Роль России в международных экономических организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: показать структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в экономике России.
Задачи работы :
- ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;
- дать классификацию международных экономических организаций;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Международные экономические организации в системе международных экономических отношений………………………………...4-10
1.1 История международной экономической организации………………….4-5
1.2 Основы теории международной экономической организации…………..5-7
1.3 Понятие и виды международных экономических организаций …….…7-13
Глава 2. Взаимодействие России с международными экономическими организациями………………………………………………………………..14-20
2.1 Сотрудничество Российской Федерации с МВФ………………………14-16
2.1.1 Россия и МБРР………………………………………………………….16-17
3.3 Присоединение России к ВТО…………………………………………..17-20
Заключение…………………………………………………………………...21-23
Библиографический список……………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

курсач МЭО посл вариант.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Большинство организаций являются именно межгосударственными. Они не обладают надгосударственной властью, члены не передают им своих властных полномочий. Задача таких организаций состоит в регулировании сотрудничества государств. Наиболее известны и авторитетны следующие международные организации:

Международные политические и экономические организации общей компетенции:

- Организация объединенных наций – ООН;

- Большая восьмерка – G 8;

- ОЭСР;

Международные торгово-экономические организации и организации промышленного развития:

- ЮНИДО;

- ПРООН;

- ЮНКТАД;

- ВТО;

Международные финансовые институты:

- Группа Всемирного банка;

- Европейский банк реконструкции и развития;

- Региональные организации экономического сотрудничества;

- Европейский союз – ЕС;

- Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества – АРЕС;

Специализированные межправительственные и неправительственные организации в области:

- ЮНЕСКО;

- Международный союз электросвязи – ITU;

- Всемирный альянс информационных технологий и услуг – WITSA и др.;

- Центральное место в системе международных организаций принадлежит ООН [9].

В настоящее время международные экономические организации прочно вошли в структуру системы межгосударственных отношений в качестве важного элемента, без которого само функционирование системы практически невозможно. Как правило, отражая объективную тенденцию усиления взаимозависимости всех явлений и процессов в современных межгосударственных отношениях, международные экономические организации в то же время оказывают существенное влияние на проявление и развитие закономерностей межгосударственных отношений, таких, как международное разделение труда, интернационализация мирохозяйственных и иных связей государств и др., создавая благоприятные условия для их реализации за счет использования специфических институционных форм, дающих членам международных организаций дополнительные возможности для многосторонних и двусторонних переговоров, проведения совместных поисков решений[10].

Особую актуальность представляют международные экономические организации. Государства, вступая в эти организации, руководствуются задачей приобрести соответствующие преимущества, которые дает то или иное экономическое объединение.

Довольно известной экономической организаций является, например, Организация экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) - межрегиональная экономическая организация.

Эта организация выполняет большинство функций, присущих международным организациям: информационную, нормотворческую, оперативную. Хотя, например, В. Моравецкий выделял три основных вида функций международных организаций: регулирующие, контрольные и оперативные[11].

Сегодня одной из основных функций любой международной организации признается информационная функция. Она осуществляется в двух аспектах: во-первых, каждая организация публикует серию документов, непосредственно касающихся ее структуры, целей и основных направлений деятельности; во-вторых, организация публикует специальные материалы: доклады, обзоры, рефераты по актуальным вопросам международных отношений, подготовка которых служит одним из видов деятельности организации по руководству международным сотрудничеством государств в конкретных областях[12].

Членство в международной организации представляет собой одну из наиболее упорядоченных форм участия государства в процессе международного взаимодействия. В основе института членства лежит совпадающее волеизъявление, с одной стороны, государства, стремящегося к участию в организованных коллективных усилиях по достижению определенного круга целей, а с другой, - волеизъявления других государств, намеревающихся создать такую организацию или уже являющихся ее членами[13].

Правовое положение международной организации характеризуется наличием учрежденного ее уставом механизма, координирующего, контролирующего и направляющего деятельность самой организации и ее членов.

