Религиозные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:25, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: найти способы снижения конфликтной ситуации, которая ведёт к нарушению религиозного мира и согласия.
В связи с этим были поставлены задачи: провести анализ религиозных конфликтов в обществе, разобрать специфику их появления и структуру, показать связь политики, общества, религиозных конфликтов и их последствия. Поставленные задачи будут решаться методом анализа библиографических источников как отечественных, так и зарубежных авторов.

Файлы: 1 файл

рел конфликты.docx

— 84.79 Кб (Скачать)

 Рассмотрим наиболее  распространенные конфликтогены  каждого из типов в отношении  к религиозному конфликту. 

·  - снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности. В истории такой тип конфликтогена отражен в высмеивании доматоведов-католиков трактовки Лютера и Цвингли о богатствах церкви, когда в послании нунция было зачитано об ошибках в переводе катехизиса Лютером с латыни на немецкий язык. Католическое догматическое богословие и сегодня считает многие положения протестантизма просто следствием неверного перевода [10, с.72].

·  - хвастовство, вызывает раздражение, желание “поставить на месть” хвастуна. Проявлялось также во время реформации католической церковью в ответ на аскетический образ жизни Лютера и его последователей как простое следствие несостоятельности их обеспечить себе более достойное существование.

·  - категоричность, безапелляционность - проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности; предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Данный конфликтоген характерен для всех внутриконфессиональных и межконфессиональных конфликтов и заложен в самом отличии одной религии от другой. Иудаизм считает лишь иудеев избранным народом, и проявление антисемитизма трактует как зависть со стороны гоев, в Коране безапелляционно устанавливается главенство мусульман над неверными, Библия, Ветхий и Новый заветы показывают богоизбранность христиан. Внутри того же христианства каждая из ветвей и подветвей (старообрядчество в православии, амишизм в протестантизме) категорически убеждена в своей правоте и обреченности иных, даже родственных конфессий и т.д. [3, с.94; 10, с.72].

 

Спецификой разворачивания религиозного конфликта можно назвать сам его ход.

Последний определяется теми конкретными условиями, в которых  назревал конфликт: столкновения внутри одной конфессии противоборствующих группировок или межконфессиональный  конфликт, конфликт между разными  социальными группами, которые исповедуют различные религии или конфликт между одинаковыми социальными  группами и т.д..

·  Если в конфликт происходит между двумя или более школами или течениями в конфессии, конфликт может касаться иерархии ценностей, особенностей догматов и оправления культа. Как правило, за этими лозунгами спрятаны корыстные цели руководства соперничающих группировок, для которых победа в таком конфликте может означать признание главенства, занятия высших должностей в иерархии конфессий.

·  Если происходит межконфессиональный конфликт, в котором участвуют разные социальные группы - рабы - господа (как XV - XIX вв.в Азии, Африке, латинской и Северной Америке), то конфликт развивается на материальной основе, и лишь потом приобретают религиозный аспект. Религиозное отличие «тех, других» становится их нарицательным именем, синонимом слова враг. Примеров этому в даже в отечественной истории можно найти множество - это и ругательство «гяур» османов по отношению к православным болгарам и армянам, и славянское «нехристь», «басурманин» по отношению к татарам, а позже и все жителям Азии и Кавказа, «гой» у евреев и т.д. Такие конфликты происходят наиболее остро и влекут самые тяжелые последствия. Инстинктивно противники считают, что их проигрыш может значить глумление победителей над своей верой, над всем, что было свято и ценно для предков и для потомков. Поэтому они до последнего не идут не примирение и отождествляют компромисс в конфликте с предательством [9, с. 71].

Как правило, неразрешимые в  ближайшие сроки конфликты подобного  рода перерастают в религиозные  войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Религиозная война

 

Религиозная война - общественно-политическое явление, связанное с переходом  от процессов мирной экспансии одной  религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные  виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и  духовного преобразования одних  народов другими (в целях формирования соответствующей государственности, народности, а затем и нации). Можно  выделить признаки религиозной войны.

К ним следует отнести:

-ритуальные религиозные отправления военнослужащих;

-участие священников в боевых действиях;

- применение священных знамен и сигналов;

 -непосредственное привлечение духовных образов богов в войне.

