Проблема адаптации мигрантов в странах Европы и в России (современное состояние и перспективы развития)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 11:57, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявить перспективы развития иммиграционной политики в странах Запада и в России по решению проблем адаптации иностранных граждан.
Для этого ставятся следующие задачи:
1.Выявить проблемы адаптации иммигрантов в странах Запада (Франции, Великобритании, Германии) и в России.
2. Сравнить политику европейских стран и России в отношении иммигрантов на современном этапе.
3. Рассмотреть тенденции развития иммиграционного законодательства и на этой основе сделать вывод относительно путей решения проблем адаптации иммигрантов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Иммигранты в России и в странах Западной Европы: сравнительный анализ 4
Глава 2. Перспективы путей решения проблем адаптации иммигрантов в странах Европы и в России 16
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Проблема адаптации мигрантов в странах Европы и в России (современное состояние и перспективы развития).docx

— 76.56 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский Государственный  университет

Факультет международных отношений

 

 

 

 

Аналитическая практика на тему:

«Проблема адаптации мигрантов  в странах Европы и в России (современное состояние и перспективы  развития)»

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса кафедры

Европейских исследований

Дьяконова Екатерина Александровна.

 

Руководитель:

кандидат исторических наук,

доцент кафедры Европейских исследований

Грецкий Игорь Владимирович.

 

 

Санкт-Петербург

2012 г. 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Иммигранты в России и в странах  Западной Европы: сравнительный анализ 4

Глава 2. Перспективы путей решения проблем  адаптации иммигрантов в странах  Европы и в России 16

Заключение 18

Список  литературы 20

 

 

 

Введение

В связи с усилением  тенденций глобализации и соответственно иммиграционных потоков, одним из приоритетных направлений политики государств является интеграционная политика по отношению  к иммигрантам. Нужно отметить, что  история всех стран непременно связана  с процессами переселения людей, ищущих лучших условий жизни, осваивающих  новые территории или стремящихся  выжить в условиях войны и других глобальных катаклизмов.

XX век характеризовался значительными изменениями в характере и направлении миграции. Технический прогресс, доступность транспорта и средств связи значительно увеличили масштабы миграции. Кроме того, мировые войны приводили к созданию огромных потоков беженцев, перемещенных лиц. 70-е годы характеризовались стремлением, прежде всего, западных стран переманивать друг у друга высококвалифицированных кадров, что получило название «утечки мозгов».

Международная миграция играет на сегодняшний день большую роль в развитии общества, все больше государств принимает активное участие в разрешении миграционных вопросов. Не существует общей концепции управления миграционными потоками, каждая страна проводит свой политической курс в этой области исходя из специфики своего экономического, социального и культурного развития.

Традиционными направлениями  миграционной политики являются иммиграционный контроль и интеграция иностранцев, однако многие западные страны развивают  новые направления – оказания внешней помощи, прямое иностранное  инвестирование и внешнеторговая политика по сдерживанию чрезмерного потока иммигрантов. При этом процессы глобализации выводят миграционную политику с  государственного на наднациональный уровень.

Таким образом, миграционная политика предполагает определенную систему  принципов, целей, задач, при помощи которых государство и другие политические акторы стремятся регулировать миграционные потоки.

Миграционная политика призвана уменьшать отрицательные последствия  миграции и в то же время извлекать  все преимущества от притока иммигрантов. При этом важной задачей становится решение проблем адаптации мигрантов. Для мигрантов, в равной мере как и для принимающей стороны, важно формирование и сохранение среды, способствующей безболезненному вхождению прибывших людей в существующий на новом месте социум1.

Социальная адаптация  мигрантов – это деятельность, направленная на оптимизацию взаимоотношений  человека с окружающей средой, с  одной стороны, и изменением самой  среды в целях приспособления ее к интересам жизнедеятельности  человека на новом месте жительства – с другой.

Адаптация протекает более  или менее легко в том случае, если социальные нормы, предъявляемые  личности, не сильно отличаются от уже  освоенных ею. Если же нормы и правила существенно отличаются, то процесс адаптации затягивается2.

Целью данной работы является выявить перспективы развития иммиграционной политики в странах Запада и в России по решению проблем адаптации иностранных граждан.

Для этого ставятся следующие  задачи:

1.Выявить проблемы адаптации  иммигрантов в странах Запада (Франции, Великобритании, Германии) и в России.

2. Сравнить политику европейских стран и России  в отношении иммигрантов на современном этапе.

3. Рассмотреть тенденции  развития иммиграционного законодательства  и на этой основе сделать  вывод относительно  путей решения  проблем адаптации иммигрантов.

 

 

Глава 1. Иммигранты в России и в  странах Западной Европы: сравнительный  анализ

 

Статистические данные по иммиграционным потокам в страны Запада и Россию

Рассмотрим статистические данные иммиграционных потоков во Франции, Германии, Великобритании и России.

