Данную проблему обостряет
и тот факт, что, например, в Великобритании
в плане образования и востребованности
на рынке труда мусульмане – самое отстающее
меньшинство. Безработица среди них составляет
15% (по сравнению с 5% в среднем по остальным
группам населения). Те же 15% мусульман
проживают в беднейших кварталах (по сравнению
с 4,4% представителей остального населения).
Наконец, более чем в 60% мусульманских
семей основным кормильцем является лицо
с низким уровнем доходов, а посещаемость
детьми школьного возраста общеобразовательных
школ ниже национального уровня24.
Этому способствует и укрепление
мусульманской религии и культуры
в европейский странах, что вызывает
протест местного населения. Особенно
в случае усиления исламских движений.
Нужно отметить, что французское общество
особенно остро восприняло массовые беспорядки
2005 года. Несмотря на то, что политическое
руководство зафиксировало тот факт25, что не только иммигранты принимали
участие в погромах, в понимании французов
эти беспорядки были связаны исключительно
с действиями выходцев из мусульманских
стран.
Как показывают исследования,
иммиграционная политика в европейских
государствах в XX веке привела к изменению
этнического состава населения Франции,
Германии, Великобритании появлению культурных,
религиозных и этнических меньшинств,
которые не смогли по ряду причин быть
интегрированными во французское общество
на правах «равных».
Во-первых, большинство населения
Франции обеспокоено наплывом иммигрантов
из мусульманских стран, что, по их мнению,
ведет к размыванию «национальной
идентичности» французского общества,
его традиций и устоев26.
Во-вторых, сами национальные
меньшинства зачастую не стремятся
интегрироваться в социальную структуру
государства, что связано с достаточно
высокими социальными выплатами из средств
государственного бюджета. Они отказываются
искать работу, а значит не относятся к
числу налогоплательщиков. Это вызывает
недовольство у граждан страны, активно
участвующих в экономической жизни.
В-третьих, стремление иммигрантов
концентрироваться в определенных
районах ведет к возникновению
проблем безопасности, угрозе личности
и государству в целом. В районах
«гетто» очень высок процент
преступности по сравнению с благополучными
районами, что также не может не
вызывать обеспокоенность у коренного
населения Франции.
В-четвертых, выход ислама
на позиции второй религии в стране
также представляет немаловажную проблему,
так как он не является традиционной
религией для Франции. В то же время
позиция ислама достаточна сильна,
так как он имеет возможность стать консолидирующем
фактором для разрозненных этнических
общностей. А это во многом усложняет процессы
ассимиляции иммигрантов во французское
общество, делая их потенциально опасными
для него.
Иммиграция является одной
из наиболее актуальных проблем не
только в европейских странах, но
и на территории постсоветского пространства,
требующих всестороннего анализа
и консолидированных усилий по его
урегулированию. В настоящее время
Россия переживает «миграционный бум»
— в страну едет большое количество
граждан из республик Содружества.
Российское руководство, в свою очередь,
делает попытки к урегулированию
миграционных потоков и учету
прибывающих граждан. Для России
в принципе присуще такие же проблемы
адаптации иммигрантов как и для европейских
стран.
Однако свою роль сыграл
и исторический фактор, достаточно
длительное существование многонационального
государства - Советского Союза, основанного
на принципе социалистического федерализма,
что в свою очередь способствовало
развитию большей толерантности
российского населения к лицам
других национальностей, а другой стороны,
привело к отставанию российского
законодательства в сфере иммиграционного
регулирования. А этот фактор на данный
момент усложняет процессы адаптации
иммигрантов в российский социум.
Распад СССР, массовые миграционные потоки
российского населения из союзных республик
под давлением национальной элиты, приводили
к росту ксенофобских настроений в российском
обществе. При этом в общий поток иммигрантов
вливались потенциально конфликтные пары
этносов, и даже откровенно преступные
и террористические элементы, иммиграция
в итоге несла в себе возросшую угрозу
не только национальной безопасности
Российского государства, но и личной
безопасности буквально каждого отдельно
взятого жителя России. При этом наиболее
конфликтогенным регионом являлся и является
Северный Кавказ, а события в Чечне привели
к формированию негативного восприятия
не только самих чеченцев, но и всех кавказцев
вообще, даже выходцев из других постсоветских
республик.
