Религиозные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:25, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: найти способы снижения конфликтной ситуации, которая ведёт к нарушению религиозного мира и согласия.
В связи с этим были поставлены задачи: провести анализ религиозных конфликтов в обществе, разобрать специфику их появления и структуру, показать связь политики, общества, религиозных конфликтов и их последствия. Поставленные задачи будут решаться методом анализа библиографических источников как отечественных, так и зарубежных авторов.

Файлы: 1 файл

рел конфликты.docx

— 84.79 Кб (Скачать)

 

К собственно внутрирелигиозным  факторам относятся:

          - религиозная нетерпимость, осложняющая  отношения внутри и между различными  конфессиями; жесткая конкуренция  на религиозном «рынке», означающая  борьбу  за обладание возвращаемыми  государством культовыми зданиями  и иным имуществом, за поддержку  со стороны СМИ и властей  и лидеров общественного мнения  и так далее;

          -асоциальный или экстремистский  характер некоторых религиозных  практик, способствующий росту  социальной напряженности. 

 С точки  зрения  конфликтологического подхода социальное  поведение членов  религиозных   групп  также  мотивируется  стремлением к удовлетворению  эгоистических  интересов   отдельных  индивидов или их  группировок. Конфликты внутри  группы  могут  быть  связанны  с  внешними  для  неё обстоятельствами, это может быть  разная  политическая  ориентация  верующих одного  вероисповедания  и   церковном   руководстве.

Внутрирелигиозные конфликты часто являлись источником изменений и в обществе. Примером могут служить пророческие религии. В Ветхом Завете пророки провозглашали, что богу угодна социальная справедливость, что он ее установил, а люди самовольно нарушили. Пророки призывали к изменениям в обществе во имя большей справедливости и часто выступали как выразители интересов низших слоев, бедных. Предводителем масс в Крестьянской войне в Германии XVI в. был представитель радикального крыла Реформации Томас Мюнцер, который призывал к преобразованию земных порядков в общих интересах (а не только господских), видя в этом выполнение замысла бога. Это пример также того, как конфликт внутрирелигиозный (Мюнцер критикует католическую церковь и духовенство, отвергает ряд догматов) перерастает в социальный конфликт, выливающийся в самую настоящую войну.

Конфликт порождается  также под воздействием комплекса  факторов, не имеющих причинного характера. Это пространственный и временной  факторы, функциональная взаимосвязь, закономерности взаимодействия системы  и ее элементов, взаимоотношение  материального и духовного, целевая  детерминация и т.п.

 

 

 

5.Структура и специфика разворачивания религиозного конфликта

 

Анализ конфликта включает рассмотрение его структуры и  функций. Не зная того и другого, трудно управлять конфликтными отношениями  и вообще осмысленно подходить к  этому явлению. В любом конфликте  функции зависят от структуры, а  последняя, в особенности ее субъекты, могут видоизменяться под влиянием доминирующей функции.

 

Любой конфликт характеризуется конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства. Эти два определяющие элемента конфликта не исчерпывают его структуру. Последняя включает конфликтное действие в той или иной форме и направляющее его сознание, средства и методы действия, поле конфликта. Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации [1, с.12].

Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности  или одна из них уже не могут  существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства.

Ключевым фактором формирования социальных отношений являются эгоистические  интересы индивидов и групп. Религиозные группы -одно из звеньев системы, в которой противостоят, сталкиваются интересы враждующих сил. В этой связи, прежде всего, необходимо иметь в виду межрелигиозные конфликты, религиозную рознь и нетерпимость. Боги древних греков постоянно враждовали и воевали между собой. Выбирая одну мировоззренческую позицию, вы отказываетесь от других, т.е., служа одному Богу, вы оскорбляете всех остальных богов [3, с.95].

  В основе такого  отношения лежит тот факт, что  религиозная группа является  нормативной, придерживающейся определенных  ценностей. Каждая группа притязает  на абсолютное и универсальное  значение своего вероучения, она знает, что есть добро и что - зло, что человеку необходимо и чем он может, пренебречь. Притязание на общезначимость придает исповедуемой этой группой "истине" черты императивности и авторитарности. Коммуникация с другими группами оказывается чрезвычайно затрудненной. И чем тотальней, всеобъемлющей представляется группе система се убеждений, тем сильнее суживается ее коммуникативная возможность. Религиозная рознь не сводится, следовательно, к чисто волюнтаристским и эмоциональным моментам, она заложена на когнитивном уровне [11, с.97-99; 28, с.81].