По статистическим данным во Франции на 2004 год насчитывалось около 1,7 миллионов иммигрантов из стран ЕС. Количество иммигрантов из Восточной Европы и стран Ближнего Востока составляло 250 тысяч по данным на 2004 год3. Растет число иммигантов из неевропейских стран. В 2004-2005 годах иностранцев из арабских стран (в основном из Морокко и Алжира)  насчитывалось около 1,5 миллиона. Именно выходцы из Алжира и Марокко способствуют увеличению демографического роста (по 100 тысяч иммигрантов из каждой страны). В середине 2004 года во Франции насчитывалось 570 тысяч иммигрантов из Африки, что на 45% превышало показатель 1999 года. Также на территории Франции насчитывалось около 400 тысяч человек из Турции, также отмечался процесс образования китайских этнических сообществ, число китайцев составляло около 1 млн., еще один пример вьетнамцы количество которых достигало 200 тысяч4;

В Германии официальная статистика зафиксировала, что в настоящее время иностранцы общим числом 7,33 млн. человек составляют 8,9% населения Германии. Лишь 25% старых и новых иммигрантов в ФРГ происходят из стран Европейского союза (на первом месте здесь находятся более 600 тыс. итальянцев)5, остальные – из-за его рубежей6. В одном только Берлине существует русскоязычная диаспора, «русских» в городе насчитывается уже 300 тыс.7, 100 тыс. новых пришельцев в ФРГ составляют евреи, проходящие по немецкой статистике под мало что раскрывающим понятием «контингентные беженцы», выходцы из России и республик бывшего СССР8. За 40 лет прирост населения за счет иммиграции составил 6,5 млн. человек9. При этом в ФРГ проживают 3,2–3,5 млн. мусульман, около 800 тыс. из них обладают гражданством, что затрудняет статистически достоверный анализ по национальной принадлежности, большая часть этих граждан – этнические турки. Около 1,8 млн. из мусульман, не являющихся гражданами ФРГ, – также турецкого происхождения, 200 тыс. – выходцы из бывшей Югославии, 80 тыс. – марокканцы, 100 тыс. – иранцы, 70 тыс. – афганцы10.

В Великобритании численность иммигрантов в Британии за последние два десятилетия удвоилось и достигло 6,7 млн. человек, что составляет сегодня 11% от общего населения страны. Одним из важнейших факторов, повлиявших на численность населения, стал приток иммигрантов-рабочих из Польши, Литвы и других восточноевропейских стран11. Если говорить об иммигрантах исламского мира в Великобритании, то следует отметить, что до конца 1950-х годов присутствие мусульман было незначительным. Именно этот период – время распада колониальной системы и роста потребности в рабочей силе на волне развития индустриальных производств – стал точкой отсчета формирования мусульманской диаспоры. Сегодня она составляет как минимум 1,6–1,8 млн. человек, около 1 млн. из них имеют пакистанское, индийское и бангладешское происхождение12. На сегодняшний день преобладающее число мигрантов прибывают из Пакистана, Бангладеш, Турции, Алжира и Нигерии, но к этим странам добавились еще и Афганистан, Сомали, Босния, Ирак, бывшая Югославия13.

Иммигранты, прибывающие  в Российскую Федерацию на постоянное место жительства из-за рубежа, являются в подавляющем своем большинстве  выходцами из стран – бывших республик СССР. Количество мигрантов в России составляет около 13,3 млн., при этом на российских рынках труда работают от 3 до 5 млн. нелегальных иммигрантов, что превышает показатели нелегальной иммиграции в странах Европы.  Доля прибывающих из стран СНГ в общем числе прибывающих в Россию составляла в 1997-2009 годах от 93% до 96%. В 2010 году их доля несколько сократилась - по данным оперативного текущего учета она составила 89,7% (93,6% в 2009 году по данным годовой разработки), а доля иммигрантов из стран Балтии и Грузии, вышедшей в августе 2009 года из состава Содружества Независимых Государств, – 3,7% (3,2%)14.

 

Проблемы  адаптации иммигрантов 

Одними из приоритетных направлений  для государств Европы в середине 20 века в миграционной политике были удовлетворение спроса на рабочую силу, а также улучшение демографической ситуации. При этом европейские государства, проводя иммиграционную политику, старались максимально создать условия для безконфликтного  вхождения иностранцев в новую для них социальную среду. Данная политика проводилась в рамках принятого 16 декабря 1966 г. резолюцией ООН Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах, который закрепляет право на труд, на достаточный уровень жизни, а также Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., закрепляющего право не подвергаться пыткам, на равную защиту закона и др. Немаловажное значение имеют Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны от 13 декабря 1985 г.15

Однако, эта политика повлекла за собой иные трудности интеграции иммигрантов в европейское сообщество. Впоследствии, разрешение на въезд в страну по семейной линии, строительство социального жилья, привело к росту нелегальной семейной иммиграции, которая требовала больших расходов государства, в  то же время она приобрела специфические культурно-религиозные и политические черты, которые противоречили принципам национальной идентичности европейского общества, что обострило проблему адаптации иммигрантов.