 

И все же первейшим и  не подлежащим сомнению признаком религиозной  войны будет являться принадлежность противоборствующих группировок к  разным религиям. Другим характерным  признаком религиозных войн является полное вовлечение в военные действия всех слоев населения противоборствующих государств, национально-этнических групп. Война в таком случае предстает  своего рода ритуалом, имеющим большие  социально-политические и даже космические последствия.

 

 В настоящее время  отсутствуют какие-либо наработки  по классификации религиозных  войн, так как необходимо учитывать слишком много факторов. К таким факторам в первую очередь следует отнести: национально-этнические; политические; религиозные, пограничные и т.д. Приоритетность какого-либо даже из только что названных факторов в предлагаемой классификации будет выглядеть достаточно уязвимой. Однако это не должно приостанавливать поиски в выработке классификации религиозных войн. Пусть даже на начальном этапе оно будет иметь исключительно одномерное изображение.

 Можно выделить следующие  типы религиозных войн:

  1. Автономистские войны,  в основе которых лежат требования  политической автономии или полное  отделение инорелигиозных общин.  Религия в данных условиях  выполняет генерирующую функцию,  подыгрывая идее национального  государства. 

2. Национально-иредентисткие  войны, вызванные объединительным  стремлением народа, оказавшегося  разбросанным по территории нескольких  соседних государств. При этом  разделенный народ исповедует  религию, отличную от принятой  в государстве, на территории  которого он проживает. 

  3. Религиозно-общинные  конфессиональные конфликты происходят  в границах одного государства  между религиозными группами  или между религиозными направлениями  (сектами) в рамках одной религии.  В конфессионально однородных  регионах приверженцы разных  толков и сект борются против  ущемления их прав со стороны  представителей государственной  религии или господствующего  религиозного направления (толка)  секты. 

  4. Религиозно-абсолютисткие  конфликты возникают на почве  абсолютизации одной религии  и вытекающей из одной религиозной  нетерпимости к другим конфессиональным  группам. В чистом виде таких  конфликтов не бывает; причины  абсолютизации какой-то одной  религии и религиозной нетерпимости  вообще имеют политический характер.

5. Миаленаристские конфликты  представляют собой коллективные  движения, возглавляемые каким-либо "мессией" и обеспечивающие  полное социальное изменение чудотворными средствами [10, с.63].

  Сторонники атеистической  ветви религиоведения считают,  что «любые человеческие чувства  могут стать религиозными, если  они связываются с религиозными  верованиями и тем самым приобретают  специфическую направленность»  [8, с.17]. Это тем более актуально, если вспомнить расхожее мнение, что на войне нет неверующих. И в тылу и на фронте религиозные чувства обостряются. Этому тезису необходимо дать некоторое пояснение. Следует исходить из того, что любая религия - есть общественный институт, тогда как религиозность - это находящийся с ней в сложной взаимосвязи элемент массового и индивидуального сознания, включая социальную социологию. Даже в обществе с глубоко укорененной конфессиональной традицией бытовая религиозность часто не ограничивается ее рамками. А в обществе с разрушенной или деформированной религиозной традицией (особенно с государственным атеизмом) бытовая религиозность, отнюдь не исчезая, приобретает выстраданные формы (неязыческие и индивидуализированные).

 Война в психологическом  плане относится к категории  "пограничной ситуации", то  есть крайне опасной, угрожающей  самой жизни человека. И почти  не зависит от его воли и разум. Чем менее она управляема и зависима от человека, тем сильнее его склонность к поиску психологической опоры в попытке управлять внешними обстоятельствами через иррациональные действия. То есть непредсказуемость событий в условиях постоянной угрозы самой человеческой жизни - и есть та область, которая открывает дорогу к вере в сверхъестественные силы. Причем, в вере это имеет вполне практическую цель - получить мистическую защиту путем выполнения неких ритуальных действий (чтение молитв, ношение амулетов, соблюдение ситуационных запретов-табу) для ограждения себя от возможных опасностей.

  На уровень бытовой  религиозности оказывает влияние  противник и специфика войны.  Так, начиная с афганской войны,  России противостоял глубоко  верующий противник, отличающийся  фанатической приверженностью к исламу [10, с.65]. Советские солдаты были не просто врагами, а "неверными", война с которыми считалась священной, получившей благословение Аллаха. И это, безусловно, являлось одной из причин роста религиозности личного состава войск, участвующих в боевых действиях. Сама специфика войн последней четверти XX в. способствовала обращению многих недавних атеистов к вере в Бога - в силу необходимости противостоять фанатично религиозному врагу не только на поле боя, но и в духовной сфере.

