Российские ТНК формирование и деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Транснациональные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, как движущие силы мировой экономики.
Транснациональные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на международные экономические отношения, транснациональные (международные) корпорации (ТНК) формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Транснациональная деятельность российского бизнеса: тенденции, проблемы и перспективы
1.1 Тенденции развития транснациональной деятельности российского бизнеса
1.2 Перспективы развития транснациональной деятельности российского бизнеса
Глава 2. Понятие и сущность транснациональный компаний
2.1 Формирование транснациональной компании
2.2 Эволюция инвестиционных стратегий транснациональных компаний
2.3 Динамика и структура международных инвестиций
2.4 География и отраслевая структура транснациональных компаний
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Российские ТНК формирование и деятельность.docx

— 55.31 Кб (Скачать)

К числу наиболее крупных сделок с участием российского капитала, которые под влиянием преимущественно  вышеуказанных факторов так и  не были реализованы на практике можно, например, отнести попытку российской компании "Северсталь" в 2006 году осуществить  слияние с крупнейшей индийской  металлургической компанией "Arcelor", а также намерения в этом же году "Газпрома" приобрести контрольный пакет акций британской газораспределительной компании "Centrica". Серьезный прессинг со стороны местных деловых кругов в ходе заключения сделок испытали, в частности, "Лукойл" - при покупке сетей американских сетей заправочных станций "Getty Petroleum Marketing" (2000 г) и "Mobil" (2004 г), российский производитель шин компания "Амтел" - при покупке голландской компании "Vredestein" (2005 г), металлургическая компания "Евраз" - при поглощении американской компании "Oregon Steel Mills" (2007 г), и др9.

Останавливаясь на количественных аспектах развития прямого инвестирования в зарубежный материальный сектор следует  отметить, что масштабность этого  процесса для России во многом будет  зависеть не только от активности уже  сформировавшихся преимущественно  в базовых и сырьевых отраслях экономики пула крупных транснациональных  компаний, но и от ускорения динамики зарождения и укрепления подобных компаний в других (менее зависимых от влияния  внешних благоприятных факторов) секторах отечественной экономики. Определенное влияние на данный процесс будут также оказывать и различные внешние факторы, препятствующие проникновению российского капитала в зарубежные материальные активы. В любом случае, даже самые сдержанные варианты инвестиционных прогнозов на среднесрочную перспективу содержат достаточно оптимистичные количественные оценки участия России в этом процессе. Так, например, согласно прогнозу британского агентства The Economist Intelligence Unit, во вторую пятилетку текущего десятилетия российские компании будут не менее масштабно осуществлять свою транснациональную деятельность в зарубежные производственные активы. По оценкам зарубежного агентства, объем российских внешних инвестиций в 2006-2010 гг. составит свыше 50 млрд. долл. США, что позволит стране укрепиться в пятерке лидеров среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой как по размерам вложенных, так и накопленных за рубежом производительным активам.

Согласно прогнозу EIU, в ближайшие  несколько лет основная часть  российских инвестиций в зарубежные производительные активы будет направляться в страны Африки, Восточной и Западной Европы. В отраслевом разрезе инвестиции в зарубежный материальный сектор сырьевых и базовых отраслей российской экономики  будут продолжать превалировать  в общей их массе, тем не менее, их удельный вес в структуре вывозимых  прямых инвестиций несколько снизится (примерно до 60%) за счет оживления транснациональной  деятельности прочими секторами  экономики. На покупку активов в  энергетическом секторе зарубежной экономики будет приходится 34% общего объема транснациональных вложений российских компаний, в металлургический и горнодобывающий сектора будет направлено - 23%10.

С учетом этого все более актуальным становится вопрос определения роли и места государства в процессе осуществления транснациональной  деятельности российских компаний в  реальный сектор зарубежной экономики. Существующее в органах власти сдержанно-настороженное  отношение к подобной экспансии  российского бизнеса на зарубежные рынки, по мнению автора, должно вылиться в общее прагматичное понимание  того, что в современных условиях для эффективного противостояния России новым глобальным вызовам и угрозам  как никогда важно партнерское  взаимодействие государства с бизнесом. Формирование государственной идеологии  в области вывоза частного капитала, где значимое место посвящалось  бы созданию концептуальной и институциональной  базе поддержки транснациональной  деятельности российских компаний в  зарубежный материальный сектор, должно стать одним из магистральных  путей к устойчивому экономическому развитию страны.