В начале XXI в. Европейские страны, в том числе Англия, Франция и Германия, принимающее наибольшее количество иммигрантов, столкнулась с наиболее ощутимыми экономическими трудностями иммиграционной политики предыдущих лет. Социальные выплаты семьям иммигрантов являлись  косвенной причиной роста напряженности в европейском обществе, выплачивающему налоги свокму государству. В 2002 году во Франции было зафиксировано, что около 9 % семейных пособий уходит иммигрантам. Согласно существующим законам во Франции дети иммигрантов-нелегалов получали свободный доступ к образованию. Все иностранцы получали медицинскую страховку при предъявлении «документа о наличии жилья и свидетельства об ожидании вида на жительство»16. Налоги иностранцы обязаны были платить государству с первой зарплаты. Понятно, что в случае если иммигрант работает нелегально, то налоги он не выплачивает, что создает проблемы в области государственного налогового регулирования.

Демографическая ситуация в европейских странах во многом улучшилась, но качественная составляющая ухудшилась. В частности, другой проблемой явилось то, что дети из многодетных семей иммигрантов в большинстве случаев идут в экстремистско-настроенные группировки, ухудшая тем самым криминогенную обстановку. Наблюдается сверхпреступность среди иммигрантов.  По данным французской статистики на апрель 2002г. «из 49810 задержанных -10670 были иностранцами, что составляло 21,4%, хотя в составе населения их около 6-7%»17. По статистике среди выходцев из афро-азиатских стран больше больных туберкулезом, носителей СПИДа18.

Еще одной немаловажной проблемой является образование целых кварталов в европейских городах, населенных арабо-мусульманскими народами, чья религия, культура вступает в острое противоречие с образом жизни коренных жителей. В результате коренное население становилось изолированным и маргинализированным.

До сих пор достаточно острой остается проблема школ для иммигрантов. Так, например, дети коренных французов уходят в частные школы. А дети иммигрантов чаще сталкиваются с проблемами недостаточной образованности в семье, сложившимися стереотипами, плохим знанием французского языка у родителей.  В 2004 году был принят закон, согласно которому родителям, не записывающих своих детей в школу, грозило 6 месяцев тюрьмы и штраф в размере 7500 евро. Проводимые исследования школьной политики говорят о том, что этнический фактор, а также политика мультикультурализма ставит под угрозу государственные идеалы и ценности. Такая же проблема существует и в Великобритании19.

Немаловажным становится и тот факт, что с год от года увеличивается уровень расистских настроений среди коренных жителей европейских стран. В 2000 году по проводимым соцопросам во Франции было выявлено: 43% опрошенных полагают, что они «скорее» или «немного» расисты, 28% считают себя «совсем не расистами» и 26% – «неявными расистами»20. «Предметом» расистских настроений являются в первую очередь магрибинцы (75%), их второе поколение (55%), «черные» (44%), цыгане (41%).21 По данным опроса, изучающего степень обеспокоенности возрастанием роли ислама в политике и восприятия угрозы исламского терроризма, проведенного в 2004 г.22, европейцы в странах проживания диаспор еще не созрели до осознания необходимости такого «согласования ценностей». Они отмечают взаимосвязь возрастающего среди мусульман чувства конфессиональной идентичности и стремления сохранять отличный от европейцев образ жизни и мыслей и испытывают тревогу по этому поводу. Так, 88% немусульманского населения ФРГ обеспокоено тем, что мусульмане «хотят остаться отличными от общества», и 66% полагают, что их чувство религиозной идентичности возрастает. В Великобритании выразили обеспокоенность этими тенденциями 61 и 63% соответственно. Другие данные также говорят о более низкой степени напряженности в отношении британцев к праву мусульман на выражение своей идентичности. Так, запрет на ношение женщинами головного платка одобряют лишь 29%, а 62% воспринимают эту инициативу отрицательно, тогда как в ФРГ 54% за такой запрет и 40% – против. То же самое прослеживается и в восприятии мусульман как религиозной группы. В ФРГ лишь 40% опрошенных относятся к представителям этой конфессии положительно, а 47% – отрицательно.  Тогда как 72% британцев относятся к мусульманам как к религиозной группе положительно и лишь 14% – отрицательно23.

Информация о работе Проблема адаптации мигрантов в странах Европы и в России (современное состояние и перспективы развития)