Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:25, реферат
Цель данной работы: найти способы снижения конфликтной ситуации, которая ведёт к нарушению религиозного мира и согласия.
В связи с этим были поставлены задачи: провести анализ религиозных конфликтов в обществе, разобрать специфику их появления и структуру, показать связь политики, общества, религиозных конфликтов и их последствия. Поставленные задачи будут решаться методом анализа библиографических источников как отечественных, так и зарубежных авторов.
К собственно внутрирелигиозным факторам относятся:
- религиозная нетерпимость, осложняющая
отношения внутри и между
-асоциальный или
С точки зрения
конфликтологического подхода
Внутрирелигиозные конфликты часто являлись источником изменений и в обществе. Примером могут служить пророческие религии. В Ветхом Завете пророки провозглашали, что богу угодна социальная справедливость, что он ее установил, а люди самовольно нарушили. Пророки призывали к изменениям в обществе во имя большей справедливости и часто выступали как выразители интересов низших слоев, бедных. Предводителем масс в Крестьянской войне в Германии XVI в. был представитель радикального крыла Реформации Томас Мюнцер, который призывал к преобразованию земных порядков в общих интересах (а не только господских), видя в этом выполнение замысла бога. Это пример также того, как конфликт внутрирелигиозный (Мюнцер критикует католическую церковь и духовенство, отвергает ряд догматов) перерастает в социальный конфликт, выливающийся в самую настоящую войну.
Конфликт порождается также под воздействием комплекса факторов, не имеющих причинного характера. Это пространственный и временной факторы, функциональная взаимосвязь, закономерности взаимодействия системы и ее элементов, взаимоотношение материального и духовного, целевая детерминация и т.п.
5.Структура и специфика разворачивания религиозного конфликта
Анализ конфликта включает рассмотрение его структуры и функций. Не зная того и другого, трудно управлять конфликтными отношениями и вообще осмысленно подходить к этому явлению. В любом конфликте функции зависят от структуры, а последняя, в особенности ее субъекты, могут видоизменяться под влиянием доминирующей функции.
Любой конфликт характеризуется конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства. Эти два определяющие элемента конфликта не исчерпывают его структуру. Последняя включает конфликтное действие в той или иной форме и направляющее его сознание, средства и методы действия, поле конфликта. Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации [1, с.12].
Конфликтная ситуация включает,
в первую очередь, острую форму противоречия,
образующего основу конфликта; именно
такую, при которой обе
Ключевым фактором формирования социальных отношений являются эгоистические интересы индивидов и групп. Религиозные группы -одно из звеньев системы, в которой противостоят, сталкиваются интересы враждующих сил. В этой связи, прежде всего, необходимо иметь в виду межрелигиозные конфликты, религиозную рознь и нетерпимость. Боги древних греков постоянно враждовали и воевали между собой. Выбирая одну мировоззренческую позицию, вы отказываетесь от других, т.е., служа одному Богу, вы оскорбляете всех остальных богов [3, с.95].
В основе такого
отношения лежит тот факт, что
религиозная группа является
нормативной, придерживающейся
Религиозная нетерпимость связана с неспособностью понять и признать: право другого на истину и обладание ею. Иными словами, конфликт, должен либо вылить либо принять латентную форму, либо, разрешиться на основе определенного компромисса, отступления от притязания на абсолютный и универсальный характер своей веры.
Это очень важные
вопросы для социальной жизни.
По какому нраву, например, может
вообще та или иная группа,
в том числе -- церковь, считать
свои взгляды обязательными (
Проявления партикуляризма встречаются в виде деления религий на "истинные" и "ложные", "хорошие" и "плохие", "полезные" и "вредные".
Часто за такого рода позицией кроется еще один источник внутрирелигиозных конфликтов, более важный, чем теологические разногласия. Религиозная рознь часто является формой выражения классовых и этнических конфликтов. Враждебность в отношении других религиозных групп колеблется в зависимости от того, в какой мере религиозные различия связаны с экономическими, политическими или национальными интересами. Религиозные различия могут выступать в таких ситуациях в качестве символа скрывающихся за ними расхождений и интересов, выполняя чисто идеологическую функцию.