Как показывает зарубежная практика, эффективная реализация такого подхода  должна базироваться на действенной  системе государственного содействия транснациональной деятельности российского  частного капитала за рубежом и предполагать наличие широкого набора инструментов поддержки - от информационного и  дипломатического сопровождения российских инвестиций до финансового содействия этому процессу (в форме кредитования, субсидирования процентных ставок, страхования  от политических рисков и др.).

С этой целью было бы полезным создать  и отдельное структурное подразделение, например, агентство по содействию инвестиций за рубежом (возможно, совместить функции поддержки инвестиций с  функциями стимулирования экспорта товаров и услуг на базе планируемого к созданию в стране агентства  по содействию экспорту), основными  задачами которого бы являлись осуществление  внешнеполитического анализа, систематизация и прогнозирование зарубежных проектов ТНК, разработка и совершенствование  системы мер господдержки, а также, собственно, практическое применение самого инструментария поддержки в ходе осуществления транснациональной деятельности российских компаний в зарубежный материальный сектор11.

Очевидно, что финансово обеспеченные и достаточно опытные крупные  российские компании (прежде всего  сырьевого и базового сектора  экономики) в большей степени  нуждаются в господдержке в виде дипломатического лоббирования их интересов  за рубежом (особенно на рынках развитых государств). Как уже было отмечено выше, главный сдерживающий фактор для них - это проблема негативного  имиджа, в определенной степени сформировавшегося  за рубежом в виду неосведомленности  и ложных стереотипов о современном  российском бизнесе. Между тем, целенаправленная информационная компания и дипломатическое  сопровождение инвестиционных проектов за рубежом со стороны государства  должны неразрывно сопровождаться и  активными действиями высшего руководства  самих компаний, особенно по части  проведения четких структурных реформ и внедрения международных стандартов во всех областях, начиная с прозрачности, и заканчивая деловой этикой, экологией  и безопасностью.

В тоже время в отношении зарождающихся  в России ТНК менее крупного размера, с их сравнительно небольшим финансовым потенциалом и недостаточной  опытностью и информированностью о  внешних рынках, было бы целесообразно  в процессе осуществлении ими  инвестиционных вложений в зарубежную материальную сферу применять более  широкий инструментарий господдержки. Если говорить о наиболее действенном  инструменте содействия инвестициям - финансовой поддержке, то с учетом международного опыта приоритет  в этой области целесообразно, прежде всего, отдавать:

1) проектам, увеличивающим обеспеченность  национальной экономики природными  ресурсами;

2) проектам, способствующим экспорту  национальных технологий, товаров  и услуг;

3) приобретению активов, позволяющих  использовать в национальной  экономике результаты зарубежных  исследований, технологические разработки, опыт управления и иностранных  специалистов;

4) слияниям и поглощениям, повышающим  конкурентоспособность отечественных  компаний и ускорению их выхода  на зарубежные рынки12.

Государственная идеология содействия проникновению российского капитала в зарубежные производительные активы должна также предусматривать более  активное использование потенциала российских загранпредставительств.

Важное место должно отводиться взаимодействию государства с рядом  способствующих усилению транснациональных  потоков специализированных международных  организаций. В их числе - Международное  агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА), членом которого является Россия, а также Международный центр  по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), в который Россия пока не вступила.

Не менее значимая роль в содействии проникновению российского капитала в зарубежный материальный сектор должна принадлежать деятельности государства  по извлечению большей выгоды от членства в страновых интеграционных объединениях, предполагающих возможность выхода на более высокий уровень интеграции - создание свободного рынка передвижения товарных и капитальных потоков (например, ЕврАзЭС, ЕЭП и др.).

Работа по расширению практики применения механизма урегулирования задолженности государств-должников перед Россией через механизм конверсии их долгов в собственность и инвестиции также должна являться составной частью государственной политики по продвижению российского капитала в зарубежный материальный сектор13.

Глава 2. Понятие и сущность транснациональный компаний

 

2.1 Формирование транснациональной  компании

 

Основной характеристикой глобализации является транснационализация, т.е. превращение крупнейших корпораций стран - экспортеров капитала из национальных в транснациональные, а капитала из национального по принадлежности в международный по сфере интересов и характеру приложения. При этом выделяют три тесно взаимосвязанных аспекта: политический, правовой и экономический, на основании которых компании с международным капиталом подразделяются следующим образом:

транснациональные корпорации - национальные компании с зарубежными активами, осуществляющие производственно-хозяйственную  и торгово-сбытовую деятельность за пределами своего государства, контрольный  пакет акций которых сохраняется  за представителем страны-учредителя, а также имеющие за рубежом  филиалы и дочерние компании, которые  могут быть смешанными предприятиями  с участием капитала страны базирования;

многонациональные корпорации - международные (межнациональные) промышленные, банковские и прочие компании, объединяющие национальные компании ряда государств и характеризуемые  наличием многонационального акционерного капитала и многонационального управляющего центра; эти компании являются интернациональными в отношении как общности интересов, так и принадлежности капиталовложений14.

