Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:25, реферат
Цель данной работы: найти способы снижения конфликтной ситуации, которая ведёт к нарушению религиозного мира и согласия.
В связи с этим были поставлены задачи: провести анализ религиозных конфликтов в обществе, разобрать специфику их появления и структуру, показать связь политики, общества, религиозных конфликтов и их последствия. Поставленные задачи будут решаться методом анализа библиографических источников как отечественных, так и зарубежных авторов.
Рассмотрим наиболее
распространенные
· - снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности. В истории такой тип конфликтогена отражен в высмеивании доматоведов-католиков трактовки Лютера и Цвингли о богатствах церкви, когда в послании нунция было зачитано об ошибках в переводе катехизиса Лютером с латыни на немецкий язык. Католическое догматическое богословие и сегодня считает многие положения протестантизма просто следствием неверного перевода [10, с.72].
· - хвастовство, вызывает раздражение, желание “поставить на месть” хвастуна. Проявлялось также во время реформации католической церковью в ответ на аскетический образ жизни Лютера и его последователей как простое следствие несостоятельности их обеспечить себе более достойное существование.
· - категоричность, безапелляционность - проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности; предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Данный конфликтоген характерен для всех внутриконфессиональных и межконфессиональных конфликтов и заложен в самом отличии одной религии от другой. Иудаизм считает лишь иудеев избранным народом, и проявление антисемитизма трактует как зависть со стороны гоев, в Коране безапелляционно устанавливается главенство мусульман над неверными, Библия, Ветхий и Новый заветы показывают богоизбранность христиан. Внутри того же христианства каждая из ветвей и подветвей (старообрядчество в православии, амишизм в протестантизме) категорически убеждена в своей правоте и обреченности иных, даже родственных конфессий и т.д. [3, с.94; 10, с.72].
Спецификой разворачивания религиозного конфликта можно назвать сам его ход.
Последний определяется теми
конкретными условиями, в которых
назревал конфликт: столкновения внутри
одной конфессии
· Если в конфликт происходит между двумя или более школами или течениями в конфессии, конфликт может касаться иерархии ценностей, особенностей догматов и оправления культа. Как правило, за этими лозунгами спрятаны корыстные цели руководства соперничающих группировок, для которых победа в таком конфликте может означать признание главенства, занятия высших должностей в иерархии конфессий.
· Если происходит межконфессиональный конфликт, в котором участвуют разные социальные группы - рабы - господа (как XV - XIX вв.в Азии, Африке, латинской и Северной Америке), то конфликт развивается на материальной основе, и лишь потом приобретают религиозный аспект. Религиозное отличие «тех, других» становится их нарицательным именем, синонимом слова враг. Примеров этому в даже в отечественной истории можно найти множество - это и ругательство «гяур» османов по отношению к православным болгарам и армянам, и славянское «нехристь», «басурманин» по отношению к татарам, а позже и все жителям Азии и Кавказа, «гой» у евреев и т.д. Такие конфликты происходят наиболее остро и влекут самые тяжелые последствия. Инстинктивно противники считают, что их проигрыш может значить глумление победителей над своей верой, над всем, что было свято и ценно для предков и для потомков. Поэтому они до последнего не идут не примирение и отождествляют компромисс в конфликте с предательством [9, с. 71].
Как правило, неразрешимые в
ближайшие сроки конфликты
6.Религиозная война
Религиозная война - общественно-политическое
явление, связанное с переходом
от процессов мирной экспансии одной
религии в отношении основных
сфер жизни общества или государства,
исповедующего другие религиозные
виды духовности, к применению вооруженного
насилия в целях завоевания и
духовного преобразования одних
народов другими (в целях формирования
соответствующей
К ним следует отнести:
-ритуальные религиозные отправления военнослужащих;
-участие священников в боевых действиях;
- применение священных знамен и сигналов;
-непосредственное привлечение духовных образов богов в войне.
