Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:25, реферат
Цель данной работы: найти способы снижения конфликтной ситуации, которая ведёт к нарушению религиозного мира и согласия.
В связи с этим были поставлены задачи: провести анализ религиозных конфликтов в обществе, разобрать специфику их появления и структуру, показать связь политики, общества, религиозных конфликтов и их последствия. Поставленные задачи будут решаться методом анализа библиографических источников как отечественных, так и зарубежных авторов.
В
принципе, поскольку не бывает людей
с абсолютно одинаковыми
Поскольку
религиозные конфликты суть конфликты
абсолютных ценностей, постольку они
часто имеют хронический
Религия в классовом обществе является идеологией, оправдывающей существующий строй, т.е. служит инструментом в руках господствующих классов, затушевывая классовые противоречия и примиряя обездоленных с их участью, мешая развитию классового сознания, проповедует идею классового примирения.
Проведем теперь связь между политикой и религией. Свободная от моральных обязательств политика в ядерный век особенно опасна. В этой связи возрастает воздействие религии на политику как этического фактора, выполняющего роль арбитра в борьбе политических сил.
Религиозные организации на разных уровнях, включая и институциональный, принимают участие в политике через активную идеологическую деятельность, участвуют в идеологических битвах за умы людей. Так или иначе, в разных формах религиозные группы участвуют в политической жизни общества. Это участие определяется либо религиозной идеологией, либо объективными обстоятельствами их функционирования. Особенностью современного исторического этапа является потребность в политике, считающейся с этическими критериями.
Лидеры стремятся использовать возможности политической власти для укрепления своих позиций в ущерб правам других конфессиональных общностей. Параллельно возрастает соблазн усиления религиозного влияния на различные стороны общественной жизни, не исключая и политики. В таких случаях нередко и политика идет навстречу религии, стремясь использовать ее мощный мобилизационный потенциал в своих интересах. В результате, [10, c.65] появляется угроза политизации религии и клерикализации политики, что чревато резким обострением социально-политических и межнациональных противоречий. В связи с такой опасностью необходимо умеренно сочетать влияние религии и политики друг на друга, не использовать их в своих эгоистических интересах, а соблюдать границы между верой и властью.
Слабое
знание или незнание этнической психологии,
путей и методов влияния религий на формирование
этнонационального самосознания и межнациональных
установок, характерные для многих политиков
регионального и даже федерального масштаба,
приводят к принятию неверных решений
в сфере государственно-
Нельзя забывать, что религиозные конфликты характерны, прежде всего, для государств с многоконфессиональным населением, в которых принимаются и действуют дискриминационные законы или игнорируются и нарушаются права верующих. Создание преимуществ для одной религии неизбежно приводит к ущемлению прав других. Необходимо уважать право народов и религиозных общин выбирать, жить ли им по законам секулярного гуманизма или, положим, по законам ортодоксального иудаизма, шариата, целостного христианского мировоззрения или верований коренных народов. Более того, следует стремиться к большей гибкости международного права и универсальных политических решений, дабы устранить диктат обезбоженного миропонимания над волей индивидуумов, общин, народов.
Естественно, максимальное внимание необходимо уделять соблюдению прав религиозных и мировоззренческих меньшинств, а также утверждению права человека на жизнь. Впрочем, под видом борьбы за права человека не стоит навязывать обществу не свойственных ему моделей отношений религии и государства, привычных, например, для некоторых западных стран, но реально действующих лишь среди абсолютного меньшинства народов мира, а потому никак не могущих считаться универсальной нормой.
Нужно
в связи с этим создавать общественно-
ХХ век стал веком широкого вовлечения верующих в демократические общественно-политические движения и партии. Необходимо, чтобы и текущий век стал на путь достижения гармонии и уважения между всеми религиями мира.
Заключение
Религия и отношение к ней – неотъемлемая часть любого национального менталитета, и вместе с тем, важная составляющая внутренней политики и общественной жизни. Что же "не складывается"? Что вообще нужно этим "странным" людям, готовым жертвовать своей и чужой жизнью ради некоторого комплекса убеждений? Понять такого рода проблему в религиозных конфликтах было непросто…. Но в представленной работе мы рассмотрели тему актуальную для российской действительности. Кроме того, сумели разрешить поставленные задачи и цели с привлечением отечественных и зарубежных источников. И эти выводы обязательно помогут осуществить эффективное взаимодействие во всех видах деятельности и во всех сферах нашей жизни.
Глоссарий
“Дхарма”- означает моральную добродетель, прежде всего – это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать;
Бхавачакра – "колесо жизни" (оно же круговорот бытия или круг сансары);
«Бхава» –вечное существование;
Упадана- привязанность;
Чистилище – промежуточное место между адом и раем;
Шариат – свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны;
Сунны -мусульманское священное предание;
Намаз – исповедание веры;
Молитва - простое моление;
Хадж – паломничество в Мекку;
Садака – добровольные пожертвования;
Закят – обязательный налог на имущество и доходы,
Партикуляризм - притязание религиозной группы на исключительное обладание истиной и моралью приводит к методам насильственного насаждения своей веры;
Квази-предмет – в конфликте наряду с реальным предметом конфронтации может фигурировать мнимый;
Конфликт - это всегда субъективно-объективное отношение (взаимодействие), происходящее в социальной среде;
Инцидент - это тело конфликта, его материализация, его образ, представленный для зрителя, его норма, помогающая субъекту ясно осознавать выявившееся противоречие;
Конфликтогены - представляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем или достижение каких-то целей (психологических или прагматических);
Безапелляционность - проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности;
Религиозная война - общественно-политическое явление, связанное с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими;
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова»
Химико – металлургический факультет
Кафедра педагогики и психологии
Квалификационная работа по конфликтологии
На тему: « Религиозные конфликты и их структура»
Выполнила: студ. Гр. МКС- 09
Гибадуллина М. Р.
Проверила: д.п.н., проф.
Лешер О.В.
Магнитогорск,2011
Библиографический список
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2001. с.9-21
2. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2000. с.17-19
3. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1995. с. 87-120
4. Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995. с.72
5. Здравомыслов Л.Г. Социология конфликта. М., 1996. с.127-139
6. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии (курс лекций). Ростов-н/Д - 1998. с.38-45
7. Зеленков М.Ю.Мировые религии :история и современность; учебное пособие:.М, 2003;
8. Кильмашкина Г. Н.Социальные кофликты:.М, Юнити-Дана:Закон и право,2009,с 204-223
9. Классики мирового религиоведения. Антология. В 2 т. Т.1., 1996-1998. с. 71-79; 121
10. Мамедова Н.М. Исламская экономика и глобализация // Ислам и политика. - М., 2001. с.63-65
11. Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. № 12. с. 94-117.
Содержание
Введение
1.Основное содержание вероучения мировых религий
1.1.Буддизм…………………………………………………
1.2.Христианство……………………………………
1.3. Ислам…………………………………………………………………
2. Понятие «религиозныйконфликт»………………………
3.Виды религиозных конфликтов…
4.Факторы религиозных конфликтов……………………………………………………
5.Структура и специфика разворачивания религиозного конфликта……………………...10
6.Религиозная война…………………………………………………………………
7.Последствия религиозных
конфликтов во всемирной
8.Пути снижения религиозной
напряженности……………………………………………
Заключение
Глоссарий
Библиографический список