Правовое состояние членства, т.е. участие в деятельности организации, пользование правами и привилегиями и выполнение обязанностей, предусмотренных правовыми актами организации, возникает с момента учреждения данной организации (для первоначальных членов) или принятия государства в члены согласно установленному учредительным актом порядку. Основаниями для членства в международной организации служат:

- участие государства в конференции по разработке устава и учреждению международной организации;

- условия приема, определяющие требования, предъявляемые уставом к претенденту на членство в данной организации.[14]

Таким образом, международная экономическая организация (далее МЭО) – это объединение государств или физических и/или юридических лиц, созданное на основе международного договора для выполнения определенных целей в сфере торговых и экономических отношений, имеющее систему постоянно действующих органов, обладающее международной правосубъектностью и учрежденное на основе норм и принципов международного права. МЭО классифицируется на виды – правительственные и неправительственные, универсальные и региональные, общей и специальной компетенции временные и постоянные, организации. Положительная роль МЭО обеспечивается тем, что в рамках этих организаций – обсуждаются важные экономические проблемы. Постоянный характер некоторых из них помогает государствам квалифицированно решать возникающие проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Взаимодействие России с международными экономическими организациями

 

2.1 Сотрудничество Российской Федерации с МВФ.

 

Существующие ныне межправительственные и неправительственные организации, созданные с целью урегулирования тех или иных вопросов в области торгово-экономических отношений, оказали решающее воздействие на формирование современного мирового рынка и международной правопорядков в области международной торговли.

Следует несколько подробнее остановиться на реформировании кредитной деятельности МВФ. Это предусматривает взятие со стороны МВФ на себя обязательств по предупреждению, урегулированию и сдерживанию финансовых кризисов, особенно в странах, где рыночная экономика только рождается. Именно для этих целей, как полагали США, Фонд должен обеспечить возможность краткосрочного кредитования стран, подверженных кризису.[15]

Официально утверждены такие цели МВФ:

- Содействие международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультаций и согласованных действий относительно международных валютных вопросов;

- Содействие сбалансированному росту международной торговли с целью повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развитию производственных возможностей стран-членов;

- Содействие стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям, и предотвращение конкурентному обесцениванию валют;

- Содействие созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям, и стремиться к ликвидации валютных ограничений;

- Временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам-членам (при наличии соответствующих гарантий), для того, чтобы они могли исправить нарушения равновесия их платёжных балансов, избегая мер, которые могли бы принести вред на национальном или международном уровне;

- Сократить сроки и масштабы дефицита платёжных балансов.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который состоит из представителей всех стран-членов (как правило, ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка с заместителем). Управляющие встречаются раз в год на сессиях.

Это должно коснуться в первую очередь тех стран, которые следуют предписаниям, принятым на международном уровне. Все эти меры преследуют, по сути, одну важную цель: упрочить ямайскую систему и уделить особое внимание не устранению валютно-финансовых кризисов, а их предупреждению и сдерживанию.

Реформирование деятельности МВФ в кредитной сфере, которое сопровождается фактическим прекращением долгосрочного расширенного кредитования, используется для осуществления программ структурного регулирования экономики государства, в основном еще со слабо развитой или переходной экономикой. Эти функции передаются Мировому банку, что фактически будет означать повышение их стоимости. Также регулированию в постъямайской системе XXI в. подлежат международные валютные и финансовые рынки, их реакция на результаты надзора за ними. При этом капиталы, поступающие из развивающихся стран и стран с переходной экономикой, неизменно будут привлекаться в экономически развитые страны.

На сегодняшний день почти все страны мира взаимодействуют друг с другом и, конечно же их валютные рынки находятся в тесной взаимосвязи. Не является исключением и Россия. До распада Советского Союза экономика

России и других социалистических стран была в каком-то роде обособлена от мировой экономической системы, поскольку в них господствовала командно-административная система. Это не значит, что мировые кризисы, в том числе и валютные, обходили их стороной. Просто их влияние было намного меньше. С переходом страны к рыночной экономике валютная система России стала теснее связана с мировой валютной системой. На нее оказывали влияние все проводимые МВФ реформы, и зачастую это не шло ей на пользу, так как проводимые реформы касались в большой степени стран-заемщиков, предполагали контроль за использованием этих средств. Также российская валютная система связана с курсами валют многих стран, лидирующих в экономическом отношении. В первую очередь это доллар США и евро.

