Религиозные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:25, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: найти способы снижения конфликтной ситуации, которая ведёт к нарушению религиозного мира и согласия.
В связи с этим были поставлены задачи: провести анализ религиозных конфликтов в обществе, разобрать специфику их появления и структуру, показать связь политики, общества, религиозных конфликтов и их последствия. Поставленные задачи будут решаться методом анализа библиографических источников как отечественных, так и зарубежных авторов.

Файлы: 1 файл

рел конфликты.docx

— 84.79 Кб (Скачать)

В принципе, поскольку не бывает людей  с абсолютно одинаковыми идеалами, такие разногласия можно признать естественными, можно также в  большинстве случаев и найти  пути их разрешения: либо путем взаимоприобщения к ценностям друг друга, либо путем  терпимости и признания права  на инаковерие. Однако эти пути не всегда возможны, но вполне реализуемы.

Поскольку религиозные конфликты суть конфликты  абсолютных ценностей, постольку они  часто имеют хронический характер, легко провоцируемы и практически  не поддаются урегулированию. Одним  из путей их решения является преобразование возникших на религиозной почве "конфликтов ценностей" в "конфликты  интересов",- т.е. отфильтровывание главных  причин конфликта от мировоззренческого антагонизма конфликтеров. Но в случае "чистых" религиозных конфликтов требуется длительный процесс формирования новой ценности религиозной терпимости и готовности к диалогу.

Религия в классовом обществе является идеологией, оправдывающей существующий строй, т.е. служит инструментом в руках  господствующих классов, затушевывая  классовые противоречия и примиряя обездоленных с их участью, мешая  развитию классового сознания, проповедует  идею классового примирения.

Проведем  теперь связь между политикой  и религией.  Свободная от моральных обязательств политика в ядерный век особенно опасна. В этой связи возрастает воздействие религии на политику как этического фактора, выполняющего роль арбитра в борьбе политических сил.

  Религиозные организации на разных уровнях, включая и институциональный, принимают участие в политике через активную идеологическую деятельность, участвуют в идеологических битвах за умы людей. Так или иначе, в разных формах религиозные группы участвуют в политической жизни общества. Это участие определяется либо религиозной идеологией, либо объективными обстоятельствами их функционирования. Особенностью современного исторического этапа является потребность в политике, считающейся с этическими критериями.

Лидеры стремятся использовать возможности политической власти для укрепления своих позиций в ущерб правам других конфессиональных общностей. Параллельно возрастает соблазн усиления религиозного влияния на различные стороны общественной жизни, не исключая и политики. В таких случаях нередко и политика идет навстречу религии, стремясь использовать ее мощный мобилизационный потенциал в своих интересах. В результате, [10, c.65] появляется угроза политизации религии и клерикализации политики, что чревато резким обострением социально-политических и межнациональных противоречий. В связи с такой опасностью необходимо умеренно сочетать влияние религии и политики друг на друга, не использовать их в своих эгоистических интересах, а соблюдать границы между верой и властью.

Слабое знание или незнание этнической психологии, путей и методов влияния религий на формирование этнонационального самосознания и межнациональных установок, характерные для многих политиков регионального и даже федерального масштаба, приводят к принятию неверных решений в сфере государственно-конфессиональных отношений, которые крайне отрицательно сказываются на этнонациональных контактах, способствуя обострению межэтнических противоречий. Поэтому необходимо тщательное изучение основ вероучений, возможно создание образовательных учреждений местного и регионального типа.

Нельзя забывать, что религиозные  конфликты характерны, прежде всего, для государств с многоконфессиональным  населением, в которых принимаются  и действуют дискриминационные  законы или игнорируются и нарушаются права верующих. Создание преимуществ  для одной религии неизбежно  приводит к ущемлению прав других. Необходимо уважать право народов и религиозных общин выбирать, жить ли им по законам секулярного гуманизма или, положим, по законам ортодоксального иудаизма, шариата, целостного христианского мировоззрения или верований коренных народов. Более того, следует стремиться к большей гибкости международного права и универсальных   политических решений, дабы устранить диктат обезбоженного миропонимания над волей индивидуумов, общин, народов.

Естественно, максимальное внимание необходимо уделять соблюдению прав религиозных и мировоззренческих меньшинств, а также утверждению права человека на жизнь. Впрочем, под видом борьбы за права человека не стоит навязывать обществу не свойственных ему моделей отношений религии и государства, привычных, например, для некоторых западных стран, но реально действующих лишь среди абсолютного меньшинства народов мира, а потому никак не могущих считаться универсальной нормой.