И все же первейшим и
не подлежащим сомнению признаком религиозной
войны будет являться принадлежность
противоборствующих группировок к
разным религиям. Другим характерным
признаком религиозных войн является
полное вовлечение в военные действия
всех слоев населения
В настоящее время
отсутствуют какие-либо
Можно выделить следующие типы религиозных войн:
1. Автономистские войны,
в основе которых лежат
2. Национально-иредентисткие
войны, вызванные
3. Религиозно-общинные
конфессиональные конфликты
4. Религиозно-абсолютисткие
конфликты возникают на почве
абсолютизации одной религии
и вытекающей из одной
5. Миаленаристские конфликты
представляют собой
Сторонники атеистической
ветви религиоведения считают,
что «любые человеческие
Война в психологическом
плане относится к категории
"пограничной ситуации", то
есть крайне опасной,
На уровень бытовой
религиозности оказывает
Таким образом, враг в такой войне уже не воспринимается как такой же человек, он сводится к восприятию враг веры и народа, борьба с ним приобретает принципиальный характер.
7.Последствия религиозных конфликтов во всемирной истории
В мировой истории большая
часть крупных межэтнических
и политических конфликтов имело
религиозную окраску или
1) Гонения на христиан в Римской империи окончились принятием христианства в качестве официальной религии, что послужило основой для оформления христианства в качестве одной мировой религии . Христианство коренным образом повлияло на европейскую культуру средневековья, определяло ход развития науки и техники, является основой многих современных европейских культур.
2) Война между сторонниками средоточия власти в семье пророка Мухаммеда и их противниками привела к тому, что сегодня мусульманский мир разделен на шиитов и суннитов. Ирак и Северный Иран населен преимущественно шиитами, остальные мусульмане исповедуют суннизм. Конфликт между шиитами и суннитами не затихает, террористические акты, уносящие сотни невинных жизней, осуществляются обеими сторонами.
3) Вопрос о догматах веры привел к окончательному расколу в 1054 г. христианской церкви на католическую и православную, которые во многом определили политическое и культурное развитие стран Западной и Восточной Европы, что в дальнейшем вылилось в крестовые походы рыцарских орденов, преследовавших с политическими и религиозные цели.
4)Религиозные конфликты между коптами и мусульманами, завоевание последними Иерусалима послужило поводом для крестовых походов во имя «освобождения гроба Господня», которые на протяжении двух веков держали Ближний Восток в напряжении.
5) Реформация, которая первоначально было движением за преобразование католической церкви и исправление некоторых особенностей богослужения, устранение симонии и т.д. в итоге привело к образованию независимых протестантских церквей и отход из под контроля Ватикана Северной Европы, Нидерландов, Бельгии, что в значительной степени подорвало его могущество и позволило окончательно оставить папство под контроль французских монархов. Кроме того, Реформация способствовала развитию книжной и светской культуры, книгопечатания, расширение переводов небогословских книг. Для Беларуси Реформация стала временем появления первых печатных книг на старославянском языке.
6)Новейшей истории конфликт между суннитским Ираком и шиитским Ираном стал поводом для проведения США операции «Буря в пустыне» и закреплению позиций этой державы на нефтеносных участках Ближнего Востока, что вызвало волну недовольства в арабских странах. Атака 11 сентября 2001 г. на Нью-Йорк стала высшим проявлением этого недовольства. Начатая после этого борьба с терроризмом до сих пор делает внешнеполитические отношения на Ближнем Востоке в напряжении.
8.Пути снижения религиозной напряженности
В данной работе была поставлена цель – найти способы снижения конфликтной ситуации религиозного мира и согласия.
Эти
пути разрешения мы попытаемся выяснить
в ходе рассмотрения религии в
сочетании с современным
Если
религиозная идеология
Без солидарности и кооперации общество нежизнеспособно. Поэтому мы должны проявлять терпимость к другим религиям, уважение и смирение к их моральным и нравственным ценностям.
Развитие цивилизации приводит к утрате состояния равенства, свободы и счастья и, наконец, заключив «общественный договор», люди вновь обретут утраченную гармонию общественных отношений, «вечный мир» и согласие. Под «общественным договором» можно понимать создание каких-либо международных организаций по урегулированию религиозных противостояний.