Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 11:57, контрольная работа
Целью данной работы является выявить перспективы развития иммиграционной политики в странах Запада и в России по решению проблем адаптации иностранных граждан.
Для этого ставятся следующие задачи:
1.Выявить проблемы адаптации иммигрантов в странах Запада (Франции, Великобритании, Германии) и в России.
2. Сравнить политику европейских стран и России в отношении иммигрантов на современном этапе.
3. Рассмотреть тенденции развития иммиграционного законодательства и на этой основе сделать вывод относительно путей решения проблем адаптации иммигрантов.
Введение 3
Глава 1. Иммигранты в России и в странах Западной Европы: сравнительный анализ 4
Глава 2. Перспективы путей решения проблем адаптации иммигрантов в странах Европы и в России 16
Заключение 18
Список литературы 20
Санкт-Петербургский
Факультет международных отношений
Аналитическая практика на тему:
«Проблема адаптации мигрантов
в странах Европы и в России
(современное состояние и
Выполнила:
студентка 3 курса кафедры
Европейских исследований
Дьяконова Екатерина Александровна.
Руководитель:
кандидат исторических наук,
доцент кафедры Европейских исследований
Грецкий Игорь Владимирович.
Санкт-Петербург
2012 г.
Введение 3
Глава 1. Иммигранты в России и в странах Западной Европы: сравнительный анализ 4
Глава
2. Перспективы путей решения
Заключение 18
Список литературы 20
В связи с усилением тенденций глобализации и соответственно иммиграционных потоков, одним из приоритетных направлений политики государств является интеграционная политика по отношению к иммигрантам. Нужно отметить, что история всех стран непременно связана с процессами переселения людей, ищущих лучших условий жизни, осваивающих новые территории или стремящихся выжить в условиях войны и других глобальных катаклизмов.
XX век характеризовался значительными изменениями в характере и направлении миграции. Технический прогресс, доступность транспорта и средств связи значительно увеличили масштабы миграции. Кроме того, мировые войны приводили к созданию огромных потоков беженцев, перемещенных лиц. 70-е годы характеризовались стремлением, прежде всего, западных стран переманивать друг у друга высококвалифицированных кадров, что получило название «утечки мозгов».
Международная миграция играет на сегодняшний день большую роль в развитии общества, все больше государств принимает активное участие в разрешении миграционных вопросов. Не существует общей концепции управления миграционными потоками, каждая страна проводит свой политической курс в этой области исходя из специфики своего экономического, социального и культурного развития.
Традиционными направлениями миграционной политики являются иммиграционный контроль и интеграция иностранцев, однако многие западные страны развивают новые направления – оказания внешней помощи, прямое иностранное инвестирование и внешнеторговая политика по сдерживанию чрезмерного потока иммигрантов. При этом процессы глобализации выводят миграционную политику с государственного на наднациональный уровень.
Таким образом, миграционная политика предполагает определенную систему принципов, целей, задач, при помощи которых государство и другие политические акторы стремятся регулировать миграционные потоки.
Миграционная политика призвана
уменьшать отрицательные
Социальная адаптация мигрантов – это деятельность, направленная на оптимизацию взаимоотношений человека с окружающей средой, с одной стороны, и изменением самой среды в целях приспособления ее к интересам жизнедеятельности человека на новом месте жительства – с другой.
Адаптация протекает более или менее легко в том случае, если социальные нормы, предъявляемые личности, не сильно отличаются от уже освоенных ею. Если же нормы и правила существенно отличаются, то процесс адаптации затягивается2.
Целью данной работы является выявить перспективы развития иммиграционной политики в странах Запада и в России по решению проблем адаптации иностранных граждан.
Для этого ставятся следующие задачи:
1.Выявить проблемы адаптации иммигрантов в странах Запада (Франции, Великобритании, Германии) и в России.
2. Сравнить политику европейских стран и России в отношении иммигрантов на современном этапе.
3. Рассмотреть тенденции
развития иммиграционного
Статистические данные по иммиграционным потокам в страны Запада и Россию
Рассмотрим статистические данные иммиграционных потоков во Франции, Германии, Великобритании и России.