Таким образом, национальные хозяйства различных стран находятся в тесной взаимосвязи. И в этих условиях необходимо обеспечить стабильность мировой валютно-финансовой системы. Реформы в этой сфере должны проводиться последовательно и учитывать интересы всех стран мира.

2.1.1 Россия и МБРР

         Россия стала членом МБРР 16 июня 1992 г. В 1992–1998 гг. МБРР предоставил России кредиты на 11,4 млрд. долл. под реализацию 41 проекта (по состоянию на конец 1998 г. освоено 5,4 млрд. долл.). В 1998 г. Россия стала крупнейшим заемщиком МБРР в Европе и Центральной Азии. За 1997–1998 финансовый год она получила кредиты на 1,63 млрд. долл. (в мировом списке получателей Россия занимает пятое место).

В 1997 г. Россия впервые участвовала в сессии Всемирного банка и МВФ (в Гонконге) как полноправный член и заявила о своей прямой и полной заинтересованности в обсуждении мировых финансовых проблем.

В августе 1998 г. на заседании Совета директоров Всемирного банка был утвержден проект кредитования России на сумму 1,5 млрд. долл. Срок погашения – семь лет с трехлетним льготным периодом. Выделение кредита предусмотрено тремя траншами: 300 млн. долл. (немедленно), 500 (в декабре 1998 г.) и 700 млрд. долл. (в июне 1999 г.). Став членом МБРР, Россия вступила и в Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).[16]

2.1.2 Присоединение России к ВТО

         По оценкам Российской Академии наук, Минэкономразвития, Минпромнауки России, отдельных экспертов присоединение к ВТО в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям в большинстве секторов российской экономики.

 Оценка последствий изменения таможенных тарифов

Анализ с учетом различных сценариев привел к выводу о том, что принятие обязательств в области тарифных уступок не приведет к резким изменениям защитных функций тарифного барьера. Кроме того, ожидается, что изменения таможенного тарифа не окажут существенного влияния на развитие промышленности в целом. Рост объема промышленного производства в период до 2010 года при всех вариантах развития событий составляет чрезвычайно близкие величины, которые находятся в пределах статистической погрешности.

С учетом изменения показателей производства выделяются пять отраслей, потенциально более чувствительных к изменению таможенных ставок - мясомолочная, химико-фармацевтическая, микробиологическая промышленность, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение. Однако и в этих случаях фактор присоединения не ведет к падению или стагнации производства. Различия проявляются только в колебаниях темпов роста, тенденция к которым сохраняется в любом случае.

Более того, даже в случае гипотетического двукратного сокращения импортных пошлин, что не предусматривается никакими российскими предложениями, итоговое сокращение производства в экономике в целом составит не более 1 процента. Гораздо более значительное влияние на производство оказывают колебания курса рубля, ведущие к фактическому многократному увеличению защиты от импорта в случае девальвации или ее сокращению в случае укрепления рубля (что не связано с присоединением к ВТО).

Проблемы машиностроительного комплекса общеизвестны - это отсутствие по оценке многих экспертов:

-         ясной промышленной политики;

-         эффективных механизмов поддержки и развития инновационной деятельности;

-         налоговой политики, стимулирующей развитие производства и повышение инвестиционной привлекательности.

-         Системы кредитования с нормальной процентной ставкой по кредитам.[17]

Эти и другие проблемы никак не связаны с присоединением к ВТО, а являются скорее проблемами внутриэкономического развития России.

Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым для высокотехнологичных отраслей промышленности. Доля их продукции в российском экспорте снизилась до 1%, а в мировом – до ничтожной величины, что делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО.

Информация о работе Роль России в международных экономических организациях