На сегодняшний момент
проблемы адаптации иммигрантов
в России заключаются в следующем:
- С составе прибывающих в Россию из-за рубежа мигрантов, преобладают лица, имеющие низкий уровень образования, квалификации, со слабым знанием русского языка, норм общения и правил проживания в нашей стране, культуры российского населения. Все это затрудняет их трудовую и социально-культурную адаптацию, обусловливает рост социальной напряженности в регионах, где высоки показатели миграционного притока27.
- Нерегулируемая миграция является существенным социальным фактором межнациональной напряженности в ряде регионов России и возникновения ксенофобии в индивидуальном и массовом сознании, которые весьма затрудняют приживаемость мигрантов на новом месте жительства, их социальную адаптацию. На основании данных социологического опроса, проведенного Центром изучения миграционной политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в массовом сознании сложился устойчивый синдром неприятия «инородцев» вообще. Это неприятие проявляется вдвойне, если «инородцы» неславянского происхождения. Преобладает негативное отношение к мигрантам, представляющим кавказские этнические группы (66%). Причем оно выражается независимо от гражданства и вероисповедания представителей этих категорий мигрантов. Аналогично, преобладают отрицательные оценки в отношении выходцев из азиатских стран, входящих в СНГ, а также Вьетнама и Китая (67%)28.
- Еще одна социальная проблема - отношение к мигрантам как к «чужакам2, ущемление их законных прав, в бюрократическом произволе, коррупции и других негативных формах. Данные опроса различных категорий мигрантов свидетельствуют, что почти 40% опрошенных были наняты на работу без заключения с ними официального трудового соглашения (контракта); 20% - сталкивались с нарушением законов при получении вида на жительство или регистрации (среди вынужденных беженцев и переселенцев доля таких составила 32,4%); 15,2% - с вымогательством (сотрудников милиции, миграционной службы и др.)29.
- Нежелание ассимилироваться в российскую среду приезжих иммигрантов, стремление к созданию замкнутых, обособленно живущих и преследующих только собственные интересы сообществ, своего рода непрозрачных клановых структур30.
Политика европейских
стран и России в отношении
иммигрантов
Для решения проблем адаптации
иммигрантов европейские страны
и в целом ЕС проводят определенную
миграционную политику, по следующие направлениям:
- Улучшение правового положения иностранцев и либерализации правил получения гражданства. Например, В 2003 году была принята директива Совета Европы, согласно которой иностранцы, легально проживающие на территории ЕС не менее 5 лет и имеющие вид на жительство, получают равные права с гражданами ЕС в ряде областей (доступ к рабочим местам на едином рынке, условия труда и его оплаты, образование и его подготовка, социальное страхование, предоставление налоговых льгот, свобода передвижения)31. И эти правила включаются в национальное законодательство стран-членов.
- Развитие антидискриминационной практики. Среди рассматриваемых в данной работе стран только Великобритания имеет антидискриминационное законодательство. В частности принята серия законов о расовых отношениях и поправок к ним, создана Комиссия по расовому равенству.
- Политическая интеграция иностранного населения. Великобритания, например, наделила почти полными политическими правами выходцев из стран Содружества. В ФРГ и во Франции иностранцы включаются в консультативные органы при государственных органах власти на федеральном и региональном уровне. Консультативные органы обладают только совещательными и информационными функциями32.
- Правительственные инициативы в сфере занятости. В Германии интеграционная политика нацелена на профессиональную подготовку иммигрантов, подкрепляемую обучением языку. В Великобритании с 1998 г. осуществлялась программа борьбы с застойной безработицей среди молодежи New Deal for young people33. В отдельных районах Германии с 2003 г. реализуется проект по снижению безработицы среди выходцев из третьих стран34. Во Франции иммигранты и их организации совместно с предпринимателями проводят специальные кампании по обеспечению нормальных межрасовых отношений в сфере труда.
- Адаптации системы образования. Языковая подготовка стала одной из главных составляющих интеграционной политики развитых стран35.