Субъектами общественных и религиозных конфликтов выступают: личности, группы, классы, этнические общности, социальные организации и институты, политические союзы, государства, международные объединения.
Соответственно различаются
типы конфликтов: межличностные, внутригрупповые
и межгрупповые, межклассовые и внутриклассовые,
этнические (или национальные), внутренние
конфликты организаций и
Для анализа конфликта, его
динамики важно различать субъекта,
инициирующего конфликтное
Поведение и действия субъектов
направляются конфликтным сознанием.
Его образует особое состояние сознания,
специфика которого заключается
в осознании
Материальный или духовный
объект жизни, в отношении которого
формируется противоположная
Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации - неотъемлемая сторона конфликта, существенный элемент его структуры.
Классифицируя конфликты, мы
тем самым получаем возможность
конкретней раскрывать их возможности,
отследить индикаторы конфликтности
в той или иной сфере общественных
отношений и деятельности, специфику
динамики конфликтов различных типов,
а на этой основе разработать стратегию
и тактику распознавания
Ввиду многообразия конфликтов
разнообразны причины и условия
их возникновения. Тем не менее, существуют
общие детерминанты. При анализе
конфликта любого вида выявляются объективные
и субъективные причины его возникновения.
Во-вторых, конфликт - это всегда субъективно-объективное
отношение (взаимодействие), происходящее
в социальной среде. Поскольку он
существует в действительности, но
также и в представлении
Нельзя забывать, что религиозные конфликты характерны, прежде всего, для государств с многоконфессиональным населением, в которых принимаются и действуют дискриминационные законы или игнорируются и нарушаются права верующих. Создание преимуществ для одной религии неизбежно приводит к ущемлению прав других. Вот почему в нашем обществе возникают опасения в связи с тем, что православие может приобрести де-факто статус государственной религии, а это, в свою очередь, вызовет усиление националистических движений в стране. И эти опасения небеспочвенны, так как в общественном сознании православие тесно связано с русским этносом, с русской нацией. Распространено мнение, согласно которому быть русским значит быть православным. Для сравнения: в украинском национализме такая связь отсутствует, быть "настоящим украинцем" не означает исповедание какой-либо определенной ветви православия или католицизма. Однако в грузинском национализме, например, очевидна связь с православием, а в армянском - с Армянской Апостольской церковью.
Начало конфликтного
действия предполагает наличие
комплекса его мотивов. Мотив
- не причина, а обозначение
намерений субъектов, что
Провозглашаемые мотивы конфликтного действия не всегда являются реальными, что даже не осознается в ряде случаев конфликтующими сторонами. И не случайно: в мотивах сочетаются и сознательное и подсознательное начала [5, с.134].
Реализация конфликтной
ситуации, переход ее в явный
конфликт всегда начинается с
какого-либо толчка: внутреннего,
исходящего от одного из
Инцидент - это тело
конфликта, его материализация, его
образ, представленный для
Тем не менее, самым глубоким стимулом перерастания конфликтной ситуации в реальный конфликт выступает противоположность интересов. Если исходным пунктом противоборства служит во многих случаях противоречивость ценностей и позиций, то формирование конфликта, так или иначе, ставит проблему трансформации ценностей в трансформацию интересов.
Можно отметить, что в роли конфликтогенов могут выступать не только высказывания и деятельность лидеров религиозных организаций, надругательство над чувствами верующих со стороны активистов враждебного движения, но и СМИ. Обращаясь к религиозной тематике, журналисты могут совершать две типичные ошибки: употреблять слова с негативной окраской в отношении представителей религиозных меньшинств и, доказывая преимущество одной конфессии над другими, принижать, а иногда и просто унижать их. В этом случае они, как правило, пользуются источниками, заинтересованными именно в принижении какого-либо прихода, священнослужителя, церкви или конфессии. И что совершенно противоречит принципам журналистского профессионализма - не дают критикуемым возможности ответить, представить свою точку зрения в той самой статье, в которой они критикуются.
Типы конфликтогенов.
· Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:
· - стремление к превосходству;
· - проявление агрессивности;
· - проявление эгоизма.
Общим для всех этих
типов является то, что конфликтогены
представляют собой проявления,
направленные на решение