По статистическим данным во Франции на 2004 год насчитывалось около 1,7 миллионов иммигрантов из стран ЕС. Количество иммигрантов из Восточной Европы и стран Ближнего Востока составляло 250 тысяч по данным на 2004 год3. Растет число иммигантов из неевропейских стран. В 2004-2005 годах иностранцев из арабских стран (в основном из Морокко и Алжира) насчитывалось около 1,5 миллиона. Именно выходцы из Алжира и Марокко способствуют увеличению демографического роста (по 100 тысяч иммигрантов из каждой страны). В середине 2004 года во Франции насчитывалось 570 тысяч иммигрантов из Африки, что на 45% превышало показатель 1999 года. Также на территории Франции насчитывалось около 400 тысяч человек из Турции, также отмечался процесс образования китайских этнических сообществ, число китайцев составляло около 1 млн., еще один пример вьетнамцы количество которых достигало 200 тысяч4;
В Германии официальная статистика зафиксировала, что в настоящее время иностранцы общим числом 7,33 млн. человек составляют 8,9% населения Германии. Лишь 25% старых и новых иммигрантов в ФРГ происходят из стран Европейского союза (на первом месте здесь находятся более 600 тыс. итальянцев)5, остальные – из-за его рубежей6. В одном только Берлине существует русскоязычная диаспора, «русских» в городе насчитывается уже 300 тыс.7, 100 тыс. новых пришельцев в ФРГ составляют евреи, проходящие по немецкой статистике под мало что раскрывающим понятием «контингентные беженцы», выходцы из России и республик бывшего СССР8. За 40 лет прирост населения за счет иммиграции составил 6,5 млн. человек9. При этом в ФРГ проживают 3,2–3,5 млн. мусульман, около 800 тыс. из них обладают гражданством, что затрудняет статистически достоверный анализ по национальной принадлежности, большая часть этих граждан – этнические турки. Около 1,8 млн. из мусульман, не являющихся гражданами ФРГ, – также турецкого происхождения, 200 тыс. – выходцы из бывшей Югославии, 80 тыс. – марокканцы, 100 тыс. – иранцы, 70 тыс. – афганцы10.
В Великобритании численность иммигрантов в Британии за последние два десятилетия удвоилось и достигло 6,7 млн. человек, что составляет сегодня 11% от общего населения страны. Одним из важнейших факторов, повлиявших на численность населения, стал приток иммигрантов-рабочих из Польши, Литвы и других восточноевропейских стран11. Если говорить об иммигрантах исламского мира в Великобритании, то следует отметить, что до конца 1950-х годов присутствие мусульман было незначительным. Именно этот период – время распада колониальной системы и роста потребности в рабочей силе на волне развития индустриальных производств – стал точкой отсчета формирования мусульманской диаспоры. Сегодня она составляет как минимум 1,6–1,8 млн. человек, около 1 млн. из них имеют пакистанское, индийское и бангладешское происхождение12. На сегодняшний день преобладающее число мигрантов прибывают из Пакистана, Бангладеш, Турции, Алжира и Нигерии, но к этим странам добавились еще и Афганистан, Сомали, Босния, Ирак, бывшая Югославия13.
Иммигранты, прибывающие
в Российскую Федерацию на постоянное
место жительства из-за рубежа, являются
в подавляющем своем
Проблемы адаптации иммигрантов
Одними из приоритетных направлений для государств Европы в середине 20 века в миграционной политике были удовлетворение спроса на рабочую силу, а также улучшение демографической ситуации. При этом европейские государства, проводя иммиграционную политику, старались максимально создать условия для безконфликтного вхождения иностранцев в новую для них социальную среду. Данная политика проводилась в рамках принятого 16 декабря 1966 г. резолюцией ООН Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах, который закрепляет право на труд, на достаточный уровень жизни, а также Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., закрепляющего право не подвергаться пыткам, на равную защиту закона и др. Немаловажное значение имеют Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны от 13 декабря 1985 г.15
Однако, эта политика повлекла за собой иные трудности интеграции иммигрантов в европейское сообщество. Впоследствии, разрешение на въезд в страну по семейной линии, строительство социального жилья, привело к росту нелегальной семейной иммиграции, которая требовала больших расходов государства, в то же время она приобрела специфические культурно-религиозные и политические черты, которые противоречили принципам национальной идентичности европейского общества, что обострило проблему адаптации иммигрантов.