Нужно в связи с этим создавать общественно-политические организации с привлечением верующих, и всё больше и больше проводить конгрессы и встречи от представителей разных религий, совершенствовать работу ООН.

ХХ  век стал веком широкого вовлечения верующих в демократические общественно-политические движения и партии. Необходимо, чтобы и текущий  век стал на путь достижения гармонии и уважения между всеми религиями мира.

Заключение

Религия и отношение к ней – неотъемлемая часть любого национального менталитета, и вместе с тем, важная составляющая внутренней политики и общественной жизни. Что же "не складывается"? Что вообще нужно этим "странным" людям, готовым жертвовать своей и чужой жизнью ради некоторого комплекса убеждений?  Понять такого рода проблему в религиозных конфликтах было непросто…. Но в представленной работе  мы рассмотрели тему актуальную для российской действительности. Кроме того, сумели разрешить поставленные задачи и цели с привлечением отечественных и зарубежных источников. И эти выводы  обязательно помогут осуществить эффективное взаимодействие во всех видах деятельности и во всех сферах нашей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

“Дхарма”- означает моральную добродетель, прежде всего – это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать;

Бхавачакра – "колесо жизни" (оно же круговорот бытия или круг сансары);

«Бхава» –вечное существование;

Упадана- привязанность;

 Чистилище – промежуточное место между адом и раем;

Шариат – свод религиозных  и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны;

Сунны -мусульманское священное предание;

Намаз – исповедание веры;

Молитва - простое моление;

Хадж – паломничество в Мекку;

Садака – добровольные пожертвования;

Закят – обязательный налог на имущество и доходы,

Партикуляризм -  притязание религиозной группы на исключительное обладание истиной и моралью приводит к методам насильственного насаждения своей веры;

Квази-предмет – в конфликте наряду с реальным предметом конфронтации может фигурировать мнимый;

Конфликт - это всегда субъективно-объективное отношение (взаимодействие), происходящее в социальной среде;

Инцидент - это тело конфликта, его материализация, его образ, представленный для зрителя, его норма, помогающая субъекту ясно осознавать выявившееся противоречие;

Конфликтогены - представляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем или достижение каких-то целей (психологических или прагматических);

Безапелляционность - проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности;

Религиозная война - общественно-политическое явление, связанное с переходом  от процессов мирной экспансии одной  религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные  виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и  духовного преобразования одних  народов другими;

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова»

Химико – металлургический факультет

Кафедра педагогики и психологии

 

 

Квалификационная работа по конфликтологии

 

 

 

На тему: « Религиозные  конфликты и их структура»

 

 

 

 

Выполнила: студ. Гр. МКС- 09

Гибадуллина М. Р.

Проверила: д.п.н., проф.

Лешер О.В.

 

 

 

 

 

Магнитогорск,2011

Библиографический список

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2001. с.9-21

2. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2000. с.17-19

 

3. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1995. с. 87-120

 

4. Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995. с.72

5. Здравомыслов Л.Г. Социология конфликта. М., 1996. с.127-139

 

6. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии (курс лекций). Ростов-н/Д - 1998. с.38-45

7. Зеленков  М.Ю.Мировые религии :история и современность; учебное пособие:.М, 2003;

 

8. Кильмашкина Г. Н.Социальные кофликты:.М, Юнити-Дана:Закон и право,2009,с 204-223

9. Классики мирового религиоведения. Антология. В 2 т. Т.1., 1996-1998. с. 71-79; 121

 

10. Мамедова Н.М. Исламская экономика и глобализация // Ислам и политика. - М., 2001. с.63-65

 

11. Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. № 12. с. 94-117.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

 1.Основное содержание вероучения  мировых религий

1.1.Буддизм………………………………………………………………………………………………...2

1.2.Христианство………………………………………………………………………………………….3

1.3. Ислам…………………………………………………………………………………………………..5

2. Понятие «религиозныйконфликт»……………………………………………………………............7

3.Виды религиозных конфликтов………………………………………………………………8

 4.Факторы религиозных конфликтов…………………………………………………………..9

5.Структура и специфика разворачивания религиозного конфликта……………………...10

6.Религиозная война……………………………………………………………………………15

7.Последствия религиозных  конфликтов во всемирной истории…………………………..17

8.Пути снижения религиозной  напряженности……………………………………………...18

Заключение

Глоссарий

Библиографический список

 

 

 

 


Информация о работе Религиозные конфликты