украина, Казахстан и Киргизия.
Другие же государства, такие как Литва, Латвия и Эстония, имели небольшой опыт государственной самостоятельности.
Некоторые государства, такие как Южная Осетия, Нагорный Карабах, Гагаузская республика, Республика Абхазия и Приднестровская Молдавская Республика, получили статус «непризнанных постсоветских государств».
Новые суверенные государства встали перед выбором: либо начать процесс формирования нового международно-политического региона, либо включиться в уже существующий. Прибалтийские страны использовали вторую возможность. «Непризнанные государства» начали отстаивать свои политические и территориальные интересы. В результате это привело к серьезным вооруженным конфликтам, которые до сих пор не удается потушить.
Распад СССР очень сильно сказался на населении. Были разорваны все существовавшие связи между союзными республиками. В результате обострились межнациональные конфликты почти во всех союзных республиках. Люди были вынуждены покидать свои жилища и уезжать в более безопасные места.
Обострились социальные последствия распада, наблюдается рост национализма, дискриминации русских в бывших республиках. Люди стали резко разделяться на богатых и бедных. Возрос поток беженцев. Это стало причиной резкого усиления политической и социальной напряженности.
Международно-политический регион это пространственная единица, которая обладает специфическим набором типологических параметров, придающих ей некоторую целостность и автономию в международных отношениях в целом. Это совокупность явлений международной жизни, которые протекают в определенных территориально-временных координатах, явлений, объединенных общей логикой4
Правовую основу Содружества Независимых Государств составляет Устав5, который был принят 22 января 1993 года, а также подписанные акты (соглашения, договоры и т. д.), в том числе Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанное Россией, Украиной и Белоруссией в г. Минск 8 декабря 1991 года. К этому Соглашению подписан Протокол 21 декабря 1991 года, в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Грузия присоединилась к Содружеству в декабре 1993 года.6
Международной юридической основой формирования системы интеграционного сотрудничества бывших советских республик стал Договор о создании Экономического союза СНГ, подписанный в Москве 24 сентября 1993г. Он включил в себя 7 глав и 34 статьи, в рамках которых предполагалось:
- сформировать условия стабильного развития национальных экономик Договаривающихся сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;
- обеспечить поэтапное создание общего экономического пространства на основе рыночных отношений;
- создать равные возможности и гарантии для всех хозяйствующих субъектов;
- осуществить совместные экономические проекты, представляющие общий интерес;
- решать совместными усилиями экологические проблемы, а также проводить ликвидацию последствий стихийных бедствий и катастроф.
Таким образом,
СНГ обеспечило институционально-
Самая важная задача, которая была поставлена перед СНГ - это всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и всесторонняя интеграция, оказание взаимной правовой помощи.
Следует отметить, что государства-преемники, возникшие в связи с разделением СССР, коллективно согласились на обязательность для себя всех договоров и соглашений, подписанных СССР. Статья 12 Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991г. гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР». В Минском заявлении от 8 декабря 1991 г. и в Алма-Атинском заявлении от 21 декабря 1991 г. содержатся подобные положения.
Государства - члены СНГ приняли в качестве отправной точки своеобразную доктрину универсального правопреемства. Согласно этой теории вся совокупность прав и обязанностей одного государства переходит к другому или некоторым государствам без каких-либо исключений и изменений. Все государства, образовавшие СНГ, утверждали, что равным образом несут обязательства Советского Союза. Все они в равной мере рассматривались как правопреемники СССР. Однако в дальнейшем члены СНГ не придерживались этого принципа последовательно и применяли его по-разному.
22 января 1993 года был подписан важнейший из документов Содружества - Устав Содружества Независимых Государств7, который определил основы организационно-правового механизма нового межгосударственного образования.
В Уставе Содружества определены условия членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества, предотвращения конфликтов и разрешения споров, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов. Подчеркнуто, что входящие в СНГ государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
Членом Содружества может стать государство, разделяющее цели и принципы Содружества и принявшее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусмотрена также возможность присоединения к Содружеству государств, желающих участвовать в отдельных видах его деятельности в качестве ассоциированных членов на условиях, определенных отдельным соглашением.
Государства - члены Содружества строят свои взаимоотношения в соответствии с принципами уважения суверенитета и независимости, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом, развития взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, добросовестного выполнения принятых на себя обязательств.
Таким образом, в соответствии с Уставом СНГ не обладает наднациональными полномочиями и основано на основах суверенного равенства всех его членов. Государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
За два года до принятия Устава СНГ Соглашением о координационных институтах СНГ от 21 декабря 1991 года была определена структура Содружества. В состав координационных институтов были включены:
- Совет глав государств;
- Совет глав правительств;
- Совет министров иностранных дел;
- Совет министров обороны;
- Совет командующих пограничными войсками;
- Совет коллективной безопасности;
- Исполнительный секретариат;
- Межпарламентская ассамблея;
- Межгосударственный экономический комитет;
- Межгосударственный банк;
- Межгосударственный валютный комитет;
- Межгосударственный статистический комитет;
- Экономический суд;
- Комиссия по правам человека.
Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП), что закреплено также в Уставе СНГ.
На основе подписанных в рамках СНГ документов были созданы другие органы сотрудничества, призванные содействовать интеграционному сотрудничеству стран СНГ.
К сферам совместной деятельности государств-участников относятся:
- обеспечение прав и основных свобод человека;
- координация внешнеполитической деятельности;
- оборонная политика и охрана внешних границ;
- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства;
- развитие транспорта и связи;
- охрана здоровья и окружающей среды;
- вопросы социальной и миграционной политики;
- борьба с организованной преступностью.8
К перечисленному можно добавить еще два важнейших направления: борьба с терроризмом и развитие гуманитарных связей.
Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.
Предшествующий и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями.
Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств. Значительную роль в процессе формирования нормативно-правовой базы Содружества сыграла Россия. Но ее вклад не ограничивается разработкой и анализом международно-правовых актов. Россия была призвана взять на себя роль лидера в интеграционных процессах на постсоветском пространстве.9
Таким образом, в результате распада СССР вместо пятнадцати Союзных республик образовалось пятнадцать независимых государств. Необходимо было выстроить отношения на основе межгосударственной кооперации и интеграции. Для этого был подписан Устав Содружества Независимых Государств.
Информация о работе Россия в составе СНГ: степень участия и влияния