- Жилищная политика призвана решить проблемы «гетто». Так, в Германии еще в 1977 г. был установлен «потолок» численности иностранных жителей в районе - не более 12% от его населения. Городские советы Кельна, Лиона и Лондона все новое жилье, предназначенное для сдачи в аренду, резервировали для местного населения. В Германии правительство проводит городскую политику интеграции, ориентированную на регенерацию целых кварталов в целях улучшения в них социального климата36.
- Мероприятия в области здравоохранения. Важнейший элемент государственной политики в области здравоохранения - проведение мероприятий, содействующих получению мигрантами основных медицинских услуг. В европейских странах, в частности Великобритании, для работы в медицинских учреждениях традиционно привлекается персонал из этнических меньшинств. Работающие при этих учреждениях так называемые координаторы информируют иммигрантов о медицинских услугах и помогают получить к ним доступ.
- Социальное обеспечение. Всем легально проживающим иммигрантам предоставляется доступ к системе социального обеспечения.
- Программы адаптации и обустройства вынужденных мигрантов. В отношении большинства пришлых жителей правительственные интеграционные мероприятия ограничиваются лишь сферой образования: языковой и профессиональной подготовкой, знакомством с принимающей страной и т.п. Во Франции правительственные мероприятия в отношении беженцев, получивших официальный статус и возобновляемый вид на жительство, носят комплексный характер и включают их обучение французскому языку, профессиональную подготовку, трудоустройство, предоставление жилья, обеспечение прав на социальную защиту37. Большим размахом также отличаются программы приема соотечественников из других стран. В ФРГ активная интеграционная политика такого рода проводится на протяжении уже нескольких десятилетий. Этнические немцы уравнены во всех правах с немецкими гражданами в конституционном порядке. Закон «О высланных лицах и беженцах» 1953 г. и последующие нормативные акты предоставили переселенцам немецкого происхождения из Восточной Европы и их потомкам доступ к системе полноценной интеграции в немецкое общество38.
- Налаживание диалога культур и религий. Важным аспектом управления европейской интеграционной политики является обеспечение пришлому населению права на культурную автономию. Наибольшие усилия, нацеленные на удовлетворение потребностей мигрантов в изучении родного языка и сохранении своей культуры, были предприняты в сфере образования. Так, во Франции в школах, расположенных в районах с высокой концентрацией пришлых жителей, практикуется обучение их детей языку и культуре стран происхождения учителями из этих же стран. Вопросы сосуществования разных религий решаются в развитых обществах на основе формального отделения церкви от государства (как, например, во Франции) или же путем официального признания нескольких религий (в Германии и Великобритании). Однако подобные инициативы, поддерживая культурную самобытность, подчас приводят к усилению фрагментации социума на различные этнокультурные и религиозные общности. К тому же мультикультурные практики находят все меньшую поддержку среди местного населения39. В целях противодействия этноконфессиональной сегрегации и напряженности в обществе власти принимают и некоторые ограничительные меры. В целом ряде стран, в частности во Франции, в школах, расположенных в районах концентрации мигрантов, руководству учебных заведений рекомендуется устанавливать определенные процентные «потолки» учеников одного этноса (в Великобритании - учащихся одной веры). Во Франции и Германии ученикам и учителям государственных школ запрещается носить знаки религиозной атрибутики; под этот запрет в первую очередь подпадают головные платки. Учитывая общественные настроения, власти могут принимать аналогичные решения и в отношении других общественных мест, а не только школ.
Иммиграционное законодательство
России отстает от по многим параметрам
от европейского, как в целом и миграционная
политика. Основным документом, регламентирующим
правовой статус иностранцев в России,
является Федеральный закон от 25.07.2002 №
115-ФЗ «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации». Согласно
ст. 4 данного Закона иностранные граждане
пользуются в Российской Федерации правами
и несут обязанности наравне с гражданами
РФ, за исключением случаев, предусмотренных
федеральным законом40.
Так, иммигранты ограничены
в политических правах. Согласно ст.
12 Закона иностранные граждане в
Российской Федерации не имеют права
избирать и быть избранными в федеральные
органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов
РФ, а также участвовать в референдуме
Российской Федерации и референдумах
субъектов РФ41.
