Роль Колумбии в мировой теневой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 00:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль Колумбии в мировой теневой экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и базовый институт теневой экономики;
- исследовать основные сферы теневой деятельности Колумбии;
- исследовать взаимосвязь основных теневых структур страны;
- определить роль наркобизнеса как отрасли теневой экономической деятел

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Мировая теневая экономика: сущность, масштабы, последствия 6
1.1. Сущность теневой экономики, факторы развития 6
1.2. Масштабы мировой теневой экономики 13
1.3. Основные отрасли теневой экономики и их доли в мире 18
Глава 2. Теневая экономика Колумбии, основное направления теневой деятельности и их показатели 25
2.1. Основные направления теневой деятельности в Колумбии 25
2.2. Мировые показатели теневой экономики Колумбии 29
Глава 3. Проблемы теневой экономики в мире. Попытки обеспечения экономической безопасности в Колумбии и мире 31
3.1. Проблема мировой теневой экономики и экономической безопасности 31
3.2. Современные методы борьбы с теневой экономикой 34
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Теневая экономика.docx

— 297.56 Кб (Скачать)

Черный рынок оружия имеет  очень большое значения для торговцев наркотиками. Эта категория покупателей "черного" оружия имеет широкие финансовые возможности, но несмотря на это большая часть оружия наркомафии приобретена не оптом, а посредством мелких закупок у нелицензированных поставщиков из США, где в частных руках находится свыше 200 млн. стволов. В 1980-е гг. стало обычной практикой покупать оружие в американских магазинах для последующей нелегальной перепродажи в Латинскую Америку. Разрешительная система США ставила мало преград для подобной деятельности. На рынок поставлялось полуавтоматическое оружие, которое легко могло быть переделано в автоматическое. Автоматическое же оружие в основном поставлялось в Латинскую Америку из-за океана, в том числе и из России, где с разрушением СССР контроль за торговлей оружием крайне ослаб.

Покупателями оружия в  Латинской Америке являются не только и не столько сами наркобароны, сколько их союзниками - левые повстанцы из "Революционных вооруженных сил Колумбии" и перуанского "Светлого пути". Сложился своеобразный симбиоз между наркоторговцами, повстанцами и нелегальными продавцами оружия, причем трудно понять, то ли повстанцы вымогают оружие у наркоторговцев, то ли наркоторговцы нанимают партизан для охраны своего бизнеса.

Размах наркобизнеса привел в Колумбии и к другой проблеме – развитию нелегального рынка труда. С экономической точки зрения производство наркотиков является прибыльным занятием, поэтому желающие всегда найдутся.

Выращивание коки в Колумбии еще с доколониальных времен было одним из основных занятий местных  крестьян, и отучить их от этого  крайне выгодного дела, заставить  заняться обычным земледелием весьма непросто. Дело в том, что никакие  культуры не смогут принести такого высокого дохода, как кока, которую можно выращивать в непригодных для других культур условиях.

Такой размах наркобизнеса привел к тому, что из 33 млн. населения 4 млн. (около 12%) работает в производстве наркотиков.

В связи с мировым распространением наркобизнеса происходит и масштабное развитие нелегальных валютных рынков, на которых проводятся платежные операции.

Иллюстрацией действия нелегальных  валютных рынков могут служить операции, к которым прибегают жители стран  со строгим валютным контролем, таких  как Колумбия и Перу, желающие вести  легальные дела в США. По колумбийскому законодательству, например, любое лицо вправе положить любое количество местной валюты (песо) в колумбийский банк без указания происхождения денег, однако никто не вправе легально вывозить деньги из Колумбии иначе, как приобретя иностранную валюту по фиксированному обменному курсу через Центральный банк Колумбии. Легальный колумбийский бизнесмен может оказаться перед необходимостью найти более конфиденциальный и быстрый путь обмена песо на доллары и перевода этих долларов в США для ведения дел. В то же время колумбийский наркоделец располагает в США огромными суммами долларов, которые ему нужно перевести в Колумбию н конвертировать в песо для финансирования своего наркобизнеса. Колумбийский бизнесмен и наркоделец встречаются через посредника - специалиста по отмыванию денег - и договариваются о производстве частного обмена. Наркоделец переводит свои доллары в США на счет колумбийского бизнесмена, а тот переводит в Колумбии свои песо на счета доверенных лиц наркодельца. При таком отмывании валюта не покидает страны пребывания, а бизнесмен, возможно, даже не ведает, что помогает отмыванию наркоденег.