  Таким образом, враг в такой войне уже не воспринимается как такой же человек, он сводится к восприятию враг веры и народа, борьба с ним приобретает принципиальный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Последствия религиозных конфликтов во всемирной истории

 

В мировой истории большая  часть крупных межэтнических  и политических конфликтов имело  религиозную окраску или проводилась  под религиозными лозунгами.Можно кратко озвучить те, которые наиболее сильно повлияли на ход мировой истории.

1) Гонения на христиан в Римской империи окончились принятием христианства в качестве официальной религии, что послужило основой для оформления христианства в качестве одной мировой религии . Христианство коренным образом повлияло на европейскую культуру средневековья, определяло ход развития науки и техники, является основой многих современных европейских культур.

2) Война между сторонниками средоточия власти в семье пророка Мухаммеда и их противниками привела к тому, что сегодня мусульманский мир разделен на шиитов и суннитов. Ирак и Северный Иран населен преимущественно шиитами, остальные мусульмане исповедуют суннизм. Конфликт между шиитами и суннитами не затихает, террористические акты, уносящие сотни невинных жизней, осуществляются обеими сторонами.

3) Вопрос о догматах веры привел к окончательному расколу в 1054 г. христианской церкви на католическую и православную, которые во многом определили политическое и культурное развитие стран Западной и Восточной Европы, что в дальнейшем вылилось в крестовые походы рыцарских орденов, преследовавших с политическими и религиозные цели.

4)Религиозные конфликты между коптами и мусульманами, завоевание последними Иерусалима послужило поводом для крестовых походов во имя «освобождения гроба Господня», которые на протяжении двух веков держали Ближний Восток в напряжении.

5)  Реформация, которая первоначально было движением за преобразование католической церкви и исправление некоторых особенностей богослужения, устранение симонии и т.д. в итоге привело к образованию независимых протестантских церквей и отход из под контроля Ватикана Северной Европы, Нидерландов, Бельгии, что в значительной степени подорвало его могущество и позволило окончательно оставить папство под контроль французских монархов. Кроме того, Реформация способствовала развитию книжной и светской культуры, книгопечатания, расширение переводов небогословских книг. Для Беларуси Реформация стала временем появления первых печатных книг на старославянском языке.

6)Новейшей истории конфликт между суннитским Ираком и шиитским Ираном стал поводом для проведения США операции «Буря в пустыне» и закреплению позиций этой державы на нефтеносных участках Ближнего Востока, что вызвало волну недовольства в арабских странах. Атака 11 сентября 2001 г. на Нью-Йорк стала высшим проявлением этого недовольства. Начатая после этого борьба с терроризмом до сих пор делает внешнеполитические отношения на Ближнем Востоке в напряжении.

  

 

 

 

 

 

8.Пути снижения религиозной напряженности

В данной работе была поставлена цель – найти способы снижения конфликтной ситуации религиозного мира и согласия.

Эти пути разрешения мы попытаемся выяснить в ходе рассмотрения религии в  сочетании с современным обществом, политикой и экономикой.

Если  религиозная идеология утверждает, что все люди перед богом равны, и если при этом существует социальное и национальное неравенство и угнетение, то для тех групп, которые представляют собой страдающую сторону, религиозное учение о равенстве людей перед богом, если они его принимают всерьез, может служить духовным стимулом борьбы за равенство, за освобождение. В связи с этим государство должно следить за тем, чтобы в стране соблюдалось равенство всех перед законом, независимо от  этнической принадлежности, пола, расы ит.д.

  Без  солидарности и кооперации общество нежизнеспособно. Поэтому мы должны проявлять терпимость к другим религиям, уважение и смирение к их моральным и нравственным ценностям.

Развитие цивилизации приводит к утрате состояния равенства, свободы и счастья и, наконец, заключив «общественный договор», люди вновь обретут утраченную гармонию общественных отношений, «вечный мир» и согласие. Под «общественным договором» можно понимать создание каких-либо международных организаций по урегулированию религиозных противостояний.

Информация о работе Религиозные конфликты