Религиозная нетерпимость связана  с неспособностью понять и признать: право другого на истину и обладание ею. Иными словами, конфликт, должен либо вылить либо принять латентную форму, либо, разрешиться на основе определенного компромисса, отступления от притязания на абсолютный и универсальный характер своей веры.

  Это очень важные  вопросы для социальной жизни.  По какому нраву, например, может  вообще та или иная группа, в том числе -- церковь, считать  свои взгляды обязательными (должными) для большей или меньшей части  общества, которая эти взгляды  не разделяет? По какому праву  она оказывает, скажем, давление  на законодательство, пытается повлиять  на правовые установления и  содержание системы общественного  образования? Или же она должна  ограничиваться исключительно определением  того, что относится к ее членам, т.е.; людям, сознательно разделяющим  установки и взгляды данной  группы. Причина такого рода конфликтов  называется партикуляризмом; т.е. притязание религиозной группы на исключительное обладание истиной и моралью приводит к методам насильственного насаждения своей веры. Партикуляризм всегда нуждается во врагах, с которыми можно сравнивать собственное поведение как эталон мудрости и добродетели. Враги нужны руководителям таких групп, чтобы поддерживать свое влияние, чтобы легче было манипулировать своими сторонниками, чтобы обосновывать свои действия. Если на самом деле врагов у такой группы не оказывается, их приходится создавать, в том числе - и внутри группы. Такого рода религиозный партикуляризм тесно связан с религиозными групповыми предубеждениями, нетерпимостью, фанатизмом. У религиозных групп, которым не присущ партикуляризм, не наблюдается враждебного отношения к другим группам и их верованиям. Таким образом, среди возможных и существующих религиозных ориентаций есть и такая - религиозный или теологический партикуляризм - которая вызывает конфликты в религиозной среде по причине религиозных расхождений.

 Проявления партикуляризма  встречаются в виде деления  религий на "истинные" и "ложные", "хорошие" и "плохие", "полезные" и "вредные".

 

Часто за такого рода позицией кроется еще один источник внутрирелигиозных  конфликтов, более важный, чем теологические  разногласия. Религиозная рознь  часто является формой выражения  классовых и этнических конфликтов. Враждебность в отношении других религиозных групп колеблется в  зависимости от того, в какой мере религиозные различия связаны с  экономическими, политическими или  национальными интересами. Религиозные  различия могут выступать в таких  ситуациях в качестве символа  скрывающихся за ними расхождений и  интересов, выполняя чисто идеологическую функцию.

Субъектами общественных и религиозных конфликтов выступают: личности, группы, классы, этнические общности, социальные организации и институты, политические союзы, государства, международные  объединения.

Соответственно различаются  типы конфликтов: межличностные, внутригрупповые  и межгрупповые, межклассовые и внутриклассовые, этнические (или национальные), внутренние конфликты организаций и институтов, конфликты, возникающие между государствами, т. е. международные.

Для анализа конфликта, его  динамики важно различать субъекта, инициирующего конфликтное действие и доминирующего в этом действии.

Поведение и действия субъектов  направляются конфликтным сознанием. Его образует особое состояние сознания, специфика которого заключается  в осознании противоборствующими  сторонами противоположности своих  интересов, ценностей, целей и превращении  их в мотивацию активности [6, с.43].

Материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет  конфликта. В конфликте наряду с  реальным предметом конфронтации может  фигурировать мнимый, так сказать, квази-предмет. Действительный предмет нередко  скрыт до поры до времени.

 

Любой конфликт возникает, протекает  и разрешается на фоне конфликтной  ситуации - неотъемлемая сторона конфликта, существенный элемент его структуры.

 

Классифицируя конфликты, мы тем самым получаем возможность  конкретней раскрывать их возможности, отследить индикаторы конфликтности  в той или иной сфере общественных отношений и деятельности, специфику  динамики конфликтов различных типов, а на этой основе разработать стратегию  и тактику распознавания конфликтов, их регулирования и разрешения.