Черный рынок в столице  Перу г.Лиме напрямую связан с долиной верховий реки Уальяги, где сосредоточено около 70% плантаций коки. Местные крестьяне продают листья коки и переработанную кокаиновую пасту колумбийским наркодельцам. Колумбийцы посылают в перуанские деревни в этой долине самолеты и расплачиваются за коку долларами США. Перуанские наркодельцы, в свою очередь, собирают эти доллары и продают их владельцам пунктов обмена валюты в Лиме, получая за них местные деньги (инти), необходимые для ведения операций кокаинового бизнеса. Когда информация о продаже партии коки в долине доходит до столицы, валютные менялы в Лиме тут же направляют самолеты с грузом инти в Уальягу, откуда возвращаются через несколько часов с долларами США. Эти доллары затем выгодно продаются за инти на черном рынке в Лиме перуанским бизнесменам, стремящимся обратить свои запасы местной валюты в доллары из опасений инфляции. Менялы лимского черного рынка доставляют доллары перуанским "капиталистам", переводя их на счета своих "отделений" в США, а после получения инти за продажу долларов переводят их снова со счетов "отделений" на счета покупателей -"капиталистов" в Нью-Йорке и Майами. После этого организация вновь отправляется с перуанской валютой в джунгли для покупки новых партий долларов США - и цикл повторяется. Данный процесс схематично изображен на рисунке 1. (Приложение 5)

Таким образом, мы видим, что основными нелегальными рынками Колумбии являются рынок наркотиков, рынок оружия, труда и финансовый рынок. Процентное соотношение этих отраслей можно представить с помощью диаграммы. (Приложение 6)

Мировые показатели теневой экономики Колумбии

В заключение хотелось бы рассмотреть  колумбийские показатели наркобизнеса на уровне мировых, так как именно эта отрасль подвергается особому  вниманию и оказывает влияние  на развитие остальных отраслей теневой  экономики страны.

В целом в связи с  попытками борьбы с наркотизацией  общества общемировая площадь культивирования  коки сократилась на 5% со 167 тыс. га в 2008 году до 158 тыс. га в 2009 году. Это объясняется  главным образом существенным сокращением  площадей культивирования в Колумбии, которое не было компенсировано их расширением в Перу и Боливии. За период 2008-2009 годов общемировая  площадь культивирования коки сократилась  на 28 процентов. В 2009 году на долю Колумбии приходилось 43% общемировой площади  культивирования коки, в то время  как на долю Перу – 38%, а на долю Боливии  – 19%.8 (Приложение 7)

Таким образом, доля нелегального рынка наркотиков Колумбии в мировом  валовом продукте составила в 2010 году 5%.

В связи с этим расширяются  и колумбийские показатели секторов нелегального рынка труда и рынка  оружия в составе мирового валового продукта, которые составляют соответственно 3% и 1,7%. (Приложение 8)

Считается, что со временем удастся победить проблему наркотизации общества, что приведет к сокращению объемов производства наркотиков. Главная  задача заключается в том, чтобы  решить проблему спроса на товар. С  одной стороны, речь идет о борьбе за сокращение спроса путем активизации  воспитательного воздействия, психологической  и медицинской помощи наркоманам различных категорий. С другой стороны, об ужесточении борьбы с контрабандой наркотиков и сопряженными с нею  коррупцией и другими преступлениями.

 

Проблемы  теневой экономики в мире. Попытки  обеспечения экономической безопасности в Колумбии и мире

Проблема мировой  теневой экономики и экономической  безопасности

Экономическая безопасность любого государства, являясь составной  частью общей системы национальной безопасности, представляет основу для  функционирования остальных элементов, входящих в ее структуру (как, например, военной, технологической, продовольственной и экологической безопасности). В настоящее время в связи с широкомасштабным распространением теневой экономики экономическая ситуация в мире носит сложный и противоречивый характер.

Исследованию экономической  безопасности с середины XX века уделялось достаточно внимания, о чем свидетельствуют многочисленные публикации ученых, занявшихся изучением этой проблемы. Глубокий социально-экономический, политический кризис и неопределенность дальнейшей судьбы во времена глобальных перемен в обществе и мире привели к разработке концепции экономической безопасности силами ведущих экономистов. При этом большинство исследователей экономической безопасности рассматривают теневую экономику как одну из основных ее угроз (обычно как угрозу выделяют процесс криминализации общества).

