Проблема адаптации мигрантов в странах Европы и в России (современное состояние и перспективы развития)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 11:57, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявить перспективы развития иммиграционной политики в странах Запада и в России по решению проблем адаптации иностранных граждан.
Для этого ставятся следующие задачи:
1.Выявить проблемы адаптации иммигрантов в странах Запада (Франции, Великобритании, Германии) и в России.
2. Сравнить политику европейских стран и России в отношении иммигрантов на современном этапе.
3. Рассмотреть тенденции развития иммиграционного законодательства и на этой основе сделать вывод относительно путей решения проблем адаптации иммигрантов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Иммигранты в России и в странах Западной Европы: сравнительный анализ 4
Глава 2. Перспективы путей решения проблем адаптации иммигрантов в странах Европы и в России 16
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Проблема адаптации мигрантов в странах Европы и в России (современное состояние и перспективы развития).docx

— 76.56 Кб (Скачать)

В Германии весьма либеральное  отношение к поселению иностранцев  сменилось законодательным ужесточением. В частности, 1 января 2005 г. в ФРГ окончательно вступил в силу новый закон об иммиграции, регулирующий миграционные процессы на рынке труда, интеграцию иностранцев и право на предоставление убежища45. Раньше в Германии существовало пять форм видов на жительство, а на данный момент их число сократилось до двух - разрешение на постоянное поселение и разрешение на временное пребывание. Иммигранты и их семьи предварительно должны доказать, что они знают основы немецкого языка. Специально для координации и контроля процедуры выдачи вида на жительство с Германии создан специальный орган – Федеральное ведомство по делам миграции. Некоторым категориям иммигрантов, а именно ученым и специалистам по компьютерным технологиям, которые хотели бы работать в Германии, сразу выдается  бессрочный вид на жительство. Преимуществами пользуются и иностранцы-инвесторы, которые готовы вложить в экономику страну от 1 млн. евро и которые могут создать более 10 рабочих мест. Иностранные студенты, окончившие вуз в Германии, могут оставаться в течение года в стране и искать себе работу46.

Основной тенденцией иммиграционной политики Соединенного Королевства также стало ее постоянное ужесточение, что нашло отражение в законодательстве, особенно после теракта в Лондонском метро в июне 2005 г., когда погибло 52 человека. Основные акты, действующие в данной сфере, – это Акт об иммиграции 1971 г., Акт о британском гражданстве 1981 г., Акт об убежище и иммиграции 1996 г., Акт о гражданстве, иммиграции и убежище 2002 г. и др.47. Так, Акт об иммиграции 1971 г. предоставлял право свободного въезда на территорию Соединенного Королевства не только британским гражданам, а также гражданам бывших колоний, родившимся в Великобритании, и гражданам Содружества при наличии пятилетнего срока законного проживания в стране. Акт о британском гражданстве 1981 г. внес изменения в Акт об иммиграции, оставив право свободного въезда лишь у британских граждан и граждан Содружества, которые обладали таким правом на момент вступления в силу Акта 1981 г. Для пребывания остальных лиц на территории страны необходимо разрешение Государственного секретаря внутренних дел. Акт 1996 г. запретил принимать на работу лиц, не имеющих документального подтверждения законного пребывания на территории страны. Акт 1999 г. закрепил механизм государственного контроля по предотвращению фиктивных браков, заключаемых в целях приобретения права на проживание в стране. Акт о гражданстве, иммиграции и убежище 2002 г. расширил возможности государства по лишению гражданства Соединенного Королевства. Согласно этому закону любой гражданин может быть лишен гражданства, если Государственный секретарь внутренних дел установит, что лицо причинило серьезный вред жизненным интересам Соединенного Королевства. Между тем в Великобритании, как и во Франции, существуют категории лиц, которые могут получить гражданство на льготных условиях. Так, в Великобритании упрощены правила приема на работу иностранных врачей. Постоянная нехватка медицинского персонала в системе государственного здравоохранения вынуждает правительство открывать двери для иностранцев, получивших дипломы и дававших клятву Гиппократа за пределами ЕС, и дает им возможность поработать в Великобритании48.

Если говорить о России, то скорее всего российское правительство будет пытаться адаптировать европейский опыт иммиграционной политики к нашим условиям. Тем более, что Россия уже вступила в ВТО, сейчас ведется вопрос об открытии безвизового режима со странами Запада. В частности, на взгляд автора, постепенно российское иммиграционное законодательство будет приводиться в соответствие с европейскими международными нормами, что приведет к расширению прав иммигрантов в социальной и политической сферах. Однако это потребует ужесточение иммиграционного законодательства в целях ограничения незаконной иммиграции и привлечения в страну необходимых высококвалифицированных трудовых ресурсов.