Ввиду многообразия конфликтов разнообразны причины и условия  их возникновения. Тем не менее, существуют общие детерминанты. При анализе  конфликта любого вида выявляются объективные  и субъективные причины его возникновения. Во-вторых, конфликт - это всегда субъективно-объективное  отношение (взаимодействие), происходящее в социальной среде. Поскольку он существует в действительности, но также и в представлении субъектов, то причины конфликта соответственно формируются не вне этого взаимодействия, а внутри “его, по-разному осознаваемого  и оцениваемого субъектами с позиции  своих интересов”. Из определения  конфликта как борьбы за реализацию противоположных интересов вытекает вывод об определяющей роли последних в совокупности факторов, детерминирующих конфликты. В-третьих, конфликт - многосложное явление, в нем переплетаются различного рода психологические элементы. Природа конфликтов не исключает влияния на их возникновение биологического фактора. Акцентируя внимание на объективных причинах и условиях, было бы односторонностью недооценивать роли внутрисубъектных, в том числе иррациональных факторов, включая менталитет и даже инстинкты. Все это порождает противоборство субъектов, проходит через их сознание и самосознание и приобретает вид, зависящий от многих обстоятельств, в первую очередь - от уровня культуры человека.

 

 Нельзя забывать, что религиозные конфликты характерны, прежде всего, для государств с многоконфессиональным населением, в которых принимаются и действуют дискриминационные законы или игнорируются и нарушаются права верующих. Создание преимуществ для одной религии неизбежно приводит к ущемлению прав других. Вот почему в нашем обществе возникают опасения в связи с тем, что православие может приобрести де-факто статус государственной религии, а это, в свою очередь, вызовет усиление националистических движений в стране. И эти опасения небеспочвенны, так как в общественном сознании православие тесно связано с русским этносом, с русской нацией. Распространено мнение, согласно которому быть русским значит быть православным. Для сравнения: в украинском национализме такая связь отсутствует, быть "настоящим украинцем" не означает исповедание какой-либо определенной ветви православия или католицизма. Однако в грузинском национализме, например, очевидна связь с православием, а в армянском - с Армянской Апостольской церковью.

  Начало конфликтного  действия предполагает наличие  комплекса его мотивов. Мотив  - не причина, а обозначение  намерений субъектов, что представляется  им адекватным обоснованием действий. Мотивы формируются на основе  оценивания конфликтной ситуации  как побуждающей к активности, а также поведения противника, противоречащего интересам одной  из сторон, и собственных действий.

Провозглашаемые мотивы конфликтного действия не всегда являются реальными, что даже не осознается в ряде случаев  конфликтующими сторонами. И не случайно: в мотивах сочетаются и сознательное и подсознательное начала [5, с.134].

 Реализация конфликтной  ситуации, переход ее в явный  конфликт всегда начинается с  какого-либо толчка: внутреннего,  исходящего от одного из субъектов  противоречия, или внешнего. Первоначальный  акт, провоцирующий конфликт, называется  инцидентом. Это - действие одной  из сторон, вызывающее ответную  реакцию другой стороны. 

 Инцидент - это тело  конфликта, его материализация, его  образ, представленный для зрителя,  его норма, помогающая субъекту  ясно осознавать выявившееся  противоречие. Степень его напряженности  быстро растет, вынуждая субъектов  искать выходы из противоречия.

 

Тем не менее, самым глубоким стимулом перерастания конфликтной ситуации в реальный конфликт выступает противоположность интересов. Если исходным пунктом противоборства служит во многих случаях противоречивость ценностей и позиций, то формирование конфликта, так или иначе, ставит проблему трансформации ценностей в трансформацию интересов.

 

 Можно отметить, что в роли конфликтогенов могут выступать не только высказывания и деятельность лидеров религиозных организаций, надругательство над чувствами верующих со стороны активистов враждебного движения, но и СМИ. Обращаясь к религиозной тематике, журналисты могут совершать две типичные ошибки: употреблять слова с негативной окраской в отношении представителей религиозных меньшинств и, доказывая преимущество одной конфессии над другими, принижать, а иногда и просто унижать их. В этом случае они, как правило, пользуются источниками, заинтересованными именно в принижении какого-либо прихода, священнослужителя, церкви или конфессии. И что совершенно противоречит принципам журналистского профессионализма - не дают критикуемым возможности ответить, представить свою точку зрения в той самой статье, в которой они критикуются.

 

  Типы конфликтогенов.

·  Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:

·  - стремление к превосходству;

·  - проявление агрессивности;

·  - проявление эгоизма.

 Общим для всех этих  типов является то, что конфликтогены  представляют собой проявления, направленные на решение психологических  проблем или достижение каких-то  целей (психологических или прагматических).

Информация о работе Религиозные конфликты