Теневая экономика особенно бурно развивается в переломные моменты социально-экономического развития, когда новые институты  еще не сформировались, а старые не способны разрешить назревшие  противоречия. И мировая история убедительно подтверждает это суждение. Проблема теневой экономики в мире широко заявила о себе в конце XX века, и большинство исследователей по проблеме теневой экономики рассматривают ее как одну из основных угроз экономической безопасности, так как теневая экономика отрицательно влияет на экономику государства и регионов, изымая из легального производства значительную часть факторов.

Приведем основные положения  теории экономической безопасности, а также сформулируем логические взаимосвязи основных категорий  данной теории. Под экономической  безопасностью одни исследователи  понимают такое «состояние экономической  системы, которое позволяет ей развиваться  динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство  имеет возможность выработать и  проводить в жизнь независимую  экономическую политику». Согласно другому подходу, под сущностью экономической безопасности понимается такое «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов».

В качестве исходных критериев, отражающих уровень безопасности экономической  системы, является баланс интересов образующих ее элементов. Необходимый уровень безопасности достигается путем нахождения баланса (равновесия) интересов образующих систему элементов, когда реализация и изменение объема интересов происходит не в ущерб, а в соответствии с интересами других элементов. Тем самым, состояние целостности системы основано на балансе интересов, входящих в систему взаимосвязанных элементов.

Логику процесса нарушения  целостности экономической системы  с точки зрения теории экономической  безопасности и теневой экономики  можно проследить на основе схематического представления. На рисунке 2 (Приложение 9) показана логика нарушения целостности экономической системы. По мере усиления действия деструктивных факторов процесс разрушения целостности экономической системы проходит по линии: ущемление интересов – появление факторов роста и развития теневой экономики – усиление факторов, способствующих росту теневой экономики – возникновение теневой экономики в различных секторах – возникновение самостоятельной теневой экономической системы (это и означает разрушение целостности экономической системы).

Выведенная логическая цепочка  указывает на то, что деструктивные  противоречия являются источником теневой  экономики. Кроме того, появление  деструктивных противоречий уже  указывает на то, что целостность  системы нарушена, а значит, она  требует восстановления. Далее, разрешение противоречий способствует восстановлению целостности, а это, в свою очередь, означает уменьшение теневой экономики. Таким образом, противодействовать теневой экономике можно только мерами, направленными на восстановление целостности экономической системы.9

Если же говорить о возможности  искоренения теневой экономики, то стоит отметить, что противоречия будут существовать, пока существует система, а значит предпосылки роста  и развития теневой экономики  заложены в самой системе. Это означает, что рост и развитие теневой экономики зависят от способа разрешения противоречий существования системы, которые при определенных условиях могут превратиться в деструктивные, разрушающие ее целостность.

В результате, выведенная логическая цепочка отражает как источник, причину возникновения теневой экономики (деструктивные противоречия), так и формирует направление противодействия теневой экономики (восстановление целостности), что несет в себе существенную ценность для дальнейшего исследования проблемы теневой экономики. Полученные в ходе исследования выводы также позволили определить теневую экономику как систему производственных отношений, выражающих деструктивные противоречия, которые разрушают целостность экономической системы государства.

 

Современные методы борьбы с теневой экономикой

Борьба с экономической  преступностью имеет свою специфику  и объективно существующие трудности, среди которых различают латентность  противоправных финансовых и других хозяйственных операций, техническую сложность раскрытия экономических правонарушений, нередко прикрываемых внешне правомерной и защищенной нормами гражданского права хозяйственной деятельностью. Поэтому для ее искоренения необходима специальная подготовка высококвалифицированных сотрудников, специализирующихся на борьбе с экономической преступностью.

Необходимо также налаживать эффективное взаимодействие государственных экономических, контрольных и правоохранительных органов, проведение объемной и трудоемкой работы по информатизации государственного учета экономической деятельности. Необходимо упорядочить в нормативном плане отношения собственности. Правовая база, которая бы предусматривала жесткую систему ответственности за эффективное управление и распоряжение государственным имуществом, имуществом корпораций перед их акционерами, трудовыми коллективами, должна стать на защиту законно приобретенной собственности и добросовестного предпринимательства.

Важным направлением совершенствования  мер является установление и реализация новых экономических функций  государственных органов, которые должны включаться в систему хозяйственных связей как равноправные субъекты гражданско-правовых отношений. Государство должно активно участвовать в создании инфраструктуры гражданско-правовых отношений. Государство может и должно участвовать в решении проблемы экономической безопасности путем проведения единой технической политики, участия в производстве, сертификации и эксплуатации средств физической и информационной безопасности, а также способствовать повышению юридической культуры и формированию гарантий охраны прав участников экономических отношений.10 

Информация о работе Роль Колумбии в мировой теневой экономике