Заключение

Современная интеграционная политика европейских стран представлена широким спектром мер, направленных на включение иммигрантов в разные сферы жизни общества и активизацию их взаимодействия с другими группами населения в виду возникающих проблем адаптации иммигрантов. В ряде стран, где осуществляется более или менее последовательная политика интеграции определенных категорий иммигрантов, сочетающая общенациональные программы и отдельные адресные акции, в ее реализации достигнуты определенные успехи. Однако многие инициативы в этой области пока не приносят ожидаемого эффекта. Особую озабоченность вызывают проблемы интеграции мусульманских общин.

Учитывая неудачи и  опираясь на накопленный позитивный опыт, развитые страны пересматривают свою интеграционную политику. В ее современном развитии прослеживаются четыре основные тенденции.

Во-первых, усиливается акцент на решение социально-экономических  проблем, на противодействие социальному  исключению иммигрантов, накоплению дезинтегрирующего  и конфликтного потенциала.

Во-вторых, принимающие страны стараются повышать среди иммигрантов удельный вес тех, кто лоялен данной стране, идентифицирует себя с ней. В этом направлении действует улучшение правового положения иностранцев, в том числе либерализация правил получения гражданства, а также усиление борьбы с дискриминацией.

В-третьих, отмечается дрейф  к более жесткому варианту интеграционной политики. Он проявляется во введении обязательных интеграционных мер, за уклонение от участия в которых на иммигрантов накладываются санкции

В-четвертых, прослеживается (по крайней мере, в европейских странах) рационализация и даже свертывание мультикультурных инициатив, направленных на развитие культурной автономии этноконфессиональных общин, и большая ориентация на содействие межэтнической и межрелигиозной толерантности и диалогу.

Россия не имеет достаточно длительного опыта ведения иммиграционной политики, в результате наше законодательство отстает от европейского. Однако постепенно увеличивающийся приток иммигрантов в Россию обостряет проблемы адаптации, нерегулируемая миграция является существенным социальным фактором межнациональной напряженности в ряде регионов России и возникновения ксенофобии в индивидуальном и массовом сознании, которые весьма затрудняют приживаемость мигрантов на новом месте жительства, их социальную адаптацию. С составе прибывающих в Россию из-за рубежа мигрантов, преобладают лица, имеющие низкий уровень образования, квалификации, со слабым знанием русского языка, норм общения и правил проживания в нашей стране, культуры российского населения. Все это затрудняет их трудовую и социально-культурную адаптацию, обусловливает рост социальной напряженности в регионах, где высоки показатели миграционного притока. Подобные проблемы, на взгляд автора, будут способствовать приведению российского иммиграционного законодательства в соответствии международными стандартами по отношению к иммигрантам, при этом будет ужесточаться иммиграционная политика. Российское правительство, по мнению автора, будет инициировать программы по привлечению высококвалифицированных рабочих кадров в нашу страну, а также предпринимать меры по интеграции в российское общество иммигрантов, лояльных нашей стране, то есть тех, кто идентифицирует себя с ней.

 

Список литературы

  1. Алексеенок А.А, Социальная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев: теоретико-методологические подходы к исследованию// Труд и социальные отношения. – 2007. – № 5
  2. Воробьева О.Д. Миграция населения. Вып. 6.: Миграционная политика. (Приложение к журналу «Миграция в России».) М., 2001. http://voluntary.ru/dictionary/949/word/migracionaja-politika-otdelnyh-gosudarstv
  3. Дети иммигрантов - "подарок" или обуза? http://www.rg.ru/2011/05/06/immigranty.html
  4. Джон У. Бери, Аккультурация и психологическая адаптация, обзор проблемы, Развитие личности №3-4 / 2001.
  5. Доклад о немецкой исламской конференции, подготовленный МВД ФРГ к встрече министров по вопросам интеграции стран Евросоюза, состоявшейся в Потсдаме, 11.05.2007. http://www.bmi.bund.de/cln_012/nn_1018358/Internet/Content/Nachrichten/Pressemitteilungen/2006/Einzelseiten/Islamkonferenz__Kurzinfo.html
  6. Законодательные акты о гражданстве: в 4 т. – Т. 1.: Страны Европы. – М.: Тера, 1993.
  7. Ивашкевич Е.Ф. Изменения иммиграционного законодательства в странах Европейского Союза на современном этапе // Проб<span class="List_0020Paragraph__Char"

Информация о работе Проблема адаптации мигрантов в странах Европы и в России (современное состояние и перспективы развития)