В начале XXI в. Европейские страны, в том числе Англия, Франция и Германия, принимающее наибольшее количество иммигрантов, столкнулась с наиболее ощутимыми экономическими трудностями иммиграционной политики предыдущих лет. Социальные выплаты семьям иммигрантов являлись косвенной причиной роста напряженности в европейском обществе, выплачивающему налоги свокму государству. В 2002 году во Франции было зафиксировано, что около 9 % семейных пособий уходит иммигрантам. Согласно существующим законам во Франции дети иммигрантов-нелегалов получали свободный доступ к образованию. Все иностранцы получали медицинскую страховку при предъявлении «документа о наличии жилья и свидетельства об ожидании вида на жительство»16. Налоги иностранцы обязаны были платить государству с первой зарплаты. Понятно, что в случае если иммигрант работает нелегально, то налоги он не выплачивает, что создает проблемы в области государственного налогового регулирования.
Демографическая ситуация в европейских странах во многом улучшилась, но качественная составляющая ухудшилась. В частности, другой проблемой явилось то, что дети из многодетных семей иммигрантов в большинстве случаев идут в экстремистско-настроенные группировки, ухудшая тем самым криминогенную обстановку. Наблюдается сверхпреступность среди иммигрантов. По данным французской статистики на апрель 2002г. «из 49810 задержанных -10670 были иностранцами, что составляло 21,4%, хотя в составе населения их около 6-7%»17. По статистике среди выходцев из афро-азиатских стран больше больных туберкулезом, носителей СПИДа18.
Еще одной немаловажной проблемой является образование целых кварталов в европейских городах, населенных арабо-мусульманскими народами, чья религия, культура вступает в острое противоречие с образом жизни коренных жителей. В результате коренное население становилось изолированным и маргинализированным.
До сих пор достаточно острой остается проблема школ для иммигрантов. Так, например, дети коренных французов уходят в частные школы. А дети иммигрантов чаще сталкиваются с проблемами недостаточной образованности в семье, сложившимися стереотипами, плохим знанием французского языка у родителей. В 2004 году был принят закон, согласно которому родителям, не записывающих своих детей в школу, грозило 6 месяцев тюрьмы и штраф в размере 7500 евро. Проводимые исследования школьной политики говорят о том, что этнический фактор, а также политика мультикультурализма ставит под угрозу государственные идеалы и ценности. Такая же проблема существует и в Великобритании19.
Немаловажным становится и тот факт, что с год от года увеличивается уровень расистских настроений среди коренных жителей европейских стран. В 2000 году по проводимым соцопросам во Франции было выявлено: 43% опрошенных полагают, что они «скорее» или «немного» расисты, 28% считают себя «совсем не расистами» и 26% – «неявными расистами»20. «Предметом» расистских настроений являются в первую очередь магрибинцы (75%), их второе поколение (55%), «черные» (44%), цыгане (41%).21 По данным опроса, изучающего степень обеспокоенности возрастанием роли ислама в политике и восприятия угрозы исламского терроризма, проведенного в 2004 г.22, европейцы в странах проживания диаспор еще не созрели до осознания необходимости такого «согласования ценностей». Они отмечают взаимосвязь возрастающего среди мусульман чувства конфессиональной идентичности и стремления сохранять отличный от европейцев образ жизни и мыслей и испытывают тревогу по этому поводу. Так, 88% немусульманского населения ФРГ обеспокоено тем, что мусульмане «хотят остаться отличными от общества», и 66% полагают, что их чувство религиозной идентичности возрастает. В Великобритании выразили обеспокоенность этими тенденциями 61 и 63% соответственно. Другие данные также говорят о более низкой степени напряженности в отношении британцев к праву мусульман на выражение своей идентичности. Так, запрет на ношение женщинами головного платка одобряют лишь 29%, а 62% воспринимают эту инициативу отрицательно, тогда как в ФРГ 54% за такой запрет и 40% – против. То же самое прослеживается и в восприятии мусульман как религиозной группы. В ФРГ лишь 40% опрошенных относятся к представителям этой конфессии положительно, а 47% – отрицательно. Тогда как 72% британцев относятся к мусульманам как к религиозной группе положительно и лишь 14% – отрицательно23.