Термин "транснациональная корпорация" (ТНК) появился в международной практике в середине 1970-х гг. Для большинства  аналитиков ключевыми были 2 проблемы развития международных монополий: во-первых, создание и рост фирм с  международным характером интересов  и операций, во-вторых, спектр последствий  их деятельности для экономики, политики и всей социально-политической жизни  стран их размещения и воздействия. Общепринятым стал подход, согласно которому основным признаком формализации ТНК  является проведение ими международных  инвестиционных операций.

Важная отличительная особенность  современных ТНК заключается  в том, что в результате "разброса" акций материнских фирм преимущественно  среди национальных держателей контроль транснациональных монополий осуществляет, как правило, национально обособленный капитал. Такая обособленность может проявляться и в материнской компании, и в ее зарубежной сети, однако в настоящее время наиболее типичными для зарубежной сети ТНК, в отличие от родительской фирмы, являются компании совместного владения, а также неакционерные формы взаимосоответствия, такие как лицензионные, управленческие, арендные соглашения, промышленная кооперация, подряды, франшиза, инжиниринг, консалтинг и пр. Иными словами, вокруг ТНК создается хозяйственная зона, состоящая из зарубежных предприятий с различной формой собственности, варьи-руемой степенью акционерного и неакционерного контроля, поэтому наряду с общепринятым термином "транснациональная корпорация" все чаще используется термин "транснациональная компания"15.

 

2.2 Эволюция инвестиционных  стратегий транснациональных компаний

 

В конце XX - начале XXI в. произошли существенные сдвиги в форме собственности  и составе субъектов международных  операций ТНК. Так, если в начале и середине XX в. для ТНК был характерен высокий удельный вес союзов монополистов разных стран, включающих операционное объединение капиталов в рамках картелей, трестов, синдикатов и пр., то в настоящее время распространена форма организации бизнеса в виде концерна с единой национальной собственностью, позволяющей значительно повысить степень концентрации управленческой власти.

В системе инвестиционных стратегий  ТНК различаются стратегии простой  и сложной интеграции, при этом стратегии эволюционируют от простой  интеграции к сложной16.

Стратегия простой интеграции характеризуется  прочными связями между материнской  компанией и ее зарубежными филиалами, особенно в тех областях, где интенсивно используются трудовые ресурсы, а также  связями между ТНК и независимыми фирмами (не филиалами) посредством  неакционерных соглашений. При стратегии  простой интеграции основным фактором для размещения инвестиций становится наличие дешевого неквалифицированного труда. Его можно дополнить такими факторами, как надежность предложения  труда и адекватная физическая инфраструктура для экспорта конечных продуктов. В большей степени учитываются затраты на производство, в меньшей - объем местного рынка и доступ с помощью его к международным рынкам. Стратегия простой интеграции не нова, но получила широкое распространение в условиях глобализации благодаря следующим факторам: развитию ценовой конкуренции; отмене торговых и инвестиционных барьеров; внедрению новых технологий, позволивших быстро менять качество продукции в зависимости от спроса; возможности выхода на международные рынки; размещению за рубежом услуг в ответ на инвестиционный спрос; преимуществам местоположения, в том числе компьютерной грамотности и надежной коммуникационной инфраструктуры.

Стратегия сложной, или комплексной, интеграции подразумевает разделение производственного процесса на специфические  области деятельности или функции, размещение их в наиболее подходящем и конкурентном в отношении затрат географическом месте. Это позволяет  максимизировать конкурентоспособность  корпоративной системы, рассматриваемой  как международный портфель местных  активов. При этом инвесторов привлекают все меньше природные конкурентные преимущества и все больше инновационные  возможности принимающей страны. Владение созданными активами - решающий фактор роста конкурентоспособности  фирм в условиях глобализации экономики. Повышение его значимости отражает важнейшее изменение в структуре  экономических факторов, прямо воздействующих на размещение ПИИ. Проведение национальным правительством политики, нацеленной на формирование и укрепление национальных инновационных систем, способствует созданию таких активов и развитию, в конечном счете, хорошо сбалансированной и уникальной комбинации факторов размещения ПИИ, повышению конкурентоспособности национальных фирм, а также стимулирует партнерство и взаимодействие между местными и иностранными фирмами в интересах национального роста и развития17.

Информация о работе Российские ТНК формирование и деятельность