Процедуры получения виз,
вида на жительство, гражданства во
многом схожи с европейскими. Временное
разрешение выдается на три года. При этом
правительство утверждает квоты на количество
выдаваемых разрешений исходя из демографической
ситуации в конкретном регионе РФ и возможности
обустроить иностранных граждан данным
регионом.
Вид на жительство может
получить иностранный гражданин, проживший
в РФ не менее одного года по временному
разрешению. Вид на жительство выдается
иностранному гражданину на 5 лет.
Иностранные граждане имеют
право на свободу передвижения в
личных или деловых целях в
пределах Российской Федерации на основании
документов, выданных или оформленных
им в соответствии с федеральным
законодательством о правовом положении
иностранных граждан, за исключением
посещения территорий, организаций
и объектов, для въезда на которые
в соответствии с федеральными законами
требуется специальное разрешение42. Перечень этих территорий,
утверждается Правительством РФ.
Российское правительство
не регламентирует права иммигрантов
в области образования, здравоохранения,
социального обеспечения, трудоустройства
и не проводит жилищной политики. По
трудовому законодательству иммигранты
в России оказываются в более бесправном
положении, чем иностранные граждане в
Европе.
Тем не менее усугубляющиеся
проблемы, связанные с притоком иммигрантов,
вынуждают правительство РФ пересматривать
свою иммиграционную политику. В частности
в России действует программа адаптации
и обустройства вынужденных мигрантов.
В частности с 2006 года действует Государственная
программа по оказанию содействия добровольному
переселению в российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом. Однако данная
программа оказалась достаточно неэффективной,
в виду слабой информативности, пассивности
местных властей, а также недостаточно
проработанного вопроса с трудоустройством
и соцобеспечением43.
Таким образом, можно констатировать
тот факт, что миграция населения важна
как для России, так и для стран Западной
Европы, которые стремятся решить проблемы
старения населения и которые нуждаются
в трудовых ресурсах. Однако вместе с тем
неэффективность мер иммиграционного
регулирования приводит к проблемам адаптации
иммигрантов. Основные иммиграционные
потоки в страны Западной Европы идут
из развивающихся стран, население которых
имеет низкое образование, а претендуя
на равные права с коренным населением,
вызывают только рост напряженности в
обществе. Более того, огромным препятствием
на пути интеграции становится различия
в культуре и религии народов, что является
наиболее острой проблемой для европейских
стран в плане адаптации пришлого населения.
Россия в сфере культурного диалога, с
одной стороны, находится в более выгодном
положении, так как умеет гораздо успешнее
находить с диаспорами общий язык в виду
долгого существования многонационального
государства - СССР. Но, тем не менее, она
во многом отстает в развитии иммиграционного
законодательства европейских стран,
что не дает возможности решить проблем
адаптации иммигрантов, основная масса
которых едет из стран СНГ. При этом многие
из них имеют трудности с русским языком,
не имеют даже среднего образования, а
в результате нерагламентированности
их прав в области здравоохранения и образования
ложатся тяжелым грузом на бюджет государства.
Все это вызывает рост недовольства коренного
населения и затрудняет процессы их адаптации.
Глава 2. Перспективы путей
решения проблем адаптации иммигрантов
в странах Европы и в России
Несмотря на относительную
политическую и экономическую стабильность
развитых стран Западной Европы, большинство
из них, как было отмечено в первой главе,
сталкивается, с проблемами адаптации
иммигрантов. В основном проблемы адаптации
присущи для иммигрантов из развивающихся
стран, которые имеют низкое образование,
придерживаются иного вероисповедания,
чтят складывающиеся веками традиции
и культуру, которая чужда европейцам.
В результате, наблюдается постепенное
ужесточение иммиграционного законодательства
в европейских странах, с целью привлечения
более высококвалифицированных кадров
в страну и ограничения числа нелегалов
в страну. Так иммигранты, приезжающие
в страну из-за пределов ЕС, должны будут
заключать специальный контракт, обязуясь
выучить французский язык, уважать культурные
традиции страны пребывания и французский
образ жизни. С 2007 г. предусмотрено обязательное
прохождение анализа ДНК, наличие стабильных
источников дохода при воссоединении
семей иммигрантов. Кроме того, отменяется
правило, позволявшее иммигрантам получить
французское гражданство спустя 10 лет
проживания во Франции.44