Роль России в международных экономических организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: показать структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в экономике России.
Задачи работы :
- ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;
- дать классификацию международных экономических организаций;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Международные экономические организации в системе международных экономических отношений………………………………...4-10
1.1 История международной экономической организации………………….4-5
1.2 Основы теории международной экономической организации…………..5-7
1.3 Понятие и виды международных экономических организаций …….…7-13
Глава 2. Взаимодействие России с международными экономическими организациями………………………………………………………………..14-20
2.1 Сотрудничество Российской Федерации с МВФ………………………14-16
2.1.1 Россия и МБРР………………………………………………………….16-17
3.3 Присоединение России к ВТО…………………………………………..17-20
Заключение…………………………………………………………………...21-23
Библиографический список……………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

курсач МЭО посл вариант.doc

— 126.00 Кб (Скачать)


российский государственный
торгово-экономический университет

Факультет              __МЭиТ_________
Курс              ____________2_______
Группа              _______23________

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Международные экономические отношения» на тему:

Роль России в международных экономических организациях.

 

 

 

 

Работу выполнил:
студент 
Нистратов
Сергей
Борисович

Научный руководитель:
д.э.н. (к.э.н.), доцент
Бондарев С.А.

 

 

Москва 2011

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема: «Роль России в международных экономических организациях»

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Международные экономические организации в системе международных экономических отношений………………………………...4-10

1.1 История международной экономической организации………………….4-5

1.2 Основы теории международной экономической организации…………..5-7

1.3 Понятие и виды международных экономических организаций …….…7-13

Глава 2. Взаимодействие России с международными экономическими организациями………………………………………………………………..14-20

2.1 Сотрудничество Российской Федерации с МВФ………………………14-16

2.1.1 Россия и МБРР………………………………………………………….16-17

3.3 Присоединение России к ВТО…………………………………………..17-20

Заключение…………………………………………………………………...21-23

Библиографический список……………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

Введение

В современных условиях из-за многообразия связей, складывающихся между странами, экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от экономики других стран. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом, они включают движение капитала между странами, миграцию рабочей силы, научно – технический обмен.

Международные экономические организации представляют собой прежде всего специфическую форму проявления и организации экономического сотрудничества между различными странами. При этом необходимо отметить, что на современном этапе общественного развития пределы действия международного права, характер международных организаций, а также их возможности играть относительно активную роль в становлении международного сотрудничества представляют собой как бы равнодействующих двух объективных тенденций.

Объектом исследования являются международные экономические организации и их роль в развитии экономики России. Интерес к данной теме связан с возросшим влиянием экономических организаций на мировую экономику и в частности на Россию.

Цель работы: показать структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в экономике России.

Задачи работы :

- ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;

- дать классификацию международных экономических организаций;

- показать взаимоотношения России с основными международными организациями;

- дать анализ процесса присоединения России к ВТО.

Глава I. Международные экономические организации в системе международных экономических отношений.

1.1 История МЭО

        Формирование международных экономических отношений зависит от уровня развития производительных сил. Между первобытными общинами и племенными союзами существовал обмен. Постепенно во время формирования национальных государств он преобразовывался в международную торговлю. В дальнейшем появляется мировой рынок, а вместе с ним другие формы международных экономических отношений.

Торговля в Древней Греции велась между городами-государствами. Довольно скоро появляется специализация городов на производстве отдельных товаров. Это развивало рост производительности труда и увеличивало возможности торговли между городами. В Средиземном и Черном море главную роль в торговле играли греческие купцы.

В Римскую империю входило большое количество территорий, поэтому торговля между ними носила, в сущности, международный характер. К тому же Рим имел торговые отношения с Северной Европой, Азией и Африкой. Развивалось банковское дело и денежное хозяйство. В торговле начали пользоваться векселями.

С появлением централизованных государств (Англия, Испания, Франция, Россия) торговля начинает расти. В XII–XIV вв. появляются капиталистические отношения, они значительно увеличивают роль международных экономических отношений. Торговля в основном велась в бассейнах Средиземного, Балтийского и Северного морей. Также через эти районы шла торговля с Восточной Европой, Ближним Востоком и более отдаленными территориями.[1] После открытия Америки и морского пути в Индию возрастает значение океанской торговли. Увеличивается экспорт изделий.

Уровень развития внешней торговли России был ниже западноевропейского. Причины этого: географическая удаленность, отрезанность от морей; социальный фактор – феодально-крепостническая система, низкое развитие капитализма. Но в XVI–XVII вв. Россия экспортировала лес, пушнину, пеньку, деготь, а импортировала предметы роскоши, изделия из металла.

В новое время (середина XVII – середина XX вв.) по всему миру распространяется рыночно-капиталистическая экономика, образуется мировой рынок. Значительное влияние на развитие международных экономических отношений оказывали военно-политические факторы. В новое время субъектами международных экономических отношений стали частные акционерные компании, действующие и за пределами собственного государства. В середине XIX в. в России начал активно развиваться капитализм, и ее роль в мировой политике и экономике возрастала. Но революция 1917 г. прервала этот процесс, и роль России, а затем и СССР в мировой экономике коренным образом изменилась.

1.2 Основы теории МЭО

         Фундаментом теории международной торговли является принцип сравнительного преимущества или сравнительных издержек. Этот принцип говорит о том, что самое эффективное использование ограниченных ресурсов всего мира и отдельной страны будет происходить, только если каждая страна будет производить и экспортировать те товары, затраты на которые в ней сравнительно низкие.[2] Одновременно стране выгоднее отказаться от производства товаров, по которым ее преимущество абсолютно ниже, а также от тех, по которым ее затраты ненамного меньше, чем по другим. Специализация страны определяется наиболее благоприятным сочетанием факторов производства. Существуют следующие факторы производства:

1) труд;             3) земля;        2) капитал;       4) технология[3]. 

Из этой теории следует, что искусственные препятствия для международной торговли, основанной на специализации, могут уменьшить выгоду от нее. Это следующие препятствия: импортные пошлины, нетарифные барьеры, квоты. Все они вводятся государствами. Ограничения на экспорт чисто теоретически также нежелательны. Однако множество стран принимают такие меры, по-разному сочетая их. Пошлины значительно пополняют государственный бюджет, к тому же их сбор относительно не затруднен. Ограничивая импорт, государство поддерживает слабые, неконкурентоспособные отрасли народного хозяйства. Также этому помогают экспортные субсидии. Если импорт вытесняет национальных производителей и сокращает число рабочих мест, государство также ограничивает его. Отличие международной торговли от внутренней состоит в том, что часто происходит обмен одной национальной валюты на другую. В этом процессе обычно принимают участие коммерческие банки. Соотношение этого обмена называется валютным или обменным курсом. Девальвация (понижение курса национальной валюты) выгодна экспортерам и может стимулировать экспортные отрасли экономики. Импортерам она невыгодна и может уменьшить импорт товаров из-за границы.[4]

Положение международных финансов государства зависит от кредитно-денежной системы и изменений, происходящих в ней. Государство воздействует на международные финансы страны через общую макроэкономическую политику, в частности через кредитно-денежную политику. Среди инструментов валютной политики выделяют дисконтную политику (изменения ставок ссудного процента, под который центральный банк кредитует коммерческие банки) и валютные интервенции (покупка или продажа иностранной валюты на рынке центральным банком).

Считается что на рубеже XIX-XX вв. Завершилось формирование мирового рынка. Мировой рынок- это система постоянных товарно-денежных отношений между странами, основанная на международном разделении труда, специализации и кооперации. Главной его особенностью является международная торговля.

Мировая экономика- это совокупность национальных экономик, связанных между собой международной торговлей и движением факторов производства. Главная ее особенность- это открытость, увеличивающаяся ориентация преобладающего числа стран мира на экономическое сотрудничество.

1.3 Понятие и виды международных экономических организаций

          В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 – межправительственные)[5]. Среди этих организаций выделяются 300 международных торгово-экономических организаций средним и узким составом участников, позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.).

Термин «международные экономические организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета[6].

В понятие органов международной организации входит следующее: это составная часть международной организации, ее структурное звено; орган создается на основании учредительного или иных актов международной организации; он наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями; он обладает внутренней структурой и имеет определенный состав; разработан порядок принятия им решений; в учредительном или иных актах закреплен его правовой статус.

Положения о компетенции международной организации в целом тесно связаны с компетенцией ее органов. Компетенция органа международной организации определяется в учредительном акте или в иных международных соглашениях и носит договорный характер. Она не может быть произвольно изменена без согласия государств — членов международной организации, выраженного в соответствующей форме.

И.И. Лукашук, определяя понятие международной экономической организации, пишет, что это – организаций, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации.[7]

Международные экономические организации являются субъектами международного права. Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Международная Торговая палата и др.).

Для классификации международных экономических организаций, как правило, применяются различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные организации. По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Содружество Независимых Государств, Организация Африканского Единства, Организация Американских Государств). Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции.[8]

Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, СНГ, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирная Торговая Организация, Организация стран – экспортеров нефти и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т. д. Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества, и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи, например, Европейскому Союзу (ЕС).

Информация о работе Роль